Научная работа на тему: «Местные поэты. Основные темы и мотивы поэзии Т. Наджаровой»
Муниципальное образовательное учреждение
Немчиновский лицей.
Научная работа на тему:
«Местные поэты. Основные темы и мотивы
поэзии Т. Наджаровой»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Автор работы: Шлычкова Людмила Алексеевна
Содержание
Введение
3
Биография Татьяны Наджаровой:
Первые стихи;
Творческая деятельность;
Служба в МЧС.
4
5
6
Основные темы и мотивы лирики Т. Наджаровой:
Своеобразие любовной лирики в стихах;
7
Тема взаимопонимания людей.
11
Выводы и обобщение.
12
Список используемой литературы.
Приложение.
14
15
Поэзия – могучее весло!
Куда б волна меня не заносила,
С тобою мчусь я всем ветрам назло
И черпаю магические силы.
Татьяна Наджарова
Великая русская поэзия не могла бы быть столь мощной и значительной, если бы течение её могучих рек не подпитывали маленькие ручейки. Такими ручейками являются и наши земляки, поэты, отец и дочь – Владимир Наджаров и Татьяна Наджарова.
Двух поэтов, принадлежавших к разным поколениям, объединяет не только кровное родство. В их стихах слышен голос простого человека, нашего современника, живо и искренне переживающего все перипетии бурного века, откликающиеся на события, происходящие в обществе, и не стыдящиеся поделиться с читателем личной бедой или радостью. Оба поэта обладают богатыми познаниями в русской классической и мировой литературе, поэтические параллели и ассоциации превращают их творчество в тот мостик, который соединяет прошлое, настоящее и будущее мировой культуры.
Предметом моего реферата стало продолжение исследовательской работы по поэзии местных поэтов, а именно Т. Наджаровой.
Свой поэтический взгляд на мир В. Наджаров передал как наследство дочери Татьяне.
«Талант писать! Вот лучшее наследство, которое оставил мне ты с детства!» - с искренней благодарностью обращается поэтесса к отцу. Действительно, это наследство неразмерно, и ценность его неизменна. Диапазон тем, затронутых в творчестве Татьяны Наджаровой, не менее широк, чем в творчестве отца: от философского осмысления быстротекущей жизни до камерных житейских зарисовок, наполненных сердечной теплотой. Однако женский взгляд чувствуется в каждой строке. Её поэзия интересна не только искренностью и прямотой суждений, но особой лиричностью и задушевностью:
Прохожу я тропинкой одной
Сквозь ряды белоснежных берёзок,
Заворожена их белизной
И пунктирами чёрных полосок.
Татьяна Владимировна Наджарова родилась в Баку, который остался для неё колыбелью и любимым городом, но уже в семь лет переехала в Подмосковье, в Немчиновку. Закончила Немчиновскую среднюю школу, где в прошлом училась её бабушка, мама и все родственники по материнской линии.
Имеет два высших образования: ТСХА имени К. А. Тимирязева и МОПИ имени Н. К. Крупской (французский язык). Специальность журналиста получила в Университете общественного воспитания.
В пять лет поинтересовалась, почему её назвали Таней. Отец ответил: «Поэта русского любя, чтоб тоже Пушкина ценила, назвал Татьяною тебя». С этого времени она росла и воспитывалась под влиянием великой русской поэзии и не могла сама не начать писать.
В школьные годы было написано много стихов: шуточных и серьёзных, посвящённых одноклассникам, в стенгазетах, на поздравительных открытках, в тетрадках, на промокашках
Самое первое стихотворение, которое двенадцатилетняя пионерка отправила в печать, было «Светлое имя» о Зое Космодемьянской. При районной газете «Новые рубежи» стала выходить пионерская страничка «Горн зовёт», где увидели свет многие работы Тани.
При редакции она стала заниматься в Школе юного журналиста. А позже была направлена в подобную же школу при МГУ.
Выступала Таня в газете «Пионерская правда». Была награждена бесплатной путёвкой в знаменитый «Артек», где получила различные награды за активное участие в работе лагерной прессы.
