Методические рекомендации Работа со словарными словами с обучающимися начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

Словарная работа на уроках русского языка и
литературного чтения в начальных классах

В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
В поисках приемлемых методов и средств реализации данной проблемы была проведена большая работа по изучению методической литературы, обмену опытом с коллегами.
За основу была взята методика П.С. Тоцкого (см. книга "Орфография без правил), в частности, прием  - орфографическое чтение.
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
 
Первый день
1.      Самостоятельное чтение слов учащимися.
2.      Прочтение слов учителем "орфографически".
3.      Повторение детьми 2-3 раза.
4.      Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5.      Проверка слов.
Второй день
1.      Карточка на мгновение показывается классу.
2.      Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.
3.      Дети три раза произносят «орфографически».
4.      Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5.      Проверка слов.
Третий день
1.      Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».


Четвертый день
1.      Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2.      Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3.      Проверка всего блока слов.

Пятый день
1.      Диктант.
 «Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.
Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами.
Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.
 
Игра - подсказка
_ о _ о _ _ _  (воробей)
_ е _ _ _         (петух)
 
Загадки
1.      Забор стоит, а за забором огурцы и помидоры. (огород)
2.      Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
3.      Если б не было его - не сказал бы ничего. (язык)
 
Пословицы и поговорки
1.      Огород - для семьи доход.
2.      Мир, что огород - в нем все растет.
 
Шутливые стихи детских поэтов
Ваня, Ваня - простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
 
Русская народная песня
Зайчишка- трусишка
По полю бежал,
Морковку сорвал,
Капусту нашел -
Сидит и грызет.
Ай, кто-то идет.
 
Фразеологизмы
Бросать камешки в огород - намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно, насмешливо, иронически.
 
Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно.
 
огород
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы.
Овощи пустились в путь.
 С "О" писать их не забудь!
Огород
Помидор
Морковь
Горох
Огурцы
Овощи
Озорной
озорник

Необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова. Часто такие слова являются результатом заполнения кроссвордов.
В кроссворд нужно вписать пять наречий и два существительных, одно из которых с двойной согласной.





 
 
 
 
 
Д
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
О
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Б
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Р
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
О
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Т
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
А
 
 
 
 
 

 
(Ответы: вдруг, хорошо, быстро, скоро, весело, пальто, класс)
 
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным  делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это ножи, которыми можно его разрезать.
 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.
 
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения.
Например,
1.      Прочитайте "по цепочке".
2.      Прочитайте словарь хором.
3.      Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.
4.      Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5.      Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
6.      Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.
7.      Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.
8.      Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.
Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Результатом применения данной методики является грамотное письмо. С полугодовым контрольным словарным диктантом 100% учащихся класса справились на “четыре” и  “пять”.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.  В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.   
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.      
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.  
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).       
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).       
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.  
   Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Какова система работы над словарным словом?    
      В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.      
    В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.                                  
  Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонетического слуха и речедвигательных навыков.        
     В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.   Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.    
 Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.        
      Упражнения для формирования фонетических понятий.   
   1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:
бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.       
  2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.                                                                        
3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.)       
4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот..                                                                
 5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.      
 6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.                                                                                        
7. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог го. (город, горох, гореть, горизонт). И наоборот можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.
Слова спокойно жили в книжке,  Но книжку вдруг погрызли мышки.  От слов начало откусили,  Из книжек в норку утащили.  ..суда, ..реза, ..сква.                                                                        
8. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.                           
9. Игра «Собери слово»
. пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.     
10. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.                   
11. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.                                        
12. Игра «Расшифруй слово».
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.   
 2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 (билет) (Шофер)        
 33 2 13 16 12 16 (яблоко)                          
13. Игра «Ступеньки».
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.  берег  гореть  медведь и т.д.                                                              
14. Выборочный диктант.
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.                                         
 По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.  
Также на уроках для работы над словарным словом используются ребусы, кроссворды.              
  Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой.  Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем не допускать их появления.                                                                                                 
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение, распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. Приведём примеры таких упражнений.  
1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.  
2. Подбери слова к данным схемам:
а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание; в) приставка, корень, окончание.                                                         
3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-.
4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.  Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.  Праздник, праздничный, праздники, праздновать.  Заяц, зайчик, зайчишка, зайчиха, зайцы, заячья.                        
5. Составьте словосочетание вставляя в имена прилагательные нужные окончания.     
 Ребята радостн                                              Береза кудряв          
Улица многолюдн                                         Календарь перекидн     
6. Шарада.
Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.           
7. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания, меняются падеж имени существительного.       
  Подарил                          Дружил                                Говорил          
8. При изучении словарных слов использую загадки:    
               На высоком косогоре                                                         Стоит девица в уборе                                                         Белоствольная краса,                                                         Зеленеет чуть коса.                                                                  (Береза)    
 Задания. Определите склонение существительного береза. Образуйте от существительного береза новые слова с помощью суффиксов – к -,  - ов -. Вставьте пропущенные буквы в слова на высок..м, к..с..горе, ст..ит, кр..са, к..са.                                                                                         
9. Работа над деформированным предложением.
Восстановите предложение, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?  Мой папа дал объявление в (газета). Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным. На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.      
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.  
2. Выпишите из словаря по пять слов первого, второго, третьего склонения.           3. Составьте словосочетание. Определите падеж прилагательных.        
Воробей (какой?)          Газета (какая?)                        Молоко (какое?)          4. Выпишите в три столбика слова из словаря: В первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.          5. Спишите предложения вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающий на вопрос кто?         ..........на ухо наступил.                                              Слово – не , вылетит – не поймаешь.         
6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.      
Машина остановилась..(дом).        
Дети читали книги(космонавт).
Заяц быстро несся(лес).        
7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать); ветер (ветерок, ветреный, обветрить).   
8. Составьте предложение с данным словосочетанием. Определите склонение существительных.      
Интересный случай        Аккуратный ученик              Березовая аллея          
9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.     
Кто живет в лесу? (З . . ц)          
В чем хранятся ручки и карандаши?(П . . . л)
Какой овощ растет на огороде? (О . . . . ц)                         

