Работа со словарными словами на уроках русского языка
Работа со словарными словами на уроках русского языка.
Понимаем мы его с самого рожденья.
Пишем первые слова с трепетом, волненьем.
Им владели хорошо Пушкин и Некрасов.
Им гордясь, на сцене пел Шаляпин басом.
И красавицы порой, вышив златом блузки,
Пели песни у реки только лишь …… по-русски.
Огромное образовательное и воспитательное значение имеет русский язык как учебный предмет. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей – одна из важных задач школы. У каждого из нас есть свой педагогический багаж: у одних – больше, у других – меньше. Мне хочется поделиться своим опытом, и будет очень приятно, если кому-то мои наработки и советы пригодятся.
Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является большое количество слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих «трудных» словарных слов ребята могут только путём заучивания и систематической тренировки в их написании. И чтобы этот процесс усвоения был интересным, увлекательным и исключил утомительное однообразие, я использую различные виды работы. Работу со словарными словами я разделила на три этапа: знакомство, закрепление и контроль. Основным методом работы со словарными словами я считаю игру.
На этапе знакомства я использую стихи, загадки, ребусы, кроссворды (ключевое слово), описательный оборот, иллюстрации, в ряд изученных слов незаметно вставляю новое слово. Когда слово определено, работаю с ним: лексическое значение, ударение, орфограммы, слоги, транскрипция, однокоренные слова, составить словосочетания, предложения, синонимы, антонимы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, творческие задания (рисунок, стих, загадка).
ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ «винегрет». Узнав эту историю, вы никогда не будете делать ошибку в этом слове.
Слово «винегрет» произошло от французского «винегр», что значит уксус, кислое вино. Французское блюдо винегрет – это овощной салат, политый уксусом.
Почему мы так говорим «конфета»
Это сладкое слово проникло к нам в 18 веке, а произошло от латинского «конфектум», что означало делать вместе. Пройдя через итальянский язык, превратилось в «конфетто», маленькое кондитерское изделие. А почему словом «конфетти» называются разноцветные круглые бумажные кусочки, которыми на праздниках для забавы осыпали друг друга? Потому что в Италии на карнавальных гуляньях бросают в друг друга не бумажки, а крошечные конфетки в пёстрых обёртках.
Ассоциации: берёза – белая, сахар - сладкий
Расчет: искусство – 1 раз – с, 2 раз – СС.
На этапе закрепления я использую следующие виды работы: записать слова на определённую тему (животные, школа, люди и др.);
Записать слова на определённую букву;
Выборочный диктант. Например, «На ветке сидит ворона»
Ответь на вопросы. Например, кто живёт в лесу?
Дописать предложение. Например: На горку бегут …. Ребята.
Игры:
Буквы рассыпались З.Я.А.Ц
Слоги рассыпались РА. ТА. БО
Доскажи словечко. Разве в огороде пусто, если там растёт …….капуста?
ИЗ КАКИХ слов выпали согласные О О А (КОРОВА, СОРОКА, ВОРОНА)
ИЗ КАКИХ СЛОВ ВЫПАЛИ ГЛАСНЫЕ М….Р….З (мороз)
Слова с безударной гласной а, о, е, и и с другими орфограммами (-ОРО-, -ОЛО-, АРА-)
Составить предложения из группы слов
Составить рассказ из группы слов, озаглавить
Из букв слова составить другие слова
Вставить пропущенные буквы
Цепочка слов
Игра «Голоса на улице»
Стрекочет ПЕТУХ
Поёт СОРОКА
Лает ВОРОБЕЙ
Чирикает КОРОВА
Мычит СОБАКА
ИСПРАВЬ ОШИБКИ
ЗАГАДКИ
Я собрала и обработала более 700 загадок. Переработала стихи в загадки и в игру «Доскажи словечко». Около 40 загадок собственного сочинения.
Загадки учат детей по признакам узнавать предмет, обстоятельства, давать описания предмета. Они обогащают наш язык, придают ему точность и выразительность, умению делать выводы. Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект, а следовательно – и мышление.
На этапе контроля я применяю словарный диктант, используя любую форму.
Все словарные диктанты я классифицировала
А) по форме работы (простые и творческие)
Б) по виду восприятия (слуховые и зрительные)
ТАБЛИЦА
Я СЧИТАЮ, что словарная работа на уроках русского языка даёт хорошую возможность формировать УУД. Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать критерии для логических операций.
Коммуникативные: работать в паре, группе, оценивать свою работу и своего товарища, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Что соответствует ФГОС.
Я желаю вам творчества, интересных идей и высоких результатов.
В заключение я предлагаю вам одно творческое задание: составить небольшой рассказ или написать стихотворение, используя группу слов: картина, собака, чемодан, диван, картон, корзина, багаж.