РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (3класс) ПНШ Н.А. Чураковой
Согласовано:
на заседании методического объединения учителей
начальных классов
Протокол №1
от 14 августа 2014 г.,
Руководитель: ________ Колесникова В.В.
Согласовано:
заместитель директора по УР
________И.В.Габдулхакова«_____» «__________ » 2010 г«15» августа 2014 г.
Утверждаю:
Директор школы:
______М.З.ХакимовПриказ № 85 /14
от 25 августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению (базовый уровень)
для 3 «Б» класса учителя I квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Чарли»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Назмеевой Резиды Фатхулловнына 2014-2015 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 22 августа 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению 3 класса составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.),
примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.
программы по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ автора Н.А. Чураковой,
основной образовательной программы основного начального образования МБОУ «СОШ с.Чарли» Кукморского муниципального района РТ,
Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Чарли» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ № 80/14 ,от 25 августа 2014 г.)
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
приобретения умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Чарли» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 68 часов: 2 часа в неделю.
Используемый учебно-методический комплект
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Учебно-тематическое планирование
№ Тема Количество часов
1 Учимся наблюдать, копим впечатление 9
2 Постигаем секреты сравнения. 7
3 Пытаемся понять, почему люди фантазируют. 8
4 Учимся любить. 8
5 Набираемся житейской мудрости. 8
6 Продолжаем разговаривать секреты смешного. 8
7 Как рождается герой. 9
8 Сравнение прошлое и настоящие. 11
Итого 68
Содержание программы
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки: «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»;индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчет»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»;
сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*;Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку: Басе, Бусон, Дзесо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А. Пушкин «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Цветок», «Сказка о царе Салтане»*;И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Ворона в павлиньих перьях»*, «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Лебедь, рак и щука»;Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»);И. Бунин «Листопад»;К. Бальмонт «Гномы»;С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»;В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»;К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрепанный воробей»;Н. Гарин;Михайловский «Детство Темы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*;Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»;В. Шефнер «Середина марта»;С. Козлов «Июль», «Мимо белого облака луны», «Сентябрь»;Д. Дмитриев «Встреча»;М. Бородицкая «На контрольной»;Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылек»*, «Осенняя вода»*, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*;Ю.Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»;Л. Пантелеев «Честное слово»;Б. Житков «Как я ловил человечков»;Саша Черный «Дневник фокса Микки»;Н. Тэффи «Преступник»;Н. Носов «Мишкина каша»*;Б. Заходер «История гусеницы»;
В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах»*;Ю. Коваль «Березовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами», «Под соснами»*;С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*;К. Чуковский «От двух до пяти»;Л. Каминский «Сочинение»;И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже XX — XXI веков
Поэзия
В. Лунин «Идем в лучах зари»*, «Ливень»*;Д. Дмитриев «Встреча»*;
Л. Яковлев «Для Лены»;М. Яснов «Подходящий угол»; «Гусеница — бабочке»; «Мы и птицы»*;Г. Остер «Вредные советы»;Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*;
Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*;
Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»;О. Кургузов «Мальчик-папа»*;С. Махотин «Самый маленький»*;А. Иванов «Как Хома картины собирал»*.
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Промежуточная аттестация проходит в форме интегрированной работ
Календарно - тематическое планирование
№ Тема урока дата Примечание
Предметные
результаты Формируемые
УУД план факт Учимся наблюдать, копим впечатление
1 Ю.Коваль «Березовый пирожок»
Поход в МД - находить в тексте примеры художественной выразительности
- работать с картиной;
- работать с Толковым словарём. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстами и иллюстрациями к текстам.03.
09 2 Как научиться порождать сравнения?
С.Козлов «Мимо белого…» - находить в тексте сравнения;
- составлять предложения, используя приём сравнения. 06.
09 3 С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». -высказывать своё мнение;
- анализировать средства художественной выразительности. 10.
09 4 А.Пушкин Стихи - анализировать средства художественной выразительности;
- работать с Толковым словарём;
- работать с картиной. 13.
