Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися первых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитием речи. Тема: Звук и буква И. Путешествие в интернет.

МОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов,
город Бийск

Конспект фронтального логопедического занятия
с учащимися первых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитием речи.

Тема: Звук и буква И. Путешествие в интернет.



Учитель-логопед: Ивлева Т. М.


Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1 классов,
имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Тема: Звук и буква И. Путешествие в интернет.
Цели:
Знакомство с гласным звуком и буквой И. Учить детей чёткому произношению звука; соотнесению звука с буквой.
Учить умению выделять звук И среди сочетаний гласных, слогов и слов.
Анализ звукового ряда из трёх гласных.
Развитие общей и артикуляционной моторики.
Развитие фонематического восприятия.
Формирование звукового анализа и синтеза слов.
Обогащение словарного запаса детей словами со звуком И.
Развитие связной речи. Учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Закрепление понятия «короткие – длинные слова».
Развитие зрительного восприятия, логического мышления, памяти, внимания, воображения.
Развитие пространственных и временных отношений.
Формирование грамматического строя речи. Формирование навыков употребления существительных в косвенных падежах. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями –и, -а.
Развитие у детей навыков письма и чтения.
Актуализация ИКТ.
Воспитание положительного отношения к учебной деятельности.

Ход занятия
Организационный момент. Создание благоприятной атмосферы, положительного настроя на работу. Активизация внимания.
Повторение пройденного материала. Развитие временных представлений.
Раз, два, три, четыре, пять – предлагаю всем вам встать!
Подойдите, встаньте в круг!
Улыбнитесь всем вокруг!
(дети встают в круг вместе с логопедом).
Носиком вдохнём мы дружно
Ртом всё выдохнем наружу.
Вдох возьмёт в себя всю радость
Выдох снимет всю усталость.
Вдох, выдох.

Поприветствуем друг друга
Трём ладошки всем по кругу.
С улыбкой имя назовём
Добрый день для всех начнём!

Добрый день, Дима!.......

А теперь, как всегда в начале нашего занятия, вспомним какое сегодня время года (осень)
Почему не лето?
Какой месяц? (октябрь)
Какое число? (19)
Какой день недели? (вторник)
А вчера был? (понедельник) А завтра будет? (среда)
Слайд (осень)

Молодцы! А сейчас вспомним, какие звуки мы уже изучили на прошлых занятиях? (А, У)
А буквы? (А, У)
Чем отличаются звуки от букв?
(Мы звук произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)
В каком замке живут звуки А, У? (в красном)
Почему? (потому что в красном замке живут гласные звуки)

Сообщение темы занятия. Обогащение словарного запаса. Развитие связной речи. Актуализация ИКТ.
Формирование звукового анализа.
Сегодня нам с вами предстоит путешествие в интернет.
А кто из вас знает, что такое интернет? (высказывания детей).
Интернет – это всемирная огромная компьютерная сеть, с помощью которой мы можем получить любую информацию из любой точки мира.
А вы знаете, что интернет сравнивают с паутиной? Интернет напоминает сеть или паутину, потому что в любой сети, как и в любой паутине все ниточки и паутинки связаны между собой.
Вот такую сеть (паутину) напоминает интернет.
Слайд (паутина интернета)
Посмотрите, все точки сети (паутины) интернет могут связаться друг с другом по этим ниточкам. Точки – это люди и они живут в разных местах мира, и с помощью интернета миллионы людей со всего мира, из разных стран могут общаться друг с другом, получать разную информацию.
А какой первый звук вы слышите в слове «интернет»? (звук И)
Как вы считаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком И).
Правильно, сегодня мы будем знакомиться со звуком И, будем выделять звук И из гласных, слогов и слов, употреблять слова со звуком И в словах, предложениях, познакомимся с буквой И, узнаем как её писать, прочитаем слоги и слова с буквой И.
Слайд (тема занятия)
Но сначала скажите, кто - либо из вас знает, что в интернете бывают вирусы? Как вы думаете, что это такое? Иногда в сети интернет образуются вредоносные вирусы, которые уничтожают нужную информацию. Бороться с вирусами очень сложно, но нужно.
Вот и у нас на занятии вредоносный вирус похитил букву, которую мы должны сегодня изучать. Эта буква (И).
Слайд (Буратино)
У нас появился помощник. Кто это? (Буратино)
У него тоже беда, ведь из названия его имени исчезла буква И, теперь он не может правильно написать собственное имя. Вместо Буратино, получается Буратно. Из какой части слова пропала буква? (из середины).
У Буратино есть карта пути, по которой мы отправимся на поиски буквы. Вот она.
Слайд (маршрут пути)
Путь нам предстоит нелёгкий. Посмотрите, сколько на паутине чёрных точек – это всё препятствия, которые мы должны преодолеть, чтобы добраться до главного вируса, до красной точки и спасти нашу букву.
А где расположена красная точка на паутине? (в самом центре). А чёрные точки вокруг неё.
Каждая чёрная точка – это препятствие, в виде задания, которое мы должны выполнить. И как только Буратино нас приведёт к чёрной точке, будет звучать неприятный звук – это сигнал о встрече с препятствием.
Итак, в путь, и с нами наш помощник

