Программа внеурочной деятельности Растим патриотов России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко»
Рассмотрено на МО учителей УТВЕРЖДАЮ: Директор
начальных классов МБОУ «СОШ №2 им. Г.В.Кравченко»
_________________Л. М. Политова
«__ »___________20 __ г. «__»____________20__г.
Программа внеурочной деятельности учащихся
«Растим патриотов России»
Направление: духовно-нравственное
Возраст учащихся:7-10лет
Срок реализации:4года
Составитель: учитель начальных классов Тырлова Т.В..
г. Вуктыл, 2015
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка………………………………………………..
Тематическое планирование………………………………………….
Содержание…………………………………………………………….
Предполагаемые результаты …………………………………………
Формы контроля……………………………………………………….
Материально-техническое обеспечение……………………………..
1. Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Правовой базой для составления программы являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»
• Программа "Патриотическое воспитание граждан "
• Устав школы
• Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
Программа “Растим патриотов России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;• экскурсии в картинную галерею; наблюдения; • экскурсий по городу, целевые прогулки; Словесный метод • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод • проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • организация вечеров с родителями, для родителей;
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы библиотек, улицы города
Сроки реализации программы:
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 135 часов,1час в неделю.
класс Количество часов Аудиторные Внеаудиторные
1 класс 33 часа 23 часов 10 часов
2класс 34 часа 23 часов 11 часов
3класс 34 часа 30 часов 4 часов
4класс 34 часа 26 часов 8 часов
Занятия проводятся во второй половине дня.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой, ИЗО, музыкой, технологией).
Учебная деятельность Внеурочная деятельность
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;
–беседа «Дом, где живет уважение»;
– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
Окружающий мир , 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
– беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия «Герои Великой Отечественной войны»
– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы .
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.
- изготовление подарков,; - клуб интересных встреч;
- работа кружков, творческих мастерских;
- составление сборника стихов «Времена года»;
организация Города Веселых мастеров;
- мини проекты
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п
– экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;
-экскурсии по улице, району, городу;
- заочные путешествия;
- беседы о природе Коми края
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
- посещение библиотек
- конкурсы рисунков;
- фотовыставки
2.Тематическое планирование
1 класс
Задачи: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;
· сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
· воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
· воспитание коллективизма и ответственности.
№п/п Наименование темы. форма Кол-во
часов аудиторных внеаудиторных Дата
1 Здравствуйте, это я! Посвящение в первоклассники 1 + 2-3 Мы этого раньше не знали Беседа об истории города Вуктыл 2 + + 4 Дары осени Выставка поделок из плодов овощей и фруктов 1 + 5-6 Улица села (рисование, аппликация улицы на которой находится школа) 2 + + 7 Читаем книги о войне Час чтения 1 + 8 Опора семьи (наши бабушки и дедушки) 1 + 9 Если бы у меня была волшебная палочка Игра-путешествие в страну "Вообразилию" 1 + 10 Я рисую облака Экскурсия 1 + 11 Моя мама-лучший друг Конкурс рисунков 1 + 12 Мы - будущее нашего города Беседа о профессиях 1 + 13 Кем гордится Коми земля Беседа о почетных гражданах района 1 + 14 Россия - Родина моя Беседа о символах России 1 + 15-16 Твои права и обязанности 1 + 17 Подвиг не уходит в запас Чтение книг о войне 1 + 18-19 «Имя героя-солдата имеет честь носить улица» Экскурсия по улицам города 2 + 20 Гайдаровская почта Поделки открыток своими руками 1 + + 21 Их профессия - Родину защищать Праздник к 23 февраля 1 + + 22 Конкурс чтецов "Строки опаленные войной" 1 + + 23 Час здоровья знакомство с чемпионами в области
спорта.
1 + 24 Традиции родного города 1 + 25-26 Посещение театра 2 + 27 Народные приметы 1 + + 28 С любовью к городу Составление фотоальбома 1 + 29 Мир космоса Беседа о космонавте Леонове 1 + 30 Город-герой Москва 1 + 31 В гармонии с природой Викторина 2 + 32 Цветной мелок Конкурс рисунков "Моя Родина" 1 + 33 День сказок Чтение русских народных сказок, рисунки к сказкам 1 + 2 класс
Задачи: развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, села;
· приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;
· формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.