Т. Наджарова систематически публикуется в различных изданиях: в газетах «Новые рубежи», «Вечерняя Одесса», «Московский литератор», «Губерния»; в журналах «Поэзия», «Сельский календарь», «Бонюс» (Канада); в альманахах и коллективных сборниках. Выпустила три сборника своих произведений: «Знак судьбы» (апрель 2002г.), «Вечный полёт» (октябрь 2002 г.), «Заколдованный круг» (2003 г.). В 2002 году принята в члены Союза писателей России.
В альманахе «Московский Парнас» выступает как литературный критик. Уже опубликовано несколько статей о творчестве поэтов-современников. Например такие: «Не угаси надмирность бытия» о сборниках актера, поэта, прозаика, главного редактора журнала «Российский колокол» Максима Замшева.
С некоторых пор Татьяна Наджарова серьёзно занялась переводом стихов с русского на французский и с французского на русский. Как поэт- переводчик является победителем двух конкурсов, проходивших во Франции.
Татьяна часто выступает в родной Немчиновской школе перед педагогами и старшеклассниками, на Одинцовском радио, на районном и центральном телеканале.
Если говорить о трудовой деятельности поэтессы, то она весьма разнообразна. Деятельность эта началась очень рано. Так, после окончания пятого класса, во время летних каникул, она работала на опытных полях НИИ и, заработав деньги, купила фигурные коньки. Иногда получала небольшие гонорары из газет, зарабатывала в летних трудовых лагерях, в школе и в институте.
После окончания первого вуза была направлена на работу в НИИ, к концу обучения во втором институте стала работать учителем французского языка в Одинцовской средней школе. Затем Татьяна подписала контракт на военную службу в МЧС. Прослужила больше положенного для женщин срока и в феврале 2008 года получила возможность выйти на пенсию (выслуга лет). Татьяна – автор гимна МЧС.
В МЧС
Может, не романтик по натуре,
Но стихи слагаю иногда,
Отдавая дань литературе
И беспечно прожитым годам.
Незаметно юность пролетела,
Не ослабив к жизни интерес:
При благом я оказалась деле –
На контрактной службе в МЧС.
Помню, как всё это начиналось
Ровно десять лет тому назад:
Во дворе, где всё родным казалось,
Заложили яблоневый сад.
Каждый год с любовью созерцали
Яблонь тех красу и благодать.
Зацветут на Марсе ли, не знали,
А у нас до них рукой подать!
В музее этой организации оформлена её экспозиция. За время безупречной службы Наджарова получила много наград и среди них – особая, правительственная. Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 февраля 2004 года она награждена медалью «За отличие в военной службе».
В жизни поэта Татьяны Наджаровой поэзия занимает основополагающее место.
Своеобразна любовная лирика Т. Наджаровой. Её строки обладают важной особенностью женской лирики – настраивать читателя на некий размеренный, гармоничный лад, заражать обстоятельной неторопливостью, созерцательностью. Верой в глубокое и преданное чувство пронизано большинство её стихов о любви. Любовь воспринимается как праздник, великий дар, свет и радость. Именно таким пониманием проникнуто стихотворение «Была любовь у них безмолвная». Сюжет стихотворения передаёт банальную житейскую ситуацию: «разобщённость близких душ», как сказал любимый поэт Татьяны Наджаровой Е. Евтушенко. Главный контраст стихотворения – контраст сильного чувства и внешнего спокойного общения.
Но океан стонал и буйствовал
У них в груди.
Покой был с виду.
Само чувство сравнивается с морем «в тихую погоду»:
Когда оно не плещется волнами,
Сливаясь с гладью небосвода.
Это соединение двух стихий – неба и безбрежной воды – свидетельствует о безграничности чувства, которое так и осталось невысказанным, потому что
Боялись наступить нечаянно,
Чтоб не нарушить монолита.
Сквозным образом всего стихотворения становится телефонная трубка – «их отдушина», посредством которой он и она пытались высказать себя другому, но безуспешно. Великая любовь, облачённая в одежду земных слов, теряет свою силу и возвышенность, но и не выговоренная, она делает людей счастливыми.
Трагическая житейская ситуация лежит в основе стихотворения «Сонет» - «взаимная любовь при жизни врозь», как точно и ёмко характеризует её поэтесса.
