Программа по внеурочной деятельности Мастерица на I образовательную ступень
Программа
по внеурочной деятельности
на I образовательную ступень
Пояснительная записка
- программа основана (перечень документов);
- практическая значимость;
- задачи.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребёнка, его творческого потенциала.
Направленность программы кружка «Мастерица»:
Развитие творческих способностей детей;
Развитие креативного мышления;
Формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Новизна учебной программы состоит в том, чтобы не дублировать программный материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.
Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т.е. использование всего объёма художественно-творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшего накопления опыта.
Цель программы: помочь школьникам проявить себя в декоративно-творческой деятельности, воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудится.
Задачи:
Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимание, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию-результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
Овладение детьми элементарными обобщёнными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Общая характеристика курса
Отличительные особенности данной программы кружка от уже существующих в том, что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребёнка. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка декоративно творческой деятельности аппликация, бумажная пластика, вышивка, вязание, плетение и др. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами.
Место курса в учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы дополнительного образования: 7-12 лет.
Срок реализации: 4 года.
Всего в год 17 занятий (34 часа).
Итого: 136 часов.
Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты: развитие эстетического и художественного вкуса детей, совершенствование трудовых навыков и умений.
Способы проверки: организация проектов, выставок работ.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах и выставках на школьном и районном уровнях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
Класс
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
1
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ хорошего ученика.
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7. Адекватно воспринимать оценку учителя.
1.
Организовывать
свое
рабочее
место
под
руководством учителя.
2.
Осуществлять контроль в
форме
сличения
своей
работы
с
заданным
эталоном.
3.Вносить
необходимые
дополнения,
исправления
в
свою работу, если она
расходится
с
эталоном
(образцом).
4.
В
сотрудничестве
с
учителем
определять
последовательность
изучения
материала,
опираясь
на
иллюстративный
ряд
«маршрутного листа».
1.
Ориентироваться
в
учебниках
(система
обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание).
2.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных
заданий,
используя
справочные
материалы
учебника
(под
руководством учителя).
3.
Понимать
информацию,
представленную в виде текста,
рисунков, схем.
4.
Сравнивать
предметы,
объекты: находить общее и
различие.
5.
Группировать,
классифицировать
предметы,
объекты
на
основе
существенных
признаков,
по
заданным критериям.
1.
Соблюдать
простейшие
нормы
речевого
этикета:
здороваться,
прощаться,
благодарить.
2.
Вступать
в
диалог
(отвечать
на
вопросы,
задавать
вопросы,
уточнять
непонятное).
3.
Сотрудничать
с
товарищами при выполнении
заданий в паре: устанавливать
и
соблюдать
очерёдность
действий,
корректно
сообщать
товарищу
об
ошибках.
4.Участвовать
в
коллективном
обсуждении
учебной проблемы.
5.
Сотрудничать
со
сверстниками
и
взрослыми
для
реализации
проектной
деятельности
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2
1. Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения.
Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.
2. Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества.
3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.
5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
6. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведениям искусства.
7. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищами, учителем.
1.
Самостоятельно
организовывать свое рабочее
место.
2.
Следовать
режиму
организации
учебной
и
внеучебной деятельности.
3.
Определять цель учебной
деятельности
с
помощью
учителя.
4.
Определять
план
выполнения
заданий
на
уроках,
внеурочной
деятельности,
жизненных
ситуациях под руководством
учителя.
5.
Следовать
при
выполнении
заданий
инструкциям
учителя
и
алгоритмам,
описывающем
стандартные
учебные
действия.
6.
Осуществлять само- и
взаимопроверку работ.
7.
Корректировать
выполнение задания.
8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.
1.
Ориентироваться
в
учебниках
(система
обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание).
2.
Самостоятельно
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения учебных заданий в
справочниках,
словарях,
таблицах,
помещенных
в
учебниках.
3.
Ориентироваться в рисунках,
схемах,
таблицах,
представленных в учебниках.
4.
Подробно
и