09 5 С.Козлов «Как оттенить тишину» -анализировать наблюдения поэта;
17.
09 6 И.Бунин «Листопад» - делить текст на части;
- находить и объяснять сравнения;
- работать с Толковым словарём;
- читать по цепочке;
- передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. 20.
09 7 А.С. Пушкин
«Зимнее
утро»,
В. Берестов
«Большой мороз» - анализировать внутренний мир автора;
- подтверждать ответы строчками из текста;
- сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой 24.
09 8 С.Козлов «Разрешите с вами посумерничать». - работать с Толковым словарём;
- анализировать характеры героев;
- высказывать своё мнение. - принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. 27.
09 9 Ю.Коваль «Вода с закрыты
ми глазами» - понимать содержание прочитанного;
Интерпретироватьлитературный текст, живописное и музыкальное произведения, Коммуникативные:
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 01.
10 10 Постигаем секреты сравнения. 04.
10 Сказка «Откуда пошли болезни и лекарство». - работать с Толковым словарём;
- читать по ролям;
- отвечать на вопросы. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. 11 Африканская сказка «Гиена и черепа
ха» - определять , чему учит сказочная история;
- читать по ролям.
- пересказывать текст. 08.
10 12 Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». - анализировать поведение героев сказки;
- определять идею сказки;
-работать с фразеологическим словарём. 11.
10 13 Индий
ская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»- сравнивать героев сказок по характеру;
-анализировать построение сказочных историй. Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
15.
10 14 Кубинская сказка «Черепа
ха, кролик и удав – маха». - сравнивать построение и содержание разных сказочных историй. 18.
10 15 Индийская сказка «Хитрый шакал» - работать с Толковым словарём;
- находить в тексте самые главные слова;
- анализировать построение сказочной истории; 22.
10 16 Бурятская сказка «Снег и заяц» - анализировать тексты двух разных сказок;
- определять вид сказки;
- ориентироваться на ленте времени;
- доказывать свой ответ. 25.
10 17 Пытаемся понять, почему люди фантазируют. 29.
10 Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки». -определять от какого лица идёт повествование;
- отвечать на вопросы строками из текста;
-анализировать внутренний мир героя-рассказчика. Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 18 С. Чёрный «Кавардак». - находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак;
приводить примеры из текста;
-анализировать фантазии героя-рассказчика. 01.
11 19 С.Чёрный «Я один». ориентироваться в тексте;
- подтверждать ответы строчками из произведения;
- анализировать характер героя. 12.
11 20 Т. Пономарёва Рассказы. - определять количество действующих лиц в произведении;
- анализировать характер героев;
- определять жанр произведения. Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 15.
11 21-22 Б. Житков «Как я ловил человечков». - анализировать
название произведения;
- различать позиции автора и героя стихотворения; Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой 19.
11
22.
11 23 Тим Собакин «Игра в птиц». - определять жанр произведения;
- анализировать внутренний мир автора. Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 26.
11 24 Закрепление по разделу - работать с иллюстрацией;
- анализировать характер героя-рассказчика. Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 29.
11 25 Учимся любить. Т. Пономарёва Рассказы - определять цель и идею тек ста;
- анализировать характер героев4- подтверждать своё мнение выдержками из текста; Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
03.
12 26 М. Вайсман «Лучший друг медуз» - анализировать характер героя-рассказчика;
- обосновывать своё мнение;
- объяснять название произведения. Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 06.
12 27-
28-
29 А. Куприн «Слон» -Наблюдать за поведением главных героев рассказа;
-анализировать чувства героев. 10.
12
13.
12
17.
12 30 К. Паустовский «Заячьи лапы». -сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы». Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 20.
12 31 С. Козлов «Если меня совсем нет». - читать по ролям;
- определять жанр произведения
- доказывать своё мнение;
- работать с иллюстрацией. Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. 24.
12 32 Закрепление по разделу - пользоваться библиотекой;
- ориентироваться на странице «Содержание». Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов. 27.
12 33 Набираемся житейской мудрости. 14.
