Конспект урока по изобразительному искусству на тему Красота мира

Тема нашего урока – «Искусство дарит людям красоту».
– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения С. Есенина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
– О чем это стихотворение?
– Какое название подходит ему? Почему?
– Какие чувства были у вас, когда я читала эти строки?
– С чем сравнивается снег? (С серебром.)
– Что лежит на пушистых ветках? (Снежная кайма.)
– Как вы понимаете это слово? (Снежная полоска на краю ветки.)
– Как понимаете последние строки стихотворения: «Распустились кисти белой бахромой»? (Ответы учащихся.)
– Очень точные, выразительные сравнения приводит поэт. Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению?
– Обратите внимание, сколько красивого в этих поэтических строках о березе.
– Теперь рассмотрим художественные произведения, поучимся видеть прекрасное в них.
– Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное – это замечать ее. Помогает нам в этом природа.

СЛАЙДЫ. Рассмотрите фотографии. Слайд 1. Что изображено? (Удивительно яркая птичка сидит на ветке растения. У нее очень красивое оперение.)
– Что еще заметили? (Перо павлина имеет яркие цвета, необычный привлекательный рисунок, похожий на глаз.)
– Обратите внимание на следующее изображение. Слайд 2. (Это киви.)
– Какой орнамент увидели, у разрезанного плода? (Внутри киви напоминает солнышко с лучами и веснушками – мелкими красивыми черными точками.)
– То, что, казалось бы, для нас обычно, что мы видели неоднократно, таит в себе такую красоту. А что можете сказать о деревьях? Слайд 3. (Деревья как бы сплелись ветвями и стали в хоровод, где взяли друг друга за руки, образуя неповторимый узор.)
– Что увидели на следующей картинке? Слайд 4. (Березовые сережки на ветках.)
– Отгадайте загадку:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
– Кто это? Слайд 5. (Березки.)
– О каких платьицах идет речь? (Белые стволы у берез.)
Обратите внимание на изображения, которые природа «нарисовала» на коре березы. Какие узоры можно на ней увидеть?
– Отгадайте загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Бусы факелом горят,
Птицы рядышком галдят.
– Что это? Слайд 6. (Рябина.)
– Посмотрите на изображение рябины. Почему рябину сравнивают с факелом?
– Что это за бусы на рябине? (Ягоды.)
– Вы согласны, что рябина очень красива осенью?
– Какое впечатление произвели на вас иллюстрации?
– Вот еще одна загадка:
У избы побывал,
Все окно разрисовал.
– Что это? (Мороз, рисунок на оконном стекле.)
– Кто видел рисунки мороза на окнах?
– Эти чудесные узоры рисует и дарит нам природа, нужно лишь уметь замечать эту красоту.
Физкультминутка
IV. Педагогический рисунок.
– Сейчас я буду рисовать березу.
Нарисую ствол дерева, одной линией намечу его высоту, другой покажу толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху. Штрихами отмечу поочередное расположение крупных ветвей. Нарисую их линиями разной длины. Потом покажу толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем раскрашу дерево: листву, ствол, ветви.
Ствол и ветви обведу темной краской, листву раскрашу по своему усмотрению в виде пятен и мазков.
V. Творческая практическая деятельность учащихся. 
– Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа рисует свой рисунок. Вы сами выбираете, что будете рисовать. Но непременно ваш рисунок должен быть самым красивым и неповторимым, потому что каждый из вас увидит в окружающем свою красоту и прелесть, ее и изобразит.
Кто-то выберет картины природы, кто-то, может быть, нарисует изящный узор, который мы видели на окнах зимой. Я предоставляю вам возможность свободного выбора. Можете позаимствовать узоры из представленных образцов.
VI. Итог урока. Рефлексия.
15