Исследовательская работа — Как приемы критического мышления способствуют повышению уровня мотивации учащихся на уроках русского языка


Как приемы критического мышления способствуют повышению уровня мотивации учащихся на уроках русского языка.
Раздел 1. Обоснование выбора темы для исследования в действии.
В течение своей более чем двадцатилетней педагогической практики я часто задавала себе вопросы: «Как сделать современный урок продуктивным и эффективным?», «Как вызвать интерес учащихся к своим урокам?», «Почему качество знаний учащихся по русскому языку идет на спад?», «Какие методики использовать на уроках, чтобы у детей сформировать функциональную грамотность?» и т.д. На разных этапах на эти вопросы я отвечала по-разному. Ответы мне помогали решать мои профессиональные проблемы, но я понимала, что решаю только локальные задачи, а самый важный, глобальный вопрос остается открытым. Я понимала, чтобы решить этот вопрос, недостаточно только моих усилий. Необходимо объединиться учителям. К счастью, в своих поисках и волнениях я была не одинока, у меня много единомышленников, которых также беспокоят проблемы в современной педагогике. Я и мои коллеги по школе, чтобы повысить свое педагогическое мастерство и быть способными качественно решать индивидуальные профессиональные задачи и методические проблемы школы, МО, МШМО, периодически повышаем квалификацию на курсах при ИПК и ППК, принимаем активное участие в работе творческих групп учителей области, района, обмениваемся и делимся опытом на районных и областных практических семинарах, обобщаем опыт лучших учителей. В школе хорошо организована работа с молодыми педагогами, опытные учителя – наставники оказывают методическую помощь мало опытным специалистам. Ежегодно администрация школы и методический кабинет районного отдела образования включают в планы работы вопросы, связанные с повышением качества образования, с внедрением инновационных технологий в учебный процесс с целью формирования у учащихся устойчивой учебной мотивации. Организуются и проводятся интересные семинары, мастер-классы, на которых педагоги демонстрируют пути решения этой проблемы. Немаловажную, а в современной школе порой и решающую роль в формировании мотивации к обучению у учащихся играет материально-техническая оснащенность учебного процесса. Благодаря реализации Государственных Программ в области образования Республики Казахстан большинство школ обеспечены техническими ресурсами, компьютерами, выходом в Интернет. И наша сельская малокомплектная школа оснащена шестью интерактивными досками, учебным компьютерным кабинетом. За последние годы материально-техническая база школы пополнена новыми современными кабинетами химии и биологии, физики, спортивным инвентарем. Сегодня у школы есть возможность в режиме он-лайн принимать участие в дистанционных олимпиадах, различных конкурсах, он-лайн уроках, конференциях и т.п. Одним словом, казалось бы созданы все условия для достижения высоких результатов, но желание учиться у детей все меньше и уровень качества знаний учащих не повышается, а если повышается, то незначительно. Почему? Я думаю, что ответ нужно искать в мотивации к обучению у учащихся. Имеется ли таковая на самом деле, а если имеется то, насколько она вообще сформирована у детей? Какие нужны условия, чтобы мотивация к обучению была устойчивой и не только внешней, но и внутренней? Что же такое мотивация? Мотивация (от латинского movere двигать) - это процесс побуждения к целенаправленной деятельности. Наиболее известным ученым, разработавшим иерархическую модель мотивации, был Авраам Маслоу (1968). (Руководство для учителя, стр. 176). Маслоу утверждает, что, только в случае удовлетворения потребностей низшего уровня, возможен переход на последующий уровень. Например, если ребенок обеспечен жильем, едой (1 уровень), в семье он чувствует себя безопасно, комфортно (2 уровень) и его окружает родительская любовь (3 уровень), то он начинает испытывать потребность в уважении (4 уровень), а затем и необходимость в самореализации и самовыражении (5 высший уровень). В процессе обучения учащихся нельзя игнорировать вышеназванную иерархию потребностей. Необходимо принимать во внимание то, как дети учатся, стараться учитывать их потребности, возрастные особенности, интересы, наклонности. В тех образовательных моделях, в рамках которых учителя восприимчивы к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящим от самих учеников, образовательный процесс будет иметь больше шансов на успех. (Руководство, стр. 221). Важно удержать внимание детей на уроках для этого нужно, чтобы процесс обучения и учебная деятельность была достаточно разнообразна и относительно сложна. Чиксентмихайи (2008) утверждает, что учитель должен создать такие условия, при которых ученики имеют «самоцель», которую Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. Важно отличать это от внешней мотивации. К внутренней мотивации обучения учащихся можно отнести следующие факторы: удовлетворение от самого процесса обучения; удовлетворение от процесса познания, удовлетворение любознательности, любопытства; удовлетворение от прямого результата учебной деятельности; стремление к успеху; осознанное понимание необходимости знаний для дальнейшей жизни; учение как способ и возможность общения. К внешней мотивации мы отнесем такие факторы, как: желание получить отметку; учеба ради престижа; вынужденный долг перед родителями, родственниками; желание быть лидером в детском сообществе через успешную учебу; успешная учеба ради морального и материального вознаграждения со стороны взрослых; избегание наказания.