Стихотворение переполнено «грустной» лексикой: «нелёгкая преграда», «никакой надежды», «страданье», «неуютен опустевший дом», «проза жизни». Вся его ткань пронизана противоречиями: любовь – врозь, свиданья кратковременны, день – ночь, проза – лучшие стихи, любовь – ревность. Афористическая лаконичная концовка напоминает сонетную форму стиха:
Куда ещё трагичнее сонет?
Взаимная любовь, а счастья нет?
Автор смело говорит о своих чувствах, для неё любовь – значит жизнь. Одно из стихотворений любовной тематики называется «Лето жизни» и повествует о радости разделённой любви. Главный контраст стихотворения состоит в противопоставлении таких понятий, как лето – осень, счастливое настоящее – неизвестное будущее. Простые перекрёстные рифмы придают стиху лёгкость, воздушность, а сами срифмованные слова несут в себе ощущение восторга: лето – рассвета, нас – глаз, парке – подарки, ручья – я.
Лирическая героиня пребывает в состоянии радости, поэтому всё вокруг воспринимается как дар небес: «трели птиц», «шелест листьев», «журчание ручья», «сияние бирюзовых глаз». Атмосфера летнего парка передана несколькими яркими штрихами, соответствующими настроению влюблённой и счастливой девушки. Главная идея стихотворения – благодарность судьбе за встречу с любимым, за радость летних дней.
Всё-таки судьбу благословляю,
Что дала мне лето и тебя!
Прямо-таки по-пушкински звучат слова лирической героини, то же бескорыстие, обожествление любимого человека.
Подобное отношение к грядущему чувству, бесстрашие перед будущими испытаниями высказано в стихотворении «Твоим глазам».
Лирическая героиня «без длительной борьбы» готова сдаться на милость победителя, обладателя «зелёных глаз». В этом стихотворении возникает классический мотив любви – борьбы, поэтому в нём органично употребляется военная лексика: «сдаться», «без борьбы», «стрелы». В этой вечной схватке видится неумолимый рок, автор так и говорит: «Что это – жест судьбы?», «Назад дороги нет!». Контрастность позиций подчёркнута в концовке столкновением двух противоположных цветов, уместившихся в крылатой песенной фразе:
И для меня на них сошёлся белый
Иль черный свет?!
Чёткие и чеканные рифмы помогают понять смысл стихотворения: сдаться – затеряться, борьбы – судьбы, стрелы – белый, нет – свет. Чтобы передать смятение и волнение поэтесса использовала необычный размер: рваный ритм очень точно передаёт внутреннее состояние героини. Любовь – мука и радость, поединок и примирение, восторг и отчаяние – так понимает это чувство Т. Наджарова.
Даже неразделённая, любовь всё равно греет душу, воспламеняет сердце. Стихотворение «Звёздочка» состоит всего из восьми строк, написанных трёхстопным хореем. Мотив стихотворения грустный, рассказывающий о погасшей любви:
А любовь и выше
И светлей бывает:
Иногда погаснув,
Всё-таки мерцает
Даже «упавшая на землю» любовь всё равно прекрасна. Свет любви и согревает и разбивает тьму – вот главная мысль этого стихотворения.
Гибель любви всегда воспринимается женщиной как прощание с частью своей души, чрезвычайно болезненно. Так и лирическая героиня стихотворения «Осень мечется в жёлтом бреду», прощаясь с возлюбленным навсегда, жалеет свою юность, что «ушла в этот вечер с тобой». Если расцвет любви связан с летом, то её угасание олицетворяют два других времени года: осень и зима. Каждое из них стремится помешать двоим вновь соединить свои судьбы:
Я тебя никогда не найду
На такой золотистой дороге.
Мне тебя никогда не найти
Среди этого белого дня.
Даже весна не вернёт былое счастье – «Кромку снега природа сорвёт, Но тебя никогда не вернёт,». И жизнь без любви превращается в «жёлтый бред», когда «прелесть дороги» перестаёт ощущаться. Это стихотворение звучит напряжённо, взволнованно. Трёхстопный амфибрахий придаёт ему несколько торжественный и горячечный ритм. Создаётся ощущение, что героиня мечется, бежит, желая вернуть героя, но всё это бесполезно. И когда она понимает это, накал ритма спадает, финал стихотворения звучит протяжно и обречённо:
И уже не иду, а бреду
И не чувствую прелесть дороги.
