РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 3 класс ПНШ Р. Г. Чураковой.


Согласовано:
на заседании методического объединения учителей
начальных классов
Протокол №1
от 14 августа 2014 г.,
Руководитель: ________ Колесникова В.В.
Согласовано:
заместитель директора по УР
________И.В.Габдулхакова«_____» «__________ » 2010 г«15» августа 2014 г.
Утверждаю:
Директор школы:
______М.З.ХакимовПриказ № 85 /14
от 25 августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку (базовый уровень)
для 3 «Б» класса учителя I квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Чарли»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Назмеевой Резиды Фатхулловнына 2014-2015 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
От 22 августа 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 3 класса составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 г.),
Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.
Программы по русскому языку для 3 класса общеобразовательных школ авторов Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук,
Основной образовательной программы основного начального образования МБОУ «СОШ с.Чарли» Кукморского муниципального района РТ,
Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Чарли» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ № 80 /14 ,от 25 августа 2014 г.)
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
выполнять звукобуквенный анализ слова;
правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
правильно произносить орфоэпически трудные слова (что, чтобы …):
сравнивать слова, связанные отношениями производности;
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
обнаруживать регулярные исторические чередования;
отличать прямое и переносное значения слова;
находить в тексте синонимы и антонимы;
отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов;
различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
различать на письме приставки и предлоги;
изменять существительные по числам и падежам, определять их род;
различать названия падежей;
изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем времени – по лицам;
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;
задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;
определять орфограммы;
использовать разные способы проверки орфограмм;
писать словарные слова в соответствии с заложенным программой минимумом;
писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
писать слова с наиболее употребимыми приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
определять тему и основную мысль текста; составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
работать со словарями;
соблюдать орфоэпические нормы речи;
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Чарли» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение русского языка в 3 классе отводится 136 часов: 4 часа в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
Чуракова Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 3 класс. - М.: Академкнига, 2013.
Байкова Т. А., Малаховская О. В., Ерышева Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ, № 1, 2. - М.: Академкнига, 2013.
Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Байков, Т. А., Малаховская О. В. Русский язык. 3класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига, 2013
Промежуточная аттестация по русскому языку в 3 классе проводится в виде комплексной интегрированной работы.
Учебно-тематическое планирование
№ Название раздела Кол-во
часов
1 Фонетика и орфография 10ч
2 Лексика 12 ч
3 Морфемика и словообразование 15 ч
4 Морфология 81 ч
5 Синтаксис 11 ч
6 Развитие речи с элементами культуры речи 7ч
136ч
Содержание программы
Фонетика и орфография (10ч)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с-, приставок на -с-, -з-.
Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса –ок- после шипящих.
Звукобуквенный разбор слова.
Лексика (12ч)
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Морфемика и словообразование (15ч)
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Морфология (81ч)
Понятие о частях речи
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.
Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.
Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.
Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.
Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Синтаксис (11ч)
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Лексикография (в течении всего года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.Развитие речи с элементами культуры речи (7 ч)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
Календарно - тематическое планирование
№ Тема урока Дата Примечание
Предметные
результаты Формируемые
УУД План Факт 1 Что такое орфограмма? Повторение изученных орфограмм; П: формирование умения пользоваться инструкциями.
Л: подведение под правило; 2 Повторение знакомых орфограмм Повторение изученных орфограмм: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; 3 Изучение орфограммы. Повторение правописание парных звонких-глухих согласных в корне и на конце слова; Ь после шипящих. П: получение, поиск и фиксация информации. Р: контроль и самоконтроль. Лич: контроль процесса и результатов деятельности; 4 Словообразование. Повторение изученных орфограмм. Сложные слова. П: формирование умения пользоваться инструкциями. Р: контроль и самоконтроль. Лич: контроль процесса и результатов деятельности; 5 Звукобуквенный разбор слова. Звукобуквенный разбор слова П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; 6 Контроль
ная работа «Вечерняя сказка» 7-8 Части речи. Имя существительное Имя сущ-ное. Род им. сущ-ных, изменение по числам. П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; Лич: самоконтроль процесса и результатов деятельности; 9-10 Части речи. Имя прилагательное. Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прил-ныхП: формирование умения поиска информации в учебных словарях; 11 Части речи. Глагол. Глагол как часть речи. Начальная форма глагола. Состав слова. П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: самоконтроль процесса и результатов деятельности 12 Образование существительных от глаголов. Словообразование им. сущ-ного от глаголов и прилагательных П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. 13 Многозначность слова Многозначность слова. Работа с Толковым словарем. Прямое и переносное значения слов. П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. 14 Прямое и переносное значение слов. Определение значения многозначных слов с помощью Толкового словаря П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; 15 Диктант. «Береза плачет». Регулятивные: контроль и самоконтроль. 16 Работа над ошибками.