№п/п Наименование темы. форма Кол-во
часов аудито рныых внеаудиторных Дата
1 Моя вторая мама Конкурс рисунков и сочинений о своем учителе 1 + 2 Сражались со взрослыми рядом Беседа о детях военных лет 1 + 3 Хлеб – драгоценность Час военной истории 1 + 4 Нашей армии герои Рассказ о героях ВОв 1 + 5 Мир вокруг нас Экскурсия по улице на которой находится школа 1 + 6 Из семейного альбома. Рассказ о своих дедушках и бабушках 1 + 7 Моя семья в истории города О профессии своих родителей 1 + 8-9 Мы этого раньше не знали Беседа о коренном населении Коми края 2 + 10-11 С любовью к России Символы республики Коми 2 + 12 Путешествие по стране "Праволяндии" Игра-путешествие 1 13 Дом, где живёт уважение Заочное путешествие 1 + 14 За нами не угнаться Спортивный праздник 1 + 15 Из бабушкиного сундука Выставка вышивок "Народные узоры" 1 + 16 В ожидании чуда Выставка новогодних поделок 1 + 17 Игра-дело серьёзное Разучивание игр 1 + 18 Во славу Отечества Песни о ВОв 1 + + 19 «Твои рядовые, Россия» Рассматривание картин посвященных ВОв 1 + 20 Стихами Отчизне служить Конкурс чтецов 1 + 21 Салют Победы Конкурс рисунков 1 + 22 Служу России Конкурсная программа к 23февраля 1 + 23 Город - герой Ленинград Рассказы о блокаде Ленинграда 1 + 24 Улицы хранят имена героев Экскурсия по городу 1 + 25 Мы – будущее города Беседа о том, как горожане стараются сделать город красивым 1 + 26-27 Чудеса своими руками Поиск веток и корней необычной формы, оформление выставки 2 + + 28 И мужество как знамя пронести Рассказ о героях 1 + 29 Путь в космос Беседа о космосе, конкурс рисунков 1 + 30 Читаем книги о войне 1 + 31 Была война, была Победа Конкурс рисунков 1 + 32 Цветок - подарок классу Разведение комнатных растений 1 + 33 Доблесть, рыцарство, отвага 1 + 34 Правда о войне 1 +
3 класс
Задачи: продолжать формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;
· сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
· воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
· воспитание коллективизма и ответственности.
№п/п Наименование темы. форма Кол-во
часов аудиторных внеаудиторных Дата
1 Вместе весело шагать Презентация класса, знакомство с летописью школы 1 + 2-3 Здесь я живу Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети 2 + + 4 Семейные династии Рассказы о своей родословной 1 + 5 Поле русской славы Чтение былин о русских богатырях 1 + 6 Праздник урожая Выставка работ из овощей и фруктов 1 + 7 Заочное путешествие по крупным городам России 1 + 8 Нашей армии герои О великих полководцах России 1 + 9 День поэзии Конкурс стихов коми поэтов 1 + 10 Праздничная программа к Дню Матери. 1 + 11 Конкурс "Папа, мама я - читающая семья" 1 + 11 Люди, на которых хотелось бы походить . Рассказ об известных жителях города 1 + 12 Празднование Нового года в разных странах 1 + 13-14 Школьный двор Подготовка макето-заданий по оборудованию школьного двора весной 2 + + 15 Символы моей родины 1 + 16 Выставка рисунков "Моя Россия 1 + 17 Имею право на права 1 + + 18 "Не стесняйтесь доброты своей". 1 + 19 Праздники и традиции коми народа Рассказ о традициях 1 + 20 К своим истокам прикоснись Выставка семейных фотографий "мы любим здесь бывать" 1 + 21 Воины - интернационалисты Рассказ о воинах -интернационалистах 1 + 22 Час мужества "День защитника Отечества" 1 + 23 Масленица История праздника 1 + 24 Боевые знамёна рассказывают 1 + 25 День поэзии Конкурс стихов о маме 1 + 26-27 Юные умельцы! Где вы? Работа кружков, творческих мастерских 2 + 28 Уголок коми избы Рассказ об устройстве коми-избы 1 + 29 Международный день птиц Викторина 1 + 30 Операция "Семечко" Сбор семян цветов на посадку, посадка рассады для школьных клумб 1 + 31 Нам космос покоряется КВН 1 + 32 Это гордое слово «Победа»! 1 + 33 Игры разных народов мира 1 + 34 Мир моих увлечений Мини-проекты, поделки, коллекции. 1 +
4 класс
Задачи: -формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
· стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
№п/п Наименование темы форма Кол-во
часов аудиторных внеаудиторных Дата
1 Школьная семья Классное собрание 1 + 2 Осенины Фольклорный праздник 1 + 3 Гордость земли комиБеседа о почетных людях района 1 + 4 Подари другому радость Игра-практикум 1 + 5 Я на бабушку похожа Рассказ о своей бабушке, стихи о бабушке 1 + 6 Праздник урожая Выставка поделок 1 + 7 Имя твое бессмертно Патриотический час 1 + 8 История района Экскурсия по району 1 + 9 Я в своей семье Беседа об обязанностях ребёнка дома, о взаимоотношениях между членами семьи 1 + 10 Семейные коллекции Рассказ о семейных коллекциях, реликвиях 1 + 11 «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Рассказ о своей маме 1 + 12 Концерт "Родник жизни" 1 + 13-14 Двор, в котором я хочу жить Изготовление макетов, рисунков. 2 + 15 Страна, где я живу О символах страны и республики 1 + 16 Я - житель России О правах ребёнка 1 + 17 Фольклор, традиции, обычаи 1 + 18-19 В гости к кукле Выставка "Куклы моего дома"
Экскурсия в театр кукол 2 + + 20 Орден твоего дома Беседы, рассказа, рисунки, выставки 1 + 21 Мои дедушка и папа в армии Рассказ о том, в каких войсках служили папы и дедушки 1 + 22 Конкурс инсценированной песни "Когда поют солдаты" 1 + 23 Акция "собери посылку солдату" 1 + 24 Играем в Тимура Чтение книги А. Гайдара "Тимур и его команда" 1 + 25 "О самых близких и родных с любовью".