Развитие артикуляционной моторики. Выполнение артикуляционных упражнений. Развитие памяти.
А вот и первое препятствие.
Слайд (зеркало)
Здесь, зашифровано задание. Нужно догадаться, что нам следует выполнить.
Посмотрите на картинки. Их здесь много. А в середине что? (зеркало)
А картинки что вам напоминают? (название упражнений)
Верно, нам нужно взять зеркала и выполнить гимнастику Язычка. Будем выполнять те упражнения, названия которых изображены на картинках.
А теперь заведём моторчик.
Молодцы! Послушаем моторчик у Данилы, у Данилы, у Вани. А Полина пошелестит листиками, теперь отрывисто, одним листиком.
Хорошо! Молодцы!

Характеристика звука И по артикуляционным и акустическим признакам.
Слайд (артикуляция звука И)
Посмотрите внимательно. Здесь видно, что человек произносит какой-то звук. Как вы считаете, какой?
Верно, теперь и вы посмотрите в зеркало, произнесите звук И.
Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, за нижние зубки язык опускается.
Звук И – весёлый звук. Как вы считаете, почему? (губы улыбаются).
Что делают губы при произнесении звука И? (улыбаются)
Где находится язычок? (за нижними зубками)
Давайте пропоём звук И. Поётся? (да)
Потянем ниточку. Тянется? (да)
Воздух свободно проходит? (да)
Голосок дрожит или спит? (дрожит)
Звук И поётся, тянется, значит он какой? (гласный)
В каком замке он будет жить? (в красном)
Молодцы!

Отличие гласных и согласных звуков.
Воспроизведение звуковых рядов.
Анализ звукового ряда из трёх гласных.
Развитие слуховой памяти.
Следующее препятствие.
Слайд (три замка)
Что мы здесь видим? (три замка)
Какие звуки в них живут?
Чем отличаются гласные от согласных?
Хозяин Красного замка приготовил нам задание. Он спрашивает: сколько теперь звуков живут в Красном замке? (три: а,у,и)
/На слайде буквы появляются/
Сейчас я вам назову эти три звука. Вам нужно запомнить и назвать их в том же порядке, как я сказала, и определить какой первый звук и называла: А-У-И, У-И-А, И-А-У и т.д.
А теперь - последний звук.
А сейчас я назову два звука из этих трёх, а вы должны назвать, какоё звук исчез: АИ, АУ, УИ, УА.
Молодцы!

