Разработка урока по математике Тысяча — новая счетная единица, система Занкова, 3 класс


Пепенина Лариса Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 9»
г.Белгорода
Урок по математике в 3 классе
Система Л.В.ЗанковаТема: Тысяча – новая счетная единица. Счет тысячами.
Цель: - создание условий для знакомства с новой счетной единицей – тысячей.
Задачи:
Предметные: способствовать развитию умения использовать тысячу как счетную единицу, читать и записывать круглые тысячи.
Личностные: содействовать проявлению положительного отношения к школе и учебной деятельности, в частности, к математике; оценивать себя и своих одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: расширяют таблицу разрядов и учатся записывать в нее четырехзначные числа.
Коммуникативные: принимают участие в работе парами, группами, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.Ход урока:

I . Организационный момент.
- Кто готов работать, садитесь. (запись в тетради числа, классной работы)
II. Этап активации учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
Работа в группах (слайд 1)
- Распределите данные числа на группы. (слайд 2)
1 2 3
10 20 30
100 200 300 4 5 6
40 50 60
400 500 600 7 8 9
70 80 90
700 800 900
*Готовые работы вывешивают на доску. (проверка сигнальными карточками)
- Согласны с делением на группы? (оцените свою работу в группе в листе самооценки)
Лист самооценки
ФИ ____________________________
Вид работы Критерии Баллы
Работа в группах 3б-без ошибок
2б-1 ошибка
1б-2 ошибки Индивидуальная работа (разряд числа 1000) 1 0 0 0

3б-без ошибок
2б-1 ошибка
1б-2 ошибки Работа в парах (разложить числа на разряды) 3б-без ошибок
2б-1 ошибка
1б-2 ошибки Арифметический диктант (взаимопроверка) 3б-без ошибок
2б-1 ошибка
1б-2 ошибки Работа по карточкам
(мальчики/девочки) 3б-без ошибок
2б-1 ошибка
1б-2 ошибки Решение задачи на движение 3б-выбрано правильно
0б–выбрано неправильно Итого 18-15 б – «5»
14-11 б – «4»
10-7 б – «3»
Оценка за урок
- Чем похожи числа в каждой группе? (есть одинаковые цифры в записи)
- Чем различаются? (Разное количество цифр в записи чисел: однозначные, двузначные, трехзначные)
- Какие единицы счета использовались в каждой группе? (единицы, десятки, сотни)
- Сколько сотен в наибольшем из данных чисел? (9 сотен). Добавьте к ним ещё одну сотню. Сколько всего стало сотен? (10)
- Кто догадался, какое число содержит 10 сотен? (тысяча)
– О чем пойдет речь сегодня на уроке? (о тысяче) (слайд 3 – тема урока)
- Какова будет цель нашего урока? (познакомиться с новой счетной единицей - тысячей) (слайд 4 – цель урока)
- Определим задачи урока. Откройте учебник на с.104-105, № 464, 465.
- Что нам предстоит сделать, чтобы достичь поставленной цели урока?
Уже: распределяли числа на группы.
Распределять (значок группы) – справились с этим этапом работы? (да)
Раскладывать (значок пары)
Записывать (значок самостоятельной работы)
Вычислять (значок мальчики/девочки)
Решать (значок учебника)
III. Этап первичного усвоения новых знаний.
Работа по учебнику № 464.
- Какое задание нужно выполнить в п.1? (прочитать и посчитать)
- Посчитайте новой единицей счета до девяти. (хором)
- Прочитайте числа первой строки. (цепочкой)
- Прочитайте числа второй строки. (цепочкой)
- Какое задание нужно выполнить в п.2? (записать недостающий столбик)
- Про себя прочитайте числа в столбиках. Чем похожи названия чисел? (ответы детей)
- Чем различаются? (ответы детей)
- Запишите недостающий столбик (1 – на доске)
* Проверка с доски: 9 9000
- Напишите в листе самооценки, что обозначает каждая цифра в записи числа 1000?
1 0 0 0

