Рабочая программа курса внеурочной деятельности Декоративно-прикладное искусство

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
г. Магнитогорска






Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Декоративно-прикладное искусство»
Возраст обучающихся: 11-12 лет






Автор-составитель: Агеева О.В.,
учитель технологии МОУ «СОШ №8»



Магнитогорск, 2015

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Декоративно-прикладное искусство»

Направленность программы – художественно-эстетическая.
Старинное искусство вышивки лентами необычайно привлекательно и в наши дни. Ленты – шелковые, атласные, капроновые позволяют не только придать объем рисунку, передать природные сочетания цветов и оттенков, но и выполнить задуманную работу достаточно быстро. Из лент можно собирать отдельные детали – банты, цветы, фрукты, ягоды, придавая им дополнительный объем: такие мотивы можно просто нашивать на ткань.
В вышивке шелковыми лентами можно применять самые разные материалы – нитки, пряжу, бусины, и многое другое. В вышивке можно использовать ленты из различных материалов, разной ширины и плотности. Идеальны для работы ленты из натурального шелка. Самый доступный материал для вышивки – атласные ленты.
Программа рассчитана на одногодичный цикл обучения учащихся для средней  школы в возрасте 11-13 лет.  Программа  является целостным интегрированным курсом,  включает основы художественного изображения, учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности учащихся младшего школьного  возраста. Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при  сохранении традиций  российской  школы,  в области  изобразительного  искусства, трудового обучения. Программа разработана с целью выявить, развить способности учащихся, учитывая их интересы и наклонности.
1. Актуальность программы заключается в том, что через нее педагогу предоставляется возможность осуществить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, прививать любовь к творчеству развивать чувство красоты, художественно – эстетический вкус. Через развитие творческих способностей осуществлять нравственное воспитание детей, воспитывать чувство к прекрасному, желание сделать кому – либо приятное (подарить свою работу и т. д.).
2. Новизна программы: заключается в необычности выбранного рукотворчества.
3. Цель программы: Способствовать развитию и формированию эстетической культуры личности средствами вышивания шелковыми лентами. Создать психолого-педагогические условия для формирования успеха и самовыражения личности каждого воспитанника.
4. Задачи программы:
1. Учить чувствовать красоту, развивать у ребят художественно – эстетический вкус.
2. Воспитание трудолюбия, уважения к народному искусству.
3. Воспитание чувства взаимопомощи, аккуратности.
4. Научить подбирать материал по цветовой гамме, фактуре, размеру.
5. Обучить выполнению изделий по схеме и собственному замыслу.
5. Основными функциями программы являются:
обучающая:
обучение новому виду деятельности; углубить и расширить знания о некоторых видах женского рукоделия;
формировать интерес к декоративно – прикладному искусству.

развивающая:
развитие творческих способностей ребенка, образного мышления, творческих способностей;
эстетический и художественный вкус;
содействовать формированию всесторонне развитой личности
воспитательная:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитывать нравственные качества у детей;
формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
просветительская:
стимулирование интереса к декоративному творчеству.
коммуникативная:
объединение детей в коллектив, установление новых контактов.
досуговая:
создание благоприятной атмосферы, организация досуга в соответствии с интересами каждого ребенка.
6. Принципы программы:
а). Принцип самодеятельности: ребята сами выбирают, каким видом деятельности будут заниматься, без специального глубокого обучения, они свободно могут развивать свои творческие способности.
б). Принцип самореализации: участники программы реализуют свои творческие способности.
в). Принцип целенаправленности: воспитанники учатся ставить перед собой реальные цели и стремятся достигать их.
г). Принцип оригинальности: девушки будут выдумывать и фантазировать.
7. Формы реализации программы:
- практикумы
- беседы
- выставки изделий
8. Методы:
- стимуляции и мотивации деятельности:
- общественное мнение
- поощрение
- похвала
9. Условия реализации программы
- программа рассчитана на школьников 11 – 13 лет
- общее количество – 34 часа, 1 раз в неделю.
Для освоения программы воспитанники получают определенный комплекс знаний и приобретают новые умения и навыки:
- комплекс специальных знаний, умений и навыков в декоративно – прикладном творчестве, умение применять их в быту и передавать другим людям;
- получать радость и удовлетворение от своего труда, радовать других своим творчеством;
- умение замечать прекрасное;
- развитие моторных навыков
Обучение проводится в двух направлениях:
Усвоение теоретических знаний.
Формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использоваться такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических заданий.
Программа способствует:
Развитию чувств красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
Приобщению детей к национально – региональным особенностям;
Умению находить варианты решения в работе;
Оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни.

