Исследовательская работа Математика важна, всем профессиям важна
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Тема работы
Математика важна, всем профессиям важна
Автор:
Клещов Андрей
Студент группы 23 а
Научный руководитель
Острикова Н.Н.
Валуйки 2016
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc380357618" 14Введение. 13 PAGEREF _Toc380357618 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc380357619" 14История профессии автомеханик. 13 PAGEREF _Toc380357619 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc380357620" 14Примеры применения знаний по математики в профессии «Автомеханик» 13 PAGEREF _Toc380357620 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc380357621" 141.Автомобильные фары. 13 PAGEREF _Toc380357621 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc380357622" 142. Установка катафотов. 13 PAGEREF _Toc380357622 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc380357623" 143. Выбор ламп для фар. 13 PAGEREF _Toc380357623 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc380357624" 144. Изготовление шестеренок. 13 PAGEREF _Toc380357624 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc380357625" 145. Подбор поршней к цилиндрам 13 PAGEREF _Toc380357625 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc380357626" 146. Регулировка люфта рулевого управления. 13 PAGEREF _Toc380357626 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc380357627" 14Анализ производственных задач с применением математического аппарата. 13 PAGEREF _Toc380357627 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc380357628" 14Заключение. 13 PAGEREF _Toc380357628 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc380357629" 14Литература 13 PAGEREF _Toc380357629 \h 14151515
15
Введение.
Профессия автомеханика меня привлекала с детства. Мы с другом могли часами, как завороженные наблюдать за работой его отца в автомастерской. Все узлы машины он знал наизусть, каждый болт и каждый винтик у него был на своем месте. Как хороший врач, по стуку машины, он мог определить неисправность любого узла. Поэтому после окончания 9 классов я решил поступить в техникум и получить профессию автомеханик.
В скоростной век автомобилей без профессии автомеханика не обойтись. Кто как не он найдёт причину неисправности и устранит её. В автосервисах такой специалист может выполнять самые различные виды работ. В настоящее время автомобильные организации занимаются как устранением небольшой неисправности автомобиля и косметическим ремонтом, так и полным восстановлением разбитой машины.
Чтобы работать по профессии автомеханика, недостаточно простого знания устройства автомобиля. Здесь необходимо знать виды неисправностей и пути их устранения, необходимы навыки работы с диагностическим оборудованием, знание правильной разборки и сборки узлов и агрегатов автомобиля. Естественно, от качественной работы этого специалиста зависят многие жизни. Поэтому на работу в станции технического обслуживания, автобазы и гаражные мастерские принимают только профессионалов своего дела.
А чтобы стать профессионалом своего дела нужно в совершенстве обладать специальностью.
Автомеханик – это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет автотранспортными средствами.
В данный момент я являюсь студентом 2-го курса по профессии 23.01.03. Автомеханик. При изучении таких дисциплин профессионального и специального цикла как «Устройство автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Электрооборудование автомобилей» мы пришли к выводу, что многие теоретические и практические вопросы, рассматриваемых дисциплин, тесно связаны с математикой.
И это не случайно. Ведь математика – одна из древнейших наук. Греки и римляне, египтяне и страны востока изучали математику, чтобы познать мир, чтобы производить необходимые измерения, чтобы получать новые математические истины на основе уже имеющихся знаний.
А для чего изучаем математику мы? Сегодня я хочу обратить ваше внимание на значимость математических знаний в выбранной мною профессии.
Математика нужна не только в моей профессии автомеханика, математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, измерить расстояние. Математика нужна в истории, физике, черчении и даже в русском языке. Она позволяет человеку думать.
Для проведения исследования была поставлена цель, гипотеза, объект и методы исследования.
Гипотеза: знания математики важны в профессии автомеханика.
Цель: выявить математический аппарат, применяемый в процессе обслуживания и ремонта машин.
Объект исследования: современные автомобили
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы;
Рассмотрение примеров типовых производственных задач;
Изучения составных частей автомобиля;
Анализ результатов изучения.
История профессии автомеханик.
Первые самоходные коляски появились в XVIII веке в разных странах мира. В течение длительного времени они видоизменялись и совершенствовались. Но, как всякий механизм, они требовали ухода и ремонта в случае поломки. Этим могли заниматься только люди, хорошо разбирающиеся во внутреннем устройстве автомобиля. Так появилась новая профессия – автомеханик или автослесарь. Эта профессия позволяет увеличивать сроки эксплуатации автомобиля, осуществлять своевременную профилактику его функционального состояния, что обеспечивает безопасность дорожного движения.
Сегодня профессия автомеханик, востребованная и актуальна на современном рынке труда. На сегодняшний день профессия автомеханик остается востребованной абсолютно в любом регионе, так как количество выпускаемых автомобилей неуклонно растет, а прогресс не стоит на месте.
Автомеханик должен знать:
Назначение, расположение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание сборочных единиц, относящихся к автотранспортным средствам категории «В» и «С».
