РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (столярное дело) 5 класс Составитель: Гвоздков Виктор Борисович учитель профильного труда (столярное дело)


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
(столярное дело)
5 класс
Составитель: Гвоздков Виктор Борисович
учитель профильного труда
(столярное дело)
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Профильный труд (столярное дело) 5 класс
1. Роль и место дисциплины Профильный труд (столярное дело) является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение профильному труду направлено на коррекцию дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся: интеллектуально – трудовых умений (умение анализировать образец изделия, устное описание и др.), произвольного запоминания и внимания.
В старших классах формируются более углубленные, пространственные, количественные представления, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса профильного труда.
2. Адресат Программа адресована обучающимся пятых классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида Рабочая программа по профильному труду (столярное дело) для 5 класса разработана в соответствии:
c законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);
с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 года;
с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.Н.Перова, Т.И. Бугаева, И.Г.Старкова «Профильный труд» (под ред. И.М. Багажноковой), рекомендованной ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
4. Цели и задачи Основная цель – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает следующие задачи:
обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профессиями;максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, а также обеспечение адекватной подготовки этих детей к самостоятельной жизни и труду в обществе.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает следующие задачи:
-формирование у обучающихся доступных технологических знаний, трудовых навыков, умений, культуры труда, ответственности за полученное дело;
-развитие у обучающихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, самостоятельности, самоконтроля;
-воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, трудолюбия, бережного отношения к инструментам и оборудованию;
-коррекция недостатков трудовой деятельности и познавательной деятельности, творческого мышления, мелкой и крупной моторики;
-привитие элементарных знаний и умений по личной гигиене и этикету;
-соблюдение техники безопасности и санитарии.
5. Специфика программы Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида. Основная специфика программы – подготовить школьников к поступлению в Профессионально-техническое училище соответствующего типа и профиля.
В группу для обучения столярному делу происходит отбор мальчиков, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
Срок обучения по программе «профильный труд (столярное дело)» составляет 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Распределение на столяров и плотников на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 5-8 классы.
Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Также предусматриваются самостоятельные работы и практические повторения ранее изученного материала с закреплением теоретических и практических знаний.
Преподавание базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках естествознания, истории, математики, ОБЖ и др.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, креплением деталей в изделие и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые инструменты и приспособления изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применяют лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение эскизов и чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов качества своей и чужой работы также входит в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности, гигиене труда. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»).
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
6. Основные содержательные линии курса Соединение деталей шурупами
Строгание рубанком
Пиление столярной ножовкой
Разметка бруска рейсмусом
Соединение рейки с бруском врезкой
Склеивание
Угловое концевое соединение вполдерева брусков
Заготовка древесины
Угловое серединное соединение брусков вполдерева
Сверление отверстий коловоротом
Геометрическая резьба
Криволинейное пиление
Обработка криволинейных кромок
Изготовление решеток для ванной комнаты
Изготовление рамок из брусков
Изготовление стенда из реек
Изготовление полки
Практическое повторение
Самостоятельная работа и анализ качества
7. Структура программы Соединение деталей шурупами
Шило граненное, буравчик – назначение и применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение. Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью
Строгание рубанком
Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.
Пиление столярной ножовкой
Понятие «плоская поверхность». Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении
Разметка бруска рейсмусом
Пласть, кромка, торец. Лицевая сторона бруска. Обозначение лицевых сторон. Виды столярных рейсмусов, их назначение и устройство. Понятие припуска на обработку.
Соединение рейки с бруском врезкой
Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки деталей. Требования к качеству разметки. Стамеска: устройство, размеры, применение, правила безопасной работы.
Склеивание
Виды столярных клеев ( мездровый, костный, казеиновый, синтетическая эмульсия) назначение, применение, свойства, совместимость, недостатки. Приемы приготовления и нанесения на склеиваемую поверхность.
Угловое концевое соединение вполдерева брусков
Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Определение длины шипа в зависимости от ширины бруска. Столярный клей: общие понятия. Рубанок: настройка и заточка режущих элементов(железки). Виды наждачной бумаги по зернистости.
Заготовка древесины
Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: обрезная и необрезная, размеры: ширина, толщина. Брусок: квадратный и прямоугольный, грани, ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.
Угловое серединное соединение брусков вполдерева
Применение крестообразного соединения и технология его изготовления. Основные свойства клеев: растворимость, водостойкость, потеря клеящих свойств со временем, необратимость.
Сверление отверстий коловоротом
Коловорот- его устройство и применение. Сверление спиральными и перовыми сверлами. Способы крепления . Размеры сверл, область применения, ТБ при сверлении. Верстак и работа в зажимных устройствах.
Геометрическая резьба
Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.
Криволинейное пиление
Шаблоны для разметки. Перевод и разметка шаблона по клеткам. Пилы для пиления по кривым линиям. Учет направления волокон при разметке.
