Рабочая программа по учебнику Л.Э. Генденштейна и Ю.И. Дика .Физика 10 класс (базовый уровень) 68ч.


02-34
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики
Протокол №1 от28.08.2015г.
Руководитель ШМО
__________ Е. П. Карпова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________И. Ю. Назарова
«___» августа 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ№31»
г. Стерлитамак РБ
_________С.Б.Битунова«___» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 10б класса
(базовый уровень)
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Абдуллина Лилия Рашитовна,
учитель физики,
высшая квалификационная категория
г.Стерлитамак
2015 г
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u

Пояснительная записка---------------------------------------------------------------------------------------- 3
Содержание учебного предмета------------------------------------------------------------------------------4
Требования к уровню подготовки учащихся----------------------------------------------------------------6
Учебно-методическое обеспечение--------------------------------------------------------------------------7
Календарно-тематическое планирование-------------------------------------------------------------------8
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Приказ №1089 от 05.03.2004 г Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;
«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010;
Положение о рабочей программе (приказ №393 от 28.08.2015г.).
Рабочая программа 10 класс разработана на базе авторской программы Л.Э.Генденштейн, А.В. Кошкина (Рабочие программы с методическими рекомендациями. Базовый и углубленный уровень. Москва, Мнемозина,2015г) . Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом на 2015-2016 учебный год, предусмотрено изучение физики на базовом уровне 2 часа в неделю (68 ч в год).
Данный учебно-методический комплект предназначен для преподавания физики в 10-11 классах с базовым изучением предмета. В учебниках на современном уровне и с учетом новейших достижений науки изложены основные разделы физики. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Высокая плотность подачи материала позволила авторам изложить обширный материал качественно и логично.
Изучение физика на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики,
Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств,
Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием современных информационных технологий
Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Курс физики 10 класса структурирован на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика. Курс физики 11 класса структурирован на основе физических теорий: электродинамика, квантовая физика, строение и эволюция вселенной.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Содержание учебного предмета
МЕХАНИКА (35 ч)
Кинематика (15ч)
Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение. Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
Лабораторные работы
1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
2. Динамика (10 ч)
Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости. Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.
Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость. Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением.
Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Лабораторные работы
2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
3. Законы сохранения в механике (9 ч)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения. Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.
Лабораторная работа
Определение жёсткости пружины.
4. Определение коэффициента трения скольжения
5. Изучение закона сохранения механической энергии.
4.Статика и гидростатика
Условия равновесия тела.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (25 ч)
5. Молекулярная физика и тепловые явления (15 ч)
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества. Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул. Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.
Лабораторные работы
7. Опытная проверка закона Бойля — Мариотта.
8. Проверка уравнения состояния идеального газа.
Лабораторные работы
9. Измерение относительной влажности воздуха.
10. Определение коэффициента поверхностного натяжения.
ЭЛЕКТРОСТАТИКА.ПОСТОЯННЫЙ ТОК (14 ч)
7. Электростатика (6 ч)
Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.
8. Постоянный электрический ток (8 ч)
Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического поля. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики в 10 классе ученик должен знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, идеальный газ, взаимодействие атомов.
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, давление, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, электродвижущая сила.
смысл физических законов, принципов и постулатов( формулировка , границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Гука, закон Всемирного тяготения, закон сохранения энергии и импульса , закон Паскаля, закон Архимеда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, Ома для полной цепи, Джоуля - Ленца.
уметь
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при контакте, взаимодействие проводников стоком, действие магнитного поля на проводник с током, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять: скорость, ускорение свободного падения, массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики, электродинамики в энергетике.
Учебно-методическое обеспечение
Генденштейн Лев Элевич, Кошкина Анжелика Васильевна «Физика. 10 класс. Рабочая программа с методическими рекомендациями. Базовый и углубленный уровни. ФГОС»
Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений . – М.: Мнемозина, 2015. – 352 с.
Физика. 10 класс: рабочие программы по учебнику Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. «Физика. 10 класс» / авт.-сост. В.А.Попова – Москва: Издательство «Глобус», 2009. – 248 с
Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс/ Волков В.А.. – М.: «ВАКО», 2007. – 400с.
Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений . – М.: Мнемозина, 2009. – 352 с.
