Программа внеурочной деятельности Растим патриотов России 
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко»
Рассмотрено на МО учителей УТВЕРЖДАЮ:   Директор 
начальных классов МБОУ «СОШ №2 им. Г.В.Кравченко»
                                                                  _________________Л. М. Политова          
«__ »___________20 __  г.                         «__»____________20__г.
                                                                 
 
 Программа  внеурочной деятельности учащихся
«Растим патриотов России»
                   
  Направление: духовно-нравственное
  Возраст учащихся:7-10лет
  Срок  реализации:4года
  Составитель: учитель начальных классов  Тырлова Т.В..
                                            г. Вуктыл, 2015
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка………………………………………………..
Тематическое планирование………………………………………….
Содержание…………………………………………………………….
Предполагаемые результаты …………………………………………
Формы контроля……………………………………………………….
Материально-техническое обеспечение……………………………..
                                  1. Пояснительная записка.
         В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. 
         В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. 
         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края. 
         Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. 
         "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.            
 
Правовой базой для составления программы являются: 
•          Конвенция ООН о правах ребенка 
•          Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» 
•          Программа "Патриотическое воспитание граждан " 
•          Устав школы 
•          Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16) 
Программа “Растим патриотов России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д. 
Цель работы по патриотическому воспитанию: 
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”. 
         Для достижения данной цели формируются следующие задачи: 
-        сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; 
-        сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; 
-        сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям; 
-        сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; 
-        вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности. 
 
        Для реализации программы предлагаются следующие   методы: наглядный, словесный, практический.  
Наглядный метод   • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;• экскурсии в картинную галерею; наблюдения; • экскурсий по городу, целевые прогулки; Словесный метод  • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод  • проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • организация вечеров с родителями, для родителей;  
 
         Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4  классов. 
Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы библиотек, улицы города
Сроки реализации программы: 
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 135 часов,1час в неделю. 
 
класс  Количество часов  Аудиторные  Внеаудиторные 
1 класс  33 часа  23 часов  10 часов 
2класс  34 часа  23 часов  11 часов 
3класс  34 часа  30 часов  4 часов 
4класс  34 часа  26 часов  8 часов 
Занятия проводятся во второй половине дня. 
 
Связь содержания программы с учебными предметами. 
 
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой,   ИЗО, музыкой, технологией). 
 
Учебная деятельность  Внеурочная деятельность 
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). 
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. 
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). 
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). 
  – экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;   
–беседа «Дом, где живет уважение»; 
– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, 
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; 
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ; 
 
Окружающий мир , 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». 
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. 
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. 
  – беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»; 
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; 
– экскурсии и путешествия «Герои Великой Отечественной войны»
– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда» 
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.  
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. 
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. 
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов 
Получение трудового опыта в процессе учебной работы . 
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. 
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. 
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. 
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. 
Презентация своих учебных и творческих достижений. 
- изготовление подарков,; - клуб интересных встреч; 
- работа кружков, творческих мастерских; 
- составление сборника стихов «Времена года»; 
организация Города Веселых мастеров; 
- мини проекты 
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. 
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. 
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п 
– экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки; 
 -экскурсии по улице, району, городу; 
- заочные путешествия; 
- беседы о природе Коми края 
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. 
Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ. 
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности. 
- посещение библиотек
- конкурсы рисунков; 
- фотовыставки 
                                        2.Тематическое планирование
1 класс
Задачи: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России; 
·          сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью; 
·         воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства; 
·         воспитание коллективизма и ответственности.  
 
