Занятие по ознокомлению с окружающим Ознакомление с обитателями леса, с их взаимосвязями
Задачи: Закрепить понятия хищники и травоядные. Учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы .Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга.Воспитывать познавательный интерес.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса. Чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк».
Материал: Контурные изображения лесных цепей питания ; полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом.
Словарная работа: Лесные цепи, питание.
Ход занятия.
Психоэтюд «Доброе животное».
Выяснить у детей каких животных они знают.
-Каких животных называют хищниками? Каких - травоядными и почему?(Хищники – это животные, у которых острые зубы, хорошее чутьё, острое зрение, чуткие уши. Всё это помогает им охотиться на других животных. Травоядные – это животные, которые поедают растительную пищу. ) Дети отбирают хищных животных и травоядных из общего количества картинок и распределяют их по группам.
3. Рассказ воспитателя о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса.
«В природе всё между собой взаимосвязано. На земле растёт много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь питаются хищники – волки.
Вопросы.
- Почему длина полос постепенно уменьшается? Кто ест траву? (Зайцы).
-Много или мало травы съедает травы каждый заяц? (Много).
- Чего должно быть больше? (Травы должно быть больше, чем зайцев).
А чем питается волк ? (Ловит зайцев).
-Чтобы сильным быть и сытым, сколько зайцев должен съесть волк ?(Много).
-Кого должно быть меньше, волков или зайцев? (Конечно , волков, чтобы им хватало зайцев на обед?.
4. Дети самостоятельно выстраивают пищевые цепочки ,используя контурные изображения.
Подводится итог. Чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев больше , чем волков.
4 Физминутка «На охоту вышел …волк».
Кто – то скачет, скок – скок – скок,
На зелёненький лужок!
( Прыжки в полуприседе, руки согнуты за головой, поднятые вверх кисти изображают «ушки» )Приседает, слушает:
Не идёт ли волк.
(Присесть.)
Это наш лесной красавец,
Трусоватый серый заяц.
Вдруг зубами кто – то : щёлк!-
На охоту вышел волк.
(Из стойки на коленях, одна рука – вверх, другая – вперёд, ходьба с хлопками перед собой.)
Испугался волка зайка,
Поскакал скорей с лужайки.
( Прыжки в приседе, руки согнуты за головой, поднятые вверх кисти изображают «ушки»).
И пустился наутёк, Волка увидав…Жучок.
Вот бежит иголок ворох
И две пары ножек.
(Передвижение вперёд в упоре сзади).
Кто от волка убегает?-
Наш колючий …Ёжик.
(Бег на четвереньках).
Все зверюшки испугались
И служайки разбежались.
(Бег по кругу, взявшись за руки).
5. Воспитатель зачитывает письмо из леса от волков.
6. Вопросы.
-Что случилось когда в лесу не стало волков? (Зайцев развелось видимо- невидимо. Они съели траву, обглодали кору с деревьев . Лес стал погибать, а зайцы болеть.)
- Почему люди вернули волков в лес? (Чтобы уменьшить количество зайцев.)
-Что изменилось с уменьшением зайцев? (Лес возродился, восстановится количество травы).
- Почему волки нужны в природе? (У каждого в природе своя роль, и хищные звери тоже нужны.Итог занятия. Всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль.
МОУ «Начальная школа – детский сад № 24»
Конспект
занятия по ознакомлению с окружающим
на тему: « Ознакомление с обитателями леса, с их взаимосвязями».
Подготовила: Аджиева З.З.
Г. Нефтеюганск 2008г.