Работа со словарными словами на уроках русского языка
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ№51» города Курска
Н.Г. Шевченко.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства школьников соответственно преобладает и образный тип памяти. Специфика содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, легко забываемые слов, преобладания не яркого материала) тоже не способствует овладению детьми твёрдых навыков орфографии.На основании этого я предлагаю системы упражнений на формирование орфографической зоркости младших школьников при работе со словарными словами
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.
Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный - ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат - тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар - здание, постройка для хранения
зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова.Задания, направленные на запоминание слов с непроверяемыми орфограммами.
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующие:
а) устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них "опасного" при письме места;
б) выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" и др.;
наречия: быстро, вдруг;
имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д.;в) списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание.
OA
учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова;
г) упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. Словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
Материал для работы со словарными словами.
Подбор однокоренных слов:
Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
Болото, болотце,болотный,болотистый.
Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьи.ный.
Разбор слова по составу:
для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника: Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др. Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
Синонимы:
алмаз - бриллиант,
алфавит - азбука,
рассвет - восход,
ребёнок - малыш - дитя - крошка - детёныш - малютка, спасибо - благодарю.
Антонимы:
богатство - бедность,
быстро - медленно,
весело - грустно,
город - деревня,
дорога - аллея, шоссе,
дорогой - дешёвый (товар),
женщина - мужчина,
Этимологические сведения:
аквариум (от лат. слова aqua "вода")
аллея (от франц. слова allee "проход, дорога")
балкон (займете, из итальянского яз. balcone "балкон")
бутерброд (из немец, яз. butter "масло" + brot "хлеб")
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox "быстрый + ре "нога")
вермишель (от лат. слова vermis "червяк")
герой (от греч. слова heros "богатырь древних времён")
гимназия (от греч. слова gymnasion "площадка для гимнастических упражнений", позднее - "школа", где философы вели беседы со своими слушателями)
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.
Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо). Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно). Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой
Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми словарные слова.
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Игра «В букву».
Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик». Первый ученик произносит- У, второй - Ч, третий -Ей т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки.
Игра «Угадай - ка».
Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ
Игра «Собери слово».
Р П А Т А ДЕ Т Ь ЛН (Тетрадь, пенал).
Игра «Поиск».
Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...).
Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт).И, наоборот, можно дать конец слова:Слова спокойно жили в книжке,Но книжку вдруг погрызли мышки.От слов начала откусили,Из книжки в норку утащили.(...суда, ...тух, ...рёза, ...сква).
Игра «Ступеньки».
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ
Игра «Догадайся, что за слово».
ВОРОНА СОРОКА СОЛОМА КОРОВА МОЛОКО
Игра «Расшифруй слово».
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово: 2 10 13 6 20 33 2 13 16 12 16(билет) (яблоко)
Способы организации ассоциативных связей.
Перед запоминанием трудных слов рекомендуется провести работу над их смысловым значением. Сначала свои предложения высказывают дети, затем учитель даёт толкование слова с помощью словаря или (и) показывает картинку, иллюстрацию его значения.
1 .Графический приём.Опора на зрительные образы, двигательные анализаторы. Букву, которую надо запомнить, выделяем и превращаем в предмет, связанный со смысловым запоминанием слова.
а).Картинки:
ассоциация по смыслу:
л...пата ...гурец яг...дам...рковь ябл...ко
ассоциация по смежности и сходству:
м... л... ко Молоко везут круглые колеса. м...л...т...к Он забивает круглые гвозди, п... суда Это круглая сковорода.
букву Ё можно превратить в ёжика: шёл Шёл ёжик, чёрный Шёл чёрный ёжик, жёлтый Шёл жёлтый ёжик.
Шифровки - ребусы.
У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная память. 2.Фонематический приём.
Опоры на слуховые анализаторы. «Слова-помощники», но не родственные.Пенал. Открыли пенал, а там - пена.Ужинали ужи. В космос построили мост.Данные виды заданий способствуют развитию орфографической зоркости, активизируют процессы изучения и запоминания слов с непроверяемыми орфограммами.Ужин. Космос.
На основе личного опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
Я хочу предложить карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2-3 классах, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов, с которым учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.
Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются
Так, например, во втором классе был выделен блок “ Животные”, в который вошли следующие слова: корова, медведь, лисица, собака, заяц третьем классе слова: огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь были объединены в блок “ Огород”.Приведу примеры дифференцированных заданий, которые использую при изучении учащимися слов из данных блоков
2 класс
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.
