Методический материал по игровой деятельности Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет»
«Сенсорное развитие ребенка: игры для малышей от 1 до 3 лет»
Г.А. Шихова
Педагог-психолог
1 квалификационной категории
2015 год
Органы чувств – это единственный и полноценный источник получения информации не только в младенчестве, но и позже: всю жизнь человек развивает свои сенсорные системы, накапливая опыт – полученные с их помощью знания. При помощи игр на сенсорное развитие ребенка мы демонстрируем малышу, насколько интересен и разнообразен этот мир. Конечно, из всевозможных развивающих игр не следует делать культ обучения.
А играть – это же так интересно!
Развитие слуха у детей
Необходимо обращать внимание ребенка на те или иные звуки во время прогулки, пребывания дома, особенно если звук – незаурядный, незнакомый или малоизвестный малышу (скажем, фортепиано). Речка, ветер, автомобильный сигнал, сирена, пение птиц, шелест листвы – все это может очень заинтересовать маленького исследователя!
Читая детям сказки необходимо интонировать речь персонажей. Тоненький у зайца, басовитый – у медведя, манерный – у лисички и т.д. Дети любят мультики? Необходимо найти фильм с хорошей озвучкой, даже если это переводная лента. Не надо отказывать ребенку в повторе любимых моментов: очень скоро он сам начнет имитировать речь героев мультфильма, и мы удивимся, насколько верно он передаст эмоции через интонацию.
Надо одобрять пение ребенка. Детки обычно любят петь: если нет объективных причин соблюдать тишину, не надо препятствовать любимому занятию малыша.
Развитие обоняния и вкуса
Различные блюда для человека в буквальном смысле становятся пищей для исследования вкусовыми и обонятельными рецепторами. Малыш взрослеет, и его меню с каждым днем пополняется новыми «источниками информации», формируются вкусовые пристрастия. В процессе дидактических игр можно и попробовать, лизнуть, соотнести цвет, форму, запах и вкус овоща или фрукта. Все это расширяет кругозор малыша и делает наш мир понятнее, но еще интереснее, чем прежде!
Развитие зрения
Для общего сенсорного развития и, в частности, тренировки маленьких глазок, крохе можно предложить следующую игру. Взять три одинаковых коробочки и нарисовать на них разные картинки (можно вырезать и наклеить). Дать малышу рассмотреть картинки, сориентироваться, что на них изображено. В одну из коробочек положить маленькую игрушку (желательно новую – тогда ребенку играть будет еще интереснее). Сказать, что изображено на коробочке с сюрпризом – а малыш должен взять нужную и найти свой подарок.
Другой вариант игры – положить в одну из коробочек колокольчик и по очереди потрясти каждую из них. Задача ребенка состоит в том, чтобы запомнить, что изображено на звенящем коробке.
Цветовосприятие у детей.
Когда малыш будет четко различать базовые цвета (специалисты утверждают, что это происходит к концу третьего года жизни), будет актуальна такая игра. Сначала сделать заготовки – небольшие листы бумаги, покрытые краской одного цвета, с одним-двумя незакрашенными пятнышками-окнами. Малыш должен найти эти цвета в красках и закрасить окошки так, чтобы получился лист одного цвета.
А немного позже, когда цвета будут усвоены на отлично, можно поиграть с оттенками. Оттенки – более сложная игра, и если ребенок почти во всех случаях ошибется, это абсолютно нормально.
Изучение на ощупь
Игра проста: завязываем платком ребенку глазки и предлагаем на ощупь определить, что это за предмет перед ним такой интересный? Для игры нужно выбрать предметы, хорошо знакомые малышу своими свойствами. Перед тем, как завязать глазки, обязательно надо показать всех «участников». Нужно выбрать предметы с контрастными признаками: пушистую шапочку, тапочку с помпоном, носочек с бантиком и т.д. Четыре-пять для начала вполне хватит.А вот игра посложнее. В одинаковые блюдца насыпать по одной-две ложки разных круп, макарон, фасоль, мак, соль, сахар, налейте воды и поставьте пустое блюдце. Ребенок должен правильно назвать то, что лежит в блюдце.
Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка.Посмотрим, что в ведерке.
Вам потребуются: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки.Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте его ребенку. Попросите малыша открыть ведерко. Вытаскивайте игрушки, раскладывайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Доставая игрушки, описывайте каждую из них: «Посмотри, какое красное яблоко. Очень красивое! А вот – зеленый кубик. Мы положим его рядом с яблоком». Разложив игрушки, полюбуйтесь ими. Радуйтесь вместе с крохой каждой вещи, чтобы он чувствовал ваш эмоциональный настрой. Пусть малыш подержит в руках каждую игрушку, поиграет с ней. По окончании занятия попросите ребенка собрать все предметы в ведерко и накрыть его крышкой. Помогите малышу навести порядок.Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия.