Обработка криволинейных кромок
Напильники: драчевые и рашпили, размеры и форма. Стамески и работа ими при обработке криволинейных кромок. Наждачная бумага: виды. Стальные щетки и применение их в работе. Рубанок и работа при обработке криволинейных кромок
Изготовление решеток для ванной комнаты
Выбор брусков без дефектов, разметка и строгание брусков по чертежу (эскизу). Разметка мест сверления под саморезы. Шпатлевание дефектов.
Изготовление рамок из брусков
Лучковая пила: назначение и применение. Разметочный инструмент: правила хранения. Правила выполнения врезки вполдерева. Лаки и краски: общие сведения, назначение, применение
Изготовление стенда из реек
Подбор материала. Удаление пороков древесины. Ножовка для поперечного пиления. Рубанок и его наладка. Лаки и краски. Хранение и меры безопасности. Сушка лакированных изделий. Хранение кистей.
Изготовление полки
Разделение пород на мягкие и твердые. Клей: их свойства, назначение, применение. Виды крепежных элементов :саморезы, гвозди, дюбели.
Практическое повторение
Изготовление изделий несложных конструкций с применением столярного инструмента, чертежей, эскизов, несложных столярных соединений.
Самостоятельная работа и анализ качества
Выпиливание и строгание бруска по заданным размерам.
8. Основные требования к умениям учащихся Работа раззенковкой, граненным шилом, буравчиком, ручной дрелью.
Работа рубанком.
Работа столярной ножовкой.
Работа и настройка столярного рейсмуса.
Работа стамеской.
Определять виды клеев визуально.
Работа со столярным клеем.
Выпиливание и строгание бруска по заданным размерам.
Запиливание и вырубание шипа и проушины с помощью ножовки и стамески.
Вырезание треугольников. Работа с морилкой, анилиновым красителем.
Работа выкружной пилой.
Работа рубанком, стамеской, рашпилем, наждачной бумагой.
Шпатлевание дефектов.
Лакирование изделия.
Соединение с помощью саморезов.
Зачистка деталей наждачной бумагой
Нарезание заготовок лучковой пилой.
Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника.
Пиление поперек волокон в стусле.
Шлифование торцев деталей наждачной бумагой.
Шлифование в «пакете».
Контроль за правильностью размеров и формы детали при помощи линейки и угольника.
Определение пласти, кромки и торца на определенной детали.
Определять и устанавливать лицевую сторону детали.
Выполнение соединения врезкой.
Пользование чертежом.
Пользоваться щетинной кистью для нанесения клея на склеиваемые поверхности.
Выполнение соединения вполдерева.
9. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
10. Проверка и оценка знаний и умений учащихся Профессиональные навыки, знания и умения практически их применять и контролировать, оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых самостоятельных работ. Знания оцениваются в соответствии с теоретическими и практическими навыками и умением каждого учащегося в зависимости от умственного развития каждого в отдельности, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе.
Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по итогам годового обучения.
11. Объем и сроки изучения На изучение профильного труда в 5 классе отводится 9 часов в неделю, всего - 309 часов.
12. Материально – техническая база Оборудование мастерской № 15 (столярное дело)
Круглопильный станок 1 шт.
Круглошлифовальный станок 1 шт.
Универсальный токарный станок 1 шт.
Настольно-сверлильный станок 1 шт.
Заточной станок 1 шт.
Заточная машина для ножей 1 шт.
Токарно-копировальный станок 1 шт.
Токарный станок по дереву 1 шт.
Ленточная пила 1 шт.
Торцовая электропила 1 шт.
Технологические карты мастерской №15 (столярное дело)
Стол кукольный
Стул кукольный
Лопатка снеговая детская
Кормушка для птиц
5.Подставка под елку.
6. Лопата снеговая средняя.
7. Кровать кукольная.
8. Шкаф кукольный.
Демонстрационные материалы.
Образцы изделий и столярных соединений в ассортименте согласно изучаемого материала.
Плакаты
Плакаты по технике безопасности , правилам поведения в столярной мастерской и приемам работы столярными инструментами.
13. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса 1.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. М., Школа-Пресс. 1994. – 416 с2. П. Д. Бобиков. «Конструирование столярно- мебельных изделий». Учебник для ПТУ., М., Высшая школа., 1989 – 176 с.
3. Г.Д. Громов и др. «Практикум по деревообработке» . Уч. пособие для учащихся 9-10 кл. М., Просвещение, 1977., 191 с с ил.
4. Э.К. Гульянц. «Учите детей мастерить». М., Просвещение., 1979., 143 с., с иллюстрациями.
5. Ю.Г. Афиногенов. «Приспособления для школьных мастерских». Набор чертежей., М., Просвещение., 1981.,-176 с с ил.
6. В.П. Семенихин «Изготовление инструментов в школьных мастерских. Пособие для учителя. М., Просвещение., 1987.,-208 с с ил.
7. Л.Т. Крейндлин. «Столярные работы». Учебник для ПТУ. М., Высшая школа., 1982.,-128 с. с ил.
Ожидаемые результаты обучения в пятом классе:
К концу обучения в пятом классе:
Учащиеся должны знать:
теоретические основы обработки деталей круглого сечения.
