Рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 кл Растим патриотов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Котовская школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО учителей начальных классов
Протокол
от «___» _____ 2014 г.
№ _____
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
школы
Протокол
от«___» ___ 2014 г.
№ _____
УТВЕРЖДЕНО
Приказом по МБОУ «Основная общеобразовательная Котовская школа»
от « » ___ 2014 г.
№ ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
« Растим патриотов»
1-4 классы
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации программы:4 года
Старый Оскол
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Растим патриотов» (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности для обучающихся 6,6-11 лет «Растим патриотов», Полупановой И.И., г. Старый Оскол, 2011 год. (Решение МЭС УО СГО протокол №3 от 23.06.2011 г.)
В основу программы внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую основную образовательную программу начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность программы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников обусловлена тем, что школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Новизна программы заключается в том, что школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Целью Программы является формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.
Задачи данной программы:
познакомить учащихся с обычаями и традициями русского народа;
сформировать у детей интерес к изучению истории страны, города, школы, своей семьи;
способствовать усвоению детьми нравственных норм и правил;
воспитывать уважительное отношение к государственным символам России;
воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
знакомство с православными традициями русского народа.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление Программы - духовно-нравственное.
Настоящая Программа является программой внеурочной деятельности детей, рассчитанной на работу с учащимися 6,5 – 11 лет.
В рабочую программу внесены изменения.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. В авторской программе внеурочная деятельность рассчитана на 2 часа в неделю. В соответствии с приказом МБОУ «Котовская ООШ» от 01.09.2014 г. № 164 установлено количество часов внеурочной деятельности «Растим патриотов» - 1 час, поэтому в рабочей программе уплотнены часы на изучение разделов и тем.
Срок реализации – 4 года.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:
учебная игра;
сюжетно-ролевая игра;
конкурс;
практическое занятие;
выставка;
беседа;
экскурсия;
виртуальная экскурсия;
викторина.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
викторины, праздники;
участие в природоохранных и социальных акциях;
диагностика уровня воспитанности младших школьников.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по патриотическому воспитанию
Получение начальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);
Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственных праздникам);
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков и з художественных фильмов, проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
Представление о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором находится образовательное учреждение;
Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
Элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
Уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
Интерес к Государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта РФ, в котором находится образовательное учреждение;
Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
Любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
Уважение к защитникам Родины;
Первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
Умение отвечать за свои поступки;
Отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ожидаемые воспитательные результаты
Универсальные учебные действия
Элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве, социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
Изучение традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и народному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
Опыт социальной и межкультурной коммуникации.
Личностные действия (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся):
знание моральных норм,
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
умение выделять нравственный аспект поведения.
Регулятивные действия (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности):
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном.
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Логические:
Построение логической цепи рассуждений.
Постановка и решение проблемы:
Умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения
Коммуникативные действия.
Умение сотрудничать с учителем и со сверстниками;
Постановка вопросов;
Уметь разрешать конфликты;
Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение полно и точно выражать свои мысли;
Владение монологической и диалогической формами речи.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся 1 – 4 классов в сфере патриотического воспитания распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве, социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и народному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
Опыт социальной и межкультурной коммуникации
1 класс
(1 год реализации программы)
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом
2 – 3 класс
(2 – 3 год реализации программы)
Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
4 класс
(4 год реализации программы)
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Таблица по диагностике контроля знаний, умений и навыков
Вид контроля
Форма контроля
Знания
Форма контроля
Умения, навыки
в
с
н
в
с
н
Предварительный
Анализ устного опроса
Наблюдение
Текущий
Анализ устного опроса
Наблюдение
Итоговый
Анализ устного опроса
Творческий отчёт
В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. «Я среди людей»
Практические занятия по научной организации труда школьников. Классные часы и беседы о вежливости, игры-путешествия. Проведение акций. Цикл бесед и тематических занятий о правах и обязанностях. Классные собрания на тему дружбы в коллективе. Речевой практикум. Составление карты занятости, позволяющей организовать досуг учащихся. Правовые встречи и беседы.
Раздел 2. «Моя семья»
Изучение системы нравственных ценностей и традиций семей учащихся. Организация и проведение совместных праздников, встреч, конкурсов, выставок поделок и фотовыставок, организация поисковой работы по истории семьи, воспитывающие у детей чувство уважения к истокам и традициям своей семьи. Часы общения, встречи с представителями различных профессий. Работа с семейным архивом, проведение исследовательской работы. Защита проектов.