01 Эзоп «Отец и сыновья». -пользоваться Этимологическим словарём;
-сравнивать басню и сказку;
- находить вывод в басне;
- анализировать события в басне. Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 34 И. Крылов «Ворона и лисица» -использовать пословицу «к слову», «к случаю»,: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации;
- подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов. Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
17.
01 35 Эзоп «Лисица и вино
град» -находить мораль в басне;
-объяснять мораль басни;
- подбирать пословицы к литературному произведению. Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 21.
01 36 И. Крылов «Лисица и вино
град». - сравнивать две басни;
-находить мораль в басне;
-объяснять мораль басни;
- подбирать пословицы к литературному произведению. Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 24.
01 37 И. Крылов «Квартет» -анализировать басни;
-работать с Толковым словарём;
- подбирать пословицы к басне. Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 28.
01 38 Сравнение басен Эзопа и Крылова. - сравнивать две басни;
-находить мораль в басне;
-объяснять мораль басни;
- подбирать пословицы к литературному произведению. Познавательные:
- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; 31.
01 39 И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». - сравнивать басни Крылова;
- находить и объяснять значение морали в басне;
- располагать басни на ленте времени. Познавательные:
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
07.
02 40 Закрепление по разделу - пользоваться библиотекой;
- выбирать нужные книги;
- располагать произведения на ленте времени. Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
11.
02 41 Продолжаем разговаривать секреты Смешного. 14.
02 Л. Камин
ский «Сочинение» - объяснять значения слова;
- выделять секреты смешного в произведении;
- указывать, над чем смеётся автор;
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 42 И. Пивоварова «Сочинение» - делить текст на смысловые части;
- находить строчки в тексте, которые вызывают смех;
- перечитывать смешные фрагменты. Познавательные:
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; 18.
02 43 И. Бородин
ская «На контрольной» - анализировать произведение и характер героя стихотворения;
- читать наизусть. Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. 21.
02 44 Н. Тэффи «Преступник» - работать с Толковым словарём;
- находить в тексте контраст;
-анализировать поведение и характер героя. Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 25.
02 45-
46 К. Чуков
ский «От двух до пяти». - выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях;
-анализировать причину смешного. Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 28.
02
04.
03 47-
48 В. Драгун
ский «Ровно 25 кило». - анализировать поведение и характеры героев;
-делить текст на смысловые части;
-понимать секрет смешного в литературном произведении. Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 07.
03
11.
03 49 Как рождается герой. 14.
03 Образы героев из сказок «Колобок и Гуси – Лебеди» -открывать секреты смешного;
- различать композицию сказки и рассказа ( на уровне наблюдений). Познавательные:
- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; 50 Борис Заходер «История гусеницы» - определять тему каждой смысловой части;
-указывать главную мысль литературного произведения;
- сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково. Личностные:
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 18.
03 51 21.
03 52 04.
04 53-
54 Н. Горин – Михайловский «Детство Темы»
- делить текст на смысловые части;
- анализировать слова автора;
-ориентироваться в тексте; Личностные:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
08.
04
11.
04 55-
56 Л. Пантелеев «Честное слово» - работать с Толковым словарём;
-определять внутренний мир героя;
- анализировать слова автора. Познавательные:
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов..15.
04
18.
04 57 Закрепление по разделу - работать с иллюстрацией;
- сравнивать литературное и музыкальное произведения. Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 22.
04 58,
59,
60 Сравнение прошлое и настоящие. 25.
04
29.
04
02.
05 К. Паустовский «Растрёпанный воробей». - анализировать характер и поведение героев произведения;
- высказывать своё мнение;
ориентироваться в тексте;
-сравнивать внешний облик героев произведения; Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 61-
62 А.П.Гай
дар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») -сравнивать содержание двух рассказов о семье;
-сравнивать
характеры героев произведения..Познавательные:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 06.
05
09.
05 63
Интегрированная контрольная работа - высказывать своё мнение о прочитанном;
- анализировать внутренний мир героев;
Познавательные:
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов. 13.
