Рабочая программа по экономике для учащихся 11 класса социально-экономического профиля.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по экономике для учащихся 10-11 класса социально – экономического профиля составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственных образовательных стандартов. (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089) на основании программы рекомендованной Министерством образования РФ:
Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений.
Издательство Вита – пресс, Москва 2010 год

«Экономика: Основы экономической теории»
Программа для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений
(профильный уровень)
Авторы программы: С.И.Иванов, М.А.Скляр

Изучение экономике на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации , фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладения умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;
развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Общая характеристика учебного предмета:

Программа «Экономика: основы экономической теории для 10-11 классов рассчитана прежде всего на тех учащихся, у которых в 8-9 классах были сформированы начальные знания по экономике. Данная программа предусматривает ознакомление учащихся с основами микро-, макро- и мировой экономики. При этом учащиеся должны разбираться не только в природе важнейших законов и принципов экономики, не только в содержании тех или иных понятий, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функционирования и развития рыночной системы. Программа «Экономика: основы экономической теории» рассчитана на 140 часов (2ч в неделю), 2 года обучения. Данная программа не учитывает требования к уровню выпускников профильного социально-экономического класса. Учащиеся, наряду с теоретическими знаниями, должны уметь вычислять на условных примерах различные экономические параметры: величину рыночного спроса и предложения, равновесную цену и объем продаж, экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы и другие.

Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по экономике для 10-11 класса составлена на 207 часов (3ч в неделю), включает блок практических занятий на вычисление количественных и качественных параметров, построение экономических графиков зависимости и их анализа по каждой теме раздела.

Учебно – тематический план.
Название раздела и темы
Количество часов рабочей программы


Рабочая программа
10 класс
11 класс


Т.
П.
Т.
П.
Т.
П.

Раздел I.
Введение.
Тема 1.
Предмет и метод экономической теории.

Тема 2.
Рыночная система хозяйствования.
Смешанная экономика.

Тема 3.
Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Тема 4.
Эластичность спроса и предложения.



6



5




8



4


3



1




6



2


6



5




3



2


3



1




4











5



2











2



2

Раздел II.
Микроэкономика.


Тема 5.
Поведение потребителя.

Тема 6.
Фирма. Производство и издержки.

Тема 7.
Конкуренция и рыночные структуры.

Тема 8.
Рынки факторов производства и распределения доходов.

Тема 9.
Предпринимательство.




6


10



8



19



5




2


5



5



6



1




6


7



4



7



5




2


3



2



3



1







3



4



12







2



3



3

Раздел III.
Макроэкономика.

Тема 10. Деньги и банковская система.


Тема 11. Валовый внутренний продукт и валовый национальный продукт.

Тема 12. Макроэкономическое равновесие.

Тема 13.
Экономический цикл, занятость и безработица.

Тема 14. Инфляция.

Тема 15. Экономический рост.

Тема 16. Экономика и государство.




10



4



14

3

3
6

8



4



4



7

1

2
2

3



3







6


3



3




8



3







4


1



2




3



7



4



8








6



1



4



3








2

Раздел IV.
Мировая экономика.

Тема 17. Международная торговля и валютная система.

Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс.



6

8


3

1





6


8



3


1

Раздел V. Заключение.
Тема 19.
Экономика России на современном этапе.

4

5




4


5

Решение тестов ЕГЭ


0
5
0
2

Итого


68
37
68
34



105
102


   Методы   и   формы   обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики  целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Содержание курса (102 часов), 11 класс
Тема: «Валовой внутренний продукт и валовый национальный продукт» (9 часов)
Понятия валовой внутренний продукт и валовый национальный продукт. Валовой выпуск всех товаров и услуг. Промежуточный продукт и конечные товары и услуги. Как определить размер ВВП и ВНП. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Номинальный и реальный ВВП. Методы исчисления ВВП методом суммирования потока доходов и потока затрат. Чистый национальный продукт и национальный доход. Амортизационные отчисления как фонд возмещения износа основного капитала и ЧНД. Расчет номинального и реального ВВП, индекса – дефлятора ВВП.
Тема: «Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Эластичность спроса и предложения» (10часов)
Типы товаров и особенности формирования спроса. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. Эластичность, ее виды и причины существования. Эластичность спроса по цене, дуговая и перекрестная эластичность. Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение. Эластичность предложения. Цели деятельности фирмы. Расчет эластичности по формулам.

Раздел II. Микроэкономика. Тема: « Фирма. Производство и издержки» (5 часов)
Технологическая и экономическая эффективность. Показатели эффективности Рентабельность и платежеспособность. Максимизация прибыли конкурентной фирмы. Предельный доход и предельные издержки. Эффект масштаба производства.