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показываю школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений, помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.       
1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.  
Береза в небе                                                                         Огурец в доме           Воробей в школе                                                                   Комната в лесу           Ученик в огороде                         
2. Составьте предложения с данными словами: ветер, капуста, осина, тетрадь.       
3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями: веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.    
5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.    
* Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.     
* Край земли у водной поверхности.       
* Комната для занятий в школе.                                          
6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.     
                                      Рисунок в книге - . (картинка)                                                 Килограмм – это тысяча . (грамм)                                                 Мать родимая - любимая. (Родина)         
7. Из слов составьте предложение: огород, растет, в, картофель.          
8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.          * Диана вынула из кармана носовой платок.
* Весной Тимур снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.       
9. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.    
В гости иду к моему другу петуху. Встретил её лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!
10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.          
На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.                                                         

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача - активизировать словарь детей.          
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.  На практике можно использовать следующие виды упражнений.  
1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.       
2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова?
*  автомобиль, урожай, трамвай, самолет;    
*  капуста, помидор, солома, морковь;  
*  пенал, тетрадь, телефон, карандаш.                           
3. Сгруппируйте слова по темам. Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.      
4. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.д.      
5. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.                   
6. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.           
7. Назовите одним словом:
- Сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.,
- Понедельник, вторник, среда и т.д.
- Крупное промышленное предприятие. (завод).
- Руководитель школы. (директор)                
8. Игра «Кто как голос подает?».  Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

Птух чирикает.   Срока лает.   Сбака мычит.           
Крова кукарекает.   Врона стрекочет.     Вробей каркает.     
9. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.
Из (ветхого, старого, древнего) жлеза мы сделали ведро. Медведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.           
10. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.  Волны тихо у берега.  Молоко . из ведра.  Рабочий продолжает сталь.   
11. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах: Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо. Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай. Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например: чистая, неисписанная тетрадь; чистые, вымытые руки; чистое, безоблачное небо и т.д.  Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.  На этапе введения нового слова с непроверяемым написанием эффективно использовать загадку как вид упражнений, например:
 А) Под Новый год пришел он в дом  
      Таким румяным толстяком.        
      Но с каждым днем терял он вес
     И, наконец, совсем исчез.  
                                          (Календарь)         
Б) От него – здоровье, сила   
    И румяность щек всегда.       
     Белое, а не белила,        
     Жидкое, а не вода.     
                                             (Молоко)      
Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например:
Вот каникулы настали,                                
                 До свиданья, школа!                                        
           Мы теперь уже с тобой,                                              Встретимся не скоро,                                          
          Но как радостно нам после                                              Лета золотого                                          
                    К твоему порогу, школа,                                               Возвращаться снова!                                                          (В.Броневский.)                                                                    
    
Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому изучаемому материалу, а следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Вот примеры этимологической характеристики словарного слова:        
- Аккуратно. Считают, что близким к истоку слова было латинское слово кура, что значит «старание, забота». К нам пришло это слово, вероятно, от немцев, слывших некогда образцом аккуратности.
- Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина – пассажира».                                         
Также эффективно можно использовать в своей работе весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес и желание узнать новое. Ребята с большим удовольствием принимают участие в игре.   На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающее опору на все виды памяти.  На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться.    
1. Упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Например, учитель говорит детям: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них» (искомое слово медведь):  
                                     Е . . Д . . . . . . Д . . . М . В . . . . Е . . . . . Ь . . . . . . .       Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшится. Так, учитель сообщает: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова: Ь  Л  Е  Т  И  Ч  У
Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили?» Возможный ответ: «Мы прочитали слово учитель. Начали с буквы, которая выделена ярче, чем другие. Она находится ниже всех остальных букв. Далее искали буквы, которые находятся выше и соединяли эти буквы».                 По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, он предлагает учащимся: «Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова из «Словарика», с которыми мы познакомимся на уроке:  . . . . . .  О З А Б В Т Е Р Д К  . . . .  Какие это слова? Как вы их нашли?» Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед. Чтобы их определить, надо в начале соединить буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединить буквы, у которых точки стоят внизу».    
   С помощью двух последних заданий продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием предыдущего приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь.    
 2. Упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемых на основе полных указаний учителя: «Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.  Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.  Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.  Каждому числу соответствует определенная буква:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13  А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т  Какие это слова?» (Искомые слова капуста и картофель). Пример задания с частичными указаниями учителя: «Внимательно посмотрите на данный шифр:
3 4 5 6 7 8 9 10  1 А М Н О Р К В У  2 С Г Д Я Л Ч Ц Т  и к нему ключ: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3. Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово солома).                                                                                        
 3. Упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучающим лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (искомое слово береза).
П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А

     Еще хотелось бы остановиться на работе со словариками. Их лучше применять в первом классе и вести до 4 класса.         
      Задача учителя состоит в том, чтобы нацелить ребенка на эту творческую работу. Задания могут быть различными: составь кроссворд с определенными словами: нарисуй или начерти схему к словам, имеющими одинаковую непроверяемую гласную: составь рассказ, в котором употребляется много раз словарное слово. Если предложить детям, чтобы они составили творческие задания для определенных слов из словарика для своих одноклассников, можно убедиться, что все дети «талантливы» и ошибок в словарных словах у них будет минимальное количество.     
      Использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:
- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
- Берёза, берёзка, березонька, березняк, березовый, подберёзовик.
- Болото, болотце, болотный, болотистый.
- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.
- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.
- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.
- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.
Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
Синонимы:
алмаз – бриллиант,  алфавит - азбука, вдруг – внезапно, весело – радостно, ветер – ураган – вихрь,  воин – боец – солдат – витязь,  желать – хотеть,  извините – простите, иногда – изредка – подчас – порой,  комната – светлица – горница – каморка,  космос – вселенная,  красивый – прекрасный, путешественник – путник – турист,  рассвет – восход, ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка,  спасибо - благодарю.
Антонимы:
богатство – бедность,  быстро – медленно, весело – грустно, город – деревня, дорога – аллея, шоссе, дорогой – дешёвый (товар), женщина – мужчина, здоровый – больной,  здравствуй – до свидания, прощай, красиво – уродливо, мороз – жара, пришел – ушел, рассвет – закат,  родина – чужбина, спасибо – пожалуйста, устный – письменный, хорошо – плохо, чёрный – белый.
Этимологические сведения:
аквариум (от лат. слова aqua “вода”)
аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)
балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)
бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)
вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)
герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)
гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)
зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )
изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)
капуста (от лат. слова caputium “головка”)
карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)
килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)
колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)
компас (от лат. слова compasso “измеряю”)
конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)
корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)
корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)
космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)
пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)
сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)
спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)
телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)
телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)
тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)
трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)
тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)
футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)
цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)
шахматы (персидское выражение “шах умер”)
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. 
Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
Обвести вокруг пальца (обмануть).
Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
От зари до зари (весь день).
Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).
Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Аппетит приходит во время еды. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Тот герой, кто за Родину горой. Декабрь – хвостик года. Золото добывают из земли, а знания из книг. Большому кораблю большое плавание. Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл. Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра. Растение – земли украшение. Трава соломы зеленее. Дружные сороки и гуся утащат. Сам погибай, а товарища выручай. Крепкую дружбу топором не разрубить. Упустишь время, потеряешь урожай. Хорошее начало – половина дела. О человеке судят по его труду. Яблоко от яблони недалеко падает.
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Вдруг забили барабаны. Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Белая берёза  Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром. (С. Есенин)
Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)
Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)
Осторожно ветер Из калитки вышел. Постучал в окошко, Пробежал по крыше. (М. Исаковский)
Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой (А. Блок)
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)
В рощах птичье пение, А в классе – тишина. (Я. Аким)
Одеяло убежало, Улетела простыня. И подушка, как лягушка, Ускакала от меня. (К. Чуковский)
Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)
Наш язык и скромен и богат.  В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)
Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.
Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Это кто бежит такой По лесной опушке, Белый весь, как снег зимой, Ушки на макушке? (Заяц)
Не снег, не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней)
На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец) За стеной костяной, Соловейко, спой! (Язык)