Раздел 3. «Моя школа»
Проведение ознакомительных уроков по истории школы. Изучение правил поведения в школе, игра-путешествие «Школа – правовое пространство». Проведение операции «Мир твоих увлечений». Посещение книжной выставки с целью ознакомления с новыми учебниками, энциклопедиями, словарями, дополнительной литературой по предметам. Встречи с выдающимися учениками школы, изучение жизни и деятельности учителей, выпускников образовательного учреждения, воспитывающие уважительное отношение к традициям школы. Проведение акций, исследовательской работы, защита проектов.
Раздел 4. «Мой город»
Проведение поисково-исследовательской работы по истории города, изучение жизни и деятельности выдающихся людей. Изучение символики родного города. Ознакомление с историей промышленных предприятий. Выполнение экспедиционных заданий. Экскурсии, викторины, посещение досуговых учреждений, проведение акций («Уют нашего города», «Марш памяти», трудовые десанты), способствующих развитию у детей интереса и потребностей изучать историю и культуру своего края, города.
Раздел 5. «Мое Отечество»
Изучение материала по истории создания государственных символов России. Изучение федеральных законов о государственных символах, Конституции РФ. Изучение жизни и деятельности известных полководцев, деятелей науки и культуры, исторических личностей. Знакомство с интересными людьми, изучение исторического прошлого страны. Изучение материала о народных праздниках, обрядах, обычаях, истории народного костюма, пословицах и поговорках, музыкальном фольклоре, устном народном творчестве. Проведение поисковой работы.
Итоговое занятие.Конкурсная игровая программа. Вручение благодарностей, грамот активистам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный план
№
п/п
Разделы
Количество часов по годам обучения
1год
2год
3 год
4 год
1
Введение
1
2
Я среди людей
7
3
3
4
3
Моя семья
4
5
4
4
4
Моя школа
3
4
5
4
5
Мой город
6
9
7
7
6
Мое Отечество
13
13
15
15
ИТОГО
33
34
34
34
1 год обучения
Название раздела
Основные темы раздела
Количество часов
Я среди людей
(7 часов)
Мои права и обязанности
Классное собрание «Без друзей меня чуть-чуть»
Акция «Кормушка». Инструктаж по ТБ на занятиях
7
Моя семья
(4 часа)
Фотографии из семейного альбома;
Семейная реликвия
«Только мама все помнит, мама не забывает» (праздничный концерт)
4
Моя школа
(3часа)
Книжная выставка:
«Великолепная «Читай-страна» (знакомство с новыми учебниками, энциклопедиями, словарями, дополнительной литературой по предметам)
Ознакомление учащихся с правилами поведения для учащихся и Уставом школы; проведение бесед о правилах поведения в школе и других общественных местах
Школьные кружки (ярмарка вакансий);
Наши выдающиеся ученики
3
Мой город
(6 часов)
Символы государства и моего родного города;
Памятные места моего города (урок-экскурсия);
История города в фотографиях (фотовыставка);
Марш памяти - поход к памятным знакам с возложением цветов
4
Экскурсия в городской центр декоративно-прикладного творчества
2
Мое Отечество
(13 часов)
«Символы Родины»:
Правила отношения к символам государства.
4
Фольклорные праздники.
3
Русские сказки и сказания
(урок-театр)
(Конкурсная программа «Богатыри земли русской»
Конкурсная программа «Красны девицы»)
2
Народные пословицы и поговорки
1
Славные сыны нашего Отечества
(Акция «Открытка защитнику родины».
Конкурс рисунков «Помним подвиг твой, Россия». Выставка.)
Час экологии «По страницам Красной книги»
3
1
Всего часов:
33
2 год обучения
Название раздела
Основные темы раздела
Количество часов
Я среди людей
(3 часа)
Мои права и обязанности
Классные собрания «Без друзей меня чуть-чуть»
Акция «Кормушка»
3
Моя семья
(5 часов)
Фотографии из семейного альбома;
Семейная реликвия
«Только мама все помнит, мама не забывает» (праздничный концерт)
5
Моя школа
(4 часов)
Книжная выставка:
«Великолепная «Читай-страна» (знакомство с новыми учебниками, энциклопедиями, словарями, дополн. литературой по предметам)
Ознакомление учащихся с правилами поведения для учащихся и Уставом школы; проведение бесед о правилах поведения в школе и других общественных местах
Школьные кружки (ярмарка вакансий);
Наши выдающиеся ученики
4
Мой город
(9 часов)
Символы государства и моего родного города (села);
Памятные места моего города (урок-экскурсия);
История города в фотографиях (фотовыставка);
4
Экскурсия в городской центр декоративно-прикладного творчества
2
Марш памяти - поход к памятным знакам с возложением цветов
3
Мое Отечество
(13 часов)
«Символы Родины»:
Правила отношения к символам государства.