теоретические основы безопасной и эффективной работы при обработке древесины;
технологию эффективного и безопасного выполнения соединения брусков в паз; теоретические основы работы со столярным клеем
устройство сверлильного станка; правила эффективной и безопасной работы на сверлильном станке; базовую информацию о свѐрлах по дереву;
основные древесные породы и их представителей; простейшие свойства древесных пород и их применение;
название элементов стамески, долота; угол заточки стамески (долота); сведения об абразивных материалах; теоретические основы эффективной и безопасной заточки инструментов; правила контроля заточки инструментов.
теоретические основы эффективной и безопасной работы с различными клеями.
Учащиеся должны уметь:
производить разметку, эффективную и безопасную обработку деталей круглого сечения; осуществлять контроль качества готовой продукции.
настраивать рейсмус; осуществлять правильную и безопасную работу столярным рейсмусом; осуществлять контроль разметки деталей.
подбирать материал; наносить орнамент; вырезать треугольники резцом; работать с морилкой, лаком; контролировать качество выполненной работы.
работать со столярным клеем; выполнять соединение брусков вполдерева.
размечать сквозное и несквозное гнездо; работать долотом и стамеской; осуществлять контроль качества выполненной работы.
работать на сверлильном станке; подбирать свѐрла; устанавливать и снимать свѐрла; читать простейшие чертежи.
изображать криволинейные поверхности по шаблону; работать лучковой пилой, драчѐвым напильником; осуществлять контроль качества выполненной работы.
определять породу древесины по образцам.
затачивать стамески и долота на бруске; править лезвия на оселке; проверять качество заточки инструментов.
подбирать клей; производить склейку деталей с использованием струбцин и определять качество склейки изделий.
Календарно – тематическое планирование в 5 классе (столярное дело)
Тема занятия Часы Тип
урока Дата проведения Оборудование
по плану по факту I триместр (108 часов) Соединение деталей с помощью саморезов (9 часов) Вводноезанятие.
Беседаопрофессиистоляра. Задачиобучения. Объектыучебныхработ. 1 комбини-
рованный01.09. Плакат
Шилограненое–назначениеиприменение.
Саморезы. Элементышурупа: головка, шлиц, шейка, нарезка. Отвертка, её устройство и назначение. Разметкаисверлениеотверстийприсборкенастеннойполочкисприменениеминструмента. 2 комбини-
рованный01.09. Дрель, разметочные инструменты, саморезы, рейки.
Инструментдлясверления.Раззенковки, сверла–применениеиназначение, элементы. 1 комбини-
рованный02.09. Дрель, зенковка, сверло. Плакат.
Сверлениеотверстийспоследующейраззенковкойподголовкушурупа. 2 комбини-
рованный02.09. Дрель, саморезы, сверла, раззенковки, шило, плакаты.
Дрельручная. ТБприработеручнойдрелью. Дрельручная: назначениеиустройство. 1 комбини-
рованный05.09. Дрель ручная.
Сверлениеглухихисквозныхотверстийсприменениеммерительногоинструмента. 2 комбини-
рованный05.09. Разметочный инструмент дрель, Свёрла.
Строгание рубанком (21 час) Инструментдлястрогания. Рубанок – назначениеиустройство. ТБпристроганиирубанком.ТБпризатачиваниижелезкирубанка. 1 комбини-
рованный08.09 Рубанок. Брусок заточной.
Настройкарубанкаиподготовкаегокработе. Заготовки. 2 комбини-
рованный08.09 Рубанок, заточной брусок, заготовки.
Заготовкииздревесины.Брусок–широкиеиузкиеграни. Длина, ширинаитолщинабрускаиихизмерение. Понятиеоволокнистомстроениидревесины.ТБпристрогании. 1 комбини-
рованный09.09. Брусок, линейка,
рубанок.
Строгание брускапоширокойиузкойграни. 2 комбини-
рованный09.09. Брусок, разметочныйинструмент, рубанок.
Верстак. Устройствоверстака–крышка, элементыкрепежа. Определениеразмеровбруска. 1 комбини-
рованный12.09. Верстак, брусок, линейка.
Фиксациязаготовокпристроганиинакрышкеверстака. 2 комбини-
рованный12.09. Заготовки, верстак, рубанок.
Подверстачье–назначениеиэксплуатация. ТБпристроганииипилении. 1 комбини-
рованный15.09. Верстак. Ножовка, брусок.
Работаназаднихзажимныхустройствах. 2 комбини-
рованный15.09. Лучковаяпила, доскадлиной 800 мм
Гвозди, саморезы, саморезы–стандартныеразмеры, видыпоформеголовки. ТБприсборкенагвоздях и саморезах. 1 комбини-
рованный16.09. Гвозди, саморезы. Плакат. Отвёртка.
Изготовлениедетскихносилоксиспользованиемгвоздейисаморезов. 2 комбини-
рованный16.09. Саморезы, гвозди, заготовки.
Дрельмеханическая: назначение, устройствоиправилабезопаснойработы. 1 комбини-
рованный19.09. Дрель механическая, коловорот.