Развитие речи и словарная работа на уроках литературного чтения
Развитие речи учащихся - одна из основных задач учителя начальных классов. Эта задача решается на каждом уроке и во внеклассной работе. Особенно большие возможности дают уроки чтения. Связь уроков грамматики, правописания и развития речи с уроками чтения - важнейший принцип преподавания в начальной школе. Однако, как показывает опыт, этот принцип многими учителями нарушается, следствием чего является низкий уровень орфографической грамотности и речевой культуры учащихся, оканчивающих начальную школу. Изучим этот вопрос.
Анализ текста со стороны его языковых особенностей занимает на уроках чтения значительное место: слова, затрудняющие понимание детьми текста, объясняются со стороны их значения, иногда они записываются на доске, и учащимся предлагается запомнить их написание.
Усвоение трудных слов недостаточно контролируется, в активную речь учащихся они не включаются. Отрицательную роль играет здесь и то обстоятельство, что выбор слов для объяснения носит обычно случайный характер. Необходимо продумывать заранее, над какими словами и как будем работать, какие формы и методы целесообразнее применить для их усвоения. Нужно анализировать текст со стороны его словарно-орфографических особенностей: спросят ученики о значении того или иного слова - учитель ответит, не спросят – надо не проходить мимо таких слов, полагая, что все слова учащимися поняты. Толкование слов - дело трудное, требующее основательной подготовки.
Надо принимать во внимание речь учащихся при оценке их ответа. Ограниченность словарного запаса затрудняет понимание изучаемых произведений и усвоение орфографии.
Почти в каждом тексте "Литературного чтения" встречаются слова, значение которых учащимся неизвестно. Эти слова должны быть отработаны в классе. Это поможет детям понять текст и обогатит их словарь.
Таким образом, задачами уроков чтения в области словарно-орфографической работы являются:
объяснение значений трудных слов;
разбор слов с трудными орфограммами и закрепление их правописания;
обогащение речи учащихся новыми словами.
Разумеется, работа над трудными орфограммами не должна уводить учащихся в сторону от задач, стоящих перед уроками чтения, она должна проводиться попутно с анализом слов со стороны их лексического значения.
Готовясь к урокам чтения, нужно проанализировать текст с точки зрения его словарно-орфографических особенностей и выписать из него слова, которые могут затруднить учащихся по своему значению и со стороны правописания, а также нелитературные слова и выражения. Далее продумать методику работы над каждой группой слов: приемы объяснения непонятных слов, формы и методы работы над словами с трудными орфограммами, задания по замене нелитературных слов и выражений и т.д. При этом, отобрать слова, значение которых необходимо раскрыть, учитель должен исходить из того, какие из них нужно пояснить лишь бегло, чтобы облегчить учащимся понимание текста, а какие отработать основательно, с тем чтобы они вошли в активный словарь детей. Понятно, что во вторую группу войдут слова, наиболее широко употребляющиеся в современном русском языке.
В качестве примера списки слов по рассказу А.П. Чехова "Ванька".
Слова, трудные в смысловом отношении подмастерье почтительный Млечный путь
образ дворня судорожно
Рождество восторг сидельцы
людская клирос