Таким образом, мотивация учения – основное условие успешного обучения. Но как помочь формированию мотивации к обучению у учащихся, какими методами и стратегиями? Раньше в своей практике я преимущественно использовала традиционные формы работы. Сейчас, оценивая критически свой опыт до курсов, я понимаю, что на моих уроках роль учителя преобладала над ролью и деятельностью учеников. Большую часть времени на уроке я сама говорила, рассказывала, обобщала и оценивала. Я чувствовала, что использую не весь потенциал учащихся, чаще всего материал усваивали не все, не все приобретали необходимые учебные навыки. Меня беспокоило, что учащиеся 9 класса, у которых в конце года государственный экзамен в форме диктанта, плохо владеют синтаксическими навыками, а именно, не знают какие пунктуационные знаки нужно ставить в сложных предложениях, трудно определяют смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Речь учащихся, к сожалению, в основном состоит из набора простых однотипных предложений, они редко используют сложные синтаксические конструкции. Все эти проблемы заставили меня задуматься и искать пути решения. Во время первого месяца обучения на курсах по Программе второго (основного) уровня я изучила семь модулей, способствующих улучшить систему обучения. Наиболее интересный и перспективный для себя я выделила модуль «обучение критическому мышлению». Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. (Руководство С.185) Способность к критическому мышлению была изучена в первой половине ХХ века учёным Эдвардом Глейзером, определившим три основные элемента способностей к критическому мышлению: мыслительный процесс, знание методов логического исследования, практические навыки в применении данных методов. Он продолжил мысль Джона Дьюи о том, что направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, способна обеспечить эффективность не только ученику, но и обществу. (Руководство С.186). Меня всегда интересовала эта область, поэтому при выборе темы исследования в действии во время прохождения он-лайн практики я не задумываясь для себя определила ее следующим образом «Как приемы критического мышления способствуют формированию или повышению мотивации на уроках русского языка».
Раздел 2. Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных.
2.1.Свою исследовательскую деятельность я начала со сбора необходимой информации. Я подробно изучила личные дела учащихся 9 класса, особое внимание обратила на вновь прибывших учащихся, провела входное анкетирование, запланировала выходную анкету, провела беседу с элементами интервью. И выяснила следующее:
Общая характеристика класса
Всего в классе 14 учащихся
Возраст 16 лет – 9 учащихся, 15 лет – 5 учащихся.
Мальчики, девочки Мальчики - 7, девочки -7.
Живут в полной семье 6 учащихся
Живут в неполной семье 2 учащихся
Имеют отчимов 5 учащихся
Сирота 1 учащаяся
Результаты анкетирования были следующие:
«Нравится учиться» 36% (5 учащихся)
«не нравится учиться» 43% (6 учащихся)
«иногда нравится» 21% (3 учащихся)
Почему нравится тот или иной предмет?
«интересно», «хочу много знать», «люблю спорт» 36% (5 учащихся)
«хочу связать свою будущую профессию с этим предметом» 7% (1 учащийся)
«потому что мало задают домашнего задания» 21% (3 учащийся)
«нравится учитель» 7% (1 учащийся)
«потому что предмет нетрудный» 29% (4 учащийся)
«Как часто вы обращаетесь за помощью к одноклассникам?»
«иногда» 29% (4 учащихся)
«никогда» 71% (10 учащихся)
Назовите часто применяемые формы работы на уроке
работу в группах 14% (2 учащихся )самостоятельную работу 14% (2 учащихся)
когда работает весь класс 50% (7 учащихся)
Вывод: в классе преобладает внешняя мотивация к обучению (57%), а внутренняя мотивация составляет 43%. Внешняя мотивация недолговременная, неустойчивая и уступает внутренней. Учителя, работающие в этом классе, не используют потенциал сильных учащихся для расширения зоны ближайшего развития более слабых учеников. (Теория ЗБР, Л.С.Выготский, 1978). На уроках учащиеся редко работают в группе, в паре, вероятно, дети привыкли к традиционным урокам, без привлечения интерактивных форм обучения.
На данном этапе исследования в сотрудничестве с педагогом-психологом школы мы выявили детей с высоким (А), средним (В) и низким (С) уровнями развития. Во время проведения запланированных последовательных уроков я решила наблюдать за тремя учащимися. Это ученица Наташа с высоким уровнем развития (А), учащийся Юра со средним уровнем развития (В) и ученик Станислав с низким уровнем развития (С). Краткая характеристика учащихся:
15240939801.Ученица (А) Наташа живет и воспитывается в полной интеллигентной семье, родители работают преподавателями в агротехническом колледже. У нее есть младшая сестра, о которой она привыкла заботиться, каждый день она приводит и забирает сестренку из дошкольного мини-центра. Наташа обладает высоким познавательным интересом, внутренне мотивирована на успешное обучение, всерьез интересуется биологией и русским языком, мечтает получить высшее педагогическое образование. Девочка воспитанная, честная, скромная и добрая. В классе пользуется уважением. К сожалению, у Наташи наблюдается заниженная самооценка, от этого она часто неуверенна, не всегда активна, стеснительна. Ожидаемый результат: Во время групповой работы и применений стратегий КМ возложить на Наташу обязанности «спикера», «куратора», одним словом, дать роль не ведомого, а ведущего. И максимально используя потенциал ученицы, помочь росту самооценки.