Развитие фонематического восприятия.
Выделение на слух звука И из ряда гласных, из слогового ряда, из слов.
А теперь хлопните в ладоши, когда услышите звук И:
а). из ряда гласных: а, о, и, у, у, а, и, и, а, у, и
б). из слогового ряда: ап, их, им, ум, ик, ут, ил, ма, ни, ту, ки.
в). из слов: индюк, абрикос, ананас, избушка, испугался, парта, ириска.
Молодцы! Справились с заданиями хозяина Красного замка.
Выделение звука И в произношении. Определение позиции звука в слове.
Развитие пространственных отношений. Развитие внимания.
А у нас на пути следующее препятствие.
Слайд (звуковые домики)
Здесь много картинок. А что вверху над картинками?
Может быть, это вам что-то напоминает? (звуковые домики). А кружок? (это звук)
И у вас на столах лежат такие же звуковые домики и кружочки. Зачем они нам? (чтобы определять место звука в слове)
Первое окно – это(начало), второе(середина), третье(конец слова).
Здесь изображены картинки, вам нужно их назвать, определить место звука в слове. Если вы всё сделаете правильно, слово мы это с собой возьмём в портфель, который расположен где: справа или слева (слева).
Здесь ещё стоит корзинка, где? (справа)
В неё мы тоже отправим слова, но какие именно, вы догадаетесь сами при выполнении задания.
/если не справляются с отгадыванием конфет ирисок:
«эти конфетки сливочные, тягучие и липучие и очень сладкие, название начинается на звук И»)
Какие же слова попали в корзинку? (в которых нет звука И).
Молодцы, справились!

Развитие фонематического слуха. Формирование звукового анализа слова.
Определение количества звуков в слове.
Закрепление понятия «длинные – короткие» слова.
Снова препятствие.
Слайд (звуковые линеечки)
Оказывается, злой вирус решил перепутать нам слова. Из портфеля картинки попали в корзинку. Картинки решили убежать, корзинка упала, и они из неё выпали.
Назовите названия этих картинок (ирис, ириска)
Чем похожи эти слова? (у них слышится одинаковая часть слова: ирис). Но значение слов разное.
Корзинка упала не зря, нам предстоит что-то сделать. Вы не догадались? Посмотрите, на что похож этот прямоугольник с кружочками? (на звуковую линеечку)
У вас на столах они лежат. Зачем они нам нужны? (считать количество звуков в слове).
Определим, сколько звуков в слове «ирис»?
А теперь в слове «ириска»?
Какое слово длиннее?
Как ещё можно узнать, какое слово длиннее? (отхлопать, по подбородку, по движению руки)
Отхлопаем «интернет» и «инструменты». Какое короткое слово? Какое длинное?
Для того чтобы слова больше не путались и не рассыпались, мы с вами выполним задание. У вас на столах лежат модели портфеля и корзинки. Возьмите модель портфеля, возьмите оранжевый карандаш. Будем выполнять штриховку. На модели портфеля проводим прямые линии сверху вниз, переверните модели, теперь проводим прямые линии снизу вверх. А теперь возьмите модели корзинок и коричневые карандаши. На них проводим линии слева направо, так же как начинаете писать в тетради с начала строки. Переверните модели, теперь проводим прямые линии справа налево.
Молодцы!
Работа над предложением. Развитие логического мышления. Употребление (договаривание) предложений по предметным картинкам в косвенных падежах.
Формирование грамматического строя речи.
А у нас опять препятствие на пути.
Слайд (предложения)
Посмотрите, это же наши картинки из портфеля.
Оказывается, это не просто картинки. Их названия – это слова из предложений. Нам нужно вернуть слова в предложения, а картинки на своё место - туда, откуда их забрал вирус. Я вам буду читать начало предложения, а вы закончите его словом, подходящим по смыслу из названий наших картинок.
«Мама готовит ужин.(на чём?) на плите»
«В океане плывут кит и маленький.китёнок»
«На поляне цветут красивыеирисы»
«Вкусное варенье сварили(из чего?) из вишни»
Как называется такое варенье? Какое оно? (вишнёвое)
«Нитку вдели в.иголку»
«В магазине продаются конфетыириски».
/картинки предложений появляются/
Молодцы!

Физминутка.
Развитие двигательных функций.
Образование имён существительных именительного падежа множественного числа с окончаниями –и, -а от существительных именительного падежа единственного числа.
А теперь мы с вами немножко отдохнём.
Будем играть с мячиком. Я даю вам мячик, и говорю название одного предмета, вы возвращаете мне мячик и произносите название того же предмета, но только, чтобы этих предметов стало много, например:
дыня - дыни. Если ответ правильный, вы все хлопаете и прыгаете, если ответ неверный – все приседаете.
Слова: нога, книга, окно, утка, утюг, утёнок, ухо, лоб, дом и др.
/четверостишье физминутки/
Развитие пространственных представлений. Развитие внимания, памяти.
Развитие звукового синтеза.
Мы с вами преодолели очень много препятствий, узнали всё о звуке И, а теперь нам хотелось увидеть букву.

