Статья Использование регионального компонента в патриотическом воспитании студентов
Рыжих Н.А.
ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
«Использование регионального компонента в патриотическом воспитании студентов»
Как у маленького деревца ,еле поднявшегося над
землёй, заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий, так педагог
должен заботится о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к малой Родине
В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия, как патриотизм, патриот, Родина, отчизна, гражданин, чувство долга значимыми для сегодняшних ребят. С чего начинается патриотическое воспитание? И во что должен верить преподаватель, учитель, воспитатель ,родитель, говорящий о патриотизме. Если воспитывать у сегодняшних ребят чувство патриотизма, то каким образом?
Новое поколение российской молодежи менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно. Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого человека, приобщении его к нравственным и духовным ценностям. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа. В стране начиная с 2001 года уже принята третья программа патриотического воспитания.
Любовь к Родине начинается с отношения к семье, своим родным и близким. Патриотизм зарождается из любви к своей малой Родине. Возрождение России начинается именно с русской глубинки, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет историческая память и плодоносят, те корни, которые дают нам ныне живущим силы и разум. С мыслями о Малой Родине, о родном доме, семье связанно в сознании русских людей их представление об Отечестве.
Патриотическое воспитание ведется комплексно. Оно осуществляется как во время урочной, так и внеурочной деятельности. Важным средством патриотического воспитания является содержание исторического образования, но сегодня программа по дисциплине "История" не предполагает включения в неё краеведческого компонента. Решить эту задачу помогает внеклассная работа, которая имеет большие возможности воспитания по сравнению с учебными занятиями.
Приоритетным в деятельности колледжа является воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.
●К основным направлениям воспитательной работы относится программа "Родина - Россия - Белгородский край". Целью это программы является
●Формирование любви к родному краю интереса к прошлому и настоящему;
●Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране;
●Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в родном городе, сопричастности к этому;
●Способствовать привлечению учащихся к занятиям научно-исследовательской деятельностью по изучению истории родного края;
План реализации программы носит непрерывный, взаимосвязанный характер, составлен таким образом, чтобы активизировать деятельность групп не только в течении всего учебного года, но и на протяжении всего срока обучения в колледже.
В рамках программы "Родина - Россия - Белгородский край" организован кружок "Белгородоведение". Студенты готовят доклады, творческие проекты с использованием краеведческого материала. Обучающиеся занимаются архивной, музейной и библиотечной работой, в ходе которой развивают исследовательские навыки и изучают местную историю и традиции. Участие в поисковой и исследовательской работе активизируют познавательную деятельность, помогает в воспитании самостоятельности и развитии творческого подхода к делу. Так, например, обучающиеся подготовили творческие проекты на темы: «Валуйки – форпост отечества», «Моя Борисовка, мой дивный уголок», «Это Родина моя!(О Яковлево)», «Грайворон – жемчужина Белогорья», «Под синью Родины моей!»(село Курасовка Ивнянского района)и другие , В группах нового набора студенты старших курсов проводят тематические классные часы: "Их имена носят улицы Белгорода», «Ими гордится земля Белгородская», «Города святого Белогорья", "Становление Белгородской символики", «Кому в нашем городе поставлены памятники». Белгородская земля обильно полита кровью. Ежегодно в канун Дня Победы совместно с военнослужащими воинской части проводится легкоатлетический пробег по местам боевой славы на Курскую Дугу. В колледже проходят встречи и проводятся совместные мероприятия с представителями Всероссийской общественной организации «Союз офицеров» ,а так же встречи с группой “Поиск” , в работе этой группы принимают участие и студенты нашего колледжа. Пожалуй , наше учебное заведение единственное в области , которое хранит память о Чернобыльской катастрофе . Ежегодно , в апреле проходят встречи с ликвидаторами Чернобыльской аварии и проводится литературно-музыкальная композиция “Чернобыль - полынь горькая”.
Не забывает колледж и своих ветеранов. Регулярно проводятся вечера- встречи с теми , кто внес огромный вклад в становление и развитие нашего учебного заведения. К семидесятилетию Великой победы преподаватели колледжа провели литературно – музыкальную композицию «У войны не женское лицо», на нее были приглашены женщины – ветераны войны и труда.
Результаты патриотического воспитания покажет жизнь , но первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат сегодня- это интерес обучающихся к краеведению, к изучению истории родного края. Ребята нашего колледжа приняли участие в городском конкурсе видеофильмов "Видеовзгляд Белогорья", а также в областном конкурсе "Отечество" в номинации "Прошлое военное Белгородчина" на тему: "300 лет Полтавской битве. История Белгородского пехотного полка» , где заняли второе место.
К столетию выдающегося полководца Н. Ф. Ватутина были проведены: научно-практическая конференция, видеолекторий. В региональной студенческой научно-практической конференции "Великая битва Великой войны", посвящённой 70-летию Курской битвы ребята заняла 3-е место. К юбилейной дате в колледже были проведены литературно-музыкальная композиция "Сплав стали и огня" и научно-практическая конференция.
Обучающаяся колледжа участвовала в межрегиональном конкурсе творческих и исследовательских проектов "Могу ли не воспламениться любовью к Отечеству, представляя себе Петра 1?". Исследовательская работа была основана на материале деятельности Петра 1 связанная с историей Белгородского края. По итогам этого конкурса заняли 3-е место. С целью воспитания любви к Малой родине, к 60-летию образования Белгородской области были проведены: литературно-музыкальные композиции: "Белгородчина - родной сердцу край", "Белгородские улицы, как вы дороги мне", "Города Святого Белогорья"; научно-практическая конференция «Белгородская область - история и современность».
2014 год - год столетия начала Первой мировой войны, ставшей прологом всей истории XX века. К столетию этой даты была проведена городская научно - практическая конференция "Первая мировая война глазами потомков". Обучающиеся собрали материал о земляках - героях Первой мировой войны.
В колледже создана целостная сеть социального партнерства с музеями и библиотеками города и области, позволяющая познакомить обучающихся с замечательными уголками Белогорья, активизировать студенческую молодёжь при проведении совместных мероприятий, а главное донести до неё дух местного патриотизма. Существующая система патриотического воспитания в колледже, показала достаточно высокую эффективность, т.к. значительно активизировала деятельность студенческой молодёжи.
Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придёт нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времён, чтобы познание прошлого не покидало гордость каждого человека за свою Малую Родину, за его родной край, чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные белгородцами за многие столетия, прорастали крепкими и надёжными побегами в душах ребят. Поскольку поставлена задача сформировать интегрированный курс «Белгородоведение» в колледже проведена определенная работа. По интегрированному курсу разработана рабочая программа на 180 часов и календарно - тематический план. В программе выделены разделы: «История Белгородчины с древнейших времен до конца XVII века», «Белгородчина в XVII веке», «Белгородчина в XVIII – XIX веках», «Проблемы социально – экономической и политической истории Белгородчины в XIX в.», «Белгородчина в XX веке».