Рабочая программа элективного курса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» 9 класс











Рабочая программа элективного курса

«Дизайн и декоративно-прикладное искусство»

в 9 классе

базовый уровень












Составитель: Хохлова Т. Н.
учитель технологии
I квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 29»









г.о. Саранск

2015г.

Пояснительная записка
Статус документа
Авторская рабочая программа модульного курса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Разработана на основе программы «Технология. Трудовое обучение 5-11 классы» Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
ФГОС основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 года №1897)
Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312),
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009 года № 8212 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе»;
Рекомендательным письмом МО РМ от 12.04.2010 №1718;
Приказом МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия № 904 от 16.08.2011года;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Структура документа
Данная программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика модульного курса
Данный курс направлен на расширение и углубление некоторых моментов рассматриваемых в программе образовательной области «Технология», и включает в себя определение и рассмотрение новых понятий и актуальных вопросов подготовки учащихся. Позволяет расширить знания и совершенствовать умения и навыки по ведению дома, социально сориентировать учащихся в жизни, способствует формированию характера. Любая работа по дому требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием, которое в настоящее время имеется в каждой семье. Одновременно с этим она предоставляет возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого нельзя добиться высокой культуры труда. Необходимый уход (ремонт) за мебелью, сантехникой, обслуживание бытового оборудования, а часто и изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес и дает удовлетворительные результаты, возбуждает желание к последующей деятельности.
Автор программы предлагает собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Для курса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» характерно модульное построение программы, с целью учета интересов и склонностей учащихся. Содержание программы модульного курса предусматривает изучение материала по следующим модулям: «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн-проект».
Цели  курса: выявление у учащихся склонности к дизайнерской деятельности; формирование качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально – экономических условиях; развитие социальных и личностных компетенций учащихся, адаптация в социуме. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие в процессе овладения элементарными приемами техники конструирования из бумаги.
Задачи курса:
активизация творческого потенциала школьников;
овладение учащимися прикладными умениями художественной обработки различных материалов;
выявление и развитие у них коммуникативных способностей.
создать условия для формирования умения работать в группе;
дать представление о дизайне одежды как специфической художественно-творческой деятельности человека;
познакомить с историей возникновения и развитием дизайна за рубежом и в России;
получение опыта проектной деятельности на основе интеграции нескольких видов художественно-прикладных технологий;
развитие у обучающихся способностей к рефлексивному анализу;
освоение ими базовых теоретических знаний в сфере дизайнерской деятельности;
способствовать реализации интереса к художественному проектированию;
способствовать эстетическому восприятию, формированию у учащихся вкуса, творческого воображения.

Место предмета в базисном учебном плане
Курс «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» разработан для учащихся 9-х классов, рассчитан на 1 час в неделю, 17,5 часов в год.

Основные формы обучения:
при освоении художественно-прикладных технологий – индивидуальная и парная;
при дизайн-проектировании – работа  в малых группах (3-5 человек).
Основные методы обучения:
метод проектов;
метод проблемного изложения.
Оценку определяют с учетом следующих критериев

Оценка дизайн–объекта:
стилистическое единство;
оригинальность
функциональность (соответствие назначению, удобство в использовании);
композиционная целостность;
гармония цвета.

Оценка процесса работы:
проблемность (наличие проблемы в замысле);
технологичность (выбор оптимального варианта и его разработанность);
завершенность (законченность) работы;
эвристичность (наличие творческого компонента в процессе проектирования;
вариативность первоначальных идей, их оригинальность, нестандартность исполнительского решения и т.д.);
экономичность (оптимальность затрат на материалы и изготовление);
коммуникативность (высокая степень организованности группы, правильное распределение ролей и установление отношений ответственной зависимости).


Требования к уровню подготовки
Учащийся должен знать:
понятие “дизайн”, виды дизайна;
силуэтные формы, основные стили и цветовые решения дизайна;
понятия “проектирование” и “моделирование”;
источники творчества дизайнера;
основные понятия и базовые формы квиллинга;
базовые техники и стили скрапбукинга;
как работать в разных техниках с бумагой.
Учащийся должен уметь:
эскизировать по шаблону;
моделировать;
проектировать.



