Технологическа карта урока математики во 2 классе на тему: Таблица умножения однозначных чисел


Технологическая карта урока математики во 2 классе
Тема «Таблица умножения» однозначных чисел
Тип урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цели закрепить знание «Таблицы умножения» однозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение анализировать.
Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; проявлять интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развивать умение использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.
Планируемый результат Предметные: знать название компонентов и результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением (умножение – есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Чекин А.Л. Математика: 2 кл.: учебник: в 2 ч./ А.Л.Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой; рабочая тетрадь по математике; Захарова О.А. Математика в вопросах и заданиях: 2 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. / О.А. Захарова, Е.П. Юдина; под ред. Р.Г. Чураковой.
Компьютер, проектор, экран, звуковые колонки; слайды; две музыкальные композиции; презентация для «танцевальной минутки»; 2 картинки со снеговиками; картинка ледяной горки; белый воздушный шар; печатный материал; 2 чёрных фломастера.Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
1. Самоопределение к деятельности
Задача:
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. - Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Какое сейчас время года?
- Покажите, что вы замерзли и съежились.
- Отогрелись и расслабились.
- Вам случайно попали снежком в лицо.
- Изобразите, как дети лепят снеговика.
- Ставят снежные комья друг на друга.
- Молодцы! Какой красивый снеговик получился! (На доске появляется картинка большого снеговика). А вот ещё один! (На доске появляется картинка ещё одного большого снеговика).
- У детей настроение просто замечательное!
- С таким отличным настроением мы начинаем работу на уроке математики. Ребята здороваются.
- Зима!
Дети показывают.
2. Постановка учебной задачи
Задача:
Формулирование темы и цели урока.
-Урок у нас сегодня будет необычный, потому что мы приглашены на прогулку. Да-да! Наши Снеговики приглашают нас в поход. А куда? По … А, впрочем, сейчас вам предстоит это узнать. Для этого разгадайте слова, которые задумали Снеговички, и впишите их в пустые клетки.
(Учитель даёт каждому ряду по рабочему листу и по фломастеру).
1 ряд
6x5, 7x3, 0x5, 9x9, 6x8, 2x7, 5x5
21 0 48 30 81 25 14
а б и т л а ц
2 ряд
6x6, 3x9, 5x4, 1x7, 9x0, 6x4, 5x9, 4x4, 7x2
20 24 0 36 7 16 14 27 45
н е ж у о и я м н
- Что же это?
(У Снеговиков появляются эти слова)
- Сегодня вместе со Снеговичками мы отправимся в поход по «Таблице умножения» однозначных чисел. А для чего? Ведь всю «Таблицу умножения» мы уже выучили.
- Да, наш математический поход обещает быть очень интересным и увлекательным. Одеваемся потеплее, берём с собой знания и хорошее настроение, и в путь!
(Играет «Марш Снеговиков») - «Таблица умножения».
- Чтобы ещё раз убедиться, что знать её просто необходимо. Она поможет нам выполнить разные математические задания.
3. Актуализация знаний
Задача:
Повторение изученного материала.
- Чтоб идти было веселей, Снеговички предлагают вам стихи, только в них пропущены слова. Будьте внимательны!
1. Известно детям в целом мире,Что дважды два равно...Им также следует учесть,Что дважды три получим ...
2. Умножить три на семь придется,И это нам легко дается,Ведь трижды семь — ответ один,Получится…
3. Умножь четыре на девятку –Получишь ровно …,Ну, а умножишь на десятку,Пиши смелее … здесь!
4. Пять на шестёрку умножаем,В итоге … получаем.И пятью семь – легко считать —Ответ короткий: …
5. А, верно, шесть на шесть умножитьНам снова песенка поможет,В ее словах решенье есть:Шесть на шесть будет ...
6. Что семью три – …,Сказал нам важный господин,Давайте у него же спросим:«Cемью четыре?» …
7. А восемь на два — знайте, братцы,Решенье верное – …
А восемь на три – не забыли?Ответ «в часах» — …
8. Девятью восемь — вот задача,Давай, работай, голова!Но нас не подвела удача,Даём ответ — …
- Здорово! - Четыре.
- Шесть.
- Двадцать один.
- Тридцать шесть.
- Сорок.
- Тридцать.
- Тридцать пять.
- Тридцать шесть.
- Двадцать один.
- Двадцать восемь.
- Шестнадцать.
- Двадцать четыре.
- Семьдесят два!
4. Закрепление знаний и умений в изменённой ситуации
Задача: закрепить знания по пройденному материалу.
- Идём дальше.
Что за звездочки резныеНа пальто и на платке?Все сквозные, вырезные,А возьмёшь - вода в руке.
- Сейчас вам предстоит ловить снежинки. От количества правильных ответов зависит количество пойманных снежинок. Внимание на экран!
Какое число должно быть вместо снежинки? Назови его.

- У вас всё получилось. Теперь Снеговики предлагают угадать, во что будем играть теперь.
По снегу покатите – Я подрасту. На костре согрейте – Я пропаду.
- Да, играем в «Снежный ком». Выходите ко мне, становитесь в круг. Какой столбик «Таблицы умножения» самый лёгкий для вас?
- Передаём наш «ком» по кругу и рассказываем столбик на …
- А самый трудный какой?
- А теперь «ком» передаём в другую сторону и вспоминаем умножение на …
- Отлично! Ой, а кто это там впереди? Да это же наши маленькие друзья, которым холодно и голодно зимой. Давайте угостим их! Внимание на экран! Кому какое угощение достанется?

