Внеклассное мероприятие на тему Путешествие в страну вежливости и доброты


Открытое внеклассное мероприятие «Путешествие в страну "Вежливости и Доброты"». 3-й класс
Цели: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим; развитие представлений учащихся о добре и зле; развивать умение работать с проблемными ситуациями; развитие познавательного интереса, самооценки; воспитание стремления совершать добрые дела.
Ход внеклассного мероприятия
- Уважаемые гости, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О каких?
Послушайте песенку и скажите о чем она?
Звучит песня « Девочки и мальчики»
- О чем эта песня? ( О доброте?)
- Хорошо. А теперь послушайте сценку и скажите о чем она?
Сценка «Слушай хорошенько» (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней)
- Слушай хорошенько, - кукле я сказала,- Полно наряжаться, это баловство. Ты уже большою девочкою стала. А ещё не знаешь ровно ничего. «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,За подарки, помощь всех благодарят.Вежливые дети все так поступают.Будь и ты такою, - и тебя тотчасПопрошу зачислить в вежливый наш класс! ( вежливости)
- Итак, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Вежливости и Доброты. Цель нашего мероприятия показать важность вежливости и доброты в нашей жизни.
- А путешествовать мы будем по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях:
1. «Путешествие в прошлое»
2. « Вежливых слов»
3. “Сказочных героев”
4. “Доброй Феи”
5.“Волшебных слов”
6“Внимательных ребят”
7. « Доброта»
Итак, первая остановка на станции « Путешествие в прошлое»
Давайте вспомним ,как называют человека, который употребляет вежливые слова? ( Вежливый)
- Ребята . если мы обратимся к словарю, то узнаем, что еще до 16 века в русском языке широко употреблялось слово « вежа», от слова « ведать», « знать». Вежа –человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда « вежество» позднее превратившееся в « вежливость». Вежливость - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежливости в школах наряду с грамотой и молитвами.
- Ребята, а какие слова вам приятнее слышать от других людей? ( Добрые, вежливые)
- Как мы их должны произносить ( с улыбкой, искренне, с теплотой, добротой).
-Вежливый человек обычно добрый или злой? ( Добрый)
- А что такое доброта? Об этом мы можем узнать из словаря Сергея Ивановича Ожегова.
Доброта- это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добро- все положительное, хорошее, полезное.
Итак, следующая станция « Вежливых слов».
Вспомним какие вежливые слова вы знаете?
Учащиеся:
Добрый день
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Здравствуйте
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Пожалуйста
Отменить, что ли слово «пожалуйста» -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Добрые слова
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они просты, и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Ведущий: А теперь проверим как вы усвоили словарь вежливых слов. Ваша задача закончить фразу вежливым словом.
- Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо).
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
-Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
- Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Правила вежливости:
В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Вежливый человек не причиняет другим неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
- Молодцы, ребята. Самое время спеть добрую и красивую песню.
(Песня «Улыбка»)
Ведущий: После этой песни так хочется подарить улыбку окружающим. Улыбнитесь друг другу.
II. Остановка “Сказочных героев”
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?”
А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?
Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро.
Почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.
Песня « Если друг не смеется…»
III. Остановка “Доброй Феи”
(Входит Фея с коробкой и с волшебной палочкой)
- Ребята, здравствуйте. Я Добрая Фея. Я слышала, о чём вы тут говорили. Послушайте мои слова и запомните:
Добрым быть совсем, совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета Доброта – не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
- Фея: А это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем?
Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.
Фея: Нет, нет! Он не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это? ( Доброта, вежливость)
- Фея: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту,  заботливость и внимание.
Поиграем в игру “Вежливо - невежливо”.
(Если вежливыми были действия, то поднимаете хлопайте один раз, если невежливыми – 2 раза).
Поздороваться при встрече … Помочь товарищу в учебе.
Толкнуть, не извиниться … Накричать на подругу.
Помочь подняться, поднять упавшую вещь … Попросить прощение за обиду.
Не встать, обращаясь к учителю …
Не уступить место пожилому человеку …
Сказать: “До свидания!”
А сейчас девочки подарят вам танец.
Песня кота Леопольда ( танец) ( Все на свете можешь ты)
Стихи читают дети:
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,Вы место без протеста уступите старухе.Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И, ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,Не будете с товарищем трещать, как две сороки.И, ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И, ежели вы вежливы, тому, кто послабее Вы будете защитником, пред сильным не робея.И, ежели вы вежливы, поможете вы маме, И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.
V. Остановка “Внимательных ребят”
- А сейчас мы посмотрим, как вы знаете правила уважительного отношения друг к другу.
Ситуации для обсуждения:
1. В классе – четверо: два мальчика и две девочки – второклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают доску.
- Чем вы тут занимаетесь? – спрашиваю.