Физика. 11 класс: рабочие программы по учебнику Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. «Физика. 11 класс» / авт.-сост. В.А.Попова – Москва: Издательство «Глобкс», 2009. – 248 с.
Универсальные поурочные разработки по физике: 11 класс/ Волков В.А.. – М.: «ВАКО», 2007. – 400с.
ЕГЭ: 2012: Физика . – М.: АСТ: АстрельГенденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 10 – 11 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.
Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 10 – 11 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса,
Электронные ресурсы
http://genphys.phys.msu.ruМатериалы физического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
http://www.phys.spbu.ru/library Мир физики: демонстрации физических экспериментов
http://demo.home.nov.ru Образовательные материалы по физике ФТИ им. А.Ф. Иоффе
http://edu.ioffe.ru/edu Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана
http://www.physics-regelman.comОнлайн-преобразователь единиц измерения
http://www. decoder.ru Портал естественных наук: Физика
http://www.e-science.ru/physics Проект AFPortal.ru: астрофизический портал
http://www. afportal.ru Проект «Вся физика»
http://www fizika.asvu.ru Решения задач из учебников по физике
Календарно-тематическое планирование
10 класс (68 часов-2 часа в неделю)
№ урока Дата урока по плану Дата урока
фактически Тема раздела, урока Домашнее задание Примечание
МЕХАНИКА (35 ч)
Тема: Кинематика (15 ч; л.р. – 1; к.р. - 1)
1/1 Система отсчёта, траектория, путь и перемещение
§ 1; З: № 1-3,5
2/2 Прямолинейное равномерное движение
§ 2; З: № 2-5
3/3 Сложение скоростей § 3;
З: № 1,4 4/4 Переход в другую систему отсчета §3;
З:№2,6,описание л.р.№1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»; 5/5 Мгновенная и средняя скорость
§ 4; описание л.р.№2 «Изучение
движения тела, брошенного горизонтально»
З: № 4.12, 4.20,
4.27, 4.33. 6/6 Прямолинейное равноускоренное движение § 5 З: § 5№ 2-4 7/7 Нахождение пути по графику зависимости скорости от времени § 6 З: § 6№1,2. 8/8 Путь и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Соотношение между путем и скоростью § 6 З: § 6 № 3. 9/9 Инструктаж по ТБ. Л.Р.№1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении». § 6 З: § 6 № 4,5. 10/10 Свободное падение тела § 7 З: § 7 №1,2 4, 11/11 Движение тела, брошенного вертикально вверх § 7 З: §7 №6,8 12/12 Основные характеристики равномерного движения по окружности §8 З: §8 №1,2 13/13 Ускорение и скорость при равномерном движении по окружности § 8 З: §7 №3-6 14/14 Обобщающий урок по теме «Кинематика» § 1-8 15/15 Контрольная работа №1 по теме «Кинематика».
Тема: Динамика
(10 ч; л.р. – 2; к.р. - 1)
16/1 Три закона Ньютона. § 13; З: № 10-12.
17/2 Всемирное тяготение
§14;№3,6,7
. 18/3 Сила тяжести §14;№10-14,21 19/4 Силы упругости §15,№3-5 20/5 Инструктаж по ТБ. Л.Р.№2 «Измерение жесткости пружины » §15,№3-5 21/6 Вес и невесомость §16,№6-8 22/7 Силы трения §17,№6-8 23/8 Инструктаж по ТБ. Л.Р.№3 «Определение коэффициента трения скольжения» §17,№11-13 24/9 Обобщающий урок по теме «Динамика» §13-17 25/10 Контрольная работа №2 по теме «Динамика». повторить § 10—15; Тема: Законы сохранения в механике
(9 ч; л.р. –1; к.р. - 1)
26/1 Импульс. Закон сохранения импульса
§ 25;
З:№3,6,7. 27/2 Условия применения закона сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса
§ 26,27;
З: №1-3,5 28/3 Механическая работа.