Местоиме ние. Значение личных местоимений Л: подведение под правило. 17 Личные местоиме ния. Различение личных местоимений в тексте. П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы. 18 Предлоги и приставки. Предлог как служебная часть речи. Предлог часть формы существительного П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. 19 Научные названия гл. членов предложения. Различение частей речи и членов предложения. Второстепенные члены предложения П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 20 Синонимы. Понятие «синонимы». Сочетаемость синонимов с другими словами. П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. 21 Изменения сущ-ных по числам. Общеучебные: постановка и решение проблемы. 22 Изменение сущ-ных по падежам. Деление текста на части, составление плана. Лич: фор-ние ценностно-смысловой ориентации 23 Именительный падеж. Основные отличия именительного падежа. Личностные: смыслообразование и самоопределение 24 Родитель
ный падеж. Распознавание им. существительного в форме родительного падежа с предлогом и без него. Общеучебные: постановка и решение проблемы. 25-27 Дательный падеж. Распознавание им. существительного в форме дательного падежа. Личностные: смыслообразование и самоопределение 28-29 Винительный падеж. Определение винительного падежа. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки Общеучебные: постановка и решение проблемы. 30-31 Творительный падеж. Распознавание им. существительных в форме творительного падежа Личностные: смыслообразование и самоопределение 32-33 Предложный падеж. Распознавание им. существительных в форме предложного падежа Общеучебные: постановка и решение проблемы. 34 Контроль
ный диктант Регулятивные: контроль и самоконтроль. 35 Работа над ошибками 36 РР. Типы текстов: описание и повествованиеОсобенности построения текста-повествования и текста-описания Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации37 Антонимы. Распознавание антонимов в тексте Общеучебные: постановка и решение проблемы. 38-
39 Различение
падежей Формирование
навыка определения и различения падежных форм им. существительных Познавательные:
формирование умения поиска информации в учебных словарях. 40 Что такое устойчивые выражения. Работа со Словарем устойчивых выражений Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях 41 Склонения имен сущ-ных. Распределение им. существительных по трем типам склонения Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. 42-43 Сущ-ные первого склонения. Безударные падежные окончания им. существительных I склонения Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. 44-45 Сущ-ные второго склонения. Безударные падежные окончания им. существительных II склонения Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. 46-47 Сущ-ные третьего склонения. Безударные падежные окончания им. существительных II склонения П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 48 Написание удвоенной буквы. Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова Общеучебные: постановка и решение проблемы. 49-50 Написание удвоенной буквы. Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова и в суффиксе -енн- П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. 51 Диктант. Склонение имен существительных. Регулятивные: контроль и самоконтроль. 52 Работа над ошибками.
Различение склонений существительных. Различение склоняемых существительных и несклоняемых Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности 53 Несклоняемые имена существительные. Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях 54-55 Правописание падежных окончаний сущ-ных. Правописание падежных окончаний имен существительных Личностные: смыслообразование и самоопределение 56-57 Второстепенные члены пред.
Обстоятельство. Понятие «обстоятельство». Роль обстоятельств в предложении Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях 58-59 Дополнение Второстепенные члены предложения. Дополнения. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности 60 Контроль
ный диктант «Трудное время» Регулятивные: контроль и самоконтроль. 61 Работа над ошибками
Правописание падежных окончаний имен существительных П: формирование умения поиска информации в учебных словарях 62-63 Закрепление об именах существительных Правописание падежных окончаний имен существительных Личностные: смыслообразование и самоопределение 64 Закрепление пройденного. Различение склоняемых существительных и несклоняемых Регулятивные: контроль и самоконтроль. 65-66 3 часть
Безударные окончания существительных в единственном числе. Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе
П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 67-68 Правописание окончаний существительных в единственном числе. Формирование умения правильно писать безударные окончания существительных Общеучебные: постановка и решение проблемы. 69 РР. Урок 4.1
Составление рассказа по рисунку Составление устного сочинения в жанре повествования Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации70 Как пишутся приставки. Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с- Общеучебные: постановка и решение проблемы. 71-73 Приставки раз-, рас-, без-, бес- Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с- Познавательные: понимание и применение знаний 74 Приставка сОбщее правило написания приставок Логические: подведение под правило. 75 РР. Урок 5.1
Азбука вежливости Второстепенные члены предложения(0,5 часа)
Правили поведения в магазине (0,5 часа) Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях 76-78
Безударные окончания существительных в единственном числе. Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний 79 Значение слов.
