Урок в 6 классе на тему: На морском дне -коллективная работа.


Урок ИЗО.
Класс-6
Тема: « На морском дне» -коллективная работа.
Цель: Закрепление знаний об анималистическом жанре, выполнение твор-
ческой коллективной работы
Задачи:
обучающие – углубить знания о размерах, анатомическом строении, цве-
товой окраске животных, разнообразии жизненных форм на морском дне,
осуществлять связь с другими школьными предметами(литература, био-
логия, технология);
развивающие – совершенствовать умения рисовать животных, учить ви-
деть общее и индивидуальное в строении тела животных, дальнейшее
развитие умений в использовании различных технических приемов в рисо-
вании;
воспитывающие – воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, ак-
куратность, коллективистские качества, экологическую культуру.
Оборудование: для учителя – учебные таблицы и пособия с изображением рыб, обита-
телей морского дна, игрушки, сувениры, изделия, книги по теме, магнито-
фон, компьютер, для учеников – акварель, гуашь, цв. мелки, фломастеры,
гелевые ручки, альбомы, баночки, палитра, ножницы, клей.
Эпиграф: Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший, небосклон.
Константин Бальмонт
План урока:
I. Организация класса
II. Вступление
III. Повторение (беседа о художниках-анималистах)
IV. Упражнение (графическое отгадывание загадок о животных)
V. Работа по теме урока (просмотр видеоряда)
VI. Практическая работа
VII. Итог урока
Ход урока.
I.Организация класса. Проверка принадлежностей и готовности к уроку.
1. Приветствие:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Давайте проверим ваши рабочие места. Все ли у вас готово для сегодняшнего урока.
Краски, кисточки, бумага, ластик и карандаши, можно даже мелки, и фломастеры вам в помощь , даже ножницы и скотч и кончно же вода. Без неё ведь никуда.
А начнём мы наш урок .Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
Солоноватый, свежий запах Моря,Зовёт в глубины, тайною манит.С ним забываешь все несчастья, горе,И от восторга сердце не болит.
О чём эти строки?
Как выдумаете куда мы отправимся .Почему?
Как называется тема нашего урока?
И сегодня мы отправимся в удивительный мир , совершим таинственное путешествие в подводное царство, на морское дно. (слайд)
Какую цель вы поставите себе на этот урок?
А, что мы должны сделать для выполнения этой цели? Какие задачи поставим перед собой?
Задачи урока: - совершенствовать умения рисовать животных; - знакомство с формой, цветом и особенностями морских обитателей- воспитывать аккуратность,коллективистские качества, экологическуюкультуру.
Море – колыбель жизни на нашей планете. В море возникли первые
организмы – бактерии, одноклеточные, затем и многоклеточные существа.
Из моря, более 400 миллионов лет назад, животные начали осваивать cушу.
Мы, люди, существа сухопутные, однако на давнюю связь с морем указыва-
ет наша кровь: она такая же соленая, как и морская вода. Не потому ли так
манят людей моря и океаны, с их бескрайними сверкающими на солнце
просторами и черными холодными безднами. Странная, давно чуждая нам
среда обитания: в одних местах почти водная пустыня, в других – буйство
красок и форм жизни.
В нашем путешествии принимают участие две команды художников- анималистов. Команды в начале нашего путешествия давайте выберем капитанов .И первое задание нашим командам художников - анималистов.
- составить из букв название команды.
Итак, как называется команда мальчиков?
А как называется команда Девочек?
(Если не могут составить- загадка- подсказка
Над морской звездой победу, Соревнуясь, одержал: За минуту я два метра На иголках пробежал.
…………………………………………………
Пять морских ежей схватила Я в подводной глубине И, спокойно проглотив их, Ярче вспыхнула на дне. Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет.
…………………………………………..
Второе задание. Быстро нарисовать эмблему.
Ну, а теперь пора в путь .Команда морских ежей готова?
Команда Морских звёзд готова?
Сегодня вам очень повезло , ведь вы отправляетесь в путешествие на морское дно, чтобы узнать об особенностях и формах некоторых морских животных, а заодно выполним две коллективные работы «На морском дне» (представление команд и ответственных за выполнение работы).
Но,чтобы, нам опуститься на дно моря отгадайте мои загадки:

Кто ходит по дну, имеет панцирь. Не кузнец, а с клещами?
………(краб)
- Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я .... (осьминог)
- Для неё волна – качели,
И плывет она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна, как вода……(медуза)
- Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не скачет и не пашет
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг ……(морской конек)
- Вильнет хвостом туда-сюда
И нет её, и нет следа……(Рыба)
Ну вот мы и на дне моря.
Но прежде чем отправимся в путешествие давайте вспомним.
III. Повторение: Беседа об анималистическом жанре.
-Как называется жанр изобразительного искусства, где художник изображает животных.
- Как называют художников, изображающих животных?
- Давно ли человек стал рисовать животных?
- Где чаще всего мы видим рисунки художников-анималистов?
- Каких художников анималистов вы знаете?
-Чем отличались их картины?
Ребята, художники-анималисты хорошо сами знают повадки, образ жизни,
внешний вид тех животных, которых изображают. Давайте и мы познакомим-
ся с некоторыми обитателями моря.
Итак в путь. Экскурсоводом на морском дне будут…..
Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Удивительное разно-
образие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое
воображение – змеевидные (угри, мурены) (слайд 1), плоские (скаты, кам- бала) (слайд 2), дисковидные (рыба-луна) (слайд 3), торпедообразные (акулы,
тунцы) (слайд 4), шарообразные (кузовок, рыба-шар) (слайд 5). Они способны
стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.