05 64 «Дорога к отцу». 16.
05 65 «Вот и приехали» - высказывать своё мнение о прочитанном;
- анализировать внутренний мир героев; Личностные:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности. 20.
05 66 - «Одни
в лесной сторож
ке» -пересказывать текст от третьего лица;
- высказывать своё мнение;
- подтверждать ответы строчками из текста. Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 23.
05 67 «Вот оно – счастье». -анализировать внутренний мир героя-рассказчика;
ориентироваться в тексте;
характеризовать чувства людей. Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов. 27.
05 68 Поход в МД - писать письмо в клуб «Ключ и заря». Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию. 30.
05 Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Учащиеся научатся:
• рассказывать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов;
• имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
учащиеся получат возможность научиться:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
• самостоятельного чтения выбранных книг;
• высказывания оценочных суждений о героях произведений;
• работы со словарями.
Система оценивания
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, понимает содержание прочитанного. В I полугодии читает плавно, целыми словами; темп чтения не менее 35 слов в минуту. Во 2 полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает послогам Трудными сложными являются непонятные неизвестные слова и слова, содержащие слоговые трудности более 4 слогов; различные стечения согласных.), со скоростью не менее 50 слов в минуту, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах;правильно став ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения;
умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту;
твёрдо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Примечание. Произведения, которые предусматриваются программой для обязательного заучивания наизусть во II, III и IVклассах, проверяются учителем по мере их заучивания в течение года с выставлением оценки в журнале по каждому заученному тексту. Эти оценки учитываются при выставлении годовых отметок.
Оценка «4»славится ученику, если он: понимает содержание прочитанного;
В I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам); темп чтения не менее 30 слов в минуту;
Во II полугодий читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам) со скоростью не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений и при соблюдении пауз и интонации конца предложения;
правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3»ставится ученику, если он: разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя;
В I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;
Во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 40 слов в минуту, допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов и слов, не соблюдает пауз между словами и предложениями:
пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2»ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью учителя;
В I полугодии читает по буквам и слогам, темп чтения не менее 20 словв минуту;
Во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения, со скоростью не менее 30 слов в минуту, допускает при чтении более 6 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя;
при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
Оценка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельно чтения ученика. Объём прочитанного на оценку должен быть не менее:
во III классе - 1/4 страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо её мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умения работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения (оценка техники чтения) проводится два раза в год:/в конце I и II полугодий.
Оценка «5» ставится, если ученик регулярно читает художественные и научно-художественные книги, предусмотренные программой, может самостоятельно ориентироваться в какой-либо одной детской книге из доступного круга чтения: легко вычленяет на обложке и прочитывает название книги (фамилию автора, заглавие), определяет тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателях её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте);за отведенное на уроке время самостоятельно находит и осмысленно прочитывает про себя указанное учителем произведение, применяет в процессе чтения всё общеязыковые и читательские умения, приобретённые к моменту работы с детской книгой;
с помощью вопросов учителя может перечислить и показать в книге героев, воспроизвести содержание или отрывок только что прочитанного или любого другого литературного произведения из книг, которые читались и рассматривались на уроках в классе:
не затрудняясь, называть по памяти 1-2 книги(произведения) на любую из доступных тем чтения из книг, которые читались и рассматривались с учителем в классе.
Оценка «4» ставится, если ученик читает книги из доступного круга чтения: вычленяет на обложке и прочитывает название книги (фамилию автора, заглавие), определяет тему (о чём расскажет книга), сопоставляя не менее двух основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте);
за отведенное на уроке время самостоятельно находит в книге и осмысленно прочитывает про себя указанное учителем произведение, применяет в процессе чтения всё oбщеязыковые и читательские умения, приобретённые к моменту работы с детской книгой;
с помощью вопросов учителя может перечислить и показать в книге героев, воспроизвести содержание или отрывки только что прочитанного или любого другого литературного произведения из книг, которые читались и рассматривались в классе, выразить свое отношение к прочитанному;
называет по памяти одну книгу на любую из доступных тем чтения из числа книг, которые читались и рассматривались в классе.
