Конспект урока Таблица умножения однозначных чисел


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Г.Новый Уренгой









Конспект урока математики по теме
«Таблица умножения однозначных чисел»












Выполнила
учитель начальных классов
Радаева Анастасия Александровна





г. Новый Уренгой, 2014





Тип урока: урок - панорама.

Цели:
1.Расширение представлений уч-ся о таблице умножения; закрепление знаний табличных случаев умножения и ответствующих случаев деления; закрепление знаний о взаимосвязи компонентов и результатов этих действий; развитие умения находить значения сложных выражений, умения представить число в виде произведения 2 однозначных множителей, увеличивать и уменьшать число в несколько раз, сравнивать числа (в том числе и кратно); решать простые задачи на умножение и деление через содержание учебного материала.

2.Развитие общеучебных умений:
- умения формулировать учебную задачу, понимать ее и реализовывать в ходе урока через систему вопросов;
-умения работать с книгой, отбирать необходимую информацию, строить сообщение по теме через выполнение группового домашнего задания;
-умения работать в группе, строить диалог, выражать свое мнение, доказывать его, обмениваться мнениями с одноклассниками, прислушиваться к мнению другого(т.е. развитие коммуникативной культуры, культуры коллективного интеллектуального труда) через организацию групповых и парных форм работы;
-умения работать по алгоритму через работу в динамических парах в роли учителя;
-умения оценивать свою деятельность и деятельность одноклассника по заданным критериям через работу в оценочном листе, рефлексию и организацию дифференцированной помощи;
-умения моделировать по заданному признаку через составление пословиц и рисунка;
-умения ориентироваться на плоскости через работу с таблицей «Пифагора»
-умений выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения и классификации через содержание учебных заданий.

3.Повышение мотивации учения через межпредметную связь с историей и литературой, групповые формы работы; развитие субъектной сферы личности через работу в роли «учитель».

Оборудование:
Компьютерная презентация «Таблица умножения»;
Оценочный лист (по кол-ву уч-ся)
Листы с заданиями и помощью;
Алгоритмы работы;
Конверты с жетонами и заданиями для «учителей»;
Тест (по кол-ву уч-ся)
Фонограмма песни «Дважды два – четыре»;
«листочки» для рефлексии.

Ход урока:
1.Постановка учебной задачи.
Звучит фонограмма песни «Дважды два-четыре» (1 куплет)
-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?
-Чем мы будем заниматься?
Учитель подводит итог сказанному детьми:
- Тема нашего урока «Таблица умножения однозначных чисел».
Наша учебная задача: Закрепить знание табличных случаев умножения и деления. (Тема и задача записаны на доске.)
-Работать мы будем по следующему плану (обращается к доске)

Виды работы:
Без ошибок
С ошибкой

1.Домашнее задание




2.Работа в группах




3.Динамические пары
«Учитель-ученик»



4.Работа в парах




5.Тест






- После каждого этапа мы будем оценивать свою работу. -Как мы это будем делать? (Работать в индивидуальном оценочном листе.)
Кто не помнит как работать в оценочном листе? (Напоминаем)
В конце урока мы должны ответить на контрольные вопросы (на доске):
-Каковы основные закономерности таблицы умножения?
-Для чего нужно знать таблицу?
2.Проверка домашнего задания.

-Какой этап нам сейчас предстоит?
-Какое было домашнее задание?
-Домашнее задание группы «Историки»: узнать когда и где была придумана таблица умножения и какое отношение к ней имеет Пифагор.

-Домашнее задание группы «Практики»: рассказать о значении таблицы в жизни человека.
Сообщения групп.

Сообщения оцениваются по критериям «Интересно» и «Раскрыли ли тему?» и результат заносится в индивидуальный и коллективный оценочный лист.
-К каким же источникам нужно обратиться, чтобы узнать новую информацию?


3.Закрепление изученного.
Открывается презентация.

Таблица умножения
2*2=4
2*3=6 3*3=9
2*4=8 3*4=12 4*4=16
2*5=10
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· -Какие закономерности содержит таблица?
-Почему в каждом следующем столбике на 1 произведение меньше?
-Зачем надо знать эти закономерности?
-А как называется такая форма записи таблицы?

ТАБЛИЦА «ПИФАГОРА»

1 2 3 4 5 6 7
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Групповая работа
-Наша цель при выполнении этого задания: научиться ориентироваться в таблице «Пифагора».

Это задание выполняется в группах по 6 уч-ся.
-Какие правила работы в группе вы знаете?
При затруднении дети могут воспользоваться помощью №1, а если и дальше затрудняются - помощью №2.

После выполнения задания оно оценивается по критерию «Правильность» и результат заносится в оценочный лист.

*Задание по таблице Пифагора:

Заштриховать в таблице все клетки, соответствующие данным числам:

25, 49, 64, 81,
14, 27, 28, 30, 35, 40, 72,
16, 36,
18, 24.