Тоскливость усиливается за счёт повтора звука «у»: уже, иду, бреду, чувствую.
В этом стихотворении зрелое мастерство поэтессы ставит её в один ряд с выдающимися женщинами поэтами – М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Ахмадулиной.
Татьяна Наджарова не боится заимствовать у этих учителей яркие образы и развивать их мысли. Таково стихотворение «О, Одиночество!», которое явно перекликается и смыслом, и формой со стихотворением Б. Ахмадулиной «О! Одиночество, как твой характер крут». Лирическая трагедийность темы здесь подчёркнута анафорой – обращением. Сравнение одиночества с геометрической фигурой – кругом – приобретает черты развёрнутой метафоры:
Как холодом железного кольца
Незримо замыкаешь всё вокруг,
И нет тебе начала и конца.
Ощущение одиночества постепенно нарастает, оно увеличивается, сначала занимая только размеры уютной комнаты («и не помогает комнатный уют»), а потом превращаясь в «целую страну»,
В которую не едут поезда,
В которую не явится весна
Не дай нам Бог хоть раз попасть туда!
Одиночество – состояние, необходимое для творчества. Но поэт не должен превратиться в отшельника, отгородиться от жизни, от людей. У Т. Наджаровой большое количество стихов посвящено друзьям, коллегам по работе, чьё присутствие в своей жизни она ценит и принимает как подарок. Даже случайный спутник, мимолётная добрая встреча наполняет её сердце благодарностью. Лирическим мотивом известного цветаевского «Мне нравится» пронизано стихотворение «Общение с вами легко и приятно», датированное 1999 годом. Его лирическим продолжением становится «Последний поворот» 2000 года. Оба эти стихотворения продолжают тему несказанной, платонической любви, единения близких душ:
Выходит, обходимся с вами уже не словами
Прощаемся мы, оставаясь друзьями.
Душа не страдает, не ёкает сердце.
Как рада, увы, что больна я не Вами
Тема взаимопонимания людей, их взаимоотношений – одна из ведущих в лирике Т. Наджаровой. Она приглашает читателя не просто к восприятию стихов, но к диалогу, к открытому обмену добрыми чувствами и добрыми мыслями. Её поэтические строки привлекают непосредственностью, полным отсутствием заискивания, зависти, лицемерия, ханжества, попыток понравиться, заслужить похвалу. Форма лирического диалога мастерски используется поэтессой в таких стихах, как «Попутный ветер», «Разговор с Цветаевой», «Книжный дебют», «Заблуждение». Подмеченные ею житейские будничные сценки сами по себе становятся милыми сюжетами. Таковы «Рисунок на асфальте», «Девочка с коляской», «Незаметный урок».
Лирические зарисовки и размышления Т. Наджаровой дают возможность представить масштаб её личности – неординарной, ироничной, мудрой, не ищущей мещанского благополучия в судьбе и в творчестве. Сама о себе поэтесса откровенно говорит в стихотворении «Пельмени». Являясь по содержанию опять-таки бытовой зарисовкой, стихотворение таит в себе глубокий, почти философский смысл.
Нелюбовь к пирогам, ватрушкам и печенью объясняет так: «Мне сладкое так приторно порою». А вот пельмени делаются «старательно, с душой» и превращаются в символ дома, семьи, уютного очага, стабильности и прочности.
Немало в личной жизни встреч-разлук
И всяких блиц-знакомств за чашкой чая
Но всё же лучше постоянный друг,
Своя семья какая-никакая
Женщине-поэту свойственно размышление о главных ценностях в жизни, желание заглянуть в будущее, мечтать о счастье своём и своих детей. Вся жизнь её состоит из вопросов без ответов. Именно так в художественном плане построено стихотворение «Орёл или решка». 24 строчки, изобилующие парными рифмами-повторами и перекрёстными созвучиями. В нём сомнения и озарения, мечты о королевстве, дворцах и чудесах. Но вопросы, с помощью которых люди желают «изгибы судьбы разгадать», остаются без ответов. В этом, по мнению поэтессы, и есть секрет жизни, её тайна и смысл.