Сверлениеотверстийдлязавертываниясаморезов. 2 комбини-
рованный19.09. Дрель, саморезы, отвертки, молоток
Разметказаготовкипомернойлинейке. Стуслоиегоприменение. 1 комбини-
рованный22.09 Заготовка, линейка, карандаш, стусло.
Распиливаниеразмеченныхзаготовокдеталейвстусле. 2 комбини-
рованный22.09 Стусло, ножовка, мерная линейка
Пилениестолярнойножовкой (15 час.) Ручныепилыиихустройство. Ножовкадляпилениявдольволокон. ТБприпилении. 1 комбини-
рованный23.09 Ножовка прямозубая, косозубая.
Пилениезаготовкивдольволоконпоразметке. 2 комбини-
рованный23.09 Лучковая пила, разметочный инструмент.
Ножовкадляпиленияпоперекволокон.ТБприпилении. 1 комбини-
рованный26.09. Ножовка прямозубая, косозубая.
Пилениепиломатериалапоразметке. 2 комбини-
рованный26.09 Ножовка, пиломатериал, разметочный инструмент
Ножовкадлясмешанногопилениядревесины. ТБприпилении. 1 комбини-
рованный29.09 Ножовка прямозубая, косозубая.
Распиловкавдольипоперекволокон. 2 комбини-
рованный29.09 Ножовка, пиломатериал, разметочный инструмент
Пиломатериалы. Фанера: состав, слои, шпон, влагостойкость. ТБприпилении. 1 комбини-
рованный30.09 Образцы фанеры.
Разметкаразделочныхдосок. 2 комбини-
рованный30.09 Разметочный инструмент, фанера.
Строгание. Строганиефанерырубанком. Особенностистроганияфанеры. ТБпристрогании. 1 комбини-
рованный03.10 Фанера, рубанок, верстак.
Строганиеразделочныхдосокпокромке. 2 комбини-
рованный03.10 Разделочная доска, рубанок
Практическоеповторение (9 час.) Правилаповедениявмастерской. 1 комбини-
рованный06.10 Инструкция.
Изготовление: ручекдлярыхлителейиграблей. 2 комбини-
рованный06.10 Брусок, разметочный инструмент, рубанок.
ТБпристроганииипилении. 1 комбини-
рованный07.10 Ножовка прямозубая, косозубая.
Изготовление: детскихснеговыхлопаток. 2 комбини-
рованный07.10 Брусок, разметочный инструмент, рубанок.
ТБпризачистныхработах. 1 комбини-
рованный10.10 Наждачка.
Изготовление -шлифованиеразделочныхдосок. 2 комбини-
рованный10.10 Доски, копир, разметочный инструмент
Самостоятельная работа. (3 час) Правилаповедениявмастерской. 1 комбини-
рованный13.10 Инструкция.
Изготовлениедеталипризматическойформыиздревесины: брусок - 30х25х350 мм. 2 комбини-
рованный13.10 Брусок, разметочный инструмент, рубанок.
Разметка бруска рейсмусом (6 час.) Брусокиегосоставляющие. Пласть, кромка, торец. Лицеваясторонабруска. Обозначениелицевыхсторон. 1 комбини-
рованный14.10 Брусок.
Разметкасприпуском+2 мм.наобработкуугловогосоединения. 2 комбини-
рованный14.10 Рейсмус, брусок, ножовка.
Рейсмус. Видыстолярныхрейсмусов, ихназначениеиустройство. Понятиеприпусканаобработку. 1 комбини-
рованный17.10 Рейсмус, брусок.
Разметкарейсмусомбрускаизапиловкапорискам. 2 комбини-
рованный17.10 Рейсмус, заготовка.
Соединениерейкисбрускомврезкой (9 час.) Врезка: применениеиисполнение. Паз-ширинаиглубина. Зависимостьпрочностисоединенияотплотностиподгонкидеталей. 1 комбини-
рованный20.10 Образцы соединений.
Строганиебрусков (реек)контролемпоразметке.Разметкапообразцуичертежу.Разметканесколькихреекодновременно. 2 комбини-
рованный20.10 Бруски, рейки, разметочный инструмент, чертеж.
Разметка изделия пообразцуичертежу. Требованиякразметке. Гвоздиисаморезыкакдополнительныеэлементыкрепления. 1 комбини-
рованный21.10 Чертёж. Заготовка, линейка, карандаш.
Пропиливаниебрускаотлинииразметкивнутрь.Срезаниестамескойпрорезанногоматериала. 2 комбини-
рованный21.10 Доски, ножовка, стамески, киянка.
Стамеска. Элементыстамески. Размерыстамески. ТБприработестамески. 1 комбини-
рованный24.10 Стамеска 10, 16, 20. Инструкция.
Соединениеиподгонкадеталей.Предупреждениебракаприподрезании. 2 комбини-
рованный24.10 Разметочный инструмент. Клей, Гвозди.
Склеивание (12 час.) Видыстолярныхклеев–мездровый. Свойства, совместимость, недостатки 1 комбини-
рованный27.10 Образец клея.
Приготовлениестолярногоклея.Клееварка. 2 комбини-
рованный27.10 Плитки столярного клея, клееварка, вода.
