Творческий проект Кукла в русском женском костюме
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Дубёнского муниципального района
Республика Мордовия
Творческий проект
«Кукла в женском русском
народном костюме»
Выполнила: Биушкина Елена Ивановна,
11 лет,
учащаяся кружка «Лоскутная мозаика»
Руководитель: Чеснокова Татьяна
Александровна,
педагог дополнительного образования.
2016г
Тема проекта: Кукла в женском русском народном костюме.
Теоретическая часть.
У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. Игрушки у многих народов, не смотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору.
В древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.
А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их – 4 тысячи лет! Вырезаны они из деревянных дощечек.
Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир.
Самые ранние игрушки были примитивными: свистульки, лошадки, рыбки, птички. Чтобы сделать их более занимательными, их стали ярко и красиво расписывать, заставили издавать звуки и шумы.
Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. В колыбель к ребёнку клали куклу «оберег».
Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.
Информационная часть.
Цели и задачи работы.
Цель: изготовить куклу и попробовать свои силы в творческом конкурсе.
Задачи:
1. Изучить историю появления данного вида творчества – изготовление кукол.
2. Выполнить работу по изготовлению куклы в женском русском народном костюме на пластиковой бутылке, соблюдая все технические этапы.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение в работе.
История женского русского народного костюма.
При словах «русский национальный костюм» сразу же возникает четкая картина. Женский вариант: сарафан и кокошник, мужской – косоворотка и шапка. На самом- то деле, традиционный костюм менялся с течением времени и, разумеется, состоял из гораздо большего числа деталей.
В народном костюме символическими были каждая деталь и цветовая гамма. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна - красна.
Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие.
Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, синий – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти.
Исторически сложились две формы женского костюма – сарафанная и понёвная (широкая юбка из овечий шерсти). Сарафан носили женщины Центральной России и севера, с поневой – южных областях России.
Под сарафан надевали длинную рубаху. Шили ее из отбеленного холста, ворот, рукава, запястья частот вышивались.
Головной убор был обязателен. Девушки могли носить простую ленту, женщины – кокошник, сороку и другие головные уборы, под которые они прятали волосы. Для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестием.
Выбор материалов, оборудования, инструментов и приспособлений.
Для выполнения работы мне необходимы следующие материалы:
- хлопчатобумажная ткань белого цвета;
- красная ткань для сарафана;
- нитки для шитья №40;
- тесьма, палетки, бусинки для отделочных работ;
- нитки для изготовления волос куклы.
Выбор инструментов и приспособлений:
- ручная игла №3 для сметывания деталей кроя;
- ножницы для нарезания нитей и раскроя ткани;
- карандаш, линейка для составления выкроек изделия;
- безопасные булавки;
- бумага для выкроек;
- клей ПВА;
- швейная машина;
- утюг.
Организация рабочего места.
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаза до работы не должно быть меньше 30-40 см., чтобы не развивалась близорукость.
3. По окончании работы все инструменты убрать в рабочую коробку.
4. Отключить от электричества утюг.
5. Убрать швейную машину.
Описание работы.
1. Нам потребуется пластиковая 1, 5 – литровая бутылка. Отрезаем донышко бутылки.
2. Из ткани шьём чехол на бутылку, закрепляем его на горлышке нитками. Это будет туловище куклы.
3. Голову и руки куклы делаем из трикотажа (капрона и т. д.), заполняя их ватой или синтепоном.
4. Готовые детали пришиваем к горлышку и плечам бутылки-туловища. Манекен готов.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Манекен куклы из пластиковой бутылки.
5. Следующий этап – это изготовление наряда.
Шьём рубашку из белой ткани, рукава и горловину можно оформить тесьмой или вышивкой.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6. Сарафан изготавливаем из красной ткани прямой формы. Украшаем сарафан желтой, зеленой тесьмой, паетками, бусинками.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
7. Головной убор- кокошник делаем из картона и ткани, украшаем его тесьмой, паетками, бисером, бантом.
8. Оформление головы.
Из ниток пришиваем кукле волосы и заплетаем их в косы.
9. Приклеиваем носик, готовые глазки, рот и щечки из красной плёнки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
При выполнении работы соблюдать правила техники безопасности. До начала работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место. Проверить исправность утюга и швейной машины.
Быть внимательной к работе. Вкалывать иглы и булавки в игольницу. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
Нитку отрезать ножницами. Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Всю работу выполнять на столе. Следить за правильностью посадки во время работы.
Соблюдать все правила при работе со швейной машиной, утюгом.
После окончания работы детали, изделие, инструменты и приспособления складывают в отведенное место.
Выводы:
Изучая историю появления куклы, я узнала много нового о мире кукол. Кукла может быть не только предметом игры, она может многое рассказать об истории своей страны, об обычаях и традициях народов, о том какую одежду носили наши предки. С куклой связано много легенд и сказок.
Может кому-то тоже захочется сделать свою оригинальную куклу в национальном костюме.
Литература:
Горичева В. С., Куклы, Ярославль, «Академия развития», 2000. - 170с,
Кочеткова Н.В., Мастерим игрушки сами, Волгоград: Учитель, 2010. – 141с.
3. Симоненко, Технология, учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы.- М.: Вента-Графф, 20003-240с.
4. М.Нагибина. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль:
«Академия развития», 2000-208 с.
5. Н.Пономарев, Технология, Проектная деятельность на уроках, издат. «Учитель», Волгоград, 2009-107.