Программа внеурочной деятельности по математике Палитра творчества


СОГЛАСОВАНО
На заседании
Педагогического Совета лицея Протокол № 1 от 30.08.2012 г. Секретарь_______ Л.М. ВолощукУТВЕРЖДАЮ
Директор лицея
_____________________
В.В. Чапцева пр. № ____ от «____» ______ 2012 г.
МБОУ лицей №51 имени Б.В. Капустина Кировского района
города Ростова-на-Дону
ПАЛИТРА ТВОРЧЕСТВА
Автор: Овчар Людмила Леонидовна,
Учитель математики,
высшей категории
г. Ростов-на-Дону
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: развитие творческого и личностного потенциала обучающихся 5-11 классов.
Задачи:
Создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личностных компетенций каждого обучающегося;
Выявить у обучающихся личностно значимых областей применения творческих способностей;
Развивать навыки выполнения исследовательских работ, их защиты, презентации
Осуществлять подготовку обучаемых к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.
Педагогическая идея: Актуальность программы состоит в том, что творчество служит средством реализации направлений воспитательной деятельности и способствует профессиональному самоопределению и самореализации старшеклассников. Реализация программы предоставляет возможность каждому обучающемуся проявить себя в той области творчества, которая личностно значима для него в соответствии с его способностями, склонностями и потребностями.
Продолжительность занятия – 45 минут
Программа предназначена для обучающихся 5-9 и 10-11классов.
Место проведения: МБОУ лицей №51 им. Б.В.Капустина, кабинет математики №1.
Внеурочная деятельность организована:
по направлениям:
общеинтеллектуальное,
общекультурное
по видам:
познавательная,
художественное творчество,
социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность);
техническое творчество,
туристско-краеведческая деятельность;
в формах:
кружки,
олимпиады,
конкурсы,
поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами.Результаты реализации программы:
Программа способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся.
Формы подведения итогов работы:
Диагностика формирования ключевых компетенций в конце учебного года
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
Интеллект и познание
Готовность ученика к самостоятельной познавательной деятельности
Целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии,
Коммуникативная компетентность
Информационная компетентность
Профильная компетентность
Творчество
участие в научно-исследовательской, изобретательской, художественно-творческой деятельности
участие в конкурсах, смотрах, научно-практических конференциях, выставках, олимпиадах
Общественно-полезный и творческий труд, участие в спектаклях, концертах, линейках
КТД, проектная деятельность, создание «портфолио»
Формы работы:
Интеллект и познание
Участие в предметных конкурсах «КИТ», «Кенгуру», «Познание и творчество»
Участие в научно-исследовательской деятельности: краеведческая конференция, ДАНЮИ, конкурсы исследовательских работ
Творчество
участие в изобретательской, художественно-творческой деятельности
участие в конкурсах, смотрах, научно-практических конференциях, выставках
Общественно-полезный и творческий труд, участие в спектаклях, концертах, КВН,
Оформление газет
Коллективная творческая деятельность, проектная деятельность, создание «портфолио»
Циклограмма олимпиад, проектов и конкурсных мероприятий.
СЕНТЯБРЬ
«Познание и творчество» осенний тур
ДАНЮИ – подготовка к участию
Подготовка к краеведческой конференции
ОКТЯБРЬ
Участие в олимпиаде школьников по математике.
Участие в краеведческой конференции
«Креативность. Интеллект. Талант.» – участие в конкурсе.
ДАНЮИ – участие в осенней сессии
НОЯБРЬ
Участие в олимпиадах по математике «Росэнергоатом», «Ломоносов»
ДЕКАБРЬ
Выставка декоративно-прикладного и технического творчества – подготовка.
«Познание и творчество» - зимний тур.
ЯНВАРЬ
Выставка декоративно-прикладного и технического творчества – подготовка.
ДАНЮИ – подготовка к весенней сессии
Участие в конференциях и научно-исследовательских конкурсах.
ФЕВРАЛЬ
Выставка декоративно-прикладного и технического творчества – подготовка.
ДАНЮИ – подготовка к весенней сессии
МАРТ
Участие в выставке декоративно-прикладного и технического творчества
ДАНЮИ – участие в весенней сессии
Участие в международной игре-конкурсе «Кенгуру»
«Познание и творчество» - весенний тур
АПРЕЛЬ
Презентация проектов в рамках недели математики.
Неделя математики
МАЙ
Подведение итогов года. Планирование мероприятий на следующий год.
Примерные темы исследовательских работ и для обучающихся 5-9 классов и старших школьников.
5-9 классы:
Магические квадраты
Последняя цифра
Фигурные числа
Чётно или нечётно
Построения на клетчатой бумаге
НОД и НОК
Задачи на дроби и проценты
Модели многогранников
Пальцевой счет. Различные приемы умножения
Проверка действий с помощью девятки
Пифагор и его школа. О дружественных и совершенных числах
История мер. Создание международной системы мер
Системы счисления. Устная и письменная нумерация
Золотое сечение
Числа Фибоначчи
Число π
10-11 классы
Симметрия, пропорция, гармония – слагаемые прекрасногоАрхитектура =(наука+техника)• искусство
Пропорции: от Парфенона до Нотр – Дама
Архитектура-математика-музыка
«Законы красоты» человека
Перспектива – геометрия живописи
«Ортогональная» живопись древнего Египта
«Параллельная живопись средневекового Китая и Японии
Линейная перспектива Возрождения
Обратная перспектива живописи Древней Руси
Академик Раушенбах: космонавтика – иконография – общая теория перспективы
Учебно-методический план.