2
Фольклорные праздники.
4
Славные сыны нашего Отечества
3
Конкурсная программа «Богатыри земли русской»
1
Конкурсная программа «Красны девицы»
1
Акция «Открытка защитнику родины»
Конкурс рисунков «Помним подвиг твой, Россия». Выставка
1
Час экологии «По страницам Красной книги»
1
Всего часов:
34
3 год обучения
Название раздела
Основные темы раздела
Количество часов
Я среди людей
(3 часа)
Защита прав и свобод.
Мои права и обязанности
Твоя национальность
«На волшебном поезде добра» - игра-путешествие
- Речевой практикум:
«Искусство слушать. Расскажи мне о себе. Расскажи мне обо мне».
3
Моя семья
(4 часа)
Памятные даты моей семьи;
Мой дом
Конкурс поделок «Подарок маме»
Час общения «Добрые дела красят человека»
Встречи с людьми интересных профессий.
4
Моя школа
(5 часов)
Игра путешествие: «Школа – правовое пространство».
Патриотические клубы и объединения нашей школы (интересные встречи);
Наши выдающиеся учителя;
Выпускники школы – на службе Отечеству (встречи с выпускниками школы);
История моей школы
Акция: «Библиотеке нашу помощь».
5
Мой город
(7 часов)
Трудовая акция «Уют нашего города»;
Выдающиеся земляки (поисковое задание);
«Его именем улицу город назвал» (выполнение экспедиционных заданий);
Героические страницы истории города
5
Экскурсия в художественный музей
2
Мое Отечество
(15 часов)
«Символы Родины»:
История российского флага;
Современный флаг России;
Почести государственным символам.
2
Беседы, классные часы, презентации
«Великие сыны Отечества»
2
Фольклорные праздники.
Мир народных праздников
3
Марш памяти - поход к памятным знакам с возложением цветов
2
Классный час «Основной закон государства»
1
Конкурс творческих работ «И помнит мир спасенный»
1
Прикосновение к истокам – экскурсии в храмы и церкви города, области
2
Трудовые экологические десанты
2
Всего часов:
34
4 год обучения
Название раздела
Основные темы раздела
Количество часов
Я среди людей
(4 часа)
Диагностическая беседа:«Куда пойти после занятий» (составление карты занятости)
Я – лидер.
Наука побеждать: А. В. Суворов
Я – россиянин
Право на образование
Беседы: «Права ребенка»», «Правовое государство», «Детское самоуправление», «Виды правонарушений», «Насилие и закон», «Я – гражданин России»
4
Моя семья
(4 часа)
Судьба семьи в истории страны;
Семейный архив;
Война в истории моей семьи
Защита проектов «Профессии моих родителей»
4
Моя школа
(4 часа)
Учительские династии;
Выпускники школы – участники боевых действий в горячих точках;
История пионерской и комсомольской организации
Акция: «Библиотеке нашу помощь».
4
Мой город
(7 часов)
Гербы городов и губерний;
Предприятия нашего города;
История города в документах (экспедиц. задание);
Трудовая акция «Уют нашего города»;
Мой город в годы ВО войны
3
Экскурсия в музей «Поиск»
2
Трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории
2
Мое Отечество
(15 часа)
«Символы Родины»:
Родословная российского герба;
Священная обязанность гражданина – чтить и беречь символы нашего государства;
Урок-викторина «Флаги России»
2
Беседы, классные часы, презентации «Великие сыны Отечества»
2
Фольклорные праздники.
День русских традиций.
3
Вахта памяти «Скажем, нет терроризму!»
2
«Салют ликующего мая» - разработка и проведение экскурсии для младших школьников
2
Военно-спортивная игра «Зарничка»
1
Прикосновение к истокам – экскурсии в храмы и церкви города, области, поездки
2
Работа лекторской группы «Тайны бабушкиного сундука»
1
Всего часов:
34
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Раздел программы
Формы, методы и приёмы работы
Оборудование
1
Введение
Рассказ учителя, беседа
Иллюстрации
2
Я среди людей
Беседы о вежливости, игра-путешествие, правовые встречи и беседы, речевой практикум.
Практическая работа: «Посвящение в ученики»,
составление карты занятости.
Мультимедийное оборудование, иллюстрации, альбомные листы, краски, кисточки, карандаши
3
Моя семья
Беседа, рассказ учителя, презентации, часы общения, встречи с представителями различных профессий, работа с семейным архивом, проведение исследовательской работы. Защита проектов. Практическая работа: защита проектов «Моя родословная»
Мультимедийное оборудование, иллюстрации, фотографии.