1524002.Ученик (В) Юра живет и воспитывается в полной семье. Отец фермер, мать домохозяйка. Юра последний и поздний ребенок в семье, у него есть две старшие сестры, которые уже взрослые, разница между Юрой и сестрой составляет пятнадцать лет. Мальчик окружен любовью и заботой в семье, его часто балуют, делают дорогие подарки (скутер). Юра в начальных классах был отличником, но с переходом в среднее звено успеваемость по основным предметам снизилась. Он обладает познавательными способностями, но часто ленится. Юрию нравится математика, он хорошо решает, быстро считает в уме, но на уроках малоактивен. Любит с отцом проводить время на рыбалке и охоте. Ожидаемый результат: Вовлечь ученика в интерактивную деятельность через групповую работу и стратегии КМ, работу в парах. Используя способности и интересы Юрия, создать ситуации успеха, тем самым помочь формированию внутренней мотивации к обучению.
152406353.Ученик (С) Станислав воспитывается в неполной семье, отца нет. Мама не имеет постоянной работы. Финансовую поддержку мальчику и матери оказывает бабушка, которая находится на пенсии. У Станислава низкий уровень мотивации к обучению, он мало читает, плохо развита устная речь. К урокам часто бывает не готов. Из учебных предметов предпочитает физическую культуру, занимается спортом, но не постоянно. Мальчик дерзок с взрослыми, часто несдержан. В общении со сверстниками бывает грубым, тем не менее, пользуется уважением. Согласно иерархической пирамиде по Маслоу у мальчика не достаточно удовлетворены потребности низшего уровня, то есть финансовые затруднения в семье, отсутствие одного из родителей, неполноценное внимание со стороны матери не позволяют в полной мере Станиславу реализовать себя, от этого и мотивация к обучению у ученика низкая.
Ожидаемый результат: используя групповое обучение, вовлекать в сотрудничество для создания доброжелательной среды обучения и для улучшения взаимоуважения между одноклассниками. А также с помощью ситуаций успеха вызвать интерес к учебе.
При планировании среднесрочного и краткосрочного планов я постаралась использовать 7 модулей Программы второго уровня. На всех четырех уроках я решила использовать групповую форму работы (1 модуль «ГР - новые подходы в обучении»), чтобы совместная работа учащихся, их взаимодействие были направлены на достижение конечного результата и цели. В группах я запланировала организацию диалогического обучения (1 модуль «ДО - новые подходы в обучении») через исследовательские беседы и дебатные дискуссии. Такие стратегии критического мышления (2 модуль «Обучение КМ»), как «постановка тонких и толстых вопросов», «мозговой штурм», «инсерт», «синквейн», «метод Джигсо», «черный ящик», «6 шляп» помогут выявить имеющиеся знания учащихся и на основе взаимодействия их с новыми знаниями развивать мышление учащихся (конструктивистская теория обучения, Руководство для учителя, стр. 150). Мной был подобран интересный дополнительный материал для презентации через интерактивную доску (3 модуль «использование ИКТ»), чтобы вызвать интерес к теме урока. Включила в уроки формативное оценивание (4 модуль «ОдО и ОО») в форме самооценивания, взаимооценивания, которое должно помочь своевременно вносить коррективы в процесс обучения. В течение четырех уроков запланировала дифференцированный подход (5 модуль «обучение в соответствии с возрастными особенностями») при выполнении письменных заданий. Работу по развитию лидерства среди учащихся (6 модуль «управление и лидерство в обучении») я наметила посредством распределения ролей в группах, например, спикером назначить Наташу ученицу А, хранителем времени Станислава ученика С. Согласно 7 модулю «работа с одаренными и талантливыми» запланировала разноуровневые задания. Ожидаемый результат: используя стратегии КМ и 7 модулей, вызвать интерес у учащихся 9 класса к урокам русского языка и постараться помочь формированию устойчивой внутренней мотивации к обучению.