Формы контроля:
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов, формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Традиционными стали участие в городских выставках и конкурсах.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
правила использования инструментов, приспособлений, правила безопасности труда;
историю развития культуры России;
виды технологической обработки материала;
иметь представлении о понятиях: эскиз, рисунок, мотив, орнамент, композиция, основные цвета, гармония, контраст;
способы окончательной обработки и оформления готовых изделий;
технологию изготовления простых изделий;
требования к качеству готового изделия.
Должны уметь:
пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов;
соблюдая правила техники безопасности труда выполнять различные виды ручных работ;
создавать банк идей и предложений;
выполнять эскизы и рисунок изделия;
выбирать оптимальный, лучший вариант;
определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;
организовать рабочее место для индивидуальной и коллективной трудовой деятельности при работе с разными материалами;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;
осуществлять декоративную оформление и отделку изделий;
рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности;
правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.












Базовый учебный план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов



Всего
Теория
Практика


Введение в программу. ПТБ. История вышивки лентами. Гармония цвета.
1
1



Материаловедение.
1
1



Стежки и техника вышивки.
4
1
3


Основные элементы вышивки
8
2
6


Панно
10
1
9


Сувениры
6
1
5


Оформление и посещение выставок работ учащихся
1

1


Экскурсии
2
2



Итоговое занятие
1
1



Итого
34
10
24


Учебно-тематический план
№ п/п

Название темы
Кол-во часов
Дата




По плану
Проведено


Вводное занятие. ПТБ. Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами
1
3.09
3.09

Материаловедение (1 ч.)


Подготовка ткани.
1
10.09
10.09

Стежки и техника вышивки (4 ч.)


Виды закрепок. Простой узелок
1
17.09
17.09


Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок
1
24.09
24.09


Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный
1
1.10
1.10


Шов «захват» и «полупетля»
1
8.10
8.10

Основные элементы вышивки (8 ч.)


Строение цветов. Цветок «незабудка»
2
15.10; 22.10
15.10; 22.10


«Бутон на стебельке»
2
29.10; 12.11
29.10; 12.11


Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты
2
19.11; 26.11
19.11; 26.11


Объемная роза «Паутинка», бутон розы пришивной.
2
3.12; 10.12
3.12; 10.12

Панно (10 ч.)


Незабудки
2
17.12; 24.12
17.12; 24.12


Белая лилия
3




Розы на решётке
3




Цветочная композиция
2



Сувениры (6ч.)


«Цветочная поляна» к празднику 8 марта
3




Топиарий «Цветочное дерево»
3




Оформление и посещение выставок
1




Экскурсии
2




Итоговое занятие
1




Итого
34





Содержание образовательной программы
Введение
Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами
Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за год;
познакомить с правилами поведения, безопасной работы;
выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами;
расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в искусстве, художественный вкус.
Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.
.

Материаловедение.
Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками
Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.
Оборудование: Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.
Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.
3. Стежки и техника вышивки
Цели: Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка» формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.
4.Основные элементы вышивки
Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны.
5.Панно
Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.
Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа: Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».
6.Оформление выставок. Посещение выставок.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.
Оборудование: работы учащихся, стенды
7.Экскурсия в ДКГ (на выставку «Вышитые фантазии»)
8.Итоговое занятие.
Цели: проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.

Условия реализации дополнительной образовательной программы
Для успешной реализации дополнительной образовательной программы «ДПИ» необходимо наличие следующих факторов:
Регулярное посещение занятий всеми участниками творческого объединения.
Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.
Столы для учащихся – 8 шт.
Стулья – 16 шт.
Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования для вышивки – 1 шт.
Материалы: ткань, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, ножницы, нитки, иглы, краски, карандаши, проволока, бумага.
Оборудование: утюг, швейная машинка, гладильная доска.
Методический материал: таблицы, схемы, иллюстрации, образцы изделий народных промыслов.





К концу обучения учащиеся получат возможность:

Личностные
Метапредметные
Предметные

Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
необходимые сведения о видах изученных народных художественных промыслов особенностях работы с материалами, инструментами .


Уметь
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию
- работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности
- импровизировать;
- работать в группе, в коллективе.






Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.


- полученные сведения о многообразии театрального искусства;
-красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект;
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания.

Литература

1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
2. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
3. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
4. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010


Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).













15