Кого тебе напомнила получившаяся фигура?

Помощь №1.

Сколько клеток занимают числа? 25, 49, 64, 81,-одну!
14, 27, 28, 30, 35, 40, 72,-две!
16, 36,-три!
18, 24.-четыре!
Помощь №2
1клетка: 2клетки (от перестановки множителей):
25=5*? 14=7*? 35=5*?
49=7*? 27=9*? 40=5*?
64=8*? 28=4*? 72=8*?
81=9*? 30=5*?


3 клетки: 4 клетки:
16=4* ? =2*? 18=2* ? =3*?
36=6* ? =4* ? 24=4* ? =3*?

Не забывай про перестановку множителей!

-Кого напомнила эта фигура?
Правильный ответ (показ в презентации):

ЖАР-ПТИЦА


 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
х
х
х

 
 
 
 
 
х
 
х
х

 
 
 
х
 
х
х
 
х

 
 
 
 
х
х
х
х
 

 
 
х
х
х
х
 
 
 

 
х
 
х
х
 
х
 
 

 
х
х
 
х
 
 
х
х

 
х
х
х
 
 
 
х
х



-В каких народных сказках встречается Жар-птица?
-Кто воспользовался помощью? Почему вам было трудно?
-Какое умение мы использовали при выполнении этого задания?
Физминутка под музыку песни «Дважды два-четыре» (припев)
*Динамические пары
-Цель задания: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
Дети встают в два круга (внутренний-«учителя», внешний- «ученики») У «учителей» конверты с заданиями и жетоны. Каждый «учитель» свое задание решил накануне и знает верный ответ (педагог должен это проверить).
По хлопку учителя пары изменяются- ученики после того как ответят (если ответ верный они получают жетон), переходят к следующему «учителю».
Так происходит до тех пор , пока все ученики не обойдут всех «учителей».После этого дети меняются ролями (задания уже другие).
Примерные задания:
1) ?:7=9
2) увеличь 4 в 6 раз
3) Одна ручка стоит 3 рубля. Сколько стоит 8 таких ручек?
И т. п.
-Какие знания и умения вам пригодились в работе?
Далее идет оценивание работы и занесение результата в оценочный лист.

*Работа в парах.
-Наша цель: повторить табличное умножение и деление.
Слова пословиц:

лучше-28, нет-9,
ищи-21, а-24,
чем-20, дружка-27,
нашел-30, родная-18,
нет-42, береги-64,
матушка-6, друга-12.
Найдите значение выражений и расположите их в порядке убывания. Из некоторых данных слов вы получите пословицу. Как вы ее понимаете?
Выражения:

72:8 2:1 21:7 (3 3) 49:7 (2 2)
54:9 (14:2) 2 9:(15:5) 32:8 (25:5)


Пословицы: Нет лучше дружка, чем родная матушка. Нет друга- ищи, а нашел- береги.

-Что вы должны знать и уметь, чтобы выполнить это задание?
Дети выполняют задание.
Они зачитывают получившиеся пословицы и объясняют их. После этого идет оценка работы и занесение в оценочный лист.

*Самостоятельная работа:
-Мы работали и в группах и в парах, а теперь поработам индивидуально.
-Наша цель: проверить знание основных свойств таблицы умножения.

ТЕСТ:

1. При умножении этого числа на однозначные числа получились следующие ответы: 18,24,30. Какое это число?
2 3 4 5 6 7 8 9

2.Какой знак ты поставишь при сравнении?
а 77 а
«больше» «равно» «меньше»

3.Может ли значение выражения 5 а заканчиваться на цифру 3?
Да нет

4. Какое из данных чисел не встречается в таблице Пифагора?
16 21 29 32 72 8

5.Чему равно значение выражения 6 3: 9 6 :3 ?
2 3 4 5 6 7 8 9
____________________________________________
На экране высвечиваются верные ответы и дети проверяют себя, оценивают свою работу.

-У кого есть ошибка? Где ты ошибся? Почему?
-Давайте дадим общую оценку нашим знаниям.

4.Итог урока
- Какова была учебная задача урока?
- На что были направлены все задания? Для чего мы их выполняли?
-Какое задание показалось интересным? Трудным? Почему было трудно?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Ответим на контрольные вопросы.

5.Домашнее задание (по выбору)
*Придумать задание-рисунок
по таблице Пифагора.

*Составить 15 выражений (произведения и частные) для игры «Математическое домино»

*Решить числовую цепочку:
?*2:4*6:8*4:6*4*5:4:5*6:3=4
-Прочитайте про себя задание. Что общего в них? Выберите себе задание, можно выполнить не одно, а 2.
Рефлексия:
Если было все понятно и легко- желтый лист.
Все понятно, но трудно- зеленый.
Не все понял, нуждаюсь в помощи- красный.


Дети подписывают фамилию на листочке и прикрепляют к вазе на доске.