Работа в группе по "методу Джигсо"
15240-3175При проведении уроков велись видеосъемка, фотосъемка. На моих уроках присутствовали мои коллеги, которые затем анализировали проведенные занятия. На уроках были реализованы все аспекты обучения через интеграцию 7 модулей. Каждый урок начинался с психологического тренинга, самый первый «Какой я? Какой мой товарищ?» помог мне настроить детей на осознанное осмысление и критический подход к себе и к своим товарищам. Учащиеся на первой минуте урока должны были дать себе характеристику, этот момент мобилизовал каждого из них, появился интерес к происходящему. Тренинг я начала с себя и постаралась задать справедливый тон, сказав, что не всегда бываю сдержанной, а соседа справа считаю честным. К счастью, дети меня поддержали, и каждый сказал, какой он и какой сосед. На трех последующих уроках психологические тренинги «Подари настроение другу», «Какие качества мне мешают?» были неотъемлемым началом учебной деятельности и помогали правильно организовать детей. Задача следующего этапа урока состояла в формировании групп. Первое деление на группы произошло следующим образом: на столе я разложила бумажные ленточки, ученики выбрали по одной, на обратной стороне каждой были записаны словосочетания (СС), простые предложения (ПП), сложноподчиненные предложения (СПП), сложносочиненные предложения (ССП), таким образом, были сформированы четыре группы.
Создание кластера по теме «БСП»
152404445Деление на группы всегда происходило по-разному, на втором уроке я угостила детей карамелью, а затем по фантикам просила найти одногруппников и т.д. Такой организационный момент, как шум во время деления (дети вставали, переходили с места на место) не мешал, наоборот возбуждение детей заряжало и аккумулировало на работу. Организация групповой работы вовлекла буквально всех учащихся в активное взаимодействие и помогла создать атмосферу сотрудничества и доброжелательности. Результат превзошел все мои ожидания: заработали и заговорили ученики, которые обычно были пассивны. В девятом классе не осталось ученика, который бы не принял участия в групповой работе. Сама форма работы в группах помогла мне раскрепостить детей и активизировать их познавательность.
Запланированные стратегии критического мышления были реализованы полностью. Модуль «обучение критическому мышлению» предполагает структуру урока из трех этапов: вызов, осмысление и рефлексия. Я старалась подбирать приемы работы, которые бы максимально соответствовали этим этапам. И постоянно под моим наблюдением находились ученики А, В, С. На первом уроке я применила стратегию «мозгового штурма». Нужно было рассказать все, что они знают о сложных предложениях. Дети начали вспоминать и первая начала говорить ученица А Наташа, у нее хорошие знания на эту тему. Она рассказала о видах сложного предложения, перечислила их, указала основные признаки, привела примеры. Все это говорит о том, что она может применить эти знания на практике: легко определяет грамматические основы в сложном предложении, четко понимает смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного, может отличить сложносочиненное предложение от сложноподчиненного. Когда я уточнила для учащихся, что не будет считаться ошибкой неточное определение или неверное утверждение, они стали более раскованными, особенно приятно было, что неуверенные в себе дети тоже стали говорить. Ученик В Юрий тоже принял участие в «мозговом штурме». Но в его ответах было много неточностей. В ходе этой работы дети много говорили и сами поправляли ответы друг друга, если слышали ошибки. Юра также сам исправил свой неточный ответ. Раньше при проведении традиционных уроков ответы учащихся всегда комментировала я сама. «Мозговой штурм» помог организовать так работу, что у детей была возможность оценить себя и друг друга. К сожалению, ученик С Станислав не смог ничего добавить, кроме того, что сложные предложения имеют две и более грамматические основы.
На стадии «осмысления» мной применялись метод «Джигсо» и «Снежный ком», составление и защита кластеров, постеров, постановка «тонких и толстых вопросов». Когда ученики работали в группе по правилам «Снежного кома», по методике «Джигсо» у них всегда была возможность выслушать каждого говорящего. Детям понравилось, что при такой форме работы есть возможность менять состав слушающих и говорящих. Рассказывая учебный материал своим товарищам, по сути, обучая их, отвечающий сам лучше усваивал тему. А еще помогало хорошо понять материал то, что он проговаривался несколько раз разными учащимися. Ученица А Наташа стала признанным лидером, в группах где работала, она свободно владела материалом, поэтому могла оценить своих одноклассников, дополнить их ответы, если нужно она поправляла их, устраняла неточности. При выполнении письменных работ ребята в группе просили ее проверить, правильно ли они преобразовали сложносочиненные предложения в бессоюзные сложные. Она успевала сделать сама и помочь другим. Одним словом, ее потенциал был реализован полностью, она была востребована, ей доверяли и она сама получала от этого удовлетворение. Групповая работа положительно повлияла и на развитие учебной активности ученика В Юрия. Обычно он предпочитал отмолчаться, не принимал активного участия в работе. Однажды при делении на группы он оказался в группе, где остальные слабо успевали. Ребята сразу его выбрали лидером, сказав, что у него это лучше получится, чем у них. Юра, чтобы не ударить в грязь лицом, вынужден был напрячь все силы и играть роль ведущего. Я видела, что ему пришлось нелегко, он часто заглядывал в учебник, когда в группе нужно было составить кластер на тему «Виды бессоюзных сложных предложений». Защита постераЧтобы во время выступления при защите кластера не ошибиться он выписал себе на листок все возможные виды знаков пунктуации в бессоюзном сложном предложении и схематично указал возможные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Я заметила его волнение перед выступлением, он несколько раз переспросил, может ли пользоваться записями. Его волнение говорило, что он почувствовал ответственность. Вот что, оказывается, нужно было ему! Чувство ответственности! И он справился!