Еще более невероятной кажется окраска рыб. Окраску рыб определяет
слой клеток кожи, находящихся под прозрачной чешуей. Эти цветоносные
клетки называются хроматофорами и содержат в себе зерна пигмента –
чаще всего оранжевого, желтого и красного цветов (слайд 6).
Чаще всего окраска рыб имеет не сигнальный, а покровительственный ха-
рактер. Очень искусно маскируются под цвет грунта донные рыбы. Один изсамых умелых мастеров камуфляжа – обыкновенная камбала, которая слегкостью хамелеона подделывает свою окраску под камни, песок, ил
(слайд 7).
Иногда рыбы достигают такого совершенства, что имитируют
окружающие предметы не только по цвету, но и по форме. Амазонская
рыба-лист напоминает побуревший опавший лист дерева (слайд 8). Не
уступает ей и морской конек-тряпичник, сливающийся с водорослями, вкоторых обитает (слайд 9). Таким же затейливым образом саргассовыйморской клоун, покрытый длинными кожными выростами вроде нитей,
имитирующими стебли растений (слайд 10 – один из видов рыбы-клоуна).
Многие рыбы меняют цвет при испуге и после смерти. Такие удивительные
перемены происходят с яркой зелено-золотой корифеной. Прощаясь с
жизнью она становится синей и чисто-белой, затем тусклой буровато-
оливковой (слайд 11).
Учитель. А теперь еще раз посмотрите на рисунок обитателей коралловых
рифов (слайд 12). Кроме красочных рыбок мы видим причудливой формы
кораллы, губки, а также растения – водоросли.
Выполняя коллективный рисунок «На морском дне», используйте формы
рыб и других обитателей моря, с которыми вы познакомились.
VI. Практическая работа.
1. Распределение работы: первая пара рисует рыбок-бабочек и водоросли,
вторая – ринекант и кораллы, третья – рыбок-клоунов и ракушки и т.д.
2. Раздать подготовленные рисунки (рыбки, кораллы, водоросли)
3. Напомнить последовательность выполнения рисунка (от простого ксложному) по таблице. Рисуем
- карандашом форма, плавники, жабры глаза.
-по мокрому
- по сухому
4. Использовать различные художественные материалы и различные
техники рисования («по сухому» - наложение цвета, «по мокрому» -вливание одного цвета в другой и т.д.).
Пока работы подсыхают давайте вспомним правила работы с ножницами.
5. Техника безопасности при работе с ножницами:
- работать аккуратно, следить за положением пальцев;
- ножницами не размахивать, передавать осторожно, тупым концом
вперед;
- после работы положить ножницы на место. (чехол, коробочка).
По мере выполнения рисунков помощники учителя собирают вырезан-
ные заготовки и приклеивают их на большие листы с уже подготовленнымфоном (ребята могут советовать, как лучше расположить заготовки).
Защита проекта.
Рефлексия.
оценочный лист
Жемчуг.
Оценивание
VII. Итог урока Выступление учеников-помощников учителя.
Рассказ о полученной работе: что является центром (выделение главного), уравновешена ли композиция, применение ритмического
повтора, показ движения, цветовое решение, аккуратность выполнения,
чьи заготовки удачнее.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Змеевидные (мурена)
Плоские (камбала, скат)
Дисковидные (рыба-луна)
Торпедообразные (акулы)
Шарообразные (рыба-шар)
Яркая окраска
Камбала (мимикрия)
Рыба-лист
Конек-тряпичник
Морской клоун
Корифена (дорада)
СЛАЙД 12
3, 11, 16 – рыбы-бабочки 4 – рогатый занкл 5 – вымпельный щетинозуб
6 – рыба-единорог 10 – пигоплит 12 – ринекант 13 – рыба-хирург
15 – голакант 19 – креветка 20 – морской еж
Короткое тело покрыто шипами!Шипами умело сразится с врагами.Раздуется важно, как шарик. И всё ж…Порою хоть страшно, плывёт  (Рыба-ёж)
Из иглокожих, но красивоВ морской пучине это диво.Пять рук обычно  -  пять лучей!Бывает хищной. Образ чей?(Морская звездаНад морской звездой победу, Соревнуясь, одержал: За минуту я два метра На иголках пробежал. Морской ёж***Пять морских ежей схватила Я в подводной глубине И, спокойно проглотив их, Ярче вспыхнула на дне. ---Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет.
Змеевидные (мурена)
Плоские (камбала, скат)
Дисковидные (рыба-луна)
Торпедообразные (акулы)
Шарообразные (рыба-шар)
Яркая окраска
Камбала (мимикрия)
Рыба-лист
Конек-тряпичник
Морской клоун
Корифена (дорада)
СЛАЙД 12
3, 11, 16 – рыбы-бабочки 4 – рогатый занкл 5 – вымпельный щетинозуб
6 – рыба-единорог 10 – пигоплит 12 – ринекант 13 – рыба-хирург
15 – голакант 19 – креветка 20 – морской еж
IV. Физминутка.
- Давайте представим, что мы стоим на берегу моря. Стоит чудесная погода. Светит солнышко. Потянули ручки к солнышку. Потрогаем воду. Делаем шаг вперед. Потрогаем ногой воду. Как в такую погоду не поплавать
Смелей. Поплыли.
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нырнуть,
В мир подводный заглянуть.
(Сели. Прошли на свои места)