Использование национально-регионального компонента в обучении и воспитании учащихся начальных классов
Использование национально-регионального компонента в обучении и воспитании учащихся начальных классов
Гайфуллина М.С., учитель средней школы №33, г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды, усвоение сведений о природе, о культуре, об истории, способствует осознанию себя как достойного гражданина своей республики, способствует воспитанию патриотических чувств, гордости за свой край.
В связи с этим перед школой встала необходимость внедрения национально-регионального компонента в структуру учебных предметов, начиная с начальных классов.
Я поделюсь с вами, как на уроках и внеурочное время можно использовать, и как я использую элементы национально-регионального компонента.
Например, в первом классе, на уроках обучения грамоте, при изучении новой буквы, можно знакомить с названиями городов, районов Татарстана. Дети знают города как Киев, Москва, Таллин, Санкт-Петербург, в том числе не знают об Арске, об его обувной фабрике, где шьют национальную вышитую обувь: ичиги, башмаки; о Елабуге, где родился и работал великий художник Шишкин; о Чистополе, который прославлен часовым заводом; о государственном историко-архитектурном заповеднике Булгар.
Географические названия и некоторые сведения о республике можно ввести в минутки красивого письма. Например, «Главное богатство Татарстана – нефть. Бугульма – центр нефтяного машиностроения. Самый молодой город в республике Заинск и др.» (Материал можно найти в№2 журнала «Школьная панорама»).
Для текстов упражнений и диктантов беру отрывки из произведений русских и татарских писателей; публицистические и научно-популярные работы, отражающие культуру, историю, географию Республики Татарстан. Дети с интересом слушают сведения об истории города, о том, почему так названы улицы. На уроках чтения дети узнают, что жизнь многих выдающихся русских писателей связана с Татарстаном. Например, Л.Н. Толстой жил в Казани 6 лет; А.С. Пушкин пробыл всего два дня, но этого было достаточно, чтобы установить прочные связи с нашей столицей, с казанскими литераторами в виде долгой дружеской переписки. А.П. Чехов, хотя и не жил, а только проезжал через Казанскую губернию по Волге и по Каме. Но они ему так понравились, в дальнейшем он пишет своей невесте: «Советую тебе прокатиться по Волге, это гораздо лучше Крыма». Он тепло отзывается о людях всех национальностей. Про татар он писал: «Народ почтенный и скромный Люди хорошие. В Казанской губернии о них хорошо говорят, даже священники».
На уроках русского и татарского языка и литературы и внеклассного чтения знакомлю с произведениями известных татарских и местных писателей. Но не только их произведения ценны в образовательном и воспитательном отношении, но и их биографии – это яркий пример мужества, героизма, патриотизма.
Например, классик татарской литературы, выдающийся прозаик, драматург, публицист Фатих Амирхан в 21 год был парализован, до конца своей недолгой жизни был прикован к инвалидной коляске, но продолжал все больше развертывать свою литературную и общественную деятельность.
Не менее интересна биография А. Алиша, М. Джалиля, Героя Советского Союза, они остались верными своей отчизне, решили принять смерть, стоя, чем жить на коленях и служить врагу.
Г. Ибрагимова, классика татарской литературы, за активное участие в революционном движении арестовывают и сажают в тюрьму.
Фанис Яруллин во время спортивных упражнений падает с турника и долго остается прикованным к постели. Тогда ему было всего 19 лет. Как и Н. Островский, будущей прикованный к постели, он нашел в себе силы, чтобы закончить среднюю школу, получить высшее образование.
Дети узнают о библиотеке имени Г. Тукая, об учебных заведениях города, о музыкальном училище имени Сайдашева и др.
На уроках рисования, трудового обучения обращаю внимание к народно-прикладному искусству: украшаем «вышиваем» национальную одежду. На уроках знакомлю с видами транспорта, какие выпускаются в Татарстане. Дети узнают о КамАЗе, о Казанском авиазаводе. На уроках окружающего мира дети знакомятся с Красной книгой Татарстана, жизнью животных и растений родного края.
Я так же широко использую государственную символику, народные традиции, обычаи во внеурочное время.
Все это способствует воспитанию патриотизма, гражданственности, высоких нравственных качеств и вызывает у ребят чувство гордости за свой край.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15