Ученику С Станиславу оказалось труднее всех работать в группе. Он дольше всех в группе читал текст, ему трудно было пересказать прочитанное. Вначале он старался, пытался успевать, но когда ученики соседней команды заявили, что ничего не поняли из того, что он рассказал, он разозлился и сказал, что не хочет больше работать в группе. Ученица А Наташа лидер группы, в которой был Станислав, быстро исправила ситуацию, предложив пересказать часть текста. Благодаря дружеской поддержке, которую оказала Наташа, ситуация перестала быть конфликтной.
Очень интересно и весьма эффективно был реализован мной метод постановки «тонких и толстых вопросов» на первом и последнем уроках. На первом уроке тонкие и толстые вопросы я задавала сама. Задав серию простых вопросов, я перешла к уточняющим «Правильно ли я поняла, что от наличия и вида союзов зависит вид СП?», затем к интерпретирующим вопросам «Почему ССП относится к сложным союзным предложениям?». Ответы детей на данную серию вопросов позволили мне сделать вывод о знании и понимании изучаемой темы. Далее я предложила моим ученикам оценочные вопросы «Чем отличаются ССП от СПП?» и творческие вопросы «А что было бы, если бы в нашей речи не было БСП?». На последнем уроке я дала задание каждой группе составить 5 тонких и 3 толстых вопроса по теме «бессоюзные сложные предложения». Затруднения у ребят вызвали ответы на вопросы высокого порядка. Жаль, что я раньше в своей практике не применяла эту стратегию. Оказалось, ученики не умеют формулировать вопросы на анализ, синтез и оценивание. У них хорошо получилось составить вопросы на знание, понимание и применение, например, «перечислите виды сложных предложений», «назовите», «определите» и т.д. Очень много времени ушло на формулировку «толстых вопросов». Лучшими вопросами стали те, которые дети составляли сообща и много раз корректировали. Стратегия «тонкие и толстые вопросы» активизировала мыслительный процесс учащихся, заставила детей рассуждать критически. При закреплении учебного материала я использовала метод «черный ящик». В черном ящике были три вопроса для трех групп, все вопросы предполагали организацию исследовательской беседы. Например, «Чем отличается речь, в которой больше преобладают бессоюзные сложные предложения?». Одна из групп, в которой был ученик В Юрий, предложила составить текст только из бессоюзных сложных предложений. Это был творческий подход к решению задания. Ответ их был аргументированным, подкрепленным доказательствами. На последний четвертый урок я запланировала применить стратегию «6 шляп». Я переживала, получится ли реализовать данный прием. В классе 14 учащихся, если их поделить на 6 групп, то группы будут только по 2-3 ученика. Но все же я решила рискнуть. В этот день отсутствовал один ученик, и получилось 5 пар, и одна группа состояла из трех человек. Я постаралась сделать так, чтобы в паре было по одному сильному ученику. Много времени ушло на инструктаж. Первый раз проводить подобную работу трудно. Лучше всех получилось у групп «белая шляпа», «черная шляпа» и «красная шляпа». Первая группа перечислила конкретные факты о БСП, то есть показала знание определений, видов БСП, знаков пунктуации в БСП. А 2 группа заявила, что изучение БСП не приносит большой пользы, что это пустая трата времени. Куда важнее знать и уметь применять на практике орфограммы, чтобы грамотно писать. Пара из «красной шляпы» выразила свои чувства по поводу изучения темы БСП в форме перечисления определений к слову «предложения». «Бессоюзные, трудные, сложные, нужные, многозначащие, капризные, длинные, надоедливые». Пары из «желтой шляпы» и «зеленой шляпы» справились с трудом, пришлось прийти им на помощь. Серьезные затруднения испытывали трое учащихся из «синей шляпы», в которой была ученица А Наташа. Девочка со своими товарищами попыталась проанализировать, что Заполнение таблицы ЗУХ
дало изучение темы БСП, чего достигли учащиеся и что нужно делать дальше. На этапе рефлексии я применяла таблицу «ЗУХ» и написание эссе на тему «Что нового я узнал(а), что мне понравилось?». Ученица А Наташа, комментируя свою таблицу, четко проговаривала, что она уже знает, что хочет узнать. Мало того она самостоятельно определила, где можно взять недостающий учебный материал и каким наиболее удобным способом это можно сделать.
В моем исследовании главным фокусом для наблюдений были стратегии критического мышления, но на уроках были реализованы и другие модули. Например, элементы ИКТ позволили расширить знания и создать положительный эмоциональный фон на уроке, что способствовало закреплению материала и формированию долгосрочной памяти. Через ИКТ был вызван интерес к материалу и он дал учащимся стимул к познанию, что не замедлило увидеть положительную реакцию в решении задач урока. Модуль «работа с одаренными и талантливыми», который я дала через дифференцированные разноуровневые задания, помог каждому ребенку на своем уровне справиться с работой и получить удовлетворение, испытать радость.
