Методический материал об особенностях организации игровой деятельности учеников начальных классов с нарушением зрения
Младшие школьники с нарушением зрения. Какие у них игры?
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Сейчас в наши школы всё больше приходят дети, имеющие клинические формы нарушения зрения, которые обуславливают разнообразие вторичных отклонений в психическом, физическом развитии детей, в формировании ориентировки в пространстве, координации движений, мелкой моторики. После диагностического обследования, одним из первых методов коррекции приходит на помощь игра.
Дети младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в играх, так же как и нормально развивающиеся ровесники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Игра особенно уместна и даже необходима в обучении первоклассников-шестилеток, когда становление учебной деятельности происходит при пока недостаточном развитии произвольного внимания, восприятия, памяти. Усвоение учебного материала, который год от года наиболее усложняется, требует многочисленных, сходных по характеру упражнений и повторений, но ребёнку с нарушениями в развитии длительные волевые усилия пока ещё не всегда доступны. В этой ситуации игра решает педагогические задачи значительно быстрее, чем какое-либо другое средство.
В.Л.Сухомлинский писал: “Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Я наблюдаю, как потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. Именно в этот момент игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Игра “Угадай, где монетка”.
Коррекционные задачи: развитие слухового восприятия, обучение детей умению определять направление звука.
Игровой материал: монетка.
Ход игры. Ребята садятся в кружок вокруг стола. Педагог говорит: “Я – водящий, буду стоять рядом со столом. Сначала я дам кому-нибудь монетку, а вы, держа руки под столом, должны незаметно передавать её друг другу. Через какое-то время я подам сигнал “Стоп”. Вы должны будете немедленно положить руки на стол, ладонями вниз. Кладёт руки и тот ребёнок, у кого окажется в этот момент монета. Я по звуку монетки постараюсь угадать, у кого находится монета, покажу на руку и скажу: “ Монета здесь”. Если я угадаю, то этот ребёнок становится водящим, если нет, водящим остаюсь я.
Игра “Подними мяч”.
Коррекционные задачи: развитие точного восприятия движений партнёра.
Игровой материал: мячи среднего размера.
Ход игры. Игра проводится на ковре. Педагог разбивает детей на пары и сообщает правила игры: “Сейчас игрокам каждой пары нужно будет лечь на пол друг напротив друга на живот так, чтобы ваши головы оказались рядом, и поднять мяч, который будет находиться между вашими головами. Нужно поднять мяч и встать самим. Касаться мяча можно только головами, при этом постепенно поднимаясь, сначала встав на колени, а потом на ноги. При последующих проведениях игры детей можно объединить не в пары, а в тройки.
Игра “Не ошибись”.
Коррекционные задачи: развитие координации рук и глаз.
Ход игры. Ребята становятся в круг, и педагог рассказывает правила игры: “Первый игрок показывает одну из частей своего тела, например, голову, а говорит: “Это моя рука”, второй игрок должен показать ногу, а сказать: “Это моя голова” и т.д. Каждый участник игры показывает на любую часть тела, а называет ту, которую показал предыдущий участник игры. Кто ошибается, выходит из игры”. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
Игра “Передай кубик”.
Коррекционные задачи: развитие пространственной ориентировки, тактильной чувственности ребёнка.
Ход игры. На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.
По сигналу педагога кубик передаётся каждому ученику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно также передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.
Эту игру можно модифицировать в зависимости от желания педагога и возраста учеников, в третьем классе, например, вместо чисел по порядку можно использовать сотни по порядку, тысячи и т.д.
Игра “Числа”.
Коррекционные задачи: расширение объёма представлений о числах, развитие мышления.
Ход игры. Ученики делятся на две команды. Задание для первой команды: применяя знаки арифметических действий, написать число два тремя тройками, затем пятью тройками (3-3:3=2; 3+3-3:3-3=2). Задание для второй команды: применяя знаки действий, написать число три тремя и четырьмя двойками (2+2:2=3; 2Х2-2:2=3). Выигрывает та команда, которая первой выполнит задание.
Занимательные пятиминутки:
Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех? (Муха)
Через шесть лет Вите будет на 6 лет больше, чем Коле сейчас. Кто из мальчиков моложе? (Витя)
Через 10 лет Гале будет на 10 лет больше, чем Свете сейчас. Кто из девочек старше? (Света)
Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семёнов. Кто младше всех?(Семёнов)
Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и кто самый тяжёлый? (Катя самая печальная, Маша самая тяжёлая)
Сколько всего надо цифр, чтобы пронумеровать тетрадь, в которой 100 страниц?
Лестница состоит из 23 ступенек. Какая ступенька находится в середине лестницы?
Цапля, стоящая на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит цапля, стоящая на двух ногах?
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Также в своей работе я использую игры на развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха, сенсомоторных координаций, познавательных способностей.
Изографы:
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Сегодня в научно-педагогической и методической литературе можно найти много разнообразных и достаточно развёрнутых рекомендаций по использованию игр в учебно-коррекционной практике. Однако до недавнего времени основной акцент при рассмотрении вопросов о целесообразности и правомерности привнесения игры в педагогический процесс делался только на её вкладе в обучение и воспитание детей. Вместе с тем происходящие в последние десятилетия процессы становления системы социально-психолого-педагогической поддержки детства, активное включение развивающих технологий в деятельность коррекционных образовательных учреждений позволяют изучать ещё один аспект - место игры в решении вопросов выявления, предупреждения и профилактики вторичных отклонений у детей с нарушениями в развитии.
Поэтому не только адаптирующие, диагностические, дидактические, обучающие, воспитательные, но и развивающие и коррекционные функции игры должны быть осознаны и освоены взрослыми в целях наиболее эффективного использования её позитивного влияния на процессы детского развития.
Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети младшего школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М.Макаренко. Он писал: “Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть”.
Используемая литература:
Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) / М.: Эксмо, 2007.
Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты/ Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Коррекционно-воспитательная работа в образовательном учреждении “начальная школа – детский сад” для детей с нарушением зрения / Сборник статей из опыта экспериментально-педагогической работы в учебно-образовательном учреждении “начальная школа – детский сад” г.Москвы под редакцией Л.И.Плаксиной / М.; Издательство “ГороД”, 1998.
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-10лет): рабочие тетради. М.: Росткнига, 2008.
Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2003.