Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе (УМК Школа России) по теме Вычитание из круглых десятков двузначных чисел вида: 50-24

МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова»
учитель начальных классов - Фадеенко Валентина Ивановна
Предмет: Математика
Класс: 2д класс
Технологическая карта урока
Тема
Письменный приём вычитания для случаев вида 50-24

Цели

Образовательные:
- ознакомление с приёмом вычитания из круглых чисел;
- формирование навыков устного счёта и решения текстовых задач.
Развивающие:
- развитие навыка самооценки;
- совершенствование мыслительных операций;
- развитие речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к предмету;
- воспитание желания учиться и делать открытия;
- воспитание нравственных качеств: упорство, трудолюбие, уверенность в себе.
Здоровьесберегающие:
- обучение самоконтролю при посадке;
- развитие эмоционально-волевой сферы учеников;
- создание ситуации успеха.

Планируемые результаты
Предметные:
учащиеся научатся выполнять вычисления вида 50 24;
выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100;
моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи;
выполнять задания творческого и поискового характера;


Метапредметные:
Познавательные УУД:
устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вступать в диалог (отвечать на вопросы), участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, формулировать собственное мнение.
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя, принимать, планировать и реализовывать учебную задачу, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).


Личностные:
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, адекватно воспринимать оценку учителя.

Основные понятия
Десятки, единицы; письменный приём сложения, алгоритм; проверка вычитания.

Ресурсы:
– основные
– дополнительные
1. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 2. С. 19.
2.Рабочая тетрадь на печатной основе №2.
3.Картинки «Фиксики».
4.Карточки для устного счёта.
5.Макеты болтиков.
6.Листы для самооценки.

Тип урока
Урок усвоения новых знаний

Используемые
технологии
Технология деятельностного подхода, игровая технология.

Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.


Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты




предметные
личностные, метапредметные

I. Мотивация к учебной деятельности.
Цели: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, создание ситуации успеха, психологической поддержки.

Проверка домашнего задания.
- Проверьте, готовы ли вы к уроку. На парте должны лежать учебник, тетрадь, ручка, цв. карандаши.
Скажем «Здравствуйте!» руками.
Скажем «Здравствуйте!» глазами.
Скажем «Здравствуйте! Мы ртом, станет радостно кругом. (хором)

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи. Садитесь, мы начинаем наш урок.

- Проверим, как вы выполнили домашнее задание. РТ с.16 №43.
Слушают учителя, произносят приветствие хором.










Проверяют домашнее задание, исправляют недочёты, объясняют как выполняли вычисления.

Умеют совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Эмоциональный настрой на предстоящую работу (личностные УУД)






II. Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности
Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», выявить затруднения в индивидуальной деятельности.

– Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам на урок пришли сказочные герои. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Человечки очень споро Чинят электроприборы! Их не видно, не смотри, Ведь они живут внутри. Нету места мистике, Если рядом (Фиксики.)
- Ребята, а кто такие фиксики?
- Фиксики – это маленькие существа, которые дружат с людьми и помогают им чинить электрические приборы. А чинят они приборы при помощи Помогатора. Помогатор есть у всех взрослых Фиксиков, а ребёнок сперва должен сдать экзамен на право работать Фиксиком.
- Вот сегодня на уроке мы с вами поможем Симке получить свой помогатор. А задания нам будет давать учитель Фиксиков Дедус.
- Ознакомимся с оценочными листами. Вы знаете, что у Фиксиков есть свой условный знак (демонстрирует), такой знак и поможет нам сегодня оценить наши знания (объяснение).
- Первое задание которое придумал Дедус – это
Устный счёт:
Назовите число. Сколько в нём десятков и единиц.
42,56,39,80,64,25,8
- Какое число лишнее и почему?
(заполните оценочный лист)
Выполнить цепочку превращений:
(Работают на нэтбуках в программе PenInput)
32+8=
·+16=
·-42=
·-2=
·-4=
·+9=
·+3=
·+12=32
(заполните оценочные листы)
Решите задачу:
У Симки было 6 болтиков, а у Нолика на 3 болтика больше. Сколько болтиков было у Нолика? ( 6+3=9 (б.). Ответ: У Нолика было 9 болтиков)
Симка решила 12 примеров, а Нолик на 4 примера меньше. Сколько примеров решил Нолик? ( 12-4= 8 (п) Ответ: Нолик решил 8 примеров.)
- Молодцы! С устными заданиями Дедуса вы справились хорошо! Но и письменно вы должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно. Открываем тетради. Сели правильно: расстояние от парты до вас входит кулачек. Берём ручку. Отступаем 4 клеточки от работы.
Записываем число. Сегодня 8 февраля. Классная работа.