2.2.Для сбора доказательной базы по исследованию мною были проведены видеосъемка, фотосъемка, наблюдение за учениками А,В,С, анкетирование учащихся, психолого-диагностические диагностики.
Наблюдение за деятельностью учащихся поводилось на всех четырех уроках, заметки о которых я проводила в виде дневника, данные вносила в таблицы, отмечая изменения, интересные факты, неожиданные ситуации. Основным материалом для анализа результатов исследования стал видеоматериал. Были отсняты важные процессы исследования. На уроках велась видеозапись таких этапов уроков, как коллективная групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, и сообщение по опережающему заданию, работа учеников-консультантов. Данный метод сбора информации очень помог мне в исследовании. Последовательно просматривая видео, я четко видела изменения не только в деятельности учеников, но и в их эмоциональном состоянии, а так же учебные ситуации, раскрывающие формирование критического мышления, умение обобщать, делать выводы,  выдвигать свои идеи и отстаивать их, умение использовать свой опыт, способности находить выход в определенный момент. Кроме этого, просмотр видеоматериала позволили мне проследить речевую активность учащихся на каждом уроке и проследить динамику ее развития.
В ходе практической деятельности по проблеме исследования мною были собраны детские работы: анкеты, кластеры, постеры, таблицы. Все работы учеников были собраны, сфотографированы и проанализированы. Так же я вела наблюдение, делала заметки, отмечала изменения, интересные ситуации.
Дополнительными методами для получения информации об обучении стал итоговый тест, который показал качество знаний учащихся 71% (10 учащихся), что на 21% (50% - 7 учащихся) выше предыдущего результата.
Раздел 3. Выводы и анализ.
Итак, в начале моего исследования в действии учащиеся 9 класса по результатам предварительных диагностик представляли следующий результат: в основном дети имели низкий уровень мотивации, из них 57% учащихся имели внешнюю мотивацию и 43% внутреннюю мотивацию. Только 36% учащимся нравилось учиться. Учебные предметы в основном нравятся, потому что мало задают, или предмет они считают нетрудным. К групповой работе дети не привыкли, чаще обращались за помощью к учителю, а на вопрос как часто вы обращаетесь к одноклассникам «никогда» ответили 71% (10 учащихся). Внешняя мотивация у учащихся недолговременная, неустойчивая и уступает внутренней. Учителя, работающие в этом классе, не используют потенциал сильных учащихся для расширения зоны ближайшего развития более слабых учеников. На уроках учащиеся редко работают в группе, в паре, дети привыкли к традиционным урокам, без привлечения интерактивных форм обучения.

Таблица 1. Мотивация к обучению до исследования

Таблица 2. Сравнительная диаграмма, отражающая отношение учащихся к учебе до исследования и после.
После серии уроков, проведя методику «Голос ученика» и обработав анкеты, я увидела, что большинству учащихся в классе понравились уроки, многие отметили, что столкнулись с трудностями, но смогли их преодолеть. При проведении интервью были следующие ответы «стало интересно на уроках русского языка», «понравилось работать в группах», «метод Джигсо оказался клёвым».
После четырех уроков я провела выходное анкетирование, и педагог-психолог также провела итоговые психолого-педагогические диагностики, в них участвовало девять учащихся. Результаты следующие.
ИППД № 1. Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
№ Фамилия Имя Время выполнения задания в секундах ЭР ВР ПУ
1к. 2к. 3к. 4к. 5к. 1 Еслямов Азамат50 46 52 1.03 43 50 1 1,2
2 Омар Райхан37 46 38 45 37 40 0,0 1,1
3 Панова Наталья 40 46 29 31 41 37 1,0 0,8
4 Паталай Вероника 57 52 36 43 38 45 1,2 0,9
5 Полынский Стас 1.53 1.07 1.14 1.08 1.11 78 1,4 0,8
6 Придаткина Надежда 1.02 1.10 1.13 1.17 1.08 70 0,8 1,1
7 Ушурова Юлия 34 36 47 47 56 44 0,7 1,0
8 Федоренко Николай 1.22 54 1.00 1.20 59 67 1,2 1,1
9 Щербаков Юрий 20 28 44 44 39 35 0,5 1,2
Вывод:
ЭР: 6 учащихся набрали 3балла – средний уровень эффективности работы, 3учащихся набрали 1 балл – очень низкий уровень эффективности работы.
ВР: У 6 учащихся показатель хорошей врабатываемости, а 3 учащимся больше требуется подготовка к основной работе.
ПУ: У 3-х учащихся показатель меньше 1,0 что говорит о хорошей психической устойчивости, а у 6 учащихся выше показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемых к выполнению заданной работы.
Таблица 3. Диаграмма, отражающая ЭР (уровень эффективности работы), ВР (показатель врабатываемости), ПУ (уровень психической устойчивости).