И на пути у нас главное препятствие - мы добрались до центра паутины, до самой главной точки.
Слайд (таблица в паутине)
Посмотрите, здесь в паутине главный вирус спряталчто? (букву И, все остальные буквы и перепутал их)
Нам нужно вместе с помощником найти те буквы, из которых получится слово, которое и будет настоящим домом для наших букв.
Сейчас вам нужно правильно найти букву по заданию.
(в процессе выполнения задания дети определяют слово «алфавит»)
/буквы появляются в процессе отгадывания/

Закрепление понятия «алфавит», знания о количестве букв.
Следующий слайд (без препятствия, алфавит)
Так, где же живут все наши буквы (в алфавите)
Кто знает, сколько всего букв в алфавите (33)
А теперь назовите букву, которая обозначает звук И (буква И)

Знакомство с буквой И. Знакомство с элементами печатной, заглавной, строчной букв И. Развитие мелкой моторики.

Слайд (буква И)
Какой может быть буква И? (печатная, заглавная, строчная)
Из каких элементов состоит печатная буква И? (из трёх палочек)
Из каких элементов состоит заглавная буква И? (из двух наклонных линий, первая из которых с закруглением вверху слева и с закруглением внизу справа, вторая линия с закруглением внизу справа, обе линии параллельны)
Из каких элементов состоит строчная буква И (из двух коротких линий с закруглением внизу справа).
А теперь каждый из вас будет выкладывать буквы у себя на столе. Двое детей – заглавную букву из бус, двое – строчную из элементов букв, двое детей – печатную из палочек.
Молодцы!
Формирование навыков письма буквы И.
Работа в тетрадях. Развитие внимания. Развитие зрительной и тактильной памяти.
А теперь откройте тетради. В тетрадях у вас написаны показы буквы И заглавной и строчной.
Слайд (заглавная буква И, строчная буква и – интерактивная доска)
Чтобы правильно их написать, смотрите на доску и своей рукой в воздухе повторяйте написание буквы за карандашом, который пишет на доске.
Напишите две заглавные буквы И, две строчные буквы и.

Формирование представления: твёрдые-мягкие звуки.
Слайд (лента букв).
Посмотрите на ленту букв, где находится буква И.
Буква И находится во втором ряду. Все звуки, которые относятся к гласным 2 ряда придают мягкость согласным. И сейчас вы в этом убедитесь.

Формирование навыка чтения вслух (слоги). Наблюдение за позиционным изменением согласных звуков: твёрдые – мягкие согласные.
Слайд (слоги).
Что вы видите наверху? (это кружочки – звуки)
Один из этих кружочков зелёный, значит он какой? (мягкий согласный), а второй (гласный).
Значит, сейчас мы будем читать слоги с мягкими согласными.
Прочитаем хором слоги, которые будут появляться: ни, ки, ти, си.
Что случилось с согласными буквами, почему они зелёные? (потому что звучат мягко)
А почему они звучат мягко? (потому что звук и придаёт мягкость)
Верно, согласные н, к, т, с стали мягкими только потому, что после них стоит звук и. Поэтому эти согласные можно обозначать зелёными кружочками. О согласных звуках и буквах мы будем говорить на будущих занятиях.

Развитие воображения.
А теперь скажите, на что похожа печатная буква И?
На калитку посмотри, чем она не буква И,
Между двух прямых досок одна легла наискосок.
Слайд (калитка)

Итог занятия.
С каким звуком мы познакомились сегодня?
С какой буквой?
Букве И рад наш помощник, ведь в его имя вновь вернулась буква И.
Слайд (Буратино)
Дети, которые умеют читать, прочитайте, кто рад возвращению буквы: Буратино.
А вот и он сам (появляются сначала имя, затем Буратино)

Что делали сегодня на занятии? Что особенно запомнилось? Что показалось трудным?
(отметить всех детей по отдельности)
За то, что вы справились с вредоносным вирусом, интернет послал вам сообщение. Давайте прочитаем: Молодцы!
Пользуйтесь интернетом, ребята! Но главнее сейчас для вас – научиться читать и писать! Учитесь!