§ 28; З: 1,3,6,9 29/4 Мощность
§28; З: № 11,12, 30/5 Кинетическая и потенциальная энергия §29; З: №4,6.8, 31/6 Закон сохранения энергии в механике 32/7 Инструктаж по ТБ.. Л.Р.№ 5 «Изучение закона
сохранения механической энергии». повт.§31; З:№4-6. 33/8 Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике». повт.§25-31; 34/9 Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике». повт.§25-31; Статика и гидростатика (1ч)
35/1 Условия равновесия тела .§35; №4,5,8 МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (15 ч)
Тема: Молекулярная физика (15 ч; Л.Р. - 2; К.Р. - 1)
36/1 Строение вещества. Изобарный и изохорный процессы § 38,39;
З:№1,2,7,8
37/2 Изотермический процесс. Уравнение Клапейрона. § 39;
З:№11,13,14 38/3 Инструктаж по ТБ. Л.р.№6«Опытная проверка закона Бойля -Мариотта».
З:№39/4 Количество вещества §40; З: № 4,5,8 40/5 Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева Клайперона)
§40;З: №12,13,15 41/6 Инструктаж по ТБ. Л.р.№8 «Проверка уравнения состояния идеального газа». З:№15.25,15.30, 15.32, 15.68. 42/7 Основное уравнении молекулярно-кинетической теории. Связь между температурой и средней кинетической энергией молекул. Скорость молекул. §41;З: №5,9-12 43/8 Внутренняя энергия газа §42;З: №1-3 44/9 Первый закон термодинамики §42;З: №5-9 45/10 Принцип действия и основные элементы теплового двигателя. Второй закон термодинамики. §43;З: №1-5 46/11 Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение §44;З: №1-6 47/12 Влажность воздуха §45;З: №1-5 48/13 Инструктаж по ТБ. Л.Р. №9 «Измерение
относительной влажности воздуха».
§45;З: №3-9 49/14 Обобщающий урок по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления».
§35-§48 50/15 Контрольная работа №5 по теме«Молекулярная физика. Тепловые явления». §35-§48 ЭЛЕКТРОСТАТИКА (14 ч)
Тема: Электростатика (6 ч; Л.Р. – 0; К.Р. - 0)
51/1 Электрические взаимодействия §49 №1-5 52/2 Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона §50 №2-8 53/3 Напряжённость электрического поля
§51№3-8 54/4 Проводники и диэлектрики в электрическом поле
§52№1-7 55/5 Работа электрического поля. Разность потенциалов §53№4,8,9 56/6 Электроемкость.Энергия электрического поля §54№9-11 Постоянный электрический ток(8ч)
57/1 Закон Ома для участка цепи. §54№4,7,10 58/2 Последовательное и параллельное соединение проводников §57 №14,18,20 59/3 Работа и мощность тока §58 №5,6,9 60/4 Закон Ома для полной цепи §59 №1-4 61/5 Инструктаж по ТБ. Л.Р. №9 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника» §59 №16-18,19,21 62/6 Электрический ток в различных средах §60 №1-3 63/7 Обобщающий урок по теме «Постоянный электрический ток» § 35-48
64/8 Контрольная работа №6 по теме «Постоянный электрический ток»
§ 60;
Повторение 4ч
65/1 Итоговая контрольная работа Повторить §1-60 66/2 Решение задач по теме «Механика» Решение задач по теме «Механика» 67/3 Решение задач по теме «Молекулярная физика» Решение задач по теме «Молекулярная физика» 68/4 Решение задач по теме «Постоянный ток» Решение задач по теме «Постоянный ток» Содержание учебного предмета
Механика (35ч)
Кинематика (15ч)
Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.
Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея.
Динамика (10ч)
Законы Ньютона. Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Лабораторные работы
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
Определение жесткости пружины.
Определение коэффициента трения скольжения.
Законы сохранения в механике (9ч)
Импульс. Законы сохранения импульса и механической энергии. Механическая работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия.
Лабораторные работы
Изучение закона сохранения механической энергии.
Статика и гидростатика (1ч)
Условия равновесия тела. Виды равновесия. Момент силы. Правило моментов. Зависимость давления от глубины. Закон Архимеда. Плавание тел.
Молекулярная физика. Тепловые явления (15ч)
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.
Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества.
Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Лабораторные работы
Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.
Проверка уравнения состояния идеального газа.
Измерение относительной влажности воздуха.
Электростатика. Постоянный ток (14ч)
Электростатика (6ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.
Постоянный ток (8ч)
Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Лабораторные работы
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Повторение (2часа)
Резерв 4ч