34 часа в год
№ п\пТема Кол-во часов План Факт
1 Введение 1 2 Основные этапы исследовательской деятельности 3 3 Основные этапы исследовательской деятельности 4 Основные этапы исследовательской деятельности 5 Требования к исследовательской работе 2 6 Требования к исследовательской работе 7 Критерии оценивания качества выполнения работы 1 8 Структура и оформление исследовательской работы 9 Структура и оформление исследовательской работы 5 10 Структура и оформление исследовательской работы 11 Структура и оформление исследовательской работы 12 Структура и оформление исследовательской работы 13 Структура и оформление исследовательской работы 14 Культура выступления перед аудиторией 4 15 Культура выступления перед аудиторией 16 Культура выступления перед аудиторией 17 Культура выступления перед аудиторией 18 Тезисы 1 19 Требования к оформлению проектной работы 4 20 Требования к оформлению проектной работы 21 Требования к оформлению проектной работы 22 Требования к оформлению проектной работы 23 Этапы работы над проектом 3 24 Этапы работы над проектом 25 Этапы работы над проектом 26 Практическое занятие
Выбор темы, постановка целей, определение задач, формулировка гипотезы исследования 2 27 Практическое занятие
Выбор темы, постановка целей, определение задач, формулировка гипотезы исследования 28 Практическое занятие
Отбор материалов для исследования: работа с архивами, литературными источниками, интернетом 1 29 Практическое занятие
Составление плана работы: выбор содержания 1 30 Практическое занятие
Подготовка выступления, презентации, защита работы 3 31 Практическое занятие
Подготовка выступления, презентации, защита работы 32 Практическое занятие
Подготовка выступления, презентации, защита работы 33 Подведение итогов. Диагностика. 1 34 Подведение итогов. Анализ 1 Всего: 34 часаСодержание программы отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентностного самоопределения.
Учебно-методический план составлен в виде таблицы, где отражено название темы, количество часов, отводимых на теоретические и практические занятия.
Диагностика
Для определения структуры учебной мотивации используется адаптированная методика Г.П.Карповой.
Просим оценить, насколько значимы для Вас причины, по которым Вы занимаетесь учебой. Для этого обведите кружком нужный балл:
0 баллов – не имеет значения, 2 балла – заметно значимо,
1 балл - частично значимо, 3 балла - очень значимо.
Опросник:
№УтверждениеПоказатели
1Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться педагог.
2Для меня немаловажно получить хорошую оценку на экзамене.
3Люблю быть генератором идей.
4Мне нравится заниматься, расширять свои знания о профессии, о мире.
5Я испытываю интерес только к отдельным занятиям.
6Знания помогают развивать ум, сообразительность.
7Если на занятии царит обстановка недоброжелательности, у меня пропадает всякое желание учиться.
8Успешная учеба – немаловажная основа для признания у сокурсников.
9Приходится выполнять домашние задания, чтобы избежать разносов.
10Я испытываю чувство удовлетворения, когда справлюсь с трудным заданием.
11Нравится выполнять творческие самостоятельные задания.
12Хочу знать как можно больше, чтобы стать культурным человеком.
13Мне нравится, когда на занятии организуют групповую работу.
14Для меня важно учиться, чтобы найти высокооплачиваемую работу.
15Нравится, когда задание носит нестандартный характер.
16Учусь хорошо, так как стремлюсь быть в числе лучших.
17Я стараюсь разобраться в теоретическом материале, чтобы
уметь хорошо решать задачи.
18Стараюсь учиться хорошо, чтобы получить высшее образование.
Для определения структуры учебной мотивации используется методика определения сформированности ключевых компетенций, авторы –Э.Э.Сыманюк и А.М.Павлова.
Просим Вас оценить ваши успехи по всем предметам, отметив плюсом нужный ответ:
№ Качество учебной деятельности
Проявилось Ярко -1 Скорее да,
чем нет-2 Осталось
на прежнем
уровне-3 Не проявилось-4
1. Определение целей учебной деятельности
2.Умение принимать решения в различных ситуациях
3.Ответственность за результаты учебы
4.Проявление терпимости к другим мнениям и позициям
5.Концентрация на учебе
6.Обобщение результатов учебной деятельности
7.Способность генерировать идеи
8.Нахождение источников другой информации
9.Самостоятельное выполнение домашнего задания
10.Проявление эмоциональной устойчивости при напряжениях
11.Умение сотрудничать с другими учащимися
12.Доверие педагогам
13.Умение нестандартно подходить к решению проблемы
14.Готовность к самостоятельному учению
15Учение с интересом
16.Самостоятельное выявление допущенных ошибок
17.Умение извлекать пользу из полученного опыта
18.Желание учиться дальше