А может быть в этом
Незнании сила,
Которое крылья незримо даёт.
Читая стихи Т. Наджаровой, ловишь себя на чувстве, что беседуешь с очень интересным, вдумчивым человеком, привыкшим размышлять над всем, что происходит вокруг неё, неравнодушным и чутким.
2008 год объявлен Годом семьи, и так случилось, что нам удалось завершить научную работу по теме «Местные поэты. Основные темы и мотивы поэтов Наджаровых.». Поэтому хочу закончить поэтическими строчками:
Не знаю я, много ли это иль мало?..
А, может быть, это скорее от Бога,
Но в этой семье, где не только читатели,
Все трое здесь члены Союза писателей.
Пусть наши материалы послужат началом работы над созданием Музея о Немчиновке.
Список используемой литературы:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирические произведения. М., «Дрофа», 2003.
2. Дорожкина В. Т. Основы стихосложения – школьникам на уроках и во внеклассной работе. М., «АРКТИ», 2006 год.
3. Злобина Т. А., Малиновский А. А. Читаем стихи. М.,. «Сербум-М», 2004 г.
4. Карнаух Н. Л., Щербинк И. В. Письменные работы по литературе. Раздел: анализ текстов.
5. Наджарова Т. Вечный полет. Сборник стихотворений. М., «Московский Парнас», 2000 г.
6. Наджарова Т. Заколдованный круг. Сборник стихотворений. М., «Московский Парнас», 2003 г.
7. Наджарова Т. Знак судьбы. Сборник стихотворений. М., «Московский Парнас», 2000г.
8. Новые рубежи. Газета Одинцовского района Московской области №17 (13110) от 7 марта 2008 года.
Тезисы к научной работе на тему «Местные поэты».
Поэзия – могучее весло!
Куда б волна меня не заносила,
С тобою мчусь я всем ветрам назло
И черпаю магические силы.
Татьяна Наджарова
Великая русская поэзия не могла бы быть столь мощной и значительной, если бы течение её могучих рек не подпитывали маленькие ручейки. Такими ручейками являются и наши земляки, поэты, отец и дочь – Владимир Наджаров и Татьяна Наджарова.
Двух поэтов, принадлежавших к разным поколениям, объединяет не только кровное родство. В их стихах слышен голос простого человека, нашего современника, живо и искренне переживающего все перипетии бурного века, откликающиеся на события, происходящие в обществе, и не стыдящиеся поделиться с читателем личной бедой или радостью. Оба поэта обладают богатыми познаниями в русской классической и мировой литературе, поэтические параллели и ассоциации превращают их творчество в тот мостик, который соединяет прошлое, настоящее и будущее мировой культуры.
Предметом моего реферата стало продолжение исследовательской работы по поэзии местных поэтов, а именно Т. Наджаровой.
Свой поэтический взгляд на мир В. Наджаров передал как наследство дочери Татьяне.
«Талант писать! Вот лучшее наследство, которое оставил мне ты с детства!» - с искренней благодарностью обращается поэтесса к отцу. Действительно, это наследство неразменно, и ценность его неизменна. Диапазон тем, затронутых в творчестве Татьяны Наджаровой, не менее широк, чем в творчестве отца: от философского осмысления быстротекущей жизни до камерных житейских зарисовок, наполненных сердечной теплотой. Однако женский взгляд чувствуется в каждой строке. Её поэзия интересна не только искренностью и прямотой суждений, но особой лиричностью и задушевностью:
Прохожу я тропинкой одной
Сквозь ряды белоснежных берёзок,
Заворожена их белизной
И пунктирами чёрных полосок.
Татьяна Владимировна Наджарова родилась в Баку, который остался для неё колыбелью и любимым городом, но уже в семь лет переехала в Подмосковье, в Немчиновку. Закончила Немчиновскую среднюю школу, где в прошлом училась её бабушка, мама и все родственники по материнской линии.
В пять лет поинтересовалась, почему её назвали Таней. Отец ответил: «Поэта русского любя, чтоб тоже Пушкина ценила, назвал Татьяною тебя». С этого времени она росла и воспитывалась под влиянием великой русской поэзии и не могла сама не начать писать.