Видыстолярныхклеев – костный. Свойства, совместимость, недостатки. 1 комбини-
рованный28.10 Образец клея, плакат.
Приготовлениестолярногоклея. Склеиваниедеталейгорячимклеем. 2 комбини-
рованный28.10 Плитки столярного клея, клееварка, вода.
Видыстолярныхклеев – казеиновый. Свойства, совместимость, недостатки. 1 комбини-
рованный31.10 Образец клея, плакат.
Приготовлениестолярногоклея.Склеиваниедеталейсвежеприготовленнымраствором. 2 комбини-
рованный31.10 Казеиновый клей, емкость, палочка, вода.
Видыстолярныхклеев–синтетическаяэмульсия. Свойства, совместимость, недостатки. 1 комбини-
рованный10.11 Образец клея, плакат.
Склеиваниеподготовленныхсоединений. 2 комбини-
рованный10.11 Казеиновый клей, емкость, палочка, вода.
Угловоеконцевоесоединениебрусковвполдерева (18 час.) Разметкаугловогоконцевогосоединениявполдерева1 комбини-
рованный11.11 Образец соединения, линейка, карандаш, заготовка.
Изготовлениеподрамниковразличныхразмеров. 2 комбини-
рованный11.11 Древесина, разметочный материал, гвозди,
Применениеугловогоконцевогосоединениябрусковвполдерева. Достоинстваинедостаткиданногосоединения. 1 комбини-
рованный14.11 Образец соединения.
Пилениевдольволоконрядомсриской.Спиливаниещечек. 2 комбини-
рованный14.11 Ножовка. Напильники.
Элементышипавполдерева: длина, ширина, толщина, щечки, плечики. Определениедлинышипавзависимостиотшириныбруска. 1 комбини-
рованный17.11 Образец шипового соединения.
Подгонкасоединения. 2 комбини-
рованный17.11 Клей, струбцины.
Столярныйклей. Общиепонятияопримененииклеев. Условияпрочностисклеивания: плотностьподгонки, сухостьматериала, сжатие. 1 комбини-
рованный18.11 Плакат.
Склеиваниеподготовленныхугловыхсоединений2 комбини-
рованный18.11 Образец соединения. Клей.
Рубанок–настройка, заточкарежущихэлементов, строгание 1 комбини-
рованный21.11 Рубанок, плакат.
Обработкаистроганиеэлементоврамки2 комбини-
рованный21.11 Рубанок, столярный угольник.
Виды наждачной бумаги по зернистости .Приемы работы наждачной бумагой. 1 комбини-
рованный24.11 Образцы наждачной бумаги, бруски.
Зачисткаэлементов рамки в местах ихсоединениянаждачнойбумагой. 2 комбини-
рованный24.11 Наждачная бумага.
Заготовки элементов рамки.
Практическое повторение (3 час.) ТБ при разметке 1 комбини-
рованный25.11 Инструкция.
Изготовлениерешеткидляваннойспоследующейзачисткой. 2 комбини-
рованный25.11 Разметочный инструмент
Самостоятельная работа и анализ качества (3 час) Правила хранения режущих инструментов 1 комбини-
рованный28.11 Ножовка, пиломатериал,
Выпиливаниеистроганиебрускапозаданнымразмерам. 2 комбини-
рованный28.11 Брусок, ножовка, чертёж, карандаш, линейка.
II триместр( 99 часов) Заготовка древесины (6 час.) Обсуждение плана работы на триместр. 1 комбини-
рованный01.12 Распиловка древесины на части по разметке. 2 комбини-
рованный01.12 Двуручная пила, кувалда, клинья
Пиломатериалы: доски обрезные и необрезные. Толщина и ширина. 1 комбини-
рованный02.12 Плакат. Образцы досок.
Складирование пиломатериала в штабель. 2 комбини-
рованный02.12 Видеофильм.
Угловое серединное соединение брусков вполдерева (18 час.) Технология изготовления и применение крестообразного соединения вполдерева. 1 комбини-
рованный05.12 Образец крестообразного соединения.
Разметка креста для установки елок (400х30х50) 2 комбини-
рованный05.12 Материал, клей, гвозди, саморезы.
Основные свойства клеев: растворимость, потеря клеящих свойств со временем. 1 комбини-
рованный08.12 Образцы клея.
Разметка и пригонка брусков. Фиксация насухо. 2 комбини-
рованный08.12 Саморезы, отвертка, молоток
Изготовление рамки с серединным бруском. Изготовление паза и шипа вполдерева. 1 комбини-
рованный09.12 Образец шипового соединения.
Определение лицевой стороны, строгание по линейке и угольнику. 2 комбини-
рованный09.12 Разметочный инструмент, рубанок.
Разметка бруска по размерам.ТБ при разметке. 1 комбини-
рованный12.12 Брусок, карандаш, линейка.
Разметка лицевой кромки бруска с помощью столярного рейсмуса. 2 комбини-
рованный12.12 Рейсмус, линейка, угольник
Строгание бруска по разметке. ТБ при строгании. 1 комбини-
рованный15.12 Брусок, рубанок.
