Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
ВКО г. Риддер КГУ «Средняя школа № 16»
Учитель: Циприс М.П.
Работа над словарными словами на уроках русского языка
в начальной школе
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащимися.
Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связано с изучаемым на уроке грамматико – орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты- отрывки из художественных произведений. Наиболее распространенным видом словарно – орфографических упражнений остаются диктанты. На уроках использую следующие виды диктантов:
зрительный – с предварительным разбором. Учащиеся орфографически
и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
картинный - учитель показывает карточку – картинку. Дети называют
изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
выборочный (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает
детям либо карточки – картинки, либо карточки – слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
1) записать в первый столбик слова – названия животных; во второй – слова названия растений
2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную Е, во второй столбик слова, в написании которых надо запомнить гласную О
диктант с использованием загадок
диктант по памяти- записать слова на тему «Школа» и т.д
диктант с комментированием
творческий диктант
- заменить развёрнутое определение одним словом, например: четвёртый день недели (четверг) - выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: ученик, сирень, капуста.
- запиши слова, начинающиеся на букву: «К», «М», «П». - приведи примеры словарных слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге. - собери слова: пус, ка, та; роз, мо.
- расшифруй слова: 2 1О 13 6 20 (билет).
- найди пару: о, яц, за, рех. - найди в словах слоги, указанные цифрой, образуй слово: репа(1) кулебяка (3) нота(2) - ребята. - в каких словах заблудились буквы: каязы - язык, хгоор - горох.
Для усвоения словарных слов можно использовать фонематические приемы. Этот прием заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, учим проводить анализ звуковой формы слова. Это способствует формированию фонематического слуха. Так, часто провожу прием «слова-помощники». Он заключается в том, что дети находят «слова-помощники» (неродственные), помогающие запомнить написание трудных слов. Для лучшего запоминания нужно придумать предложение с двумя словами: словарным и помощником.
Например:Пальто-папа – «папа купил пальто»;Платок-плачу – «беру платок, когда плачу»;Посуда-полка – «посуду ставим на полку»;Ягода-год – «ягоды мы едим каждый год».
Смысл этой работы заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели произвести анализ звуковой формы слова при внутреннем его проговаривании. Это способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.
В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается навык точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами .Например:
от слов рябина, яблоко образуй родственные слова, укажи, при помощи чего они образовались.
от слов картина, осина образуй слова с суффиксом «к».
составь словосочетание, вставляя в имена прилагательные нужные окончания:
береза кудряв ...
подбери слова к данным схемам:
·;
·^; ¬
·
Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.
15