Кто что ест
Вам потребуются: фигурки животных и продукты, употребляемые этими животными, вырезанные из картона.
Смешайте все фигурки, попросите ребенка раздать животным то, что они любят кушать: зайке - морковку, козочке - капусту, медведю - мед, ежику - грибы, белочке - орехи и т.д. Если ребенок затрудняется выполнить задание, помогите ему, возьмите морковку и поинтересуйтесь, кому вы ее отдадите.И сами же воскликните: «Ну, конечно же, зайке! Это зайцы любят грызть морковку!» и т.д.
Игра способствует развитию речи, мелкой моторики, знакомит с животным миром.
Изучаем части тела
Возьмитесь двумя руками за уши и скажите: «У меня есть уши, а у тебя?». Побудите малыша потрогать свои уши «А зачем нам уши?». Потрясите погремушку перед ухом ребенка, потом отойдите подальше и еще раз погремите. «Уши – чтобы слышать!». «А сколько у нас ушей? Вот, смотри, одно ухо, а вот - еще одно. У нас два уха» Называйте и показывайте все остальные части тела, рассказывая об их функциях.
ПирамидкиВам потребуются: 2-3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.Снимите насадки со всех пирамидок и перемешайте их. Рассматривая по одной, называйте цвет и форму насадок. Разрешите ребенку собрать пирамидки так, как ему вздумается. Если на одну пирамидку нанизаны разные детали, обратите на это внимание малыша. Еще раз смешайте насадки, помогите ребенку собрать пирамидки правильно. Комментируйте свои действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давай найдем все кольца. Теперь нам надо выбрать самое большое кольцо» и т.д. Сравнивайте кольца по размеру и цвету. Объясняйте ребенку: «Вот это кольцо – большое, а вот это - поменьше, давай найдем самое маленькое колечко».
Игра способствует развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности. Помогает изучить цвет и форму предмета.
Подбери цвет
Вам потребуются: 2 одинаковые пирамидки с двухцветными насадками.Снимите насадки с пирамидок и смешайте их. Объясните ребенку, что на одну пирамидку мы наденем желтые шарики (покажите), а на другую - зеленые. Соберите пирамидку вместе с ребенком, повторяя: «Смотри, я беру желтый шарик, где у нас пирамидка с желтыми шарами? А вот этот шарик мы на какую пирамидку наденем?».
Игра способствует развитию логического мышления цветового восприятия.
Конус
Вам потребуется: конусная пирамидка.
Покажите ребенку конусную пирамидку. Пусть он подержит ее в руках, поиграет с ней. Затем покажите, как разбирается и собирается пирамидка. Обращайте внимание малыша на то, что кольца отличаются по размеру и по диаметру отверстий, старайтесь объяснять в доступной для ребенка форме. Попросите нанизать кольца на конус. Регулярные занятия помогут малышу научиться сопоставлять размер диаметра кольца с шириной конусообразного стержня. Собрав пирамидку правильно, проведите по ней рукой малыша, обратите его внимание на то, какая она ровная. Отдайте пирамиду малышу после того, как он беспорядочно нанижет кольца, вновь проведите его рукой по пирамидке, фиксируя неровности.
Игра способствует сенсорному развитию ребенка, знакомит с формой предметов.МатрешкиВам потребуются: несколько матрешек - одна в другой.
Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Побудите малыша открыть матрешку. Поставьте матрешек рядом. Обратите внимание на то, что матрешки отличаются по величине. Попросите показать, где маленькая, а где большая матрешка. Пусть ребенок попробует вложить маленькую матрешку в большую и снова достать ее. В дальнейшем добавляйте по одной матрешке, вкладывая их друг в друга. Вытаскивая, расставляйте их сначала в порядке уменьшения размера, затем наоборот. Показывайте крохе, как совмещать рисунок на матрешке.
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков сопоставления предметов по величине.
Мешок с подарками
Вам потребуются: тканевый мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.Возьмите любые крупные предметы: кубик, кольцо от пирамидки, маленькую книжку и т.п.
Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что-нибудь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии до 1-2 игрушки.
Игра способствует сенсорному развитию, знакомит с величиной и формой предметов.Шарики
Вам потребуются: два пластмассовых шарика разных цветов.Дайте ребенку шарики. Опишите их форму и цвет. Покажите, как они катятся по столу и падают на пол. Побудите ребенка делать то же самое. Поставьте перед столом коробку, чтобы шарики, скатываясь, попадали в нее. Предоставьте ребенку свободу действий.
Игра способствует сенсорному развитию, помогает изучить цвет, форму и свойства предметов.