Оценка «3» ставится, если ученик обращается к книги только после напоминания учителя; самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, а в книге с усложненным оформлением вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чём расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте;
за отведенное на уроке время рассматривает новую книгу, не всегда самостоятельно находит в ней названное учителем произведение, поэтому нуждается в ограничении задания;
воспроизводит содержание, перечисляет основных героев книг, которые читались и рассматривались в классе, опираясь главным образом на зрительные образы;
называет по памяти книги на отдельные темы чтения из числа книг, которые читались и рассматривались в классе.
Литература
1. ”Школьный русско-татарский словарь” Казань, 1989;
2. П.А.Грушников “Орфографический словарик” Москва “Просвещение” 1991;
3. Н.М.Неусыпова “Толковый словарик русского языка” Москва “Просвещение” 1989;
Информационно-компьютерная поддержка:
http://www.school.edu.ru/http://www.it-n.ruhttp://school-collection.edu.ru/http://nsc.1september.ru/urok/http://www.openclass.ru/
Приложение
Демонстрационные варианты
контрольно-измерительных вариантов
для проведения промежуточной аттестации
по литературному чтению
в 3 классе
Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года): текст
Жаба ага
4 Среди жаб самая крупная –
8 жаба ага, обитатель Центральной13 и Южной Америки. Она достигает 19 в длину 25 сантиметров, ширина ее 25 12 сантиметров, вес до 1 килограмма. 30 В «ассортименте» пищи этой жабы 36 значительную роль играют насекомые – вредители тропических 45 сельскохозяйственных культур. Еще в девятнадцатом веке жаба ага была
55 завезена в Индию, где она размножилась и истребила вредных насекомых.
61 В тридцатые годы двадцатого века 150
67 экземпляров этих жаб было доставлено на
73 самолете на Гавайские острова для охраны
78 плантаций сахарного тростника. В течение
84 нескольких лет жабы аги быстро размножились
90 и успешно выполнили эту задачу. Впоследствии
95 потомки жаб гавайских переселенцев то
100 самостоятельно, то при содействии человека 104 расселились по Филиппинским островам, 109 Новой Гвинее, Австралии и другим
113 местам с тропическим климатом.
118 Однако попытки поселить этих полезных
122 животных к северу оказались
123 безуспешными.
133 Отметим особенности жабы аги. У нее есть двое желез, которые
140 выделяют ядовитое вещество, спасающее животное от четвероногих149 и пернатых врагов. В период размножения жабы издают звуки,
157 похожие на хриплый лай собаки. Многоголосые «концерты» этих
163 земноводных, в противоположность мелодичным звукам, издаваемым
171 нашими жабами, производят впечатление далеко не из приятных.
Жаба ага
в Московском зоопарке 175 Несколько лет назад пять
179 экземпляров жабы аги были
183 доставлены в Московский зоопарк.
188 Живут они в отделе пресмыкающихся
190 и земноводных.
192 «На обед» по- 194 лучают мучных 196 червей, мотыля 199 и кусочки мяса.
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. Сколько частей в этом тексте? Запиши цифрой.
Ответ:______
Задание 3. Озаглавь две последние части текста.
Ответ:А) _______________________________________ .Б) _______________________________________ .Задание 4. Перечитай текст и «расскажи» жабе аге, коротко ответив на вопросы таблицы.
Таблица. Жаба ага
Вопрос Ответ
1) Откуда жаба ага родом?
1)
2) Чем питается жаба ага?
2)
3) Больше или меньше она нашей жабы? 3)
4) Чем еще она не похожа на нашу жабу?
4)
5) Как ты думаешь, если на одну чашку весов посадить самую крупную жабу агу, а на другую положить пакет с молоком, как поведут себя весы? 5)
Задание 5. Проведи на контурной карте мира линию, разделяющую Северное и Южное полушарие. Буквой М обозначь полушарие, в котором находится Московский планетарий, а буквой А – полушарие, где жила жаба ага, до того, как она начала странствовать по всему миру.
