Конспект урока по истории Казахстана на тему Памятники архитектуры (5 класс)


Тема занятия: Памятники архитектуры (1 час)
Общая цель: Изучение памятников архитектуры Казахстана.
Задачи:
Образовательная: Рассмотреть древние сооружения, памятники архитектуры средневековья;
Развивающая: Развивать умения самостоятельно добывать знание, укрепить навыки работы с учебником;
Воспитательная: Прививать уважение к культурным достижениям казахов, способствовать развитию толерантности.
Результаты обучения: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.
Ключевые идеи: Архитектура – это искусство проектирования и строительства жилых домов, зданий, сооружений. Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары ("жилища мертвых"). Широкую известность приобрели мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Кара-хана в Таразе и др. Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты.Методы: словесный, практический, технология «критическое мышление».
Лексика и терминология, специфичная для предмета: «Мык», «юрта», «куйме», «архитектура», «дын», «уйтас», «пантеон».
Тип урока: Комбинированный.
Материальное обеспечение:учебник «Рассказы по истории Казахстана» 5 класс Ж.О.Артыкбаев и др.
Архитектура - тоже летопись мира:
она говорит тогда, когда уже молчат
и песни, и предания и когда уже
ничто не говорит о погибшем народе.
Гоголь Николай Васильевич
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Опрос д/з – разноуровневые задания.
Задание 1 уровня:
Объясните понятия: «юрта», «кереге», «уык», «босага», «саукеле», «шекпен», «сакина», «алка», «семсер», «канжар».
Задание 2 уровня:
Какое значение казахи придавали отдельным частям юрты? Почему?
Задание 3 уровня:
Эссе «Особенности материальной культуры казахского народа».
III Изучение нового материала.
Что такое памятник? Какое к нему отношение? Что такое архитектура? Как эти понятия связаны с культурой? Как вы понимаете эпиграф урока?
Составьте ассоциации к слову «архитектура».
Какие памятники архитектуры вы знаете? Какие древние сооружения вам известны? С X века развитие архитектуры юрты связано со стремлением кочевников увеличить ее вместимость. В этой связи совершенствовались ее конструкция, условия освещения и дымоудаления, а также архитектурно-художественный облик. К XIII веку в кочевом обществе существовали также дворцовые здания, неразборные жилища на телегах (крытые повозки), чумы и шалаши из ветвей. В XVI-XVII веках на смену юрте с двойным куполом пришли кочевые жилища так называемых "тюркского" и "монгольского" типов, отличительной особенностью которых был более плоский шанырак, гораздо лучше работающий на сжатие и более удобный при перевозках, а также придавший надежное аэродинамическое качество форме юрты при воздействии сильных степных ветров. Развитие тюркской юрты происходило в среде казахской народности, непосредственного преемника хозяйственной и художественной культуры народов предшествующих эпох. Необходимо отметить и преемственность в развитии другого широко распространенного в кочевом обществе типа жилища – крытых повозок (куйме).
Учащиеся работают при помощи игры «Пойми меня». Читают раздел учебника «Памятники архитектуры средневековья», закрывают учебник, выписывают ключевые слова в тетрадь. Победитель тот, у кого в итоге наибольшее количество совпавших со списком учителя слов.
Заполните таблицу:
Памятник Характеристика
IV Закрепление.
Попробуйте ответить на открытые тесты:
1. Слово «мык» означает....
2. Юрта была изобретена в связи с развитием....
3. Одной из разновидностей древнего жилища была....
4. Архитектурой называется....
5. Мавзолей Айша-биби расположен в 18 км от....
6. Самым великим памятником Казахского ханства является....
7. В средние века мавзолеи строили для....
8. Тайказан - это....
9. Мавзолей Ходжи Ахмета Йассауи был построен в....
10. От памятников эпохи Караханидов в нынешнее время....
V Рефлексия.
Метод пятистишья:
1.«Памятник архитектуры»
2.2 глагола
3.3 прилагательных
4.предложение
5.5 ассоциаций
VI Объяснение домашнего задания.
Параграф 39 – читать, написать рассказ об одном из памятников архитектуры Казахстана.
VII Выставление оценок за урок.