Первая горка
Вам потребуется: картон.
Сделайте небольшую горку из картона, перегнув его пополам. С горки можно скатывать маленькие машины, шарики. Поставьте перед горкой кубик, покажите, как машинка, скатившись с горки, останавливается, ударившись о кубик.
Игра способствует развитию логического мышления.
Ловись, рыбка, большая и маленькая
Вам потребуются: веревка с магнитом на конце (удочка из игры «Рыбак»), мелкие металлические предметы.
Во время игры внимательно следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот мелкие предметы. Поместите игрушки в таз или коробку, покажите малышу, как магнитик на веревке притягивает металлические предметы. Поиграйтев «рыбалку». Считайте каждую пойманную «рыбку». В конце игры еще раз пересчитайте весь «улов».
Игра способствует развитию моторики, согласованности движений.
Где звенит
Вам потребуются: три картонных коробки, колокольчик.Возьмите небольшие картонные коробки, можно из-под молока, положите в одну из них колокольчик, в другую - немного крупы, а третью оставьте пустой. Оклейте коробки цветной бумагой. Трясите коробки и слушайте, какие звуки они издают, не забывая называть цвет коробок: «Интересно, что это звенит в желтой коробке?» и т.д. После того, как малыш будет разбираться в цветах имеющихся коробок, их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.
Игра способствует развитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов.
Делай, как я (вариант игры Б.П. Никитина «Обезьянки»)
Сядьте напротив ребенка, показывайте ему различные жесты руками, изменяйте мимику лица, делайте движения разными частями тела, побуждая малыша повторять то, что вы ему показываете. Комментируйте свои действия: «Сейчас я буду веселая! (улыбнитесь)». «А сейчас я сердитая (нахмурьтесь)». «Я смотрю в бинокль (поднесите руки к глазам)». «Я плыву (соответственные движения)».Игра способствует сенсорному развитию, а также развитию внимания, логики, мелкой моторики.
Учимся различать цвета. Не перепутай!
Вам потребуются: красный мяч, синий мяч, лист бумаги красного цвета, лист бумаги синего цвета.
Предложите ребенку покатать по полу красный мяч, затем синий. Обращайте внимание малыша на цвет игрушки, повторяя: «Мы играем в красный (синий) мяч» Расстелив на полу листы цветной бумага, попросите ребенка красный мяч положить на красный лист, а синий - на синий. Если ребенок ошибается, подскажите ему. Не забывайте повторять: «Это красный мяч, я кладу его на красный лист».
Игра способствует развитию логического мышления, учит различать цвета.Уборка
Вам потребуются: корзина или ведерко, предметы разного цвета.Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т.д.) цвета. Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие безопасные вещи. Отыскивая предметы, советуйтесь: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?». Подберите вещь другого цвета и побудите ребенка объяснить вам, что вы ошибаетесь.
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования предметов по цвету.
Раскрась круги
Вам потребуются: четыре листа бумаги, два цветных карандаша.Возьмите два листа бумаги, на каждом из них нарисуйте по большому кругу. Предложите малышу поиграть: пусть он раскрасит свой круг желтым цветом, а вы - красным. Рассматривая рисунки, обращайте внимание ребенка на цвет круга, проводите аналогии: «Как красиво ты раскрасил(а) круг желтым цветом, теперь Он похож на солнышко». На двух других листах нарисуйте большие квадраты (треугольники и пр.) и раскрасьте их, поменявшись карандашами. Обсудите, на что похожа фигура. В дальнейшем можно привлекать к игре других членов семьи, не забывая обращать внимание ребенка на количество фигур и карандашей. Не настаивайте на том, чтобы малыш раскрашивал фигуры строго по контуру. Обязательно участвуйте в игре, глядя на вас, ребенок будет повторять ваши действия, приобретать полезные навыки.
Игра способствует развитию моторики, подражательной деятельности, учит различать цвета.
Геометрические фигуры
Вам потребуются: 5 разноцветных кругов, вырезанных из картона.
Рассмотрите с малышом один из кругов, при этом рассказывайте ему: «Это круг. Он красного (синего, зеленого и т.д.) цвета. Давай подумаем, на что он похож (на яблоко, на солнышко, на колесо)». Поищите в комнате круглые предметы. Изучайте круги разного цвета. После того, как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом и диапазон цвета. Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Ищите ассоциации.
Игра учит различать предметы по цвету и форме.
Разберемся!Вам потребуются: 3 вырезанных из картона круга и 3 квадрата.
Перемешайте круги и квадраты. Попросите ребенка помочь вам отобрать все круги. После чего раскрасьте их одним цветом. Для раскрашивания квадратов используйте карандаши другого цвета.