№п/п  Наименование темы.  форма  Кол-во 
часов  аудиторных внеаудиторных  Дата
1  Здравствуйте, это я!  Посвящение в первоклассники  1   + 2-3  Мы этого раньше не знали  Беседа   об истории города Вуктыл  2  +  +  4  Дары осени  Выставка поделок из плодов овощей и фруктов  1   + 5-6  Улица села  (рисование, аппликация улицы на которой находится школа)  2   + +  7  Читаем книги о войне  Час чтения  1  +  8  Опора семьи (наши бабушки и дедушки)    1  +  9  Если бы у меня была волшебная палочка  Игра-путешествие в страну "Вообразилию"  1  +  10  Я рисую облака  Экскурсия   1    +  11  Моя мама-лучший друг  Конкурс рисунков  1   + 12  Мы - будущее нашего города  Беседа о профессиях  1  +  13  Кем гордится Коми земля   Беседа о почетных гражданах района  1  +    14  Россия - Родина моя  Беседа о символах России  1  +  15-16 Твои права и обязанности    1   + 17  Подвиг не уходит в запас  Чтение книг о войне  1  +    18-19  «Имя героя-солдата имеет честь носить улица»  Экскурсия по улицам города  2    +  20  Гайдаровская почта  Поделки открыток своими руками  1   + +  21  Их профессия - Родину защищать  Праздник к 23 февраля  1   + +  22  Конкурс чтецов "Строки опаленные войной"    1  +  +  23  Час здоровья  знакомство с чемпионами в области 
спорта. 
  1  +    24  Традиции родного города   1  +    25-26  Посещение театра    2    +  27  Народные приметы    1   + +  28  С любовью к городу  Составление фотоальбома  1    +  29  Мир космоса  Беседа о космонавте Леонове  1  +    30  Город-герой Москва    1  +    31  В гармонии с природой  Викторина    2  +  32  Цветной мелок  Конкурс рисунков "Моя Родина"  1  +    33  День сказок  Чтение русских народных сказок, рисунки к сказкам  1  +  2 класс 
Задачи: развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, села; 
·         приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа; 
·         формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе. 
№п/п  Наименование темы.  форма  Кол-во 
часов  аудито рныых  внеаудиторных  Дата
1  Моя вторая мама  Конкурс рисунков и сочинений о своем учителе  1   + 2  Сражались со взрослыми рядом  Беседа о детях военных лет  1  +    3  Хлеб – драгоценность  Час военной истории  1  +    4  Нашей армии герои  Рассказ о героях ВОв  1  +    5  Мир вокруг нас  Экскурсия по улице на которой находится школа  1    +  6  Из семейного альбома.  Рассказ о своих дедушках и бабушках  1    +  7  Моя семья в истории города  О профессии своих родителей  1  +    8-9  Мы этого раньше не знали  Беседа о коренном населении Коми края 2  +  10-11  С любовью к России  Символы республики Коми 2  +    12  Путешествие по стране "Праволяндии"  Игра-путешествие  1      13  Дом, где живёт уважение  Заочное путешествие  1   + 14  За нами не угнаться  Спортивный праздник  1    +  15  Из бабушкиного сундука  Выставка вышивок "Народные узоры"  1   +   16  В ожидании чуда  Выставка новогодних поделок  1  +  17  Игра-дело серьёзное  Разучивание игр  1    +  18  Во славу Отечества  Песни о ВОв  1   + +  19  «Твои рядовые, Россия»  Рассматривание картин посвященных ВОв  1    +  20  Стихами Отчизне служить  Конкурс чтецов  1   + 21  Салют Победы  Конкурс рисунков  1   +   22  Служу России  Конкурсная программа к 23февраля  1  +    23  Город - герой Ленинград  Рассказы о блокаде Ленинграда  1  +    24  Улицы хранят имена героев  Экскурсия по городу 1    +  25  Мы – будущее города Беседа о том, как горожане стараются сделать город красивым  1  +    26-27  Чудеса своими руками  Поиск веток и корней необычной формы, оформление выставки  2  +  +  28  И мужество как знамя пронести  Рассказ о героях 1  +    29  Путь в космос  Беседа о космосе, конкурс рисунков  1    +  30  Читаем книги о войне    1  +    31  Была война, была Победа  Конкурс рисунков  1   +   32  Цветок - подарок классу  Разведение комнатных растений  1    +  33  Доблесть, рыцарство, отвага    1  +    34  Правда о войне    1  +     
 