отсюда
несчастный
хочется
кланяться
никому
не отдавать
свернуть
вчетверо
исписанный
конверт

накануне
немного
умокнуть (перо)
не помешали
Слова с трудными орфограммами
девятилетний
назад
разложив
несколько
оглянуться
покосился
тянулись
вздохнул
поздравлять
отражение
вообразил


заливался
обиженная
великолепная
посеребренные
инеем
вырисовываются
как будто
праздник
сундучок
возьми
помирать

Усвоение полного объема слов этой группы не является обязательным. Они могут быть использованы в качестве дополнительного материала для закрепления орфографических навыков.
Просторечные и искаженные слова
Волосья (волосы), отчесал (избил), ихнего (их), ребятенок (ребенок), ейной (её), чем попадя (чем попало), трескают (едят), бо-жецкая (божеская), нету (нет), али (или), заместо (вместо), пущают (пускают), каж-ное (каждое), рябцы (рябчики), намедни (недавно, накануне), очухался (очнулся).
В ходе работы над просторечными и искаженными словами я обращаю внимание на выражение И видал которые лавки, где ружья всякие... (И видел лавки, где...), а также показываю значение и употребление слов надел - одел (надел пальто - одел ребенка).
Методы работы над трудными словами
Формы и методы работы над трудными словами разнообразны. Выбор их зависит от конкретных условий: характера материала, подготовленности класса, наличия у учащихся словарей, а также тех целей, которые ставит перед собой учитель в каждом конкретном случае. Обобщенно эти цели можно сформулировать так:
раскрыть значение слова;
научить произношению и правописанию слова;
выработать навыки использования слова в устной и письменной речи учащихся.
Раскрытие значения слова
Для раскрытия лексического значения слова можно использовать:
показ соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа и т.д.);
замена данного слова синонимом;
разбор слова по составу;
замена данного слова описательным оборотом. Первый из названных приемов - показ предмета или его изображения - применяется в младших классах в работе над словами, обозначающими конкретные примеры. В старших же классах, особенно в четвертом, этот прием используется редко.
Замена слова синонимом - наиболее рациональный и поэтому самый распространенный прием выяснения значения слов: во-первых, он экономичнее других приемов, во-вторых, подбор синонимов - эффективный метод обогащения словаря учащихся. Необходимо вести систематическую работу над синонимами. Это приводит к тому, что дети выражают свои мысли более точно;
Путем подбора синонимов могут быть объяснены, например, такие слова:
почтительный уважительный, обходительный, вежливый;
восторг - восхищение, подъем радостных чувств;
судорожно - напряженно, порывисто, резко, с болью;
сидельцы - продавцы (в лавке).
Однако метод подбора синонимов не всегда применим. Так, если необходимо объяснить слова-термины, приходится прибегать к использованию описательного оборота, например:
людская - помещение для слуг в барском доме;
дворня - при крепостном праве домашняя прислуга в помещичьем доме;
клирос - место для певчих в церкви.
Прием использования описанного оборота, как видим, менее экономичен, но у него есть свои достоинства: приучая детей пользоваться описательным оборотом, мы учим их логике речи, вырабатываем у них умение давать четкие, логически стройные объяснения, то есть развиваем их мышление и речь.
Разбор слова по составу - также эффективный прием выяснения его лексического значения. Им целесообразно пользоваться во всех случаях, когда такой разбор может служить целям раскрытия значения слова. Кроме того, грамматический разбор способствует закреплению знаний по морфологии, помогает объяснению правописания слов, поэтому анализ слова по составу целесообразен и тогда, когда значение слова может быть выяснено и другими приемами, то есть грамматический разбор может быть использован параллельно с ними, чтобы объяснить правописание слова. Так, разбирая слово подмастерье, можно обратить внимание учащихся на то, что оно состоит из приставки под- и корня мастер (ударение на а). Для сравнения можно привести слово подпасок (подручный пастуха, его помощник), с тем же значением приставки.
Разумеется, не все новые слова можно разобрать и объяснить подробно, так как это требует времени, поэтому на уроках чтения целесообразно использовать таблицы-словарики, подготовленные заранее. Например, к тексту "Слово об Отчизне" может быть дан такой словарик:
венчать - вознаграждать;
вахта - стража, охрана;
благословлять - одобрять, разрешать, посылать;
достойный - стоящий, заслуживающий награды и т.д.
Понятно, что, подбирая объяснения слов, нужно исходить из контекста, дать такое толкование новых слов, какое позволяет раскрыть их значение именно в данном тексте.
Словарные упражнения
Усвоение словарно-орфографического материала обеспечивается длительной тренировкой, постоянной работой над трудными словами. Наиболее рациональными методами работы над словами, трудными в лексическом отношении, являются:
замена данных слов синонимами или описательными оборотами;
включение новых слов в предложения;
составление с данными словами словосочетаний или предложений;
составление небольших рассказов с использованием данных слов;
включение новых слов в творческие и другие диктанты и т.д. На первых порах учащимся дать образцы выполнения таких заданий, затем они выполняют их самостоятельно в качестве классной и домашней работы.
Примеры заданий.
1. Данные слова замените близкими по смыслу. вероятно ... необычайно... странный ... вымолвить ...
внушить-... поступиться ... застенчиво ...
В качестве подсобного (справочного) материала дать вразбивку слова: непонятный, особенный, необычный, откликнуться, отдаться, проговорить, сказать, навести на мысли, вызвать чувства, возбуждать, возможно, может быть; боязливо, стыдливо, робко; опустить голову вниз, нагнуться; особенный , поразительно.
Составьте предложения со словами напряженно, внушить, странно.
Подчеркните корень в словах по-видимому, странный; подберите к ним родственные слова.
4. Замените подчеркнутые слова близкими по смыслу. Любовь к живописи обнаружилась в нем рано.
Русский народ дал миру выдающихся ученых, писателей, художников.
Встреча с бурлаками произвела на Репина неизгладимое впечатление.
У Репина возникла мысль нарисовать картину "Бурлаки на Волге".
В словах неизгладимое, чудная, возбудить, поселение под черкните корень; подберите к ним по два-три родственных слова.
Составьте предложения со словами выдающийся, роскошные, ароматные.
7. Данные слова замените близкими по смыслу. прильнуть-... возникнуть-...
вынужден-... пестрые-...
упорно -... осуществиться - ...
Работа над словами с непроверяемыми написаниями
В текстах произведений, изучаемых в начальной школе, много слов с непроверяемыми написаниями. Словарно-орфографическая работа при изучении этих текстов, с одной стороны, способствует обогащению словаря учащихся и глубокому усвоению изучаемых произведений, с другой - служит средством обучения непроверяемым написаниям.
Для закрепления правописания непроверяемых орфограмм и обогащения словаря учащихся используют следующие приемы:
составление предложений с данными словами;
образование от данных корней различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов);
распределение данных слов по частям речи, по типам склонения или спряжения;
подчеркивание непроверяемых орфограмм;
группировка слов по орфограммам;
группировка слов по месту ударения;
подбор однокоренных слов;
включение слов с непроверяемыми орфограммами в диктанты (словарные, выборочные, свободные);
проговаривание слов (по слогам);
подбор синонимов и др. Примеры.
1. Со словами бульвар, предместье, лачуга, канава, витрина составьте предложения.
Слова кров, питомец, искусно, баррикада замените близкими по смыслу.
От слов чувствовал, шероховатый, искусно, артиллерия, благодаря образуйте другие части речи.
Из данного текста выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Составьте с ними предложения. Непроверяемые гласные подчеркните.
Из данного текста выпишите слова с удвоенными согласными, запишите их в два столбика: в один столбик с непроверяемыми согласными, в другой - с проверяемыми.
Одним из принципов обучения правописанию является связь занятий по орфографии со словарной работой. Особенно большие возможности для реализации этого принципа имеются на уроках чтения.
Приводим задания, с помощью которых реализуется указанный принцип.
1. Выпишите из рассказа А.П. Чехова "Ванька" слова с непроверяемыми безударными гласными в три столбика: в первый столбик - слова с безударной а, во второй - с е, в третий -с о. Подчеркните безударные гласные.