Неисправности, происходящие в процессе эксплуатации автомобилей и прицепов;
Признаки, причины, опасные последствия неисправностей, способы их обнаружения и устранения;
Порядок проведения технического обслуживания автомобилей;
Приёмы разборки, сборки, снятия и установки узлов, агрегатов и механизмов.
Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.
Оформление рекламационных документов на качество технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.
Автомеханик должен уметь:
Управлять одиночным легковым и грузовым автомобилем всех типов и марок, которые относятся к автотранспортным средствам категории «В» и «С»;
Управлять специальным оборудованием, установленным на автомобиле;
Заправлять автомобиль топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;
Проверять техническое состояние автомобиля;
Разбирать дизельные и специальные автомобили;
Ремонтировать и собирать автомобили;
Выполнять крепежные работы ответственных резьбовых соединений с заменой изношенных деталей;
Контролировать качество технического обслуживания и ремонта;
Определять и устранять неисправности в работе узлов;
Выполнять операции технического обслуживания автомобилей;
Организовывать деятельность коллектива исполнителей;
Разрабатывать технологическую документацию для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспортных средств;
Подбирать технологическое оборудование для производственных целей.
Примеры применения знаний по математики в профессии «Автомеханик»
Знания по математике автомеханику могут, пригодятся:
при установке автомобильных фар;
при установке катафотов;
при выборе лампы, фар;
при подборе форм шестеренки;
при проверке рулевого управления;
при подборе поршня по цилиндру.
1.Автомобильные фары.
Для того чтобы зеркало фар отражало лучи параллельным пучком, зеркалу нужно придать форму параболоида вращения, внутри которого в определенной точке находится лампочка. Параболоид вращения – это поверхность, которая образуется при вращении параболы вокруг ее оси. В курсе алгебры мы изучали эту тему: график функции y=x2 и ее свойства.
2. Установка катафотов.
Отражающая поверхность световозвращателей сделана из множества прямоугольных пирамидок, попавший на них свет от внешнего источника отражается точно в обратном направлении, то есть в сторону того же источника. Благодаря этому в свете фар своего автомобиля можно заметить на дороге или обочине машину с выключенными габаритными огнями.
3. Выбор ламп для фар.
Вопрос выбора лампы для фар встает практически перед каждым автомехаником. Особенно важно тщательно выбирать лампы, если вождение автомобиля осуществляется в ненастных погодных условиях, в сумерки, вечером или ночью, а также по бездорожью. Чем лучше освещена дорога, тем меньше опасностей ждет на ней водителя.
Выделяют галогенные лампы, которые бывают повышенной мощности, повышенной светоотдачи, всепогодные, и ксеноновые лампы, обладающие высокой мощностью и выгодными качественными характеристиками.
Галоген или ксенон?
Ксеноновый свет обеспечивают лучшую видимость для водителя. Световой поток ксеноновых ламп в 2,8 раза мощнее (достигает 3200Лм) галогеновых ламп и ксенон дает в 2,5 раза более дальнее освещение.
Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучок света фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ресурс ксеноновых ламп в 45 раз превышает ресурс обыкновенных ламп, но при этом потребляемая мощность ксеноновых ламп в 1,5 раз меньше галогеновых ламп.
Срок службы галогеновй лампочки равен четыремстам часам, а ксеноновая лампа прослужит вам более трех тысяч часов
Маленькое энергопотребление ксеноновых ламп, в свою очередь, уменьшает нагрузку на генератор. Уменьшается расход топлива, это приводит к уменьшению вредных выбросов в атмосферу.
При использовании газоразрядных ламп (Ксенон) по ГОСТу необходимо: Машина должна иметь возможность установки ксенона на заводе изготовителе - есть заводское решение (т.е. в стандартную комплектацию можно добавить при покупке с завода). Стекла (пластик) на фаре не должны быть светорассеивающими! (допускаются линзы в фарах). При наличии ксенона ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть АВТОМАТИЧЕСКИЙ корректор угла наклона фар.
4. Изготовление шестеренок.
Чтобы изготовить шестеренку надо окружность разделить на n-равных частей.
С этой задачей мы встречались на уроках геометрии: научились при помощи циркуля, линейки и транспортира делить окружность на любое количество равных частей.
13EMBED Equation.31415 - формула для вычисления угла правильного n-уголника.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
5. Подбор поршней к цилиндрам
Для подбора поршней к цилиндрам вычисляют зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм.
Диаметр поршня измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм днища поршня.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6. Регулировка люфта рулевого управления.
Если между шестерней рулевого управления и зубчатой рейкой имеется слишком большой зазор, это может привести к стуку рулевого управления, если автомобиль едет по неровной дороге. Если зазор, напротив, слишком мал, это может привести к слишком тугому вращению рулевого управления и не возвращается само в исходное положение. Чтобы устранить эту неисправность, могут быть выполнены следующие работы:
пустить двигатель и установить колеса прямо. Слегка повернуть рулевое колесо в одну и другую сторону. В случае если люфт составляет более 30 мм, необходимо проверить рулевое управление и все детали рулевого механизма на чрезмерный люфт.