3 класс 
Задачи: продолжать формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России; 
·          сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью; 
·         воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства; 
·         воспитание коллективизма и ответственности.  
№п/п  Наименование темы.  форма  Кол-во 
часов  аудиторных внеаудиторных Дата
1  Вместе весело шагать  Презентация класса, знакомство с летописью школы  1 +    2-3  Здесь я живу  Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети  2   +  + 4  Семейные династии  Рассказы о своей родословной  1   + 5  Поле русской славы  Чтение былин о русских богатырях  1  +    6  Праздник урожая  Выставка работ из овощей и фруктов  1   + 7  Заочное путешествие по крупным городам России    1  +    8  Нашей армии герои  О великих полководцах России  1  +    9  День поэзии  Конкурс стихов коми  поэтов  1   + 10  Праздничная программа к Дню Матери.    1   + 11  Конкурс "Папа, мама я - читающая семья"    1   +   11  Люди, на которых хотелось бы походить .  Рассказ об известных жителях города 1  +    12  Празднование Нового года в разных странах    1  +  13-14  Школьный двор  Подготовка макето-заданий  по оборудованию школьного двора весной  2   + + 15  Символы моей родины    1  +    16  Выставка рисунков "Моя Россия    1  +    17  Имею право на права    1  +  +  18  "Не стесняйтесь доброты своей".    1  +    19  Праздники и традиции коми народа  Рассказ о традициях  1  +    20  К своим истокам прикоснись  Выставка семейных фотографий "мы любим здесь бывать"  1   +   21  Воины - интернационалисты  Рассказ о воинах -интернационалистах  1  +    22  Час мужества "День защитника Отечества"    1  +    23  Масленица  История  праздника  1  +    24  Боевые знамёна рассказывают    1  +    25  День поэзии  Конкурс стихов о маме  1  +    26-27  Юные умельцы! Где вы?  Работа кружков, творческих мастерских  2    +  28  Уголок коми  избы  Рассказ об устройстве коми-избы 1   + 29  Международный день птиц  Викторина  1  +  30  Операция "Семечко"  Сбор семян цветов на посадку, посадка рассады для школьных клумб  1    +  31  Нам космос покоряется  КВН  1  +    32  Это гордое слово «Победа»!    1  +    33  Игры разных народов мира    1    +  34  Мир моих увлечений  Мини-проекты, поделки, коллекции. 1   +  
4 класс 
Задачи: -формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности; 
·         стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.  
№п/п  Наименование темы  форма  Кол-во 
часов  аудиторных  внеаудиторных Дата
1  Школьная семья  Классное собрание  1   +   2  Осенины  Фольклорный праздник  1  +  3  Гордость земли комиБеседа о почетных людях района 1  +    4  Подари другому радость  Игра-практикум  1    +  5  Я на бабушку похожа  Рассказ о своей бабушке, стихи о бабушке  1   +   6  Праздник урожая  Выставка поделок  1   + 7  Имя твое бессмертно  Патриотический час  1  +    8  История района  Экскурсия по району  1    +  9  Я в своей семье  Беседа об обязанностях ребёнка дома, о взаимоотношениях между членами семьи  1  +  10  Семейные коллекции  Рассказ о семейных коллекциях, реликвиях  1  + 11  «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».  Рассказ о своей маме  1  +    12  Концерт "Родник жизни"    1  + 13-14  Двор, в котором я хочу жить  Изготовление макетов, рисунков.  2  +   15  Страна, где я живу  О символах страны и республики 1  +    16  Я - житель России  О правах ребёнка  1  +    17  Фольклор, традиции, обычаи    1  +    18-19  В гости к кукле  Выставка "Куклы моего дома" 
Экскурсия в театр кукол  2   + +  20  Орден твоего дома  Беседы, рассказа, рисунки, выставки  1  +    21  Мои дедушка и папа в армии Рассказ о том, в каких войсках служили папы и дедушки  1  +   22  Конкурс инсценированной песни "Когда поют солдаты"    1    +  23  Акция "собери посылку солдату"    1    +  24  Играем в Тимура  Чтение книги А. Гайдара "Тимур и его команда"  1  +    25  "О самых близких и родных с любовью". 
  Праздник для мам и бабушек  1   +   26  Выставка рисунков "Моя бабушка", "Моя мама", "Букет для мамы".    1  +  +  27  Времена года  Как о природе Коми говорят поэты, составление сборника стихов, конкурс рисунков для оформления сборника.  1  +  +  28  Международный день Земли    1  +    29  День   мифов и легенд  Викторина из истории города  1   +   30  О народных праздниках   1  +  +  31  Память сердца  Праздник ко дню Победы  1  +    32  Самородки и местные умельцы  Поисковая работа в библиотеке  1    +  33  Мои любимые места отдыха в городе    1    +  34  На острове Буяне  Путешествие по книжным полкам библиотеки школы  1    +  3.Содержание программы:
Программа состоит из 5 блоков 
"Моя школа - моя судьба" 
«Я и семья»  
«Связь поколений» 
«Растим патриота и гражданина России». 
«Мой край родной»  
 
 «Моя школа - моя судьба» 
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. 
Практические занятия : экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп. 
 
    «Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения. 
 
 «Связь поколений»   
Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. 
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, , спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет. 
  
   «Растим патриота и гражданин России». 
    Цель  заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. 
  Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции. 
          Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции. 
  
