Морфемика и словообразование как разделы языкознания


Тема: Морфемика и словообразование.
Класс: 6 (с углубленным изучением русского языка)
Тип урока: повторения и обобщения новых знаний
Оборудование: презентация, карточки раздаточный материал.
Цели:
Познавательные:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
Воспитательные:
поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Задачи:
выявить связь значения корня с лексическим значением слова;
обобщить сведения о морфемах;
повторить способы образования слова;
развивать и обогащать речь учащихся.
Сл.1. «Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом , со взглядом в завтра…» В. Песков
Работа с эпиграфом
– Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?
- Сегодня на уроке мы постараемся повторить материал и углубить свои знания для начала по теме «Морфемика».
Актуализация знаний
- Я думаю, вы уже не раз встречались с термином «морфемика», поэтому сейчас вспомните все, что знаете по этой теме и запишите свои мысли на листочках. Сейчас участники под №1 возьмите листочки А3 и посередине напишите – морфемика; обведите его в круг. Возьмите фломастеры разных цветов. Сейчас каждый из вас запишет свои мысли, ассоциации, связанные с этим словом, на той части листочка, которая находится ближе к нему и установит взаимосвязи со словами с помощью стрелок. (2 мин)
- Таймд Раунд Робин
- Поменяйтесь столами, дополните ответы других.
Сл.2 – Вы оказались очень близки к определению термина «морфемика»:
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы) и строение слов.
Морфема – наименьшая неделимая часть слова, обладающая значением.
- Давайте вспомним, какие морфемы существуют и постараемся разгадать кроссворд.
Сл.3 Кроссворд
по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
- Почему же морфема – наименьшая неделимая значимая часть слова?
- Попробуйте объяснить значение каждого определения понятия морфема? (наименьшая, неделимая, значимая)
- Значимая – обладает значением:
Корень – ВОСПИТ: воспит-ывать, воспит-ание: навыки поведения, прививаемые семьей, садиком, школой итд.
Суффикс глагола – А: чит-а-ть, счит-а-ть, пис-а-ть.
Суффикс – ТЕЛЬ: со значением «производитель действия»: писа-тель, строи-тель, созда-тель.
Суффикс - НИЦ: со значением «лицо женского пола»
Окончание – А: с грамматическим значением существительного (ж.р., ед. ч., И.п. или В.п.).
Сл. 4
- А сейчас давайте обратимся к рассмотрению того, какими могут быть морфемы, эти знания вам пригодятся в дальнейшем:

Сл. 5
- А теперь постарайтесь применить полученные знания и выполните задание:



Сл. 6

- Мы с вами познакомились с разделом науки о языке, который изучает строение и части слова. Как вы думаете, как называется раздел науки, изучающий способы образования новых слов?
Сл.7
Чтение определения: Словообразование - раздел науки о языке, изучающий процессы и способы образования производных слов.
Сл.8



Сл. 9. След-следовать-исследовать
– Перед вами словообразовательная цепочка, которая показывает процесс и последовательность образования новых слов.
Сорт Кардс
- Возьмите карточки на столах и на основе рассматриваемого раздела «Словообразование» попробуйте распределить карточки на группы, название группы запишите на отдельных стикерах и расположите снизу относящиеся к этой группе листочки со словами. (3 мин) Поменяйтесь столами.
Сл.10 Проверка

Сл. 11

Сл. 12

Сл. 13 Проверка

- Морфемный и словообразовательный разбор: прилететь, разговаривал, соединение,
восход.




Сл. 14

- А теперь возьмите свои тетради? встретьтесь со своими друзьями для рефлексии и поделитесь своими выводами.
Ученики озвучивают свои выводы по желанию.