На легковом автомобиле люфт не должен превышать 10 градусов, на грузовом 25 градусов, на автобусе 20 градусов.
Анализ производственных задач с применением математического аппарата.
Времена, когда счастливые автовладельцы самостоятельно чинили своих железных коней в гаражах и на дачах, ушли в прошлое – сегодня подавляющее большинство водителей обращается в автосервисы. Здесь всё зависит от специалистов: квалифицированный автомеханик – залог долгой жизни и бесперебойной работы машины.
Знать устройство автомобиля, рассчитывать скорость, количество топлива, износ технических двигателей – для квалифицированного автомеханика одна их самых главных задач.
Рассмотрим несколько типовых производственных задач, с которыми в процессе трудовой деятельности сталкиваются студенты профессии 23.01.03. Автомеханик.
Задача 1. На рисунке показано изменение скорости движения рейсового автобуса на маршруте Краснодар–Ростов. Сколько остановок было на протяжении пути?
Задача 2. Из посёлка А в посёлок В, расстояние между которыми равно 30 км, выехал грузовик, а через 6 минут следом за ним выехал автобус, скорость которого на 10 км/ч больше скорости грузовика. Найдите скорость автобуса, если в посёлок В он прибыл одновременно с грузовиком. Ответ дайте в км/ч
Решение.
Пусть х км/ч будет скорость грузовика, тогда скорость автобуса будет (х+10) км/ч.
Используя формулу 13 EMBED Equation.3 1415и учитывая, что t грузовика больше t автобуса на 0.1 часа (т. е. 6 минут), составим уравнение:
13 EMBED Equation.3 1415
приводим к общему знаменателю 10х (х+10) и решаем квадратное уравнение через дискриминант:
13 EMBED Equation.3 1415, D=12100 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415 (не удовлетворяет условию скорости).
Скорость грузовика 50 км/ч, скорость автобуса 50+10 = 60 км/ч
Ответ: 60 км/ч
Задача 3. Индикаторная мощность ДВС на маховике 150 л. с. Чему равна эффективная мощность этого ДВС?
Решение.
Эффективная мощность всегда меньше индикаторной на 10%-15%, так как часть индикаторной мощности расходуется на преодоление сил трения.
150-10% = 150-15= 135 л.с.
Ответ: 135 л.с.
Задача 4. Определить тормозной путь легкового автомобиля с V=80км/ч на сухом асфальто-бетоне, если при V=40км/ч он составляет 14,5 метров.
Решение.
Тормозной путь примерно равен квадрату скорости. Если при 40 км/ч, Т. Путь = 14.5, то при 80 км/ч:
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: 58 метров
Задача 5. Реакция водителя не должна превышать 1 сек. Какое расстояние пройдет автомобиль за 1 секунду при V=80 км/ч?
Решение.
Для точного подсчета расстояния, пройденного автомобилем за секунду, нужно умножить скорость на 1000 и разделить на 3600
13 EMBED Equation.3 1415
Для быстрого подсчета нужно отбросить от скорости ноль и умножить на 3
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: 24 метра
Задача 6. Определить безопасную дистанцию при V = 90 км/ч.
Решение.
Безопасной считается дистанция, которую автомобиль проходит за 2 секунды
Чтобы узнать безопасную дистанцию, мы должны узнать расстояние, пройденное автомобилем за секунду, и умножить её на 2
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: 54 метра
Рассмотрев типовые производственные задачи, мы пришли к выводу, что автомеханик должен не только знать устройство автомобиля, но и владеть необходимым математическим аппаратом, и убедились, что знание математики не только нужны, но и необходимы каждому автомеханику.
Заключение.
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод, что знания математики в профессии автомеханика важны и актуальны. К пониманию этого нас приводят не только решение профессиональных задач, с которыми мы сталкиваемся при выполнении практических заданий в процессе прохождения практики, но и те профессиональные компетенции, которые характеризуют современного специалист в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.
Эта работа подтолкнула меня к более глубокому изучению таких разделов математики как «Функции и их графики», «Применение производной функции».
Автомеханик должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и знания рынка автомобилей. Следить за всеми новшествами и передовыми технологиями в мировом автомобилестроении.
Если вы удачно выбрали профессию и вложите в неё душу, то счастье само вас отыщет.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (утв. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2010 г. N 184)
Жилин А. А. Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей. – М.: Высш. шк., 2005. – 206с.
Ламака Ф. И. Лабораторно практические работы по устройству грузовых автомобилей. –М.: Издательский центр академия, 2010. – 224с.
Родичев В. А. Грузовые автомобили: учебник. – М .: Издательский центр академия, 2005. – 240с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Я - Автомеханик" - газета для автосервиса
13PAGE 15
13PAGE 141415
Root Entry