Строгание по кромке до рисок с пометкой. Строгание пласти бруска. 2 комбини-
рованный15.12 Рубанок, линейка, угольник
Долбление проушин. ТБ при долблении. 1 комбини-
рованный16.12 Брусок, долото, стамеска, киянка.
Долбление проушин с применением долота или стамески по разметке. 2 комбини-
рованный16.12 Долото, стамеска, линейка, угольник
Сверление отверстий коловоротом(15 час) Коловорот: устройство и применение. 1 комбини-
рованный19.12 Коловорот, брусок, сверло.
Изготовление подставки для сверл 2 комбини-
рованный19.12 Сверла, коловорот, рубанок, разметочный инструмент.
Сверление сверлами и крепление их в патроне. 1 комбини-
рованный22.12 Набор свёрл, коловорот, дрель ручная.
Строгание и разметка мест сверления. 2 комбини-
рованный22.12 Сверла, штангенциркуль, плакаты.
Размеры сверл. Виды сверл. 1 комбини-
рованный23.12 Набор свёрл по металлу, дереву, станочные свёрла.
Измерение диаметра сверла. 2 комбини-
рованный23.12 Коловорот, сверла, верстак
Область применения и назначения сверления. 1 комбини-
рованный26.12 Установка глубины сверления 2 комбини-
рованный26.12 Сверло, хомут.
Верстак и работа в зажимных устройствах. 1 комбини-
рованный12.01 Верстак столярный ученический.
Сверление отверстий в зажимных устройствах. 2 комбини-
рованный12.01 Сверло, дрель ручная электрическая.
Геометрическая резьба по дереву( 24 час.) Назначение и область применения резьбы. Виды резьбы по дереву. Инструменты для резьбы. 1 комбини-
рованный13.01 Образцы изделий с резьбой, рисунки, плакаты.
Разметка рисунка. 2 комбини-
рованный13.01 Доски, копировальная бумага, разметочный инструмент.
Выполнение рисунка и перевод его на подготовленную поверхность для резьбы. 1 комбини-
рованный16.01 Рисунок, копировальная бумага, кнопки, фанера, карандаш.
Крепление рисунка на заготовке при копировании. Копирование рисунка. 2 комбини-
рованный16.01 Линейка, карандаш, заготовка, рубанок.
Материал для резьбы. 1 комбини-
рованный19.01 Образцы мягких пород древесины.
Подготовка поверхности для резьбы. 2 комбини-
рованный19.01 Рубанок, брусок, наждачная бумага.
Липа, осина, ольха, сосна: свойства, механическая обработка 1 комбини-
рованный20.01 Образцы мягких пород древесины. Резцы.
Разметка, пиление, строгание древесины согласно эскизу. 2 комбини-
рованный20.01 Брусок, линейка, карандаш, рубанок, ножовка.
Инструмент для резьбы. Нож-косяк: устройство и назначение. 1 комбини-
рованный23.01 Резца, нож-косяк. Брусок шлифовальный.
Работа по вырезанию геометрического рисунка с помощью ножа-косяка. 2 комбини-
рованный23.01 Резаки, карандаш, линейка, доска
Заточка инструмента и правила хранения. 1 комбини-
рованный26.01 Набор резцов, нож-косяк, брусок шлифовальный.
Работа по вырезанию геометрического рисунка с помощью ножа-косяка. 2 комбини-
рованный26.01 Заготовка, нож-косяк, брусок.
Геометрическая резьба. Перевод рисунка, разметка прямых линий. 1 комбини-
рованный27.01 Брусок, рисунок, копировальная бумага, кнопки.
Выполнение резьбы по копирам и по линиям отдельных элементов. 2 комбини-
рованный27.01 Карандаш, рисунок, доски, линейка
Геометрическая резьба.Усложнение элементов геометрической резьбы. 1 комбини-
рованный30.01 Рисунки, карандаш, линейка, заготовка.
Выполнение резьбы по копирам и по линиям отдельных элементов. 2 комбини-
рованный30.01 Карандаш, линейка, заготовка, набор резцов.
Практическое повторение (21 час.) Правила хранения режущих инструментов. 1 комбини-
рованный02.02 Крепление рисунка на доске. 2 комбини-
рованный02.02 Материал, клей, гвозди, саморезы.
ТБ при работе стамеской. 1 комбини-
рованный03.02 Набор стамесок.
Разметка, пиление, строгание древесины. 2 комбини-
рованный03.02 Разметочный инструмент, рубанок.
ТБ при разметке. 1 комбини-
рованный06.02 Инструкция.
Изготовление простых изделий и работа с эскизами. 2 комбини-
рованный06.02 Рейсмус, линейка, угольник
ТБ и правила поведения в мастерской. 1 комбини-
рованный09.02 Инструкция.
Разметка лицевой кромки бруска. 2 комбини-
рованный09.02 Долото, стамеска, линейка, угольник
ТБ при пилении, строгании, долблении. 1 комбини-
рованный10.02 Инструкция, ножовка, долото, рубанок.