ИППД № 2. Цель: определение уровня логического мышления
№ Фамилия Имя Кол-во правильных ответов Уровень развития
1 Еслямов Азамат8 ниже нормы
2 Омар Райхан10 норма
3 Панова Наталья 10 норма
4 Паталай Вероника 6 ниже нормы
5 Полынский Стас 6 ниже нормы
6 Придаткина Надежда 8 ниже нормы
7 Ушурова Юлия 10 норма
8 Федоренко Николай 11 выше нормы
9 Щербаков Юрий 9 ниже нормы
От 1 до 7 – низкий уровень, от 8 до 10 – средний уровень,
10 – норма, выше 10 – высокий уровень.
Вывод:
У 2 учащихся низкий уровень развития логического мышления – 22%,
У 6 учащихся средний уровень развития логического мышления – 67%,
У 1 учащегося высокий уровень развития логического мышления – 11%.
Таблица № 4. Уровни логического мышления учащихся.

ИППД № 3. Цель: определение уровня развития долговременной памяти
№ Фамилия Имя Кол-во запомнившихся
слов Уровень
развития
1 Еслямов Азамат3 низкий
2 Омар Райхан7 средний
3 Панова Наталья 7 средний
4 Паталай Вероника 4 низкий
5 Полынский Стас 4 низкий
6 Придаткина Надежда 4 низкий
7 Ушурова Юлия 6 средний
8 Федоренко Николай 10 высокий
9 Щербаков Юрий 4 низкий
Вывод:
У 5 учащихся низкий уровень долговременной памяти – 56%,
У 3 учащихся средний уровень долговременной памяти – 33%,
У 1 учащегося высокий уровень долговременной памяти – 11%.
Таблица № 5. Уровни долговременной памяти.

ИППД № 4. Цель: определение уровня кратковременной памяти
№ Фамилия Имя Кол-во запомнившихся чисел Уровень
развития
1 Еслямов Азамат4 низкий
2 Омар Райхан7 средний
3 Панова Наталья 7 средний
4 Паталай Вероника 6 средний
5 Полынский Стас 6 средний
6 Придаткина Надежда 5 низкий
7 Ушурова Юлия 7 средний
8 Федоренко Николай 10 высокий
9 Щербаков Юрий 8 высокий
Вывод:
У 2 учащихся низкий уровень кратковременной памяти – 22%,
У 5 учащихся средний уровень кратковременной памяти –56 %,
У 2 учащегося высокий уровень кратковременной памяти – 22%.
Таблица № 6. Уровни кратковременной памяти у учащихся.

Опираясь на результаты анкет, диагностик, интервью, я пришла к выводу, что у большинства детей повысился интерес к урокам русского языка. Они научились задавать вопросы высокого порядка, размышлять над ними, сотрудничать при решении трудных заданий, помогать друг другу. Благодаря организации групповой работы мне удалось в 9 классе вовлечь в учебный процесс буквально всех учащихся. Результаты итогового тестирования говорят о повышении качества знаний учащихся. Анализируя результаты наблюдения, я сделала выводы, что такие стратегии критического мышления как «тонкие и толстые вопросы», «метод Джигсо», «черный ящик», «6 шляп», «перепутанные логические цепочки», развивают мышление более высокого уровня, учат анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Наблюдая же за учениками А, В, С, я сделала следующие выводы:
Ученица А подтвердила свой уровень развития. Она была активна на всех этапах урока, показала умение давать полные ответы, правильно составляла БСП. Всегда могла ответить на творческие вопросы, четко и ясно высказывала свое суждение. На уроках одна из первых справлялась с заданиями. Проявила лидерские качества, ей работа в группах понравилась, ей было комфортно, она смогла реализовать свой потенциал. Она и раньше одна из первых выполняла задание и была готова с ответом, но теперь она не торопилась, внимательно выслушивала мнение одноклассников, дополняла и умело доказывала точку зрения группы, явно демонстрируя уверенность в себе и своих знаниях.
Ученик В неохотно включался в совместную работу с одноклассниками, но после того как я изменила форму урока и стала применять приемы критического мышления, стал с удовольствием взаимодействовать с одноклассниками, стал проявлять активность, изъявлять желание отвечать. Он отвечал с удовольствием на простые вопросы, старался давать ответы на вопросы более высокого порядка. Он демонстрировал умение анализировать материал. Быстро справляясь с заданием, теперь он с радостью делился своим мнением, ждал оценки одноклассников и, осознавая свою значимость, с гордостью защищал мнение группы. Навыками синтеза и оценивания он пока не овладел, но уже есть база для роста и развития учебных умений.
Ученик С принимал участие в работе группы, на первом уроке проявил желание отвечать на вопросы. Безусловно, работая в группе, из пассивного слушателя он превратился в активного участника, старался выражать свои мысли, пытался вносить предложения. Построить грамотно предложение, дать полный аргументированный ответ ему было трудно. И столкнувшись с трудностями, ученик С потерял интерес к работе. Не всегда был активен, он чувствовал, что знания его недостаточны для полноценной работы. Я старалась создать условия для того, чтобы Станислав мог реализовать себя на уроках русского языка. К сожалению, мне приходится констатировать тот факт, что за 4 урока исследовательской деятельности мне не удалось сформировать у ученика С устойчивую мотивацию к обучению.