- Мы доску моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Михайлов 5 ошибок сделал. Ему двойку поставили, а мне пятёрку!
- Пятёрка – хорошо. Только зачем хвастать?
- Вот идите, посмотрите, - потянула меня за полу пиджака хвастунья.
Она бесцеремонно взяла у Михайлова тетрадь и стала показывать:
- Смотрите: раз, два, три ... пять ошибочек! Видите, двойка стоит? А у меня пятёрка!
Девочка очень рада пятёрке, но, пожалуй не меньше и тому, что у Михайлова двойка.
- Какие качества характера проявились в поступках девочки?
- Наблюдали ли вы такие ситуации в жизни?
2. Даня всегда любил быть первым: когда строились в столовую, когда кончались уроки. Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперёд, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.
- Каким растёт Даня?
- Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашего класса?
3. Инсценирование   рассказа Л.А.Сергеева «Над кем лучше смеяться»).Автор: Анжела   любила смеяться над своими друзьями. Например, когда она выходила во двор, а там Лиза училась кататься на велосипеде и у нее не получалось. Ну как тут не засмеяться? Или как-то с Дашей играли в мяч, а она мячом попала в свою бабушку. Она до слёз смеялась. И так всегда.Как-то раз Анжела сказала маме:
Анжела: Лиза -глупая! Я выменяла у нее цветной карандаш за какую-то наклейку!
Мама: Да?!  А я сейчас иду через двор, а твоя Лиза говорит кому – то про тебя: «Анжела-глупая! Обменяла такую наклейку на ерундовый карандаш. Вот так-то!
Анжела   обиделась и хотела уйти, но мама остановила ее:
Мама: Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются – не любишь. Это никуда не годится. Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?
Анжела:  Над кем?
Мама:  Над собой. Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.
- Ребята, можно ли смеяться над недостатками других?
- Какой совет дала мама дочери?
- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – всё это проявления порядочности. Послушаем сценку о помощи маме.
4.Сценка «Помощник».
Вова плачет тонко-тонко                                                   мама Света
И глаза трет кулаком:                                                        Вова Данил
- Я вам больше не девчонка,
Не пойду за молоком.
Мама смотрит без улыбки:
- Что же, сделаешь ошибку.
Мне не будешь помогать
Не пущу тебя гулять.
Посмотрел, подумал он:
- Ну, давай уж свой бидон.
Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной.
- Может, так не будет видно
Всем бидона за спиной.
Дядя с длинными усами,  
Высоченный, как отец,
Улыбнулся: - Видно, маме  помогаешь? Молодец!
Тётя девочке в панаме говорит:                                        
- Бери пример!
Помогает мальчик маме                                               Тетя Лиза Ч.
 Настоящий джентльмен.
И уже не стороной
Вова гордо шёл домой.
Хоть по лестнице шагал,
Молоко не расплескал.
- Мама, что ещё купить?
Я могу сейчас сходить.
- Если мы будем соблюдать правила вежливости – у нас будет много друзей, и тогда нам не страшны никакие неприятности. Вместе мы справимся со всеми трудностями!
VI Станция « Внимательных ребят»
- В нашей речи много теплых слов. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям?
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
- Ведь как гласит пословица: “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.
- Какие пословицы знаете вы о добре?
-Доброта без разума пуста.
- Делай другим добро- будешь и сам без беды.
- Добрый человек в добре живет век.
- Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
-Доброта нигде не теряет достоинства.
-Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Доброе дело питает и душу и тело.
-Худо тому, кто добра не делает никому.
-За доброго человека сто рук.
- Добрые умирают да дела их живут.
-
Игра « Пословица рассыпалась», соберите её.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
VIII. Остановка “Доброты”
- Вот мы и добрались до станции “Доброта”.
Дети читают стихи:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нам хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
Ах, как нам добрые слова нужны.Не раз мы в этом убеждались сами.А может не слова — дела важны?Дела — делами, а слова — словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый часКогда они другим необходимы.
Как бы жизнь не летела -Дней своих не жалей,Делай доброе делоРади счастья людей.Чтобы сердце горело,А не тлело во мглеДелай доброе дело -Тем живём на земле.
Я говорю “спасибо” вамЗа добрые слова.Пусть на земле от добрых словПрибавится добра.Пусть будет добрым каждый день,А так же каждый час,И солнце светит на землеДля каждого из нас.
Дети исполняют песню «Ты да я...” .- Какое самое важное и нужное слово сегодня вы открыли для себя? Напишите их на лучиках солнца. И прикрепите на наше солнце. Посмотрите какое огромное солнце получилось. Это солнце -доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит нам теплоту, заботливость, внимание.
Да здравствует наш озорной и шумный
Веселый и умный 3 класс!
И всем, кто пришел к нам в гости,
Большое спасибо от нас.( Хором)