Задание 6. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст.
Вопрос 1. Как ты думаешь, где, скорее всего, НЕ смогли бы жить наши лягушки? Обведи буквы, стоящие рядом с изображением таких мест.
А Б
В
Г
Вопрос 2. Самая большая среди лягушек – лягушка-бык – весит до 600 граммов. Кто тяжелее – 2 самые крупные жабы аги или 3 самые крупные лягушки-быки? Насколько? Обведи правильное слово и запиши в ответе число.
тяжелее
легче
Ответ: 2 жабы, чем 3 лягушки на _____ граммов.
Вопрос 3. Как ты думаешь, какие из изображенных на рисунке животных, являются родственниками жабы аги? Проведи к ним от жабы аги стрелки.
жаба ага
Задание 7.
1) Спиши первое предложение последнего абзаца. Проверь. Если надо, исправь.
______________________________________________________
______________________________________________________
2) Найди в этом предложении слова с орфограммой «Правописание буквы парного согласного». Выпиши два таких слова так, как они записаны в предложении: одно с орфограммой в корне, а второе – с орфограммой в суффиксе. Орфограммы подчеркни.
Ответ.
1) Слово с орфограммой в корне:_________________;2) Слово с орфограммой в суффиксе:_________________;3) В последнем абзаце найди и выпиши так, как оно записано в предложении, слово, имеющее следующий состав:
корень-суффикс-соединительная гласная-корень-суффикс-окончание
Ответ. _________________________
4) Из последнего абзаца выпиши в столбик все имена существительные с нулевым окончанием так, как они записаны в тексте.
Ответ.__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 8. Проследи по карте полушарий, как путешествовала жаба ага, пока не добралась до Московского зоопарка.
Поставь на карте цифру 1, там, откуда она родом, а следующие цифры расставь так, чтобы они показывали путь жабы аги. Последнюю цифру поставь, там, где, по твоему мнению, находится Московский зоопарк.
Задание 9. Как ты думаешь, где, скорее всего, понравилось бы жить жабе аге? Выбери одну из картинок и обведи стоящую рядом с ней букву. Если нужно, перечитай текст.
А Д
Б Е
В Ж
Г З
Задание 10. Придумай задачу, которая решается в два действия. Запиши ее условие, вопрос, решение и ответ. Постарайся связать ее с прочитанным текстом.
А) Условие и вопрос задачи
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Б) Решение
В) Ответ к задаче __________ .Задание 11.
Однажды Лена, Коля и Саша пошли за грибами в рощицу неподалеку от дома. Увидел Коля красивый гриб, захотел его сорвать, нагнулся, протянул руку, да как закричит!
– Что с тобой? – удивились ребята. А Коля им отвечает:
– Так какой-то зверь сидит! Страшный и холодный! Противный! Чуть палец мне не откусил!
Посмотрели ребята осторожно, кто же там под грибом сидит, и увидели большую лягушку. Саша схватил палку, хотел лягушку прибить, уже и замахнулся, да только Лена его за руку схватила, не дала ударить.
– Отпусти!– кричит Саша. – Я ее сейчас прихлопну!
– Нельзя лягушек обижать, они полезные! – воскликнула Лена. – Они комаров ловят!
– Ну и что, что ловят! А чего они кусаются?! – присоединился Коля к товарищу.
А пока они спорили, лягушка ускакала.
А чтобы ты сказал Саше, Коле и Лене? Напиши два – три предложения.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 12.
1) Перечитай текст «Жаба ага». Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ:Незнакомых слов ________
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово Значение незнакомого слова
1. ____________ – ____________________________
2. ____________ – ____________________________
3. ____________ – ____________________________
4. ____________ – ____________________________
5. ____________ – ____________________________
6. ____________ – ____________________________
7. ____________ – ____________________________
8. ____________ – ____________________________
9. ____________ – ____________________________
10. ___________ – ____________________________