Учебно-тематический план

Подразделы и темы


Количество
учебных часов

Теория

Практика

Дизайн
8
4
4

Декоративно-прикладное искусство
8
2
6

Дизайн-проект
1,5

1,5

Итого
17,5


































Календарно-тематическое планирование

п/п
Наименование
модулей и тем
Вид занятия
Количество часов
Дата проведения занятия






Планируемая
Фактическая

1
Дизайн

8



1.1
История возникновения и развития дизайна. Основы дизайна
Лекция
1



1.2
Дизайн интерьера.
Гармония цвета в интерьере
Лекция
1



1.3
Стили интерьера. Современные направления в дизайне интерьера
Сообщения учащихся
1



1.4
Экология жилища. Эргономика. Зонирование
Лекция.
Беседа
1



1.5
Психология в дизайне
Лекция.
Беседа
1



1.6
Ландшафтный дизайн
Лекция.
Беседа
1



1.7
Профессия – дизайнер
Творческая встреча
1



1.8
Дизайн как художественно-проектная деятельность
Практическое
занятие
1



2
Декоративно-прикладное искусство

8



2.9
Виды декоративно-прикладного творчества
Лекция.
Беседа
1



2.10
Что такое квиллинг
Лекция. Практическое
занятие
1



2.11
Преобразование плоскостных форм квиллинга в объемные формы
Практическое
занятие
1




·2.12
Квиллинг в декоре предметов интерьера дома
Практическое
занятие
1



2.13
Что такое скрапбукинг
Лекция
1



2.14
Скрапбукинг в интерьере дома
Практическое
занятие
1



2.15
Программное обеспечение для скрапбукинга
Практическое
занятие
1



2.16
Изготовление предмета интерьера
Практическое
занятие
1



3
Дизайн-проект

1,5



3.17,5
Дизайн-проект "Декоративный предмет в интерьере".
Защита проекта
Презентация дизайн-проектов
1,5




Итого

17.5






Содержание программы
Модуль 1. Дизайн – 8ч
Тема 1. История возникновения и развития дизайна. Основы дизайна – 1 ч Теоретические сведения. Основные принципы дизайна. Теория возникновения дизайна. История дизайна в стилях.
Тема 2. Дизайн интерьера. Гармония цвета в интерьере – 1 ч
Теоретические сведения. Основы композиции, проектирования, моделирования. Эргономика и цветография. Дизайн как художественное конструирование предметной среды. Компьютерные технологии в дизайне интерьера. Компьютерное моделирование и дизайн интерьера жилого дома.
Практическое занятие. Цветовое решение интерьера с учетом особенностей помещения. Декоративная композиция для оформления интерьера.

Тема 3. Стили интерьера. Современные направления в дизайне интерьера – 1ч
Теоретические сведения. Способы организации пространства. Стили в интерьере (классический, эко-стиль, кантри, эклектика, авангард, этнический).

Тема 4. Экология жилища. Эргономика. Зонирование. – 1 ч
Теоретические сведения. Экологические требования к жилищу и к материалам, используемым в жилых помещениях. Понятие «эргономика», антропометрия. Разбивка помещения на зоны (вспомогательные и жилые помещения).
Практическое занятие. Составление плана комнаты (квартиры) с разбивкой на зоны.

Тема 5. Психология в дизайне – 1 ч
Теоретические сведения. Психология интерьера. Удобство и красота, далеко не все, на что способны дизайнеры интерьеров. Помимо создания обстановки в любом стиле - дизайн интерьера даже может стать воплощением лечебной концепции. Разве плохо, когда не только близкие и родные о нас заботятся, но и сам дом? «Психодизайн» - интерьер с учетом психологических и физиологических особенностей человека.

Тема 6. Ландшафтный дизайн – 1 ч
Теоретические сведения. Садово-парковое искусство. Художественно-графическое проектирование ландшафта. Декорация природного пространства с учетом расположения коммуникаций, водоемов, зеленых насаждений. Использование разнообразных материалов и объектов в создании ландшафта. Компьютерные технологии в дизайне ландшафта. Компьютерное моделирование ландшафтного дизайна.