Праздник для мам и бабушек 1 + 26 Выставка рисунков "Моя бабушка", "Моя мама", "Букет для мамы". 1 + + 27 Времена года Как о природе Коми говорят поэты, составление сборника стихов, конкурс рисунков для оформления сборника. 1 + + 28 Международный день Земли 1 + 29 День мифов и легенд Викторина из истории города 1 + 30 О народных праздниках 1 + + 31 Память сердца Праздник ко дню Победы 1 + 32 Самородки и местные умельцы Поисковая работа в библиотеке 1 + 33 Мои любимые места отдыха в городе 1 + 34 На острове Буяне Путешествие по книжным полкам библиотеки школы 1 + 3.Содержание программы:
Программа состоит из 5 блоков
"Моя школа - моя судьба"
«Я и семья»
«Связь поколений»
«Растим патриота и гражданина России».
«Мой край родной»
«Моя школа - моя судьба»
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия : экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.
«Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.
«Связь поколений»
Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, , спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
«Растим патриота и гражданин России».
Цель заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.
В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.
Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
4.Предполагаемые результаты.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению,
при этом предметом воспитания как учения являются не
столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для
участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности: патриотизм, гражданственность
I уровень:
Знать права и обязанности школьника;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»
II уровень:
Знать историю школы, района;
Понимать необходимость изучения своих истоков;
Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;
Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».
III уровень:
Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;
Понимать, что являюсь жителем города , района, республики, России;
Уметь рассказать о некоторых праздниках России;
Делать страничку своего портфолио
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания .
Национальные ценности: личность, наука, солидарность
I уровень:
Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
Понимать различие хороших и плохих поступков;
Уметь признавать собственные плохие поступки;
Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных
II уровень:
Знать как вести себя в обществе с другими детьми;
Понимать значимость правильного поведения в обществе;
Уметь сказать «нет»;
Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
III уровень:
Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности: труд и творчество, наука
I уровень:
Знать , что лениться – это плохо;
Понимать необходимость трудиться;
Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.
II уровень:
Знать о роли труда в жизни человека;
Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
Уметь работать в коллективе;
Участвовать в трудовых акциях.
III уровень:
Знать различные профессии;
Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;
Уметь работать над проектами;
Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
I уровень:
Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
Понимать для чего они;
Ухаживать за цветами;
Рисовать плакаты о сохранности природы.
II уровень:
Знать растения, которые надо охранять;
Понимать необходимость сохранности красоты природы;
Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;
Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.
III уровень:
Знать лекарственные растения;
Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
Добровольно участвовать в экологических акциях
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
I уровень:
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.
II уровень:
Знать основы правильного питания,
Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
Могу сказать «нет»;
Вести подвижный образ жизни.
III уровень:
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
Участвовать в агитбригаде «Веселые витаминчики».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности : искусство и литература, человечество
I уровень:
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».
Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила
Посещать музеи, библиотеки, театры
II уровень:
Знать сказки, стихи, песни;
Понимать значение слов «дарить красоту»;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника
III уровень:
Знать памятники культуры в районе, городе;
Понимать, что надо их беречь;
Уметь рассказать о некоторых из них;
Проводить заочное путешествие для подшефного класса
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц школы и дома; основные памятные места района; название главной площади района; дату основания района; основные улицы села; памятные и исторические места; герб и флаг района б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны:
а) знать: символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.
б) уметь: поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.
5. Формы контроля
№ Название направления Формы занятий
1. « Связь поколений» Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. «Растим патриота и гражданина России» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. «Мой край родной» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. « Я и семья» Беседы , родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
6.Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы « Растим патриотов » необходима материально-техническая база:
Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства и республики, фотографии города.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций.