Программа деятельности кружка Мастерица

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Муравьёвская средняя общеобразовательная школа»
Называевского муниципального района Омской области












ПРОГРАММА
деятельности кружка
«МАСТЕРИЦА»


Срок реализации – 1 год
Возраст детей – 11-15 лет









Автор:
Левцова Ольга Алексеевна,
учитель технологии







Муравьёвка - 2015

Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.
Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.
Изучение видов рукоделия как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства ребята учатся создавать красоту своими руками.
Овладение школьниками содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий.
Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.
Приобщение учащихся к различным видам рукоделия – это и подготовка девочек к самостоятельной семейной жизни как будущей хозяйки, хранительницы домашнего очага, а также развитие таких качеств: настойчивости, терпения, трудолюбия, аккуратности. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, выбору профессии.
Реализация программы кружка предполагает личностно-ориентированный подход к учащимся: учет их возрастных и индивидуальных способностей, возможностей, интересов, развитие творческой самостоятельности при выполнении работ.
Программа кружка позволяет использовать не только методы обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, умений, но и использование фотографий, посещение музеев, участие в школьных и районных выставках, общение с людьми, увлеченными разными видами рукоделия; применение записи народной музыки, стихов.
Основная цель программы кружка – сформировать у учащихся знания и умения по видам рукоделия, которые пригодятся им в будущей жизни.
Задачи кружка:
раскрыть роль декоративно-прикладного искусства;
развивать художественно-творческие способности учащихся;
обучить учащихся приемам и способам вязания, вышивки, лоскутной техники;
совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках технологий, изобразительного искусства;
воспитывать культуру общения, взаимопомощи, аккуратность.
В программу кружка включены следующие разделы:
1. Художественное вязание (спицами и крючком).
2. Ручная вышивка.
3. Лоскутная техника.
Занятия проводятся с учащимися в возрасте 11-15 лет на базе оборудованного кабинета технологии в Муравьёвской средней общеобразовательной школе 4 часа в неделю.

После окончания курса обучения на кружке учащиеся должны знать:
из истории разных видов рукоделия;
способы выполнения видов вышивок, вязок, швов;
основные и составные цвета, элементы материаловедения;
правила безопасности труда при работе с иглой, ножницами, утюгом, швейной машиной, спицами, крючком.
Учащиеся должны уметь:
организовать свое рабочее место;
технически правильно выполнять приемы стежков, швов в вышивке, вязке, лоскутной технике;
осуществлять влажно-тепловую обработку изделия;
работать с инструментами, технологическими картами,
переводить рисунок на ткань.


Срок реализации программы кружка – 1 год.










































Тематический план кружка


Называние раздела, темы
Кол-во часов



I.

1.
Введение

Художественное вязание

Вводное занятие
2

56

2

2.
Виды вязок на основе лицевых и изнаночных петель
4

3.
Двуцветные вязки
4

4.
Сложные узоры
4

5.
Ажурные вязки
4

6.
Творческая встреча
2

7.
Работа над индивидуальным изделием
10

8.
Сборка и влажно-тепловая обработка изделий
2

9.
Основы вязания крючком
4

10.
Вязание крючком по кругу и полотна
4

11.
Вязание по схемам
4

12.
Выполнение индивидуальных изделий
12


II

1.

Ручная вышивка

Вводное занятие

42

2

2.
Цветоведение. Элементы материаловедения
2

3.
Простейшие швы
4

4.
Счетные швы
6

5.
Виды глади
4

6.
Экскурсия в местный музей
2

7.
Творческая встреча с народной умелицей
2

8.
Сувениры и подарки к праздникам. Предметы домашнего уюта.
2

9.
Индивидуальная работа над изделием по выбору учащегося.
14

10.
Влажно-тепловая обработка изделия.
2

11.
Промежуточная выставка-смотр работ
2


III.

1.

Лоскутная техника

Вводное занятие

44

2

2.
Основы композиции. Формообразование.
2

3.
Ручные и машинные швы.
4

4.
Обработка срезов и углов лоскутков.
2

5.
Техника выполнения изделий из треугольников.
6

6.
Техника «пуфики».
6

7.
Техника «мозаика из многогранников»
4

8.
Работа над индивидуальным изделием.
14

9.
Итоговое занятие.
Организация и обсуждение выставки-работ учащихся.

4


ИТОГО
144


Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ – 2 ч
Цели и задачи кружка. Ознакомление школьников с программой, правилами внутреннего распорядка в кабинете. Правила безопасности труда и личной гигиены. Демонстрация образцов изделий, выполненных учащимися ранее; просмотр фотографий, журналов, книг по рукоделию. Материалы, нитки, инструменты и приспособления.
Практическое задание.
Изучение инструкций по безопасности труда.

Художественное вязание – 56 час.

1. Вводное занятие – 2 ч
Из истории вязания. Нитки – основной материал для вязания изделий, их характеристика и особенности работы с ними. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Необходимые инструменты и оборудование для занятий художественным вязанием.
Практическое задание.
Организация рабочего места. Подготовка ниток, инструментов.

2. Виды вязок на основе лицевых и изнаночных петель – 4 ч
Набор петель. Лицевые и изнаночные петли. Понятие плотности вязания. Платочное и чулочное вязание. Закрепление петель последнего ряда. Вязка «путанка» и «букле». Виды резинок.
Практическое задание.
Выполнить образцы вязок. Следить за ровностью рисунка.

3.Двухцветные вязки – 4 ч
Двух- и одноцветные геометрические орнаменты, подбор цветовых сочетаний и методика вывязывания. Изготовление схемы орнамента на бумаге в клетку.
Практическое задание.
Выполнить фрагмент цветных вязок.

4. Сложные узоры – 4 ч
Накиды. Снятые петли. Жгуты. Вывязывание из одной петли три.
Практическое задание.
Выполнить вязки с накидами, узоры из жгутов, бугорков.

5. Ажурные вязки – 4 ч
Вытянутые петли с накидами. Шахматка в ажуре. Сетка. Ажурный листок.
Практическое задание.
Выполнить образцы ажурных вязок.
6. Творческая встреча – 2 ч
С одной из мам (бабушек) участников кружка, увлекающейся вязанием. Знакомство с ее работами, обмен идеями, фасонами, творческими секретами.

7. Работа над индивидуальным изделием – 10 ч
Выбор вязаного изделия, виды вязки. Выполнение образца вязки. Расчет петель.
Перечень изделий: носки, варежки, шапки, шарфы, кофты, топы и др.


8. Сборка и влажно-тепловая обработка изделий – 2 ч
Влажно-тепловая обработка деталей вязаного изделия. Особенности обработки ажуров и выпуклой вязки.

9. Основы вязания крючком – 4 ч
Приемы работы, правильное положение рук. Виды крючков. Нитки. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Основные виды петель.
Основные виды петель.
Практическое задание.
Организация рабочего места, подбор ниток, крючков. Вывязывание петель (разные виды столбиков).

10. Вязание крючком по кругу и полотна – 4 ч
Основные элементы вязания крючком. Способы вязания по кругу, по спирали. Вязание полотна рядами.
Практическое задание.
Вязание образцов по кругу и прямого полотна.

11. Вязание по схемам различных узоров – 4 ч
Работа с журналами. Условные обозначения в схемах. Раппорт узора и его запись. Ажурное вязание.
Практическое задание.
Запись условных обозначений. Вязание образцов по схемам.

12. Выполнение индивидуальных изделий – 12 ч
Перечень изделий: игрушки, прихватки, шаль, шапочки, салфетки, топ и другие предметы домашнего уюта и одежды.

РУЧНАЯ ВЫШИВКА – 42 час

1. Вводное занятие – 2 ч
Традиционная русская вышивка, ее исторические корни и история развития. Характерные узоры и цветовые сочетания для различных областей России.
Материалы и инструменты для вышивок. Способы нанесения рисунка на ткань. Правила техники безопасности. Знакомство с профессией вышивальщицы.

2. Цветоведение. Элементы материаловедения – 2 ч
Цвет в вышивке. Холодные и теплые цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Краткие сведения о тканях и нитках. Свойства тканей. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Практическое задание.
Подбор ниток для вышивки. Определение переплетений основы и утка, лицевой и изнаночных сторон ткани. Подготовка пяльцев для работы.

3. Простейшие швы – 4 ч
Подготовка ткани к вышивке, разметка узора на ткани. Техника запяливания ткани. Швы: вперед игла, бисерный, стебельчатый, петельный, «козлик». Безузловые способы закрепления рабочей нити.
Практическое задание.
Вышивка образцов простейших швов.


4. Счетные швы – 6 ч
Народная вышивка, выполненная счетными швами. Крест простой и техника его вышивки. Болгарский крест. Крест на канве и по счету нитей на ткани.
Практическое задание.
Вышить крест простой, болгарский крест.

5. Виды глади – 4 ч
Увеличение или уменьшение рисунка (узора). Владимирский шов (односторонняя гладь). Двусторонняя гладь.
Практическое задание.
Освоение техники вышивки видов глади на ткани.

