Программа внеурочной деятельности Народные художественные промыслы родного края. (Подмосковья)


Московская область
городской округ Орехово-Зуево
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 14

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ гимназия № 14
________________________/В.В.Устинов/
«____»_________________2015г. 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Народные художественные промыслы родного края"
для учащихся 1 класса "Б"
Духовно - нравственное направление
Составитель: Грищенко Ирина Михайловна
учитель начальных классов
2015 – 2016 уч
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №14 разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Москва «Просвещение» 2011г. и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся в МОУ «Гимназия № 14».
Программа соответствует методической теме МОУ гимназия № 14: «Компетентностно – ориентированное образование школьников. Методы формирования ключевых компетенций учащихся на уроках».
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Общая характеристика программы
Цель программы — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения в системе художественно-творческой деятельности.
Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:
образовательные задачи:
приобщать учащихся к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества и своего народа;
учить детей воспринимать образ Родины посредством художественно-творческой деятельности: слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства.
учить овладению материалами и инструментами изобразительной деятельности.
развивающие задачи:
формировать в сознании и чувствах ребят социально значимых патриотических ценностей и взглядов, познавательного интереса и бережного отношения к культурному и историческому прошлому России и её традициям.
развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
воспитательные задачи:
воспитывать чувства гражданской ответственности, любовь к Родине, эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
вызвать у детей чувство гордости и уважения к творчеству поэтов и художников.
Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников внеурочной деятельности веду по направлениям:
.историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
. гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.
. литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.
Эмоциональный настрой учащихся усиливается при прослушивание музыкальных произведений ( русские народные песни, сказки).
. физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения, проходит разучивание русских народных игр.
. экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.
. трудовое направление – привитие трудовых навыков.
. семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.
Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».
Народные художественнын промыслы - это неотемлемая часть отечественной культуры.В них воплощен опыт многих веков
Патриотизм — это важнейшая сторона личной и общественной культуры. Суть патриотизма выражается в чувстве любви к Родине, заботе о ее интересах, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Программа основана на таких принципах как:
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту ребёнка, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Таким образом, Родина — понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, чтобы стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для Родин
Описание места программы учебно-воспитательном плане
Учебно-воспитательным планом , в 1 классе, предполагается 1 час в неделю, соответственно - 33 часа в год.
Описание ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Личностные , метапредметные и предметные результата освоения данного вида деятельности.
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будет сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса в первом классе являются формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет:
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по кJл признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Ожидаемые результаты:
* ценностное отношение к России, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям;
* элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны и культурном достоянии малой Родины.
* умеет рассказать, что изображено на картине, о чём художник рассказал в картине; может определить и обосновать настроение и чувства картин
Содержание деятельности.
1 класс
№ Разделы ВСЕГО
1 «Россия – моя Родина» 4
2 «Народные промыслы России» 24
3 «Образ матери» 2
4 «Мой город» 3
Итого: 33
Календарно-тематическое планирование.
1 класс

п/п Названия разделов, количество часов Тема УУД Дата
план Дата
факт
1 Россия - моя родина.- 4 «Я и Родина» Л: Ценить и принимать базовые ценности. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
Р: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
П: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию .
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Владеть предоставленной учителем и сверстниками информацией
К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в интерактивных играх .
Л: Ценить и принимать базовые ценности. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
Р: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
П: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию .
К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в интерактивных играх .
2 «Богатство России» 3 «Наше государство – Российская Федерация» 4 «Москва – столица нашей Родины» 5 Народные промыслы России.- 24 «Наша хата утехами богата» 6 Художественные изделия из бересты. 7 Богородская резная игрушка. 8 Богородская резная игрушка 9 Абрамцево –кудринская ,или хотьковская , резьба по дереву. 10 Городецкая роспись 11 Русская матрешка 12 Хохломская роспись 13 Гжель 14 Скопинская керамика 15 Филимоновская игрушка 16 Дымковская игрушка 17 Жостовские подносы 18 Ростовская финифть 19 Великоустюжское черчение по серебру 20 Каслинское чугунное литье 21 Платки из Павловского Пасада 22 Вологодское кружево 23 Палехская лаковая живопись 24 Федоскинская лаковая живопись 25 Лаковая миниатюра Холуя 26 Торжокский золото швейный промысел 27 Холмогорская резьба 28 Русский народный костюм 29 Образ матери.- 2 Рассматривание репродукций с картин А. Дейнека «Мать» и Б. Кустодиева «Утро» 30 «Родимая сторона – мать» 31 Мой город. - 3 «Город, в котором я живу» 32
«Природа родного края» «Праздник Победы» 33 Праздник «Добрым людям на заглядение» Описание учебно-методической и материально-технической обеспеченности.
Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проектор.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Учебно-методическая литература для учителя
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
Федеральный образовательный стандарт. [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2 -х ч./ М.Ю. Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Народные промыслы А.Киселёв.- «Белый Город»,2008
Народные Игры./Под ред.юИ Портных.М.:Ф.С,2000
Планирование результатов обучения данному виду деятельности.
Выпускник научится:
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мир,е и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Согласовано: Согласовано:
председатель ШМО учителей начальных классов зам. директора по УВР
_____________________Л.В.Максимова _________________Т.Ю. Силаева
Протокол № _______________________
«________»____________________2015г. «______»_________________2015г.