Письменное изложение. Учимся писать изложение Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями 80-81 Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе. Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе Познавательные: понимание и применение знаний. 82 Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова Познавательные: понимание и применение знаний. 83-84 Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе. Правописание безударных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. 85 РР. Урок 1.3
Научный текст Подбор и составление научно-популярного сообщения на заданную тему Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации86 Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшего из других языков. Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова Познавательные: понимание и применение знаний Написание букв о и е после шипящих и ц в окончания существительных. Применение орфограммы на письме Логические: подведение под правило. Познавательные: понимание и применение знаний 90-91 Жизнь корня в составе слов разных частей речи. Родственные слова разных частей речи Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. 92 Диктант «Безударные окончания». Контрольный 93 Окончания существительных во множественном числе. Распознавание в тексте им. существительных в форме мн.ч .Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; 94 Окончания существительных во множественном числе в И.падеже. Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в И.п. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение 95 Окончания существительных в Р.падеже. Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в Р.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 95 Написание существительных с суффиксом –ищНаписание окончаний существительных с суффиксом -ищ- Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. 96-97 Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Определение падежа существительных в форме мн. ч. Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. 98 Существительные с суффиксом –окНаписание суффикса
-ОК- после шипящих Логические: подведение под правило. 99 Написание суффикса –ок после шипящих. Написание суффикса
-ОК- после шипящих 100 Контроль
ный диктант «Окончания существительных во множественном числе» 101 Работа над ошибками. 102 Повторение «Окончания существительных во множественном числе» 103 Имя прилагательное
Изменение прилагательных по родам и числам. Изменение прилагательных по родам и числам Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. 104 Изменение прилагательных по падежам Различение различных форм прилагательных Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 105 Окончания прилагательных мужского и среднего в Им. и В. п. Окончания прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 106-107 Окончания прил-ных мужского и среднего рода в Р.п и В.п. Окончания прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 108
Падежные окончания прил-ных мужского, среднего и женского рода Формирование умения правильно писать падежные формы прилагательных м.р., ср.р. и ж.р. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 109 Самостоятельная работа Актуализация знания алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных Регулятивные: контроль и самоконтроль. 110 Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки Логические: подведение под правило. 111 РР. Урок 2.1.
Устное изложение Развитие устной речи Личностные: формирование базовых эстетических ценностей 112 Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки Логические: подведение под правило. 113 Склонение прилагательных во множественном числе. Падежные окончания прилагательных в форме мн. ч. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 114 Склонение прилагательных во множественном числе в И.п и В.п. Окончания прилагательных в форме множественном числе в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 115 Окончания прилагательных во мн. числе в Р.п. и В.п. Словосочетания прилагательных в форме разных падежей, различение этих форм. Познавательные: понимание и применение знаний. 116 Склонение прилагательных во множественном числе в Д.п и Т.п. Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 117 Слова с удвоенной буквой согласного. Слова с удвоенной буквой согласного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. 118 Диктант «Окончания прилагательных во множественном числе»
119 Начальная форма глагола. Работа над основной мыслью текста Личностные: формирование базовых эстетических ценностей 120 Написание частицы –сяЗначение и происхождение частицы -ся (-сь) Личностные: смыслообразование и самоопределение 121 Другие суффиксы глагола –а, -е,-и,-о,-у,-я. Определение глагольных суффиксов Общеучебные: постановка и решение проблемы. 122 Прошедшее время Формирование умения определять времена глаголов Логические: подведение под правило. 123
Настоящее время глагола. Изменение глаголов наст.вр. по числам Логические: подведение под правило. 124 Интегрир.