6. Экскурсия в местный краеведческий музей – 2 ч
Ознакомление школьников с разделом «Русская изба». Осмотр коллекции изделий, оформленных вышивкой старинных вещей. Обмен мнениями, впечатлениями.

7. Творческая встреча с народной умелицей – 2 ч
Знакомство с ее работами. Обмен идеями, творческими секретами мастерства.

8. Сувениры и подарки к праздникам. Предметы домашнего уюта – 2 ч
Беседа о необходимости традиций семейных праздников и значении в создании праздничного настроения сувенирами, выполненных собственными руками. Что такое домашний уют и как его достичь.

9. Индивидуальная работа над изделием по выбору учащегося – 14 ч
Перечень изделий: картины, подушки, панно, газетница, полотенце, салфетки, игольница и другие предметы домашнего уюта.

10. Влажно-тепловая обработка изделия – 2 ч
Обработка вышитого изделия (стирка, подкрахмаливание, утюжка).

11. Промежуточная выставка-смотр работ – 2 ч
Подготовка изделий и помещения к выставке. Выполнение объявления, этикетов к изделиям. Совместный отбор моделей. Обмен впечатлениями.

ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА – 44 час.

1. Вводное занятие – 2 ч
Материалы, инструменты, оборудование. Ткань. Декатировка ткани. Шаблоны. Правила техники безопасности при ручных и машинных работах.
Практическое задание.
Организация рабочего места, изучение инструкций. Подготовка шаблонов из картона или плотной бумаги.

2. Основы композиции. Формообразование – 2 ч
Понятия «эскиз», «рисунок», «композиция», «ритм», «мотив». Виды орнамента.

3. Ручные и машинные швы – 4 ч
Ручные швы: временные и постоянные. Машинные швы: соединительные и краевые. Правила выполнения ручных и машинных швов.
Практическое задание:
Выполнение ручных и машинных швов на маленьких образцах.

4. Обработка срезов и углов лоскутиков – 2 ч
Раскрой, сметывание, стачивание прямых и косых полосок, треугольников, квадратов. Технология соединения деталей между собой.

5. Техника выполнения изделий из треугольников – 6 ч
Элементы геометрического орнамента. Узоры из треугольников – «мельница», «звезда».
Практическое задание.
Овладение учащимися способами соединения треугольников.

6. Техника «пуфики» - 6 ч
Эскиз изделия. Детали для пуфика. Технология изготовления.
Практическое задание.
Подготовка шаблонов, материала, раскрой деталей и изготовление пуфика.

7. Техника «мозаика из многогранников» - 4 ч
Узоры из многогранников. Технология изготовления узора из шестигранников.
Практическое задание.
Подготовка шаблонов, раскрой деталей и их соединение.

8. Работа над индивидуальным изделием – 14 ч
Перечень изделий: грелка, прихватки, игрушки, панно, подушки и др.

9. Итоговое занятие.
Организация и обсуждение выставки-работ учащихся – 4 ч
Просмотр изделий, выполненных школьниками за год, их оценка, отбор лучших работ. Организация выставки: подготовка объявления, этикеток к изделиям и другие подготовительные работы. Награждение учащихся за лучшие работу. Совместное чаепитие, обсуждение итогов. Задачи на перспективу.






















Литература




Домашние ремесла: Сб./Сост. Е. Н. Семашко – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 256 с.
Каверина В.И. Вязание для всех. – Красноярск: АО «АУРА». Волгоград: Нижн.-Волж. изд-во, 1993. – 352 с.
Крупская Ю. В., Кизеева Н. И. и др. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 1997.- 356 с.
Максимова М.В. Азбука вязания. – Т.: Мехнат, 1992. – 224 с.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 96 с.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Эксмо-Пресс, - 1998. – 110 с.
Рукоделие. – К.: Изд-во «Довира», 1994. – 329 с.
Симоненко В.Д., Бронников Н.Л. и др. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. – М.: «Вентана-Граф», 1997. – 240 с.
Сорокина Л.М. Учись вышивать: Альбом. – 5-е изд. – К.: Рад. Шк., 1989. – 79 с.
Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. – 2-е изд. – Мн. Полымя, 1997. – 192 с.
Шитье и рукоделие: энциклопедия / Редкол. : И.А. Андреева и др. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 288 с.
Журналы «Валя-Валентина», 2010 -2015 г.г.
Журналы «Чудесные мгновения», 2005-2010 г.г.
Журналы «Школа и производство», 2000 -2010 г.г.













13PAGE 15


13PAGE 14615




15