  В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений. 
          Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера. 
4.Предполагаемые результаты.
 В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням. 
  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс). 
Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, 
т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы). 
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое 
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс). 
         С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: 
       • на первом уровне воспитание приближено к обучению, 
при этом предметом воспитания как учения являются не 
столько научные знания, сколько знания о ценностях; 
• на третьем уровне создаются необходимые условия для 
участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. 
  Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. 
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; 
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); 
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: 
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям. 
Национальные ценности: патриотизм, гражданственность 
I уровень: 
Знать права и обязанности школьника; 
Понимать необходимость соблюдения правил; 
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам; 
Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться» 
II уровень: 
Знать историю школы, района; 
Понимать необходимость изучения своих истоков; 
Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений; 
Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой». 
III уровень: 
Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники; 
Понимать, что являюсь жителем города , района, республики, России; 
Уметь рассказать о некоторых праздниках  России; 
Делать страничку своего портфолио 
 
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания . 
Национальные ценности: личность, наука, солидарность 
I уровень: 
Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах; 
Понимать различие хороших и плохих поступков; 
Уметь признавать собственные плохие поступки; 
Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных 
II уровень: 
Знать как вести себя в обществе с другими детьми; 
Понимать значимость правильного поведения в обществе; 
Уметь сказать «нет»; 
Защищать честь и достоинство своих друзей и близких. 
III уровень: 
Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе; 
Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества; 
Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях; 
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни 
Национальные ценности: труд и творчество, наука 
I уровень: 
Знать , что лениться – это плохо; 
Понимать необходимость трудиться; 
Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы; 
Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе. 
II уровень: 
Знать о роли труда в жизни человека; 
Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца; 
Уметь работать в коллективе; 
Участвовать в трудовых акциях. 
III уровень: 
Знать различные профессии; 
Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению; 
Уметь работать над проектами; 
Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям. 
 
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) 
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература: 
I уровень: 
Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы; 
Понимать для чего они; 
Ухаживать за цветами; 
Рисовать плакаты о сохранности природы. 
II уровень: 
Знать растения, которые надо охранять; 
Понимать необходимость сохранности красоты природы; 
Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома; 
Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы. 
III уровень: 
Знать лекарственные растения; 
Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья; 
уметь с помощью слова убедить заботиться о природе; 
Добровольно участвовать в экологических акциях 
 
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни 
Национальные ценности: семья, личность, наука 
I уровень: 
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы; 
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья; 
Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы; 
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД. 
  II уровень: 
Знать основы правильного питания, 
Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких; 
Могу сказать «нет»; 
Вести подвижный образ жизни. 
III уровень: 
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»; 
Понимать зачем нужно человеку правильно питаться; 
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных; 
Участвовать в   агитбригаде «Веселые витаминчики». 
 
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 
Национальные ценности : искусство и литература, человечество 
I уровень: 
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино); 
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг». 
Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила 
Посещать музеи, библиотеки, театры 
II уровень: 
Знать сказки, стихи, песни; 
Понимать значение слов «дарить красоту»; 
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте; 
Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника 
III уровень: 
Знать памятники культуры в районе, городе; 
Понимать, что надо их беречь; 
Уметь рассказать о некоторых из них; 
Проводить заочное путешествие для подшефного класса 
Требования к знаниям и умениям обучающихся 
         К концу первого года обучения учащиеся должны: 
а)  знать:  замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц  школы и дома; основные памятные места района; название главной площади района;  дату основания района; основные улицы села; памятные и исторические места; герб и флаг района б) уметь:  вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке. 
             К концу четвертого года обучения учащиеся должны: 
а) знать:  символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России. 
б) уметь:  поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст. 
5. Формы контроля   
 
№  Название направления  Формы занятий 
1.  « Связь поколений»  Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 
 
2.  «Растим патриота и гражданина России»  Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.  
 
3.    «Мой край родной»  Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 
 
4.  « Я и семья»  Беседы , родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. 
 
 
 
 Формы подведения итогов 
Формы подведения итогов   реализации данной программы являются: 
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского); 
Участие в социальных акциях; 
Создание и реализация социальных проектов. 
 
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы. 
 
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,   отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. 
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника 
Любящий свой народ, свой край и свою Родину; 
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 
  
6.Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы « Растим патриотов » необходима материально-техническая база: 
Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства и республики, фотографии города. 
Оборудование для   демонстрации   мультимедийных презентаций.