Тема: «Конкуренция и рыночные структуры» (7 часов).
Экономическое значение конкуренции. Ценовая дискриминация. Типы рыночных структур: количество фирм на рынке данного товара, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической информации. Поведение фирм в условиях монополии. Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования.
Тема: «Рынки факторов производства» (15 часов)
Особенности рынков факторов производства. Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства: заработная плата как цена услуг труда; прибыль как цена услуг предпринимательской деятельности; рента как цена за пользование землей; процент как цена за пользование капиталом. Спрос на факторы производства как производный спрос. Устройство рынка капитала. Кредитный рынок. Рынок облигаций. Государственные инвестиции. Рынок акций. Формирование спроса и цен на рынке капитала. Дисконтирование. Частная собственность на землю и ее экономическое значение. Современные проблемы АПК. Особенности функционирования рынка земли. Рента. Рынок природных ресурсов. Рынок запасов и потоков природных ресурсов.
Раздел III. Макроэкономика. Тема: «Деньги и банковская система» (8 часов)
Принципы появления и виды банков. Функции банков. Принципы появления и виды банков. Банковские депозиты и текущие счета фирм. Наличные и безналичные деньги. Система безналичных расчетов. Денежные агрегаты и ликвидность денег. Коммерческие банки. Пассивные и активные операции банков. Баланс коммерческого банка. Деятельность национальной резервной банковской системы. Норма обязательных резервов банка. Доходы и расходы банка и банковская прибыль. Эффект мультипликатора. Роль ЦБ в регулировании кредитно-денежной политики.
Тема: «Макроэкономическое равновесие» (11часов)
Доход, потребление и сбережения. Автономное и индуцированное потребление. Функция потребления. Формирование сбережений. Автономные и индуцированные сбережения. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Зависимость роста потребления и сбережений от роста дохода. Функция потребления. Неравновесное и равновесное состояние экономики. Автономные и индуцированные инвестиции. Автономные затраты. Государственные затраты и равновесие. Мультипликатор. Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка.
Тема: «Экономический рост» (8 часов)
Содержание и измерение экономического роста. Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Темпы экономического роста. Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Цикличность экономического роста и методы ее регулирования. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста.
Раздел IV. Мировая экономика. Тема: «Международная торговля и валютная система» (9 часов)
Международное разделение труда. Принципы абсолютного и относительного преимущества. Свободная торговля и протекционизм. Международные торговые организации (ГАТТ, ВТО). Валютный рынок. Конвертируемость валют. Внешняя торговля и проблемы ее развития.

Тема: « Международное движение капиталов. Платежный баланс» (9 часов)
Движение факторов производства. Экспорт капитала. Прямые и портфельные инвестиции. Межнациональные корпорации. Свободные экономические зоны. Европейский союз. Проблемы интеграции в СНГ. МВФ и ВБ.

Раздел V. Заключение. Тема: «Экономика России на современном этапе» (9 часов)
Государство как основа Российской экономики. Рыночные преобразования в  России в 90 годах XX века. Содержание рыночных преобразований на современном этапе развития. Потенциал России. Экономический рост. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России. Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами. Экология и экономика. Глобальные экономические проблемы. Политика экономической стабилизации.
Тема: «Решение тестов по обществознанию (блок экономика)» – 2 часа.
Cистема оценки достижений учащихся.
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий (А, В, С) в части вопросов, касающихся экономических знаний.
Инструментарий для оценивания результатов.
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.
Критерии выставления отметок. 1.Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний их обобщённость и системность.
2.При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество: грубые ошибки, однотипные ошибки, негрубые ошибки. 3.Шкала отметок: Отметка "5" -ответ соответствует учебной программе, допускается один недочёт, объём  ЗУН составляет 90-100% Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры, применяет знания в новой ситуации. Отметка "4"-устный, письменный ответ соответствуют требованиям учебной программы и объём ЗУН составляет 70-90% Ответ правильный ,но не совсем точный. знания применяются в стандартной ситуации. Отметка "3"-устный ответ, письменная работа в основном соответствуют требованиям программы однако имеется набор грубых ошибок и недочётов. Объём ЗУН составляет 50-70% . Ученик недостаточно обосновывает свои суждения, непоследовательно излагает материал. Отметка"2"-устный ответ, письменная работа только частично соответствует требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём ЗУН составляет 20-50% Отметка"1"-выставляется в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причин.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. под ред. С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2014.
«Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2014
«Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2010.
Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2010.
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2010 г.
Неровня Т.Н. История экономики.  Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.
Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2010 г.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов.  М.: «Начала – Пресс», 1995 г.
Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
“Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика” C.С.Носова. Москва. РосНоу, 2003.
“Популярная Экономика часть 1- 2 -3  ” Москва. 2003.
Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике” С.Равичев, С.Григорьев, Москва. Вита Пресс. 2012
Интернет-ресурсы
nsportal.ru$
kopilkaurokov.ru
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен:
Знать/понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а так же международных экономических отношений;
уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закона спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствий инфляции;
сравнивать/ различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно- правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж, экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд, реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы.
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.



















15