Выполняют устные упражнения.




























Заполняют оценочные листы.



Решают примеры устно.
Заполняют оценочные листы.


Решают задачи устно. Заполняют оценочные листы.










Записывают дату.
Повторили устный счёт в пределах 100, математические компоненты при сложении и вычитании.


























Умеют работать на нэтбуках.















Умеют строить свои высказывания (коммуникативные УУД)























III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

- Следующее задание, которое придумал Дедус – это нужно решить пример 50-24.
-Ребята, а вы решали уже такие примеры?
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке для того, что бы Симка получила свой помогатор? (Вычитать из круглого числа двузначные числа)
- Сформулируйте тему урока. (Письменные приёмы вычитания вида 50-24.).
- Правильно, ребята, мы действительно будем сегодня учиться решать примеры нового вида.
- И тема урока « Письменные приёмы вычитания вида 50-24»

– Письменный приём вычитания из двузначного круглого числа двузначного числа.
– Нет, мы не знаем, как решать такие примеры.

– Найти способ решения примеров нового вида.


Умеют обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).
Умеют ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).
Умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

IV. «Открытие» нового знания
Цель:
– организовать поиск решения учебной проблемы через составление алгоритма.

1) Знакомство с вычислительным приемом.
- Но для того, чтобы решить столбиком этот пример, давайте сначала рассмотрим, как решить такой пример устно?
50 – 24 = (50 – 20) – 4 = 30 – 4 = 26
Это устный способ.
- А кто сможет показать и рассказать, как выполняется решение таких примеров письменно столбиком. ( Возле доски ученик показывает и рассказывает алгоритм вычитания вида 50-24)
50
-24
26
- Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.
- Вычитаю единицы. Из 0 нельзя вычесть 4. Беру один десяток из 5 десятков (Чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 5)
1 дес. = 10 ед. 10-4=6. Пишу под единицами.
Вычитаю десятки. Было 5 дес., но 1 десяток взяли при вычитании единиц. Осталось 4 дес. 4-2=2 Пишу под десятками 2.
Читаю ответ. Разность равна 26.

- Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами.
- Что вы можете сказать? (Ответы одинаковые)
- Какой способ удобнее? (Второй)
- второй способ мы будем применять при решении примеров.
- Откройте учебник на странице 19 и прочитайте алгоритм вычитания из круглого числа двузначных чисел.
- Ребята, мы рассуждали так же?
- Для письменного вычитания есть алгоритм. Прочитайте его и запомните.
- Молодцы, вы выполнили задание Дедуса, но он снова вам приготовил испытание.
– Составим алгоритм письменного приёма вычитания из двузначного круглого числа двузначного числа.

Озвучивают алгоритмы.
Пишу:
Вычитаю единицы.
Вычитаю десятки.
Читаю ответ.

Самостоятельное чтение параграфа на стр.19 учебника
- Да

– Как вычитать из круглого двузначного числа двузначное число в столбик.
Умеют осознанно следовать алгоритму приёма письменного вычитания чисел в пределах 100.

Умеют проговаривать последовательность действий на уроке; ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения учебной задачи (регулятивные УУД),
добывать новые знания: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, используя учебник, свой жизненный опыт; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).
Умеют работать в паре и группе: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, договариваться о распределении ролей, вести диалог с одноклассниками (коммуникативные УУД)

Физкультминутка под музыку «Помогатор»

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Цель:
- проговаривание нового алгоритма



Работа по учебнику.
- Найдите на странице 19 № 1 (Первые три примера решаются коллективно с объяснением и записью на доске)
- Ребята это задание мы будем выполнять пользуясь алгоритмом вычитания.




– Применяем новое знание.
По 1 человеку у доски проговариваю алгоритм, остальные решают в тетради.



Осознанно следуют алгоритмам письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100.



Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану (регулятивные УУД).
Умеет использовать освоенные знако-символические средства при решении учебной задачи (познавательные УУД).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
– организовать применение новых знаний;
– организовать выполнение самостоятельной работы;
– организовать самопроверку.
Стр. 19 № 1 остальные примеры решаются самостоятельно, проверяют с комментированием с места)
-Проверьте своё решение с решением на доске.
- Поднимите руку, кто решил примеры без ошибок.
- Кто допустил 1 ошибку? 2?
- Исправьте свои ошибки.
-Молодцы и с этим заданием справились.
(оцените свою работу)




Самостоятельно выполняют работу в тетради.
Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.
Договариваются о критериях оценивания самостоятельной работы.

Осознанно следуют алгоритму письменного вычитания из круглого двузначного числа двузначного числа.

Имеет начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности
(регулятивные УУД).




VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель:
тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: решение задач, с использованием алгоритма сложения и вычитания.
Решение задачи, самопроверка.

Решение задачи.
- Следующее задание которое приготовил Дедус для вас и Симки – это нужно решить задачу на странице 19 № 2.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче? ( О платьях, брюках, костюмах)
- Что сказано о платьях? ( Их сшили в ателье 26)
- Что сказано о костюмах? (костюмов неизвестно, но сказано, что их сшили на 4 больше, чем платьев)
- Что сказано о Брюках? (неизвестно, но сказано, что их сшили на 10 меньше, чем костюмов)
- Какой вопрос задачи? ( Сколько брюк сшили в ателье)
- Обратите внимание на краткую запись задачи.
Платья – 26
Костюмы - ?, на 4 меньше, чем.
Брюки - ?, на 10 меньше, чем
- Кто пойдёт решать задачу возле доски?
- Скажите, можем ли мы сразу ответить на главный вопрос: Сколько сшили брюк в ателье? (нет.)
- Почему? (мы не знаем сколько сшили костюмов)
- А как найти сколько сшили костюмов? (26+4=30)
- Как сейчас найти сколько сшили брюк? (30-10=20)
- Назовите ответ задачи? (сшили 20 брюк а ателье)
- Молодцы и с этим заданием вы справились.
- Ребята, вы очень хорошо работали и выполнили все задания, которые вам приготовил Дедус и помогли Симке получить свой помогатор. Сейчас она сможет ремонтировать электрические приборы.

Решают задачу с пояснениями.












Умеют выделять из изученных письменных приёмов сложения и вычитания прием по теме данного урока.


Умеют решать текстовые задачи.
Умеют вести диалог (коммуникативные УУД), отличать новое от уже известного (познавательные УУД)

Умеет использовать освоенные знако-символические средства при решении текстовой задачи (познавательные УУД).

Планировать свои действия (регулятивные УУД)


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм вычитания из круглого числа двузначное число, оценить собственную деятельность на уроке, зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности, обсудить и записать домашнее задание.
- Симка уже убежала испытывать свой помогатор, но и про вас она не забыла. Она передала мне свои болтики, они лежат у вас на партах. Возьмите их. На них вы можете с помощью улыбки показать свое настроение. И теперь у вас есть свой Фиксик.
На обратной стороне вы увидите Д/з: (РТ с.17 з.45)
- Ребята, а у меня к вам последний вопрос.
-Для того чтобы Фиксикам хорошо выполнить работу им нужен помогатор. А что для вас на уроке служит помогатором? (знания)
- Правильно ваши знания.
- Скажите, какие знания вы сегодня приобрели на уроке математики? Чему научились на уроке? ( Вычитание из круглого числа двузначных чисел)
- Посмотрите на свои оценочные листы. У кого все знаки жёлтого цвета? Вы не только усвоили материал, но можете научить и других. Молодцы! Какую оценку вы получаете за урок? (5).
-У кого знаки зелёные в основном? Вы хорошо поработали. Что вы себе поставите за урок? (4).
- У кого есть знаки красного цвета? Вам нужно ещё поработать над этой темой.
- Большое спасибо вам за урок. Мне очень понравилось как вы работали. Урок окончен.

– Вычитание из двузначного круглого числа двузначного в столбик.
– Алгоритм вычитания из круглого числа.

Несколько человек дают оценку по схеме.

Умеют анализировать свою деятельность.






Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).














13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15