Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
«Роль устного народного творчества
в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачёв).
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает устное народное творчество, знакомящее дошкольников с традициями и обычаями русского народа.
С раннего возраста дети откликаются на потешки, приговорки, попевки, народные песни. Мы постоянно используем их в своей работе: такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.
Вторым этапом работы с младшими дошкольниками являются сказки, отображающие своеобразие нашей Родины, условия труда и быта народа, рассказывают о природе, животном мире.
По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказка способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.
Со средней группы начинается знакомство с пословицами и поговорками, являющимися богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Пословицы - это жемчужина народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».
Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».
Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народно-прикладное искусство. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя. Не забыты игрушки и предметы быта Борисовских мастеров керамики. Пусть они не такие яркие, но по-своему интересные.
Так как игра - ведущая деятельность детей, то среди множества игр, которые мы предлагаем детям, есть и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить дошкольников с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства: любовь русского народа к удальству, веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Как пройти мимо работ знаменитых народных промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя? Как оставаться спокойным, рассказывая маленькому ребёнку сказку «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»; быть безучастным при первых попытках ребёнка повторить движения к потешке «Ладушки, ладушки» не подыграть ему, добавив радости и веселья. Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей. Каждый ребёнок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, интересами и способностями. Чтобы добиться результатов в воспитании детей важно не забывать об этом. Необходимо постоянно изучать детей, их внутренний мир, их запросы, замечать происходящие изменения в их развитии. Следует сказать, что возможности патриотического воспитания не реализуются сами по себе, необходима систематическая работа педагогов и родителей. Использованные источники русской народной культуры являются наглядно-действенными, яркими и доступными для детского восприятия. Они в своей сущности отражают жизнь людей в прошлом с их обычаями и традициями, показывают нам, как нужно жить и каким быть человеку, учат в доступной форме воспринимать идею и смысл, воспитывают у детей нравственно-патриотические качества.