пров. работ 125-126 Будущее время глагола. Определение формы буд. вр. глагола Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме 127 Изменения глаголов прошедшего времени. Актуализация знаний по правописанию глагола Познавательные: обучение работе с информацией, 128 Написание ь после шипящих во всех формах глагола. Ь после шипящих во всех формах глагола. Глаголы в форме повелительного наклонения Личностные: контроль процесса и результатов деятельности 129 Обобщение по теме «Морфемика и словообразование» Повторение и закрепление ЗУН 130 Контроль
ный диктант Актуализация знаний обучающихся Регулятивные: контроль и самоконтроль. 131-132 Работа над ошибками Обобщение по теме «Лексика» Повторение пройденногоРегулятивные: контроль и самоконтроль. 133-134 Обобщение по теме «Синтаксис» Повторение пройденногоОбщеучебные: постановка и решение проблемы. 135-136 Задание для членов клу-ба «Ключ и заря» Повторение пройденногоОбщеучебные: постановка и решение проблемы.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
что такое орфограмма;
разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);
части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
члены предложения: главные ( подлежащее и сказуемое ), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
названия падежей.
должны уметь:
выполнять звукобуквенный анализ слова ( определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударные и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков);
проверять сомнительные написания, используя разные способы проверок;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
писать о или е после шипящих в окончаниях существительных;
писать слова с наиболее употребительными приставками, в частности с приставкой с-, приставками на –с, -з;
писать слова с суффиксами –ек – и – ик ;
различать на письме приставки и предлоги;
объяснять способ слово образования ( с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительной гласной);
изменять существительные по числам и падежам, определять их род;
изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
писать о или е после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных;
изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем времени – по лицам;
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово и ставить от первого ко второму вопрос;
находить в предложении основу ( подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены; задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая нужную информацию;
определять тему и основную мысль ( основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
владения начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Система оценивания
Проверка и оценка устных ответов.
Устный опрос является важным способом учёта знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам.  При  оценки устных ответов во внимание принимаетсяследующие критерии:
1)   полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.
Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении  слов, построении предложений и словосочетаний).
Оценка «5» ставится, если ученик даёт полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочётов или допускает не более одной неточности в речи.Оценка «4»   ставится, если ученик даёт ответ, близкий к требованиям, установленным для, оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений,которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3»  ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтверждать правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетании или предложений.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученною материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь его прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил,определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить на практике.
Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.
На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводятся 35-40 минут во II классе.
При оценке диктанта во II  классе следует руководствоваться следующими критериями. 
Оценка «5»  ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, чётко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания форм букв, одинаковой высоты, равного расстояния между буквами др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление неточно  написанной буквы и т.п.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором  допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических)ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах:
 а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные,
б) 4 орфографические и 2  пунктуационные,
в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки.
Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от  норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «2» ставятся за диктант, в котором допущено от 5 - 7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Ошибкой в диктанте следует считать: 
Нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программ денного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают: 
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичные пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены, одного слова другим без искажения смысла;
г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
За одну ошибку в диктанте считаются: 
а) два исправления орфографического или  фонетико-графического характера;
б) две однотипные пунктуационные ошибки;
в)  повторение ошибок в одном и том же слове, например в слове ножидваждынаписано в конце ы;
г)  две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки: 
а) повторение одной и  той же буквы в слове (например, «каартофель»),
5) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;
в) дважды написано одно и то же  слово в предложении.
Текущие   и  итоговые проверочные работы типа списывания(списывание текста из учебника, с доски и т.д.) оцениваются по следующим критериям:
 
Оценки
 
  Допустимое количество ошибок
«5» Нет ошибок.
Допускается 1 недочётграфического характера.
«4» 1-2 ошибки и 1 исправление
«3» 3 ошибки и 1 исправление
«2» 4 ошибки и 1 - 2 исправления
При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах, соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.
За ошибку    в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочётов, которые даны для оценивания диктантов.
Задания для грамматического разбора (не более 3 заданий)должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.
При оценке выполнения грамматическогозадания  рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания   в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее % заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится,   если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Словарные диктанты  проводятся в качестве текущих проверочных работ.
Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса).Объём словарных диктантов
для    II   класса   - от 8 до 10 слов, 
Оценки за словарный диктант выставляются в соответствии со следующими нормами:
Оценка «5» ставится   за безошибочное выполнение работы.
Оценка «4»  ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление
Оценка «3» ставится, если допущены 2  ошибки, 1 исправление.
Оценка «2» ставится, если допущено от 3 до 5  ошибок.
Обучающие изложения и   сочинения. 
На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-12 дней. В течение учебного года общее количество творческих работ должно быть примерно следующим:
Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Оценки за изложение и сочинение. 
При проверке творческих работ во II классе выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных выше.