Зачистка готовых изделий наждачной бумагой. 2 комбини-
рованный10.02 Сверла, коловорот, рубанок,
ТБ при склеивании. 1 комбини-
рованный13.02 Образцы клея.
Соединение и подгонка деталей. 2 комбини-
рованный13.02 Наждачная бумага.
ТБ при шлифовке. 1 комбини-
рованный16.02 Брусок, наждачная бумага.
Покрытие лаком или олифой. 2 комбини-
рованный16.02 Алкидный лак, щетинная кисть, олифа.
Криволинейное пиление (12 час) Перевод и разметка шаблона по клеткам. 1 комбини-
рованный17.02 Изготовление шаблона для разметки. 2 комбини-
рованный17.02 Шаблон, фанера, бумага, карандаш.
Пилы для пиления по кривым линиям. 1 комбини-
рованный20.02 Набор пил.
Пиление выкружными пилами 2 комбини-
рованный20.02 Заготовка, выкружная пила.
Учет направления волокон при разметке. 1 комбини-
рованный23.02 24.02 Образцы древесины.
Наладка и перенастройка выкружной пилы. 2 комбини-
рованный23.02 24.02 Верстак, заготовка, выкружная пила.
Криволинейное пиление фанеры лобзиком 1 комбини-
рованный24.02 Лобзик ручной, электрический, фанера.
Практическая работа в изготовлении изделия из фанеры. 2 комбини-
рованный24.02 Фанера, лобзик ручной.
Самостоятельная работа (3 час.) ТБ при пилении и строгании. 1 комбини-
рованный27.02 Инструкция, ножовка, рубанок.
Изготовление ручки рыхлителя диаметром 22 мм.и длиной 800 мм. 2 комбини-
рованный27.02 Линейка, карандаш, ножовка, рубанок, скоба проверочная.
III триместр (102 часа) Обработка криволинейных кромок (9 час) Напильники: драчевые и рашпили, размеры и форма. 1 комбини-
рованный02.03 Набор напильников.
Зачистка наждачной бумагой после работы рашпилем. 2 комбини-
рованный02.03 Рашпиль, наждачная бумага.
Стамески и работа ими при обработке криволинейных кромок. 1 комбини-
рованный03.03 Набор стамесок, заготовка.
Резание выпуклых кромок стамеской. 2 комбини-
рованный03.03 Долото, стамеска, линейка, угольник, заготовка.
Рубанок и работа при обработке криволинейных кромок. 1 комбини-
рованный06.03 Рубанок, заготовка.
Обработка криволинейных кромок рубанком. 2 комбини-
рованный06.03 Разметочный инструмент, рубанок.
Практическое повторение(15 час). ТБ и правила поведения в мастерской. 1 комбини-
рованный09.03 10.03 Инструкция.
Разметка и выпиливание шипов. 2 комбини-
рованный09.03 10.03 Стусло, ножовка, мерная линейка
Основные виды разметочного инструмента 1 комбини-
рованный10.03 Разметочный инструмент.
Практическая работа в разметке столярного изделия. 2 комбини-
рованный10.03 Линейка, карандаш, рейсмус, брусок.
Правила хранения режущих инструментов. 1 комбини-
рованный13.03 Проверка прямоугольности соединения, прессование. 2 комбини-
рованный13.03 Заготовки, верстак, рубанок.
ТБ при пилении, строгании, долблении. 1 комбини-
рованный16.03 Ножовка, рубанок, долото, набор стамесок.
Подгонка соединений.(установка соединения в зажимах). 2 комбини-
рованный16.03 Разметочный инструмент. Клей, Гвозди.
Клеи – их виды и применение. 1 комбини-
рованный17.03 Образцы клея.
Нанесение клея на детали.Шлифование готового изделия. 2 комбини-
рованный17.03 Заготовки, клей. Наждачная бумага.
Изготовление решеток для ванной комнаты. (12 час) Саморезы: элементы самореза, виды шлицев, размеры. 1 комбини-
рованный20.03 Саморезы, плакат.
Выбор брусков без дефектов, разметка. 2 комбини-
рованный20.03 Дрель, разметочные инструменты, саморезы, рейки.
Пороки древесины. 1 комбини-
рованный30.03 Бруски с видами порока древесины.
Строгание брусков согласно чертежа (эскиза). 2 комбини-
рованный30.03 Брусок, разметочный инструмент, рубанок.
Дрель: устройство и назначение. 1 комбини-
рованный31.03 Дрель.
Разметка мест сверления под саморезы. 2 комбини-
рованный31.03 Бруски, рейки, разметочный инструмент, чертеж.
Наждачная бумага: виды и зернистость. 1 комбини-
рованный03.04 Образцы наждачной бумаги.
Шпатлевание дефектов. 2 комбини-
рованный03.04 Шпатлевка, наждачная бумага, зачистной брусок.
Изготовление рамок из брусков (15час) Лучковая пила: назначение и применение. 1 комбини-
рованный06.04 Лучковая пила.
