Урок математики в 1 классе Величины. Длина


Урок математики в 1 классе
Тема: ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА.
Цели:1. Сформировать представление о величинах и их измерении (на примере понятия длины).
2. Выявить зависимость между результатом измерения длины и величиной мерки;
Познакомить с единицами измерения длины – шаг, локоть и т.д.- и эталоном –сантиметр; сформировать способность к определению длины отрезка с помощью различных мерок.
ОргмоментПодарите улыбки мне, а я подарю вам свою улыбку, чтобы у нас в гостях было хорошее настроение.
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам – никому не тесно!
По секрету вам скажу: «Будет интересно!
Математику, друзья, не любить никак нельзя!
Очень строгая наука, очень точная наука!
Интересная наука – эта математика!
Знайте, ребята, От знаний зависят
Сила страны и здоровье людей!
Ум и смекалка, а главное, точность-
Вот, что в профессии каждой важней!
Сегодня ваш труд- это учёба. А как вы считаете, так ли важно в любом труде делать точные вычисления и измерения?
Актуализация приёмов непосредственного сравнения отрезков по длине. Постановка проблемы сравнения длин отрезков с помощью мерки.
- У нас сегодня гость.
Кто это? Догадайтесь сами! (песенка про Буратино, на доске появляется сказочный герой) Для него очень важно уметь делать точные измерения и вычисления! Ведь у него сегодня особенный день! Он идёт к Мальвине на День рождения!
Ему нужно подарить 2 ленточки одинаковой длины. А их оказалось у него не 2, а 3! Помогите Буратино сравнить ленты и найти нужные!
( у каждого ученика вместо лент на парте лежит по з полоски: зелёная, красная, синяя)
Ленты мы заменим полосками такого же цвета. Они у вас на партах.
Может сравним по цвету?
- Мне почему-то кажется, что красная лента длиннее всех.
- Смотрите, я наложила их друг на друга вот так и красная кажется длиннее зелёной!
- Наложить друг на друга? Так?
Что-то я совсем запуталась!
-Покажите на своих полосках, как их надо правильно наложить или приложить!
- Объясните словами.
( надо наложить их так, чтобы один конец у них был общий. Тогда другие концы покажут, какая полоска длиннее, а какая короче.) (ОДИН УЧЕНИК помогает учителю сравнивать ленты, а дети это делают за партами)
- К какому выводу вы пришли?
( мы выяснили, что красная и синяя ленты имеют одинаковую длину, а зелёная- длиннее)
- Так какие ленточки Буратино подарит Мальвине? (синюю и красную)
Вывод: Итак, если длины полосок можно сравнивать, то длина является величиной. ( на доску).
ФИЗМИНУТКА
Вывод принципа измерения длины отрезка. ( на доске 2 отрезка, нарисованные в разных концах доски так, чтобы не было видно, какой из них длиннее).