Критерии опенки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты: несоответствие теме, искажение содержания исходного текста(изложения), внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении, неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.
В целом нормативы оценки творческих работ (изложение, сочинение) следующие. 
Оценка «5» ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление. Допускается не более 1 речевой неточности.
За грамотность: если нет орфографических и пунктуационных ошибок (учитываютсядопущенные ошибки на изученные правила). Допускается 1-2 исправления. 
Оценка «4» ставится по содержанию и речевому оформлению: если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические иречевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочётов, а  также недочётов в содержании и построении текста.
За грамотность: если допускается не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки, 1-2 исправления.
Оценка «3» ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работе допущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы; в главном она достоверна; но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста.
За грамотность: если допущены    3-5 орфографических и 1-2пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.
Оценка «2» ставится по содержанию и речевому оформлению: если   в работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского (исходного) текста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей. Во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь. В целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность: если допускается 6 и более орфографических и 3- 4 пунктуационные ошибки, более 3-5 исправления.
Примечание. При оценке творческих работ также принимается во внимание аккуратность, четкость письма, Критерии   соответствуют изложенным  выше (в шкале оценок за диктант).
Оценка "1"
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Литература
1. “1200 диктантов и творческих работ по русскому языку” Москва “Дрофа” 1999;
2. “Тесты по русскому языку” Москва “АСТ-ПРЕСС” 1999; ”Школьный русско-татарский словарь” Казань, 1989;
3. П.А.Грушников “Орфографический словарик” Москва “Просвещение” 1991;
4. Н.М.Неусыпова “Толковый словарик русского языка” Москва “Просвещение” 1989;
6. Н.Г.Скегина, Г.И.Колпакова “Большой справочник” Москва “Олимп” 2000;
Информационно-компьютерная поддержка:
http://www.school.edu.ru/http://www.it-n.ruhttp://school-collection.edu.ru/http://nsc.1september.ru/urok/http://www.openclass.ru/
Приложение
Демонстрационные варианты
контрольно-измерительных вариантов
для проведения промежуточной аттестации
по русскому языку
в 3 классе
Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года): текст
Жаба ага
4 Среди жаб самая крупная –
8 жаба ага, обитатель Центральной13 и Южной Америки. Она достигает 19 в длину 25 сантиметров, ширина ее 25 12 сантиметров, вес до 1 килограмма. 30 В «ассортименте» пищи этой жабы 36 значительную роль играют насекомые – вредители тропических 45 сельскохозяйственных культур. Еще в девятнадцатом веке жаба ага была
55 завезена в Индию, где она размножилась и истребила вредных насекомых.
61 В тридцатые годы двадцатого века 150
67 экземпляров этих жаб было доставлено на
73 самолете на Гавайские острова для охраны
78 плантаций сахарного тростника. В течение
84 нескольких лет жабы аги быстро размножились
90 и успешно выполнили эту задачу. Впоследствии
95 потомки жаб гавайских переселенцев то
100 самостоятельно, то при содействии человека 104 расселились по Филиппинским островам, 109 Новой Гвинее, Австралии и другим
113 местам с тропическим климатом.
118 Однако попытки поселить этих полезных
122 животных к северу оказались
123 безуспешными.
133 Отметим особенности жабы аги. У нее есть двое желез, которые
140 выделяют ядовитое вещество, спасающее животное от четвероногих149 и пернатых врагов. В период размножения жабы издают звуки,
157 похожие на хриплый лай собаки. Многоголосые «концерты» этих
163 земноводных, в противоположность мелодичным звукам, издаваемым
171 нашими жабами, производят впечатление далеко не из приятных.

Жаба ага
в Московском зоопарке 175 Несколько лет назад пять
179 экземпляров жабы аги были
183 доставлены в Московский зоопарк.
188 Живут они в отделе пресмыкающихся
190 и земноводных.
192 «На обед» по- 194 лучают мучных 196 червей, мотыля 199 и кусочки мяса.
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. Сколько частей в этом тексте? Запиши цифрой.
Ответ:______
Задание 3. Озаглавь две последние части текста.
Ответ:А) _______________________________________ .Б) _______________________________________ .Задание 4. Перечитай текст и «расскажи» жабе аге, коротко ответив на вопросы таблицы.
Таблица. Жаба ага
Вопрос Ответ
1) Откуда жаба ага родом?
1)
2) Чем питается жаба ага?
2)
3) Больше или меньше она нашей жабы? 3)
4) Чем еще она не похожа на нашу жабу?