2 уровень.
Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
3 уровень.
Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
Орфографические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
2 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый - с проверяемой гласной, во второй - с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
3 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака
Синтаксические упражнения.
1 уровень.
К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря.Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... . Составь предложение с одним из словосочетаний.
2 уровень.
Восстанови пословицы, используя словарные слова.
1. Хорош ... – белый, а охотник – смелый.2 .... черна , да молоко у нее бело.3. ... – старая льстица.4. Для ... зима – одна ночъ.5. ... – верный друг человека.
3 уровень.
Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.
Косой – ..., Буренка –..., рыжая плутовка –..., Топтыгин – ..., пес –... .
1. За двумя ... погонишься – ни одного не поймаешь.2. Ешь ... соломку, поминай лето.3. Старую ... не травят молодыми собаками.4. Два ... в одной берлоге не живут.5. Без ... зайца не поймаешь.
Лексические упражнения.
1 уровень.
Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.
1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.3. В лесу живет, кур крадет.4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком.5. Зимой беленький, летом серенький..
2 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,
1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко.2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.3. Хвост пушистый, мех золотистый.4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков.5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
3 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.
1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.2. Это слово означает “едящий мед”.3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере.5. Еще одно значение этого слова — пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
3 класс
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова в которых есть мягкие согласные.
Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака..2 уровень.
Выпиши слова в два столбика: в первый - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова.
Огород, морковь, помидор, овощ, картофель, город, карандаш, огурец, ученик, мороз.
3 уровень.
Замените цифры буквами алфавита и запишите слово.
16,4,16,18,16, 5.16,3,16,27.17,16,14,10, 5,16,18.16,4,21,18,6,24.12,1,18,20,16,22,6,13,30.14,16,18,12,16,3,30.
Орфографические упражнения.
1 уровень.
Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь, огород.
2 уровень.
Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Помидор, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо.3 уровень.
Спиши, исправляя ошибки.
Весь день отец агародничал: сажал капустную рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие ветки малины. В середине сентября начинают копать картофель. Пусто было в агароде: ни морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой мойте горячей водой.
Словообразовательные упражнения.
1 уровень.
№1. Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи чего они образовались.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.
№2.Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь
2 уровень.
№1. Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.
Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка, помидорный, помидоровый, помидорки.Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.Огородик, огородник, огород, огородничать, огородники, огородишко.Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофельное.
№2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Картофель ранн_, овощи варен_, огурец солен_, огород небольш_, помидор крупн_, морковь сладк_.
3 уровень.
№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.
1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец).2. Дениса послали на рынок за (морковь).3. Марина принесла с (огород) пучок укропа.4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками.5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).6. На колхозных полях начали уборку (овощи).
№2. Составь и запиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
салат работать сажать помидор вскопать огород
ухаживать ходить выращивать угощать торговать овощ приготовить морковь
купить убирать Морфологические упражнения.
1 уровень.
№1.Спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словаря.
1. Оля любит есть на завтрак тертую ... .2. Митя увидел крупные, розовые клубни ... .3. Среди овощей нет сочней ... .4. Сзади дома был большой ... с грядками, кустами смородины и малины.5. Всякому ... свое время.6. Сеня взял с тарелки соленый ... .
№2.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение.
г_род, з_мл_ника, ов_щи, к_ртоф_лъ, б_реза, п_м_дор, м_рковъ, яг_да, _гурец, ябл_ко.
2 уровень.
Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.
1. Леня с папой все утро работали .... (огород).2. Мама приготовила салат ... (огурец).3. Бабушка испекла пироги ... (морковь).4. На обед дети ели котлеты ...(картофель).5. На полке стояли банки ... (помидор ).
3 уровень.
№1.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных.
Спелые помидоры, вскопать огород, вкусный огурец, торговать овощами, салат из моркови, крупный картофель.
№2. Замените предложение одним словарным словом, измените это слово по падежам.
Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем.Участок земли, где устроены грядки с овощами.Огородное растение, растущее обычно кочаном.
Синтаксические упражнения.
1 уровень.
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Молодой картофель, морковный сок, овощные грядки, огородные растения, урожай огурцов, красные помидоры.
2 уровень.
№2. Со словами из словаря на тему “Овощи” составьте предложения различные по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, восклицательные.
3 уровень.
Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос.
Как вкусен был картофельный суп с грибами!Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!До обеда Таня решила полить огуречные грядки.Дождик, дождик, посильней, огород ты наш полей!Без щей нет здоровья.