4
Моя школа
Рассказ учителя, беседа, викторина, игра-путешествие «Школа – правовое пространство», посещение книжной выставки. Практическая работа: изготовление открыток, конкурс рисунков, участие в акциях, изготовление листовок
Мультимедийное оборудование, иллюстрации, альбомные листы, карандаши, краски, клей, картон, цветная бумага
5
Мой город
Беседа, рассказ учителя, презентации, анализ литературных произведений и произведений изобразительного искусства, экскурсии.
Практическая работа: участие в акциях и операциях, проведение поисковой работы.
Мультимедийное оборудование, иллюстрации, альбомные листы, карандаши, литературные произведения и произведения изобразительного искусства Белгородских и Старооскольских писателей, поэтов и художников
6
Мое Отечество
Рассказ учителя, презентации, знакомство с интересными людьми, изучение историчес-кого прошлого страны, материала о народных праздниках, обрядах, обычаях, истории народного костюма, пословицах и поговорках, музыкальном фольклоре, беседа об устном народном творчестве.
Практическая работа: разучивание народных игр, песен, обрядов
Мультимедийное оборудование, иллюстрации, альбомные листы, карандаши, оборудование для игр, народные песни, пословицы, поговорки
7
Итоговое занятие
Викторина, конкурсная игровая программа
Мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, иллюстрации
Список литературы
Основная литература
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с.2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 - С. 233.Армия государства Российского и защита Отечества / под ред, генерала-полковника В. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2004
4.Большой энциклопедический словарь/под ред. А. М. Прохорова. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997.
5. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 - С. 59
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя// Д.Вю Г*ригорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (стандарты второго поколения).7. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 178. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. - М.,1980.9. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. - М., 1987.21910. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика - 1998 - №5 - С. 52
11. Классный руководитель в петербургской школе / Е.Н.Барышников, С.В.Барышникова, Е.Н.Шавринова: учебно-методическое пособие; под ред. Е.Н. Барышникова. – СПб.: СПбАППО, 2009. – 144с. – (Петербургский опыт общего образования).
12. Кукушин В.С. Литературное краеведение. - Ростов н / Д: ГинГо, 1997.13. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. - М., 1976.14. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., Юрайт, 2001 - 607 с.15. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: -М.: Педагогика, 1977. С.1416.Русские награды XVIII начала XX в. / В. А. Дуров. 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 2008.
17.Справочная литература по вооружённым силам иностранных государств, издаваемая Воениздатом СПб.: Норинт, 1997.
18. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. – СПб.: КАРО, 2003. – 208с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения)
19. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. Т.2. - с.160.
20.Федеральные законы Российской Федерации: «О статусе военнослужащих», «0 воинской обязанности и военной службе», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Об альтернативной гражданской службе», Собрание законодательства Российской Федерации. 19932006. А. Т. – М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература
Статьи в научных сборниках, тезисы
1. Два противоречия патриотического воспитания. Научное творчество XXI века: Сборник трудов Ежегодной Всероссийской научной конференции учащихся, студентов и молодых ученых «Научное творчество XXI века» (февраль 2009) / Сборник трудов в 2-х томах. Т.1.– Красноярск: Научно-информационный издательский центр, 2009. – с.88-89
2. Сущность и границы патриотического воспитания // Международная научная конференция молодых ученых «Актуальные задачи современной науки». В мире научных открытий: научное периодическое издание. – Красноярск: «Научно-информационный издательский центр», № 3, Часть 1, 2009. – с.85-86.
3. Актуальные проблемы патриотического воспитания подростков // Всероссийская научная интернет-конференция "Актуальные проблемы научного мира". В мире научных открытий. –№4, Периодическое научное издание. – Красноярск: НИИЦ, 2009. – с. 35-37.
4. Патриотический праздник как пространство сопереживания Родине // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии [Текст]: Сборник докладов международной научной заочной конференции (Липецк 13 июня 2009 г.) Часть 1 Педагогические науки/ Отв. Редактор А.В. Горбенко.- Липецк: Издательский центр «Де-факто 2009 С.76-78
5. Взаимодействие воспитателя и воспитанника в процессе патриотического воспитания: организация сопереживания // Инновации и традиции в современном образовании: Материалы I Международной научной Интернет конференции (Старый Оскол, 20 – 30 мая). - Старый Оскол: РОСА. – 2009. – с. 339 - 341
6. Педагогика сопереживания как инновационная стратегия патриотического воспитания //Человек и образование, 2009. – № 2. - с.63-66
7. Технология создания программы патриотического воспитания// Международный научный журнал Мир науки, культуры, образования, ноябрь 2009, - № 6 (18). – с. 141 – 143.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
`ђЗаголовок 3Заголовок 615