а

б

Буратино Мальвине очень хотел написать поздравление, но так как писать он не умеет, у него получились только линии в виде отрезков А и Б. – Попробуйте сравнить эти два отрезка (ответы детей)
Мне кажется, что они равны.
- Кто считает, что а < б, поднимите руку.
- Кто считает, что а > б, поднимите руку.
- А кто согласен со мной? (мнения у детей разные)
В чём же причина затруднения? (отрезки невозможно наложить др. на друга)
- Что же делать?
- Чем бы вам хотелось измерить их длину? (хоть чем)
- Тогда измерьте! ( у доски дети измеряют длину отрезков сначала учебниками, потом ручками и т.д. В это время очень важно: ГОВОРИТЬ! От одного из концов откладываем мерку, там, где мерка закончилась, ставим отметку; от этой отметки откладываем мерку ещё раз, пока отрезок не закончится.
( 2 ученика у доски измеряют отрезок а;
2 ученика у доски измеряют отрезок б; остальные дети измеряют длину и ширину парты красными полосками в парах.)- Сделайте вывод! ( а< б)
Вывод: Такой способ сравнения называется ИЗМЕРЕНИЕМ отрезков. (на доску)
Исследование зависимости результатов измерения длины от выбора мерки. Исторические сведения об измерении длины. Сантиметр.
- Предлагаю провести исследование. Посмотрите отрывок мультфильма, который поможет нам разобраться в предположении: ЕСЛИ НУЖНО ПРОИЗВЕСТИ ТОЧНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, ТО ДОСТАТОЧНО ЛЮБОЙ МЕРКИ? (или зависит ли длина отрезка от выбора мерки?) ( ПРОСМОТР мультфильма «38 попугаев»)
-Почему же возникли такие разногласия?
- Так зависит ли длина от выбора мерки?
Предлагаю продолжить наше исследование в учебнике на с. 1 № 1.
Один и тот же отрезок АБ надо измерить с помощью разных мерок. Мерки отмечены разным цветом: синим, красным, зелёным и жёлтым. ( 4с, 6к, 3 з, 2 ж.) Сделайте вывод.
( чем меньше мерка, тем больше раз она вмещается в отрезке и наоборот)
История: Ребята, я тоже приготовила для Мальвины подарок – тесьму на платье. Как же мне измерить её длину, если у меня под рукой ничего нет?
- Что бы вы смогли мне предложить? (Ответы детей)
Оказывается не только мы решаем эту задачу. В старину люди тоже искали различные меры измерения. А были они основаны на размерах разных частей тела человека. ( с 1, № 2) Это:
Дюйм – длина фаланги большого пальца
= 2см 54 мм ( на доску)
Локоть –расстояние от локтя до конца среднего пальца ( на доску)
Фут – длина стопы ( футбол)(на доску)
Сажень – размах рук
Пядь малая – расстояние между концом вытянутого большого пальца и концом указательного. (на доску)Пядь великая –расстояние от конца мизинца до конца большого пальца ( 22-23 см) ( все слова – названия старинных мер измерения вынести на доску)
Попробуйте и вы измерить старинными мерками длину моей тесьмы. (дети измеряют с учителем)
Странно, получились разные результаты! (ведь древние меры зависели от размеров частей тела, поэтому были не точны.)
Вспомните наше предположение- достаточно ли любой мерки, чтобы произвести точное измерение? (нет)
Люди поняли, чтобы получить точные
результаты измерения нужна универсальная мерка. Сегодня такие мерки существуют Измеряя ими у всех получается одинаковый результат. С одной из них познакомимся прямо сейчас. Рассмотрите рис. К № 3.
Это 1 см. (на доску) и измерительные приборы, с помощью которых измеряют длину в сантиметрах. Это линейка и рулетка. ПОКАЗАТЬ
-- А кто-нибудь умеет измерять длину?
Посмотрите, как правильно измерить длину отрезка АБ.
Нужно совместить начало отрезка в точке А и начало на линейке в точке нуль. Они отмечены на рисунке красным цветом.
-- Чему же равна длина АБ? Почему?
Вывод: Итак, как же правильно измерить длину отрезка с помощью линейки?
ГОВОРЯТ ДЕТИ:
Приложить линейку к отрезку
Совместить начало отрезка с нулём на шкале линейки.
Найти на линейке число, которое соответствует второму концу отрезка.
5. Практическое измерение длин отрезков с помощью линейки
- Попробуйте измерить с помощью линейки отрезки ДЕ и МК в № 4 учебника.
(самостоятельно)
ВЗАИМОПРОВЕРКА
6. Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? Продолжите фразу:
-- теперь я знаю……
-- я умею…..
-- я научился…..
-- было интересно…..
СПАСИБО!
Помните, что у Буратино сегодня важный день? Он собирался к Мальвине на День рождения. А какой день рождения без торта? Давайте мы украсим его для Мальвины свечками: если вам было интересно на уроке и у вас хорошее настроение – розовая свеча, если было трудно и настроение у вас испортилось-- синяя свеча.
( делаем по рядам)
Я думаю, Мальвине наш торт очень понравится!
-- Спасибо вам за работу!
Урок окончен