Своеобразна любовная лирика Т. Наджаровой. Её строки обладают важной особенностью женской лирики – настраивать читателя на некий размеренный, гармоничный лад, заражать обстоятельной неторопливостью, созерцательностью. Верой в глубокое и преданное чувство пронизано большинство её стихов о любви. Любовь воспринимается как праздник, великий дар, свет и радость. Именно таким пониманием проникнуто стихотворение «Была любовь у них безмолвная». Сюжет стихотворения передаёт банальную житейскую ситуацию: «разобщённость близких душ», как сказал любимый поэт Татьяны Наджаровой Е. Евтушенко. Главный контраст стихотворения – контраст сильного чувства и внешнего спокойного общения.
Но океан стонал и буйствовал
У них в груди.
Покой был с виду.
Само чувство сравнивается с морем «в тихую погоду»:
Когда оно не плещется волнами,
Сливаясь с гладью небосвода.
Это соединение двух стихий – неба и безбрежной воды – свидетельствует о безграничности чувства, которое так и осталось невысказанным, потому что
Боялись наступить нечаянно,
Чтоб не нарушить монолита.
Сквозным образом всего стихотворения становится телефонная трубка – «их отдушина», посредством которой он и она пытались высказать себя другому, но безуспешно. Великая любовь, облачённая в одежду земных слов, теряет свою силу и возвышенность, но и не выговоренная, она делает людей счастливыми.
В стихотворении «Осень мечется в жёлтом бреду» зрелое мастерство поэтессы ставит её в один ряд с выдающимися женщинами поэтами – М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Ахмадулиной.
Татьяна Наджарова не боится заимствовать у этих учителей яркие образы и развивать их мысли. Таково стихотворение «О, Одиночество!», которое явно перекликается и смыслом, и формой со стихотворением Б. Ахмадулиной «О! Одиночество, как твой характер крут». Лирическая трагедийность темы здесь подчёркнута анафорой – обращением. Сравнение одиночества с геометрической фигурой – кругом – приобретает черты развёрнутой метафоры:
Как холодом железного кольца
Незримо замыкаешь всё вокруг,
И нет тебе начала и конца.
Ощущение одиночества постепенно нарастает, оно увеличивается, сначала занимая только размеры уютной комнаты («и не помогает комнатный уют»), а потом превращаясь в «целую страну»,
В которую не едут поезда,
В которую не явится весна
Не дай нам Бог хоть раз попасть туда!
Одиночество – состояние, необходимое для творчества. Но поэт не должен превратиться в отшельника, отгородиться от жизни, от людей. У Т. Наджаровой большое количество стихов посвящено друзьям, коллегам по работе, чьё присутствие в своей жизни она ценит и принимает как подарок. Даже случайный спутник, мимолётная добрая встреча наполняет её сердце благодарностью. Лирическим мотивом известного цветаевского «Мне нравится» пронизано стихотворение «Общение с вами легко и приятно», датированное 1999 годом. Его лирическим продолжением становится «Последний поворот» 2000 года. Оба эти стихотворения продолжают тему несказанной, платонической любви, единения близких душ.
Тема взаимопонимания людей, их взаимоотношений – одна из ведущих в лирике Т. Наджаровой. Она приглашает читателя не просто к восприятию стихов, но к диалогу, к открытому обмену добрыми чувствами и добрыми мыслями. Её поэтические строки привлекают непосредственностью, полным отсутствием заискивания, зависти, лицемерия, ханжества, попыток понравиться, заслужить похвалу. Форма лирического диалога мастерски используется поэтессой в таких стихах, как «Попутный ветер», «Разговор с Цветаевой», «Книжный дебют», «Заблуждение». Подмеченные ею житейские будничные сценки сами по себе становятся милыми сюжетами. Таковы «Рисунок на асфальте», «Девочка с коляской», «Незаметный урок».
Женщине-поэту свойственно размышление о главных ценностях в жизни, желание заглянуть в будущее, мечтать о счастье своём и своих детей. Вся жизнь её состоит из вопросов без ответов.
Читая стихи Т. Наджаровой, ловишь себя на чувстве, что беседуешь с очень интересным, вдумчивым человеком, привыкшим размышлять над всем, что происходит вокруг неё, неравнодушным и чутким.