Тысячи Сотни Десятки Единицы
*Проверка по слайду (слайд 5)
- Что предстоит выполнить в п.3? (разложить данные числа на разряды)
2) Работа в парах.
- У вас в тетради есть таблица разрядов. Ваша задача вписать в нее числа второй строки.
*Проверка по слайду (слайд 6)
Тысячи Сотни Десятки Единицы
9 3
8 6 5
5 8 6
4 1 0 9
4 0 1 9
4 1 9 0
- Оцените свою работу в листе самооценки.
- С каким этапом работы справились? (раскладывать)
ФизминуткаIV. Этап применения полученных знаний.
Арифметический диктант
– Пронумеруйте в тетради от 1 до 5. Ваша задача записать число по его разряду.
4 тысячи 6 сотен 5 десятков 0 единиц (4650)
3 сотни 7 десятков 1 единица (371)
2 тысячи 0 сотен 1 десяток 5 единиц (2015)
8 тысяч 7 сотен 0 десятков 2 единицы (8702)
3 сотни 3 десятка 3 единицы (333)
*Взаимопроверка. Читаю ответы, дети проверяют.
- Оцените свою работу, используя лист самооценки.
- С каким этапом работы справились? (записывать)
2) Мальчики/девочки. Работа по карточкам (лежат в тетради)
- Прочитайте задание на карточке, что вам предстоит сделать? (вычислить)
Задание для девочек

5 тыс. + 1 тыс. = тыс.= сот.= дес. = ед.

6 тыс. - 2 тыс. = тыс.= сот.= дес. = ед.

4 тыс. х 2 = тыс.= сот.= дес. = ед.

9 тыс. : 3 = тыс.= сот.= дес. = ед. Задание для мальчиков

7 тыс. + 2 тыс. = тыс.= сот.= дес. = ед.

6 тыс. - 4 тыс. = тыс.= сот.= дес. = ед.

1 тыс. х 5 = тыс.= сот.= дес. = ед.

8 тыс. : 2 = тыс.= сот.= дес. = ед.

*Проверка по листам.
- Оцените свою работу, используя лист самооценки.
- С каким этапом работы справились? (вычислять)
V. Этап повторения.1) Работа по учебнику № 465. Решение задачи
-Прочитайте текст задачи.
-Что известно в задаче?
-Что требуется узнать?
- Решить задачу вам поможет чертеж в учебнике.
- У нас в классе размещены три варианта решения. Посмотрите внимательно и выберите то решение, которое подходит к условию данной задаче.
1) 96 х 4 = 384 (км)
2) 384 : 6 = 64 (км/ч)
96 х 4 : 6 = 64 (км/ч)
1) 6 – 4 = 2 (ч)
2) 96 : 2 = 48 (км/ч)
96 : (6 – 4) = 48 (км/ч)
1) 96 х 6 = 576 (км)
2) 576 : 4 = 144 (км/ч)
96 х 6 : 4 = 144 (км/ч)
- Оцените свою работу, используя лист самооценки.
- С каким этапом работы справились? (решать)
- Запишите правильное решение задачи в тетрадь.
VI. Этап информации о домашнем задании.
- Дома вы выполните № 465 (п.3), № 466 (п.1, 2)
VII. Этап подведения итогов урока.
- Посчитайте итоговый балл и выставите себе оценку за урок.
VIII. Этап рефлексии.
- Наш урок подошел к концу, давайте вернемся к началу урока и вспомним, какая цель стояла перед нами? Какая работа на уроке помогла нам достичь поставленной цели?
- Если все на уроке было понятно, закрасьте в листке самооценки звездочку красным цветом; если понятно, но не все и не совсем – зеленым цветом; если не понятно ничего – синим цветом.
- А стикером отметьте тот вид работы, который помог вам достичь поставленной цели на уроке.
- Спасибо всем за работу. Урок окончен.