- Сделали доброе дело. А теперь снова можно поиграть.
Снег сжимаю в рукавицах,Тороплюсь слепить комок;Не успеешь отклониться –Полетит в тебя … 
- Играем в «математические снежки». Первый ряд «бросает снежок» – пример на умножение. Если второй ряд назвал значение произведения верно, значит снежок не попал. Если не верно, тогда попал. Начали!
- Молодцы! А дальше …
Там в латах все на ледяной площадкеСражаются, сцепились в острой схватке.Болельщики кричат: «Сильнее бей!»Поверь, не драка это, а — ... - Играем в «математический хоккей». Вам необходимо назвать номера только тех шайб, которые окажутся в воротах.

- Замечательно! А теперь снеговики предлагают погреться вместе с их друзьями. - Снежинки.
«Ловят снежинки».
- Снежный ком.
- На …
Играют в «Снежный ком».
- На …
Играют в «Снежный ком».
«Угощают» маленьких друзей.
- Снежок.
Играют «в снежки».
- Хоккей.
Играют в «хоккей».
«Танцевальная минутка».
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задача:
Проверить знания и умения, самоконтроль усвоения знаний.
- Вы потанцевали, согрелись. Голова работает хорошо?
- А сейчас проверим! Как называется сумма одинаковых слагаемых?
- Как называется первое число при умножении?
- Как называется второе число?
- Как называется число после знака «=» при умножении?
- Какой сегодня день?
- А какое число?
- Откройте тетради и запишите: «13 января. Классная работа»
- Угадайте, в какую игру будем играть сейчас.
Я давно в траве сижу,Ни за что не выхожу.Пусть поищут, раз не лень,Хоть минуту, хоть весь день.После школы, для разрядки,Мы всегда играем в …
- Вам может понадобиться помощник – «Таблица умножения». Куда обратитесь?
- Найдите самое маленькое значение произведения, которое встречается в «Таблице умножения» однозначных чисел. Выпишите этот случай.
- Найдите самое большое значение произведения, которое встречается в «Таблице умножения» однозначных чисел. Выпишите этот случай.
- Выпишите все табличные случаи, в которых значения произведений равны 63, 49, 27, 72.
- Какое значение произведения встречается чаще других? Запишите все случаи с этим значением.
- Снеговики предлагают проверить, сколько «спрятавшихся» игроков вы нашли. Внимание на слайд!

- А что это перед нами? Угадайте!
Все лето стоялиЗимы ожидали.Дождались поры-Помчались с горы.
- Да, мы сейчас прокатимся с ветерком. Только надо узнать, кто в какие санки сядет. Каждому ученику достаётся карточка с примером. Его нужно решить в своей тетради и, глядя на экран, определить, какие сани ваши. Приступайте к заданию!
(Учитель раздаёт карточки).

- Нашли свои сани?
- На каких санках поедешь ты?
- Ну, что ж, поехали!
(Звучит весёлая музыка) -Да!
- Произведение.
- Первый множитель.
- Второй множитель.
- Значение произведения.
- Среда.
- 13 января.
Открывают тетради, записывают число, «Классная работа».
- Прятки.
Ученики отвечают.
Выписывают: 1*1=1
Выписывают: 9*9=81
Выписывают:7*9=63, 7*7=49, 3*9=27, 8*9=72 и выражения, которые получаются из данных при перестановке множителей.
Выписывают:3*8=24, 6*4=24, 2*9=18, 3*6=18 и выражения, которые получаются из данных при перестановке множителей.
Проверяют свою работу по слайду.
- Санки.
Дети решают доставшийся пример, смотрят на экран, находят свои сани.
- Да!
Каждый ребёнок называет свои санки.
Рефлексия
Задача:
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов собственной деятельности. - Посмотрите по сторонам - мы вернулись в свой родной класс. Пришло время подводить итоги. Какую цель мы ставили сегодня в начале урока?
- Как вы считаете, мы её добились?
- Что нам пришлось для этого сделать?
- А в жизни нам нужна «Таблица умножения», или она нужна только на уроках математики?
- А теперь вам предстоит оценить свою работу на данном уроке, определив своё место на ледяной горке.
Старался, но были ошибки.
Сегодня у меня не получилось. Но я буду стараться!
Старался. У меня всё получилось!

- Какую отметку вы бы поставили себе за работу?
(Учитель соглашается или не соглашается с самооценкой).
- Убедиться, что «Таблица умножения» - это наш помощник при выполнении математических заданий.
- Да!
- Выполнить много заданий.
Ученики отвечают.
Ученики вписывают свои имена в соответствующем месте.
Ученики отвечают.
7. Домашнее задание
Задача: определить местонахождение домашнего задания. - Откройте учебник на странице 149. Здесь ваше домашнее задание. Это задание повышенной сложности, к которому есть иллюстрация. Назовите номер задания.
- Запишите задание в дневник.
- А наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу!
(Звучит «Марш Снеговиков»). - № 7.
Записывают: з.7-с.149 (уч.)