Учащиеся выписывают:
а
е
0

образ
всегда
хозяева

отражение
иней
колотушка

вообразить
ребятенок
собака

балагурить
велеть
возьми

Каштанка
великолепный
Москва

табак
леденец
орех

табакерка
вчетверо
колодка

сапожник
свернуть
колокольцы

2. Подберите и запишите однокоренные слова к следующим: багаж-, контроль, работа. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Учащиеся записывают:
Багаж – багажный, багажник
контроль контролер, контрольный,
работа - рабочий, работник, работать.
3. Спишите с доски.
М.нута, п.н.дельник, м.трос, к.п.тан, ц.рапина, почт.льон, кв.драт, к.рман, к.в.лерия, к.нверт, с.лфетка, м.тор, г.н.рал, в.ликан, ч.снок.
4. Подберите (письменно) синонимы к словам резерв, инструкция, каланча.
Учащиеся подбирают:
резерв - запас; инструкция - указания, правила; каланча -вышка.
5. Замените письменно данные сочетания отдельными словами.

Сочетания слов
Слова для замены

Вид местности, открывающий-
гарнизон

ся с возвышенности


Военный начальник, ведающий
панорама

надзором за порядком в гарнизоне


Войсковые части, расположен-
комендант

ные в городе


Образец: творческое изображение - фантазия.
6. Выполните упражнения по карточкам.


Карточка 1
Запиши по алфавиту данные слова. Подчеркни непроверяемые гласные.
Сержант, кинжал, патрон, капитан, табак, конверт, санитар, алмаз, момент, комод, фантазия, чеснок, ефрейтор, почтальон, кобура, эшелон, казак, шаровары, мотор, салфетка.
Карточка 2
Сгруппируй данные слова по частям речи (письменно).
Карандаш, казацкий, обыкновенный, моргнуть, бренчать, оружие, индюк, коряво, майор, караулить, шинель, парикмахер, мраморный, лейтенант.
Карточка 3
Объясни (устно) значения данных слов. Подчеркни в них непроверяемые гласные.
Матрос, громадный, шатер, театр, хирург.
Запиши под диктовку слова консервы, каракули, рафинад, почтальон, револьвер, кавалерия, квадрат, мгновение, матрос, перчатка, солдат, картина.
Составь краткий письменный пересказ текста рассказа Д.Фурманова "Чапаев в бою", употребив слова фигурка, командир, батарея, станция, минута, снаряд, кавалерия, батальон, команда.
Аналогичные задания можно практиковать и при изучении других произведений. При этом одни и те же слова могут включаться в разные упражнения по нескольку раз, чтобы учащиеся встречались с ними неоднократно, что обеспечит прочное усвоение этих слов.
В итоге регулярной работы над словами с непроверяемыми орфограммами в связи с изучением произведений научно-популярной и художественной литературы учащиеся в течение учебного года могут усвоить до 350 таких слов.
Слова, отобранные из публицистических статей и художественных произведений, нужно использовать и на уроках грамматики, правописания, развития речи. Они могут служить дополнительным дидактическим материалом для уроков повторения, закрепления, обобщения. В отдельных случаях, когда в тексте встречается много слов на соответствующую трудную орфограмму, они могут стать примером изучения (закрепления, обобщения) на специальном уроке, который проводится после изучения текста.
Так, например, после работы над рассказом на специальном уроке можно повторить правописание безударных гласных корня, не с глаголом и другие орфограммы. Примеры из программных текстов целесообразно использовать для классной и внеклассной работы с учащимися.
Если вести эту работу систематически, помогая детям усвоить хотя бы по несколько трудных слов на каждом уроке чтения, достигают весьма ощутимых результатов. Речь учеников отличается точностью, литературной правильностью, пишут они грамотнее, ошибки на изученные правила у таких учеников встречаются реже. Это и понятно: словарь таких учащихся шире, нежели тех, с которыми эта работа не проводится, орфограммы они закрепляют не только на тех примерах, которые даются в учебнике русского языка, но и на многих других, причем орфографический материал не просто "проходится" в соответствующий момент со всеми ведущими орфограммами учащиеся сталкиваются ежедневно.


15