4)
5) Как ты думаешь, если на одну чашку весов посадить самую крупную жабу агу, а на другую положить пакет с молоком, как поведут себя весы? 5)
Задание 5. Проведи на контурной карте мира линию, разделяющую Северное и Южное полушарие. Буквой М обозначь полушарие, в котором находится Московский планетарий, а буквой А – полушарие, где жила жаба ага, до того, как она начала странствовать по всему миру.

Задание 6. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст.
Вопрос 1. Как ты думаешь, где, скорее всего, НЕ смогли бы жить наши лягушки? Обведи буквы, стоящие рядом с изображением таких мест.
А Б
В
Г
Вопрос 2. Самая большая среди лягушек – лягушка-бык – весит до 600 граммов. Кто тяжелее – 2 самые крупные жабы аги или 3 самые крупные лягушки-быки? Насколько? Обведи правильное слово и запиши в ответе число.
18821409525002714625952500191833545720тяжелее
00тяжелее

1918335238125легче
00легче
Ответ: 2 жабы, чем 3 лягушки на _____ граммов.
Вопрос 3. Как ты думаешь, какие из изображенных на рисунке животных, являются родственниками жабы аги? Проведи к ним от жабы аги стрелки.

жаба ага


Задание 7.
1) Спиши первое предложение последнего абзаца. Проверь. Если надо, исправь.
______________________________________________________
______________________________________________________
2) Найди в этом предложении слова с орфограммой «Правописание буквы парного согласного». Выпиши два таких слова так, как они записаны в предложении: одно с орфограммой в корне, а второе – с орфограммой в суффиксе. Орфограммы подчеркни.
Ответ.
1) Слово с орфограммой в корне:_________________;2) Слово с орфограммой в суффиксе:_________________;3) В последнем абзаце найди и выпиши так, как оно записано в предложении, слово, имеющее следующий состав:
корень-суффикс-соединительная гласная-корень-суффикс-окончани Ответ. _________________________
4) Из последнего абзаца выпиши в столбик все имена существительные с нулевым окончанием так, как они записаны в тексте.
Ответ.__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 8. Проследи по карте полушарий, как путешествовала жаба ага, пока не добралась до Московского зоопарка.
Поставь на карте цифру 1, там, откуда она родом, а следующие цифры расставь так, чтобы они показывали путь жабы аги. Последнюю цифру поставь, там, где, по твоему мнению, находится Московский зоопарк.

Задание 9. Как ты думаешь, где, скорее всего, понравилось бы жить жабе аге? Выбери одну из картинок и обведи стоящую рядом с ней букву. Если нужно, перечитай текст.
А Д
Б Е
В Ж
Г З
Задание 10. Придумай задачу, которая решается в два действия. Запиши ее условие, вопрос, решение и ответ. Постарайся связать ее с прочитанным текстом.
А) Условие и вопрос задачи
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Б) Решение
В) Ответ к задаче __________ .Задание 11.
Однажды Лена, Коля и Саша пошли за грибами в рощицу неподалеку от дома. Увидел Коля красивый гриб, захотел его сорвать, нагнулся, протянул руку, да как закричит!
– Что с тобой? – удивились ребята. А Коля им отвечает:
– Так какой-то зверь сидит! Страшный и холодный! Противный! Чуть палец мне не откусил!
Посмотрели ребята осторожно, кто же там под грибом сидит, и увидели большую лягушку. Саша схватил палку, хотел лягушку прибить, уже и замахнулся, да только Лена его за руку схватила, не дала ударить.
– Отпусти!– кричит Саша. – Я ее сейчас прихлопну!
– Нельзя лягушек обижать, они полезные! – воскликнула Лена. – Они комаров ловят!
– Ну и что, что ловят! А чего они кусаются?! – присоединился Коля к товарищу.
А пока они спорили, лягушка ускакала.
А чтобы ты сказал Саше, Коле и Лене? Напиши два – три предложения.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 12.
1) Перечитай текст «Жаба ага». Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ:Незнакомых слов ________
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово Значение незнакомого слова
1. ____________ – ____________________________
2. ____________ – ____________________________
3. ____________ – ____________________________
4. ____________ – ____________________________
5. ____________ – ____________________________
6. ____________ – ____________________________
7. ____________ – ____________________________
8. ____________ – ____________________________
9. ____________ – ____________________________
10. ___________ – ____________________________