Нарезание заготовок лучковой пилой. 2 комбини-
рованный06.04 Доски, копир, разметочный инструмент
Разметочный инструмент: правила хранения. 1 тчистной брусокная бумаганныела.илы. комбини-
рованный07.04 Разметочный инструмент.
Разметка углового соединения вполдерева. 2 комбини-
рованный07.04 Ножовка, пиломатериал, разметочный инструмент
Правила выполнения врезки вполдерева 1 комбини-
рованный10.04 Образцы соединения – вполдерева. Разметочный инструмент.
Проверка правильности сборки с помощью столярного угольника и линейки. 2 комбини-
рованный10.04 Столярный угольник, мерная линейка.
Лаки: общие сведения, назначение, применение. 1 комбини-
рованный13.04 Образцы лака.
Зачистка деталей наждачной бумагой. 2 комбини-
рованный13.04 Наждачная бумага, цикля.
Краски: общие сведения, назначение, применение. Прозрачная и непрозрачная отделка. 1 комбини-
рованный14.04 Щетинная кисть, лак, краска.
Покрытие изделия лаком. 2 комбини-
рованный14.04 Изделий, лак, кисть, растворитель.
Изготовление стенда из реек (15 час) Подбор материала. Удаление пороков древесины. 1 комбини-
рованный17.04 Бруски с пороками древесины, стамески, набор выкружных пил.
Разметка, пиление заготовок для изделия. 2 комбини-
рованный17.04 Брусок, разметочный инструмент, ножовка.
Ножовка для поперечного пиления. 1 комбини-
рованный20.04 Ножовка для поперечного пиления, брусок.
Строгание заготовки требуемого размера. 2 комбини-
рованный20.04 Заготовки, верстак, рубанок.
Рубанок и его наладка. 1 комбини-
рованный21.04 Рубанок, молоток.
Зачистка деталей наждачной бумагой. 2
комбини-
рованный21.04 Набор наждачной бумаги, деталь.
Лаки и краски. Хранение и меры безопасности. 1 комбини-
рованный24.04 Образцы лака.
Соединение с помощью саморезов. 2 комбини-
рованный24.04 Саморезы, бруски.
Сушка лакированных изделий. Хранение кистей. 1 комбини-
рованный27.04 Образцы изделий, набор кистей.
Покрытие изделия лаком. 2 комбини-
рованный27.04 Краски, лаки, щетинная кисть.
Изготовление полки. (18 час) Разделение пород:мягкие и твердые. 1 комбини-
рованный28.04 Образцы древесины.
Разметка, пиление заготовок изделия. 2 комбини-
рованный28.04 Брусок, разметочный инструмент, ножовка.
Приемы компоновки столярного изделия по его назначению. 1 комбини-
рованный01.05 28.04 Образцы столярных изделий.
Упражнения в определении деталей по их назначению 2 комбини-
рованный01.05 28.04 Образцы деталей.
Виды крепежных элементов. 1 комбини-
рованный04.05 05.05 Образцы крепёжных элементов.
Строгание заготовки требуемого размера. 2 комбини-
рованный04.05 05.05 Заготовки, верстак, рубанок.
Клеи: их свойства, назначение, применение. 1 комбини-
рованный05.05 Образцы клея.
Соединение с помощью саморезов. 2 комбини-
рованный05.05 Дрель, саморезы, отвертки, молоток
Саморезы, гвозди, дюбели: их назначение и свойства. 1 комбини-
рованный08.05 Саморезы, гвозди, дюбели.
Зачистка деталей наждачной бумагой. 2 комбини-
рованный08.05 Наждачная бумага, образцы деталей.
Инструменты для работы с крепежными материалами. 1 комбини-
рованный11.05 08.05 Набор отвёрток, шуруповёрт с набором бит, электроотвёртка.
Лакирование изделия. 2 комбини-
рованный11.05 08.05 Краски, лаки, щетинная кисть.
Практическое повторение (15 час) Требования к качеству разметки. 1 комбини-
рованный12.05 Разметочный инструмент, брусок.
Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. 2 комбини-
рованный12.05 Линейка, карандаш, брусок.
Стамеска: виды, устройство, применение, размеры. 1 комбини-
рованный15.05 Набор стамесок.
Удаление стамеской подрезанного материала. 2 комбини-
рованный15.05 Набор стамесок, брусок.
Строгание.Проверка качества работы. 1 комбини-
рованный18.05 Брусок, рубанок.
Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой. 2 комбини-
рованный18.05 Брусок, рубанок, линейка.
Брак при пилении: меры предупреждения. 1 комбини-
рованный19.05 Брусок, ножовка, линейка, угольник.
Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. 2 комбини-
рованный19.05 Брусок, ножовка, линейка, угольник.
Виды брака при отделочных работах. 1 комбини-
рованный22.05 Образцы изделий с видами брака.
Окончательная отделка столярного изделия. 2 комбини-
рованный22.05 Изделие.
Контрольная работа. (3 час) ТБ при строгании и пилении. 1 комбини-
рованный25.05 Инструкция.
Изготовление деталей лопатки из фанеры. 2 комбини-
рованный25.05 Фанера, разметочный инструмент, лобзик, наждачка.