Интегрированный урок математики, литературного чтения и окружающего мира. 1 класс. Величины. Длина.
Интегрированный урок математики,
литературного чтения и окружающего мира. 1 класс.
Тема урока: «Величины. Длина».
Основные цели:
1.Сформировать умения измерять и строить отрезки заданной длины с помощью линейки.
2. Знакомство с понятиями: величина, длина, измерения величин, единица измерения (мерка).
3. Знакомство с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сажень, сантиметр и др.). Практическое измерение длин этими единицами.
4. Способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, памяти, словарного запаса.
5. Показать тесную межпредметную связь для решения обучающей, воспитывающей, развивающей задач.
6. Развивать познавательный интерес к математике, литературе, окружающему миру и к чтению дополнительной литературы.
7. Тренировать способность к умению учиться.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель открывает на доске стихотворение:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
О каком деле идет речь? (Об открытии нового знания.)
Как же вы «открываете» все новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое.)
Учитель:
- Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки (Яблоко) Желтый мундир,Кислая подкладкаСахаром посыплешьБудет тебе сладко.(Лимон)
Учитель показывает детям яблоко и лимон.
- Какие свойства имеет яблоко?
- Цвет - красный, форма - круглая, вкус - сладкий.
- Какие свойства имеет лимон?
- Цвет желтый, форма овальная, вкус кислый.
Учитель открывает слова на доске:
Актуализация знаний.
- Мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно. Эти свойства называют величинами.
Учитель прикрепляет на доску карточки.
Постановка проблемной ситуации.
- Скажите, можем ли мы определить какой цвет больше красный или желтый? (нет)
- Значит, цвет нас сегодня не будет интересовать, цвет не является величиной (учитель убирает табличку со словом “цвет”.)
- А можно ли сказать, чей вкус меньше - лимона или яблока? (Нет. Убираем табличку со словом “вкус”).
- Можно ли сравнить форму предметов? Какая больше - овальная или круглая? Тоже нет. (Убрать табличку со словом “форма”).
- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются величиной.
(Пусть дети пофантазируют. Они могут назвать “размер”, “рост”, “температуру”. Возможно, кто-то назовет и длину).
Устный счет. – А теперь давайте отгадаем, о какой величине мы будем сегодня говорить. Вычисли и расположи ответы в порядке возрастания.
5+1-3 И
8-7+4 А
6+3-7 Л
8-5+1 Н
7-4-2 Д
Пробное действие.
- У чего есть ДЛИНА? Длину чего можно измерить? Вспомните произведения Г.Остера , где Мартышка, Попугай и Слонёнок измеряли длину Удава (дети читают отрывок из произведения, Рабочий лист 1).
- Как можно назвать отрывок, который вы прочитали? (диалог или монолог). Объясни свой ответ. Прочитайте диалог по ролям.
- Назови главных героев отрывка.
- Соотнеси название сказочных животных с названием групп животных. (Рабочий лист 2).Животных какой группы больше, чем остальных. В чем их особенность?
Давайте и мы попробуем измерить наших Удавов. Чем будем измерять?
- Люди в старину тоже измеряли по-разному (презентация).
- Я сейчас дам вам мерки – тонкие полоски. Измеряйте своего Удава!
Выявление места и причины затруднения.
- Почему ответы разные?
- Равны ли Удавы?
- Равны ли мерки?
Работа в группах.
Давайте измерим Удава разными мерками и заполним (Рабочий лист 3).
Физминутка.
Учебник.
- Кто знает, какой единицей измерения принято измерять длины отрезков в современном мире? (Сантиметром.) Какой существует инструмент? (Линейка.) Что это за инструмент и как им пользоваться? (Алгоритм измерения).
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Практическая работа в тетради по измерению длин отрезков и записи результатов измерения (с. 3 зад. 3). (Эталон).
Рефлексия.
Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать способ измерения длин отрезков с помощью линейки.) Достигли ли цели? Докажите.
Рабочий лист 1
УДАВ. Ты знаешь, как измерить мой рост?
ПОПУГАЙ. Знаю.
УДАВ. Как?
ПОПУГАЙ. Я могу измерить твой рост в попугаях!
МАРТЫШКА. В попугаях?
СЛОНЕНОК. В попугаях??
УДАВ. Как это?
ПОПУГАЙ. Очень просто. Сколько попугаев в тебе поместится, такой у тебя и рост!
МАРТЫШКА. Ой! Сколько поместится!!!
УДАВ. Очень надо! Я не стану глотать столько попугаев.
ПОПУГАЙ. Зачем же глотать? Во-первых, глотать никого не надо, а во-вторых, и одного попугая хватит – меня!
УДАВ. Если глотать не надо, тогда меряй в попугаях!
ПОПУГАЙ.
Раз! Два!
Левой, правой!
Дважды два!
Очень просто
Измеряются удавы –
Пятью пять –
Любого роста!
Твой рост будет тридцать восемь попугаев и еще одно попугайское крылышко. Крылышко можно не считать!
УДАВ. Ух ты! Тридцать восемь!
МАРТЫШКА. А чем еще можно мерить рост?
ПОПУГАЙ. Всем!
МАРТЫШКА. И мартышками можно?
ПОПУГАЙ. Можно!
МАРТЫШКА. Раз, два! Левой! Правой! Дважды… Всё! Он уже весь кончился.
ПОПУГАЙ. Пять мартышек.
СЛОНЕНОК. А теперь слоненками… Раз, два… Два!
ПОПУГАЙ. Два слоненка!
УДАВ. Ура! Ура! Прекрасно! Просто здорово! Спасибо! Спасибо, друзья! Ну как бы я измерил свой рост, если бы не вы?!
МАРТЫШКА. Тебе бы просто ну совсем нечем было бы его измерить, твой рост!
УДАВ. Вот я и говорю, как хорошо, что у меня есть такие прекрасные друзья, Теперь я знаю свой рост. Мой рост…
СЛОНЕНОК. Два слоненка.
МАРТЫШКА. ...Пять мартышек!
ПОПУГАЙ. Тридцать восемь попугаев!
УДАВ. Два! Пять! Тридцать восемь!.. Эге! А в попугаях-то я гораздо длиннее!
Рабочий лист 2
Соотнеси сказочных героев с названием групп животных.
Сказочные герои Группы животных
Мартышка Звери
Удав Птицы
Слоненок Пресмыкающиеся
Попугай Насекомые
Рыбы
Земноводные
Рабочий лист 3
Мы взяли маленькую мерку. Длина Удава равна ____ мерки.
Мы взяли большую мерку. Длина Удава равна _____ мерки.
Длина Удава получилась разной, потому что мы брали ____________ мерки.
Чем меньше мерка, тем ____________ результат. И чем больше мерка, тем ___________ результат.
Нужно мерить ______________________мерками.