Тема 7. Профессия – дизайнер – 1 ч
Теоретические сведения. Профессия в современности. Уникальные стороны профессии. Необходимые качества, обязанности, плюсы и минусы профессии. К чему нужно быть готовым, где учат, заработная плата. Практическое занятие. Творческая встреча с дизайнером. Выявление качеств личности, профессионально значимых в сфере дизайна.
Тема 8. Дизайн как художественно-проектная деятельность.
Теоретические сведения. Дизайн как художественно-проектная деятельность по созданию предметной среды. Принципы дизайна: удобство, экономичность, красота. Основы экономики. Пропорции. Золотое сечение. Роль художественного воображения в дизайне.
Практическое занятие. Разработка дизайн-проекта. Этапы выполнения проекта. Разработка идей. Конструкторская и дизайнерская проработка. Выбор техники выполнения проекта.
Модуль 2. Декоративно-прикладное искусство – 8ч
Тема 1. Виды декоративно-прикладного творчества – 1 ч
Теоретические сведения. Основные жанры декоративно-прикладного искусства. Виды техник декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство в оформлении интерьера.

Тема 2. Что такое квиллинг – 1 ч Теоретические сведения. Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная в наше время под названием «квиллинг». История возникновения техники. Основные формы квиллинга.
Практическое занятие. Конструирование и составление композиции из основных форм.

Тема 3. Преобразование плоскостных форм квиллинга в объемные формы– 1 ч
Практическое занятие. Составление композиции из объемных форм квиллинга

Тема 4. Квиллинг в декоре предметов интерьера дома – 1 ч
Теоретические сведения. Внести изюминку в интерьер, обновить дизайн комнаты? Украсить помещение можно изящными безделушками или функциональными поделками, созданными из остатков различных материалов при помощи простых инструментов. Декор интерьера своими руками – увлекательное занятие для всей семьи. Освоив простые приемы, используя свою фантазию, можно смастерить эксклюзивные предметы, которые станут украшением дома.
Практическое занятие. Изготовление панно в технике «квиллинг».

Тема 5. Что такое скрапбукинг – 1 ч
Теоретические сведения. История возникновения скрапбукинга. С чего начать? Что купить? Базовые техники и стили скрапбукинга. Скрапбукинг: фото-подборка.
Тема 6. Программное обеспечение для скрапбукинга – 1 ч
Теоретические сведения. Выполнить ручную работу без компьютерного проектирования в современном мире - это достаточно сложно. Нарисовать проект на компьютере и выполнить его в оригинале возможно с помощью специальных программ, рассчитанные для работы в технике скрапбукинг:
ScrapbookFlair 1.0. Программа разработана компанией Аврора Дигитал Имейджинг (Aurora Digital Imaging Ltd.) Программу можно свободно скачать с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] разработчика. Это очень удобное программное обеспечение для разработки скрап-страниц. На сайте разработчика имеется галерея он-лайн для обмена идеями.
ArcSoft Scrapbook Creator Memories Edition 1.0.9.90. Условно-бесплатная версия разработчика Арксофт Инкорпорейтед (ArcSoft, Inc.).Это интересная и понятная программа для новичков и профессионалов.
Практическое занятие. Изучение компьютерных программ ScrapbookFlair 1.0. и ArcSoft Scrapbook Creator Memories Edition 1.0.9.90.
Тема 7. Скрапбукинг – идеи для подарка.
Теоретические сведения. Скрапбукинг - универсальные поделки из бумаги: открытки, игрушки, украшения, часы, фото-альбомы, календари, блокноты
Практическое занятие. Изготовление подарка в технике скрапбукинг.
Тема 8. Скрапбукинг в интерьере дома Теоретические сведения. Интерьерный декор ручной работы.
Практическое занятие. Изготовление предмета интерьера в технике скрапбукинг.

Модуль 3. Дизайн-проект
Тема 1. Дизайн-проект «Декоративный предмет в интерьере» – 1,5 ч
Практическое занятие. Презентация и защита дизайн-проектов.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник под общей ред. Г. Б.Минервина и В.т. Шимко. - М.:Архитектура-С,2004.
Иттен Иоханнесс. Искусство цвета. - М.:Изд-во д.дронов, 2001.
Кандинский В.А Точка и линия на плоскости. - Спб.: Азбука-Классика,2004.
Михайлов С.М. Основы дизайна: учебник для вузов, под ред. С.М.МихаЙлова.- М.:
Союз дизаЙнеРОВ,2002.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна - М.: Молодая гвардия,1994.
Метод проектов в технологическом образовании школьников / под ред. И.АСасовоЙ.- M.: Behtaha-Графф, 2003.
Паранюшкин Р.В. Композиции.- Ростов на Дону: ФЕНИКС,2001.



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515