Закончив проведение серии последовательных уроков, я пришла к следующим выводам: развитие критического мышления у учащихся – процесс длительный, но вполне реализуемый в реальном классе. Применяя стратегии КМ, я постаралась направить учеников на более глубокое понимание и применение изучаемого материала. При грамотно организованном учебном процессе критическое мышление помогает более глубокому пониманию материала на уроках русского языка и способствует повышению уровня мотивации к обучению.
Раздел IV: Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики.
В ходе исследовательской практики мне удалось реализовать запланированные изменения. Планируя уроки, я боялась, что применение сразу 7 модулей на уроке будет перегрузкой. Но следует сказать, что на одном уроке мне удавалось совместить все модули, или хотя бы 5 из них. Но подводя итоги исследования, я поняла, что для такой интересной и многоаспектной работы недостаточно 4 уроков. Бесспорно, групповая форма работы изменила эмоциональный фон урока и отношение детей к предмету. Но на уроках биологии у менти учащиеся 9 класса заявили, что устали и хотят уроки по-старому. Это говорит о том, что произошло некоторое пресыщение, нужно постепенно внедрять новые подходы в обучении. Применение модуля «Обучение критическому мышлению» помогло мне значительно повысить познавательную активность учащихся на уроках познания мира, вызвать в учениках живой интерес к предмету исследования. Приемы и методы критического мышления помогли внести в мои уроки живую струю, и создать атмосферу для развития мышления и речи учащихся. У детей возник интерес к урокам русского языка, появилось желание работать в группе и обучать друг друга, размышлять над процессом собственного мышления и результатом обучения. Учащиеся, развивая критическое мышление, учились высказывать собственное мнение.
Уверена, что если продолжать работать в этом направлении, то повышение мотивации у учащихся на уроках русского языка в конечном итоге приведет к развитию у детей критического мышления и повышению качества знаний учащихся. Конечно, были и трудности, которые я испытала во время практики. Одна из них заключается в подборе дифференцированных заданий для обучения талантливых и одаренных, другая в составлении критериального оценивания. Кроме этого мне нелегко было отходить от авторитарного стиля преподавания, постоянно приходилось следить за тем, чтобы речь и деятельность детей преобладала над моей собственной деятельностью учителя.
Барьеры, с которыми столкнулись учащиеся, заключались в том, что мало было времени на уроке. Очень много времени уходило на объяснение, на то, как применять ту или иную стратегию. Особенно на первом уроке, когда все было в первый раз. Если бы приемы работы были детям знакомы, и с ними не нужно было бы проводить инструктаж по каждому модулю, то работа была бы куда эффективней. На последнем уроке, когда я применила стратегию «6 шляп», учащиеся легко справились с заданиями, которые были на знание, понимание и применение, а вот там, где потребовались навыки анализа, синтеза и оценивания вызвали у них затруднения. Я думаю, что это проблемы первого этапа внедрения новых подходов в обучении, и они разрешимы. Конечно, при условии, если все новые формы будут внедряться системно.
Я и в дальнейшем я буду вносить изменения в свою практическую деятельность. В своей работе я продолжу применять приемы и методы критического мышления, использовать групповую форму организации урока, диалоговое обучение, ИКТ это позволит развивать активность, мотивацию и мыслительную деятельность моих учеников.
На всех моих уроках, которые я проводила во время исследования, присутствовали мои коллеги – учителя. Посещали они мои уроки с целью ознакомления с идеями Программы второго уровня. В ходе исследования я почувствовала, как трудно одному учителю внедрять новые подходы в обучении. В 9 классе 16 учебных предметов ведут 12 разных педагогов. И когда только один учитель строит свои уроки по-новому, а остальные 11 человек ведут занятия в традиционной форме, детям трудно понять, почему так происходит. Я думаю, что подобную исследовательскую работу следовало бы проводить не одному учителю, а группе единомышленников. Считаю, важным и необходимым продолжить начатую работу и вовлечь как можно больше учителей в творческое педагогическое сообщество. Хочу организовать постоянно действующий семинар по распространению полученных знаний на курсах второго уровня. Это сотрудничество окажет содействие в совершенствовании моей профессиональной компетентности и практической деятельности.
Используемая литература:
Руководство для учителя. Второй основной уровень. 2014
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика; Учебно-методическое пособие М.2002
Среднесрочное планирование серии уроков по русскому языку в 9 классе. Раздел «Синтаксис сложного предложения»
Тема и основные цели обучения по уроку (по таксономии Блума) Активные формы работы (ГР, ПР, ИР). Как планируете использовать ИКТ и модули? Как вы будете включать всех детей в обучение (в том числе АВС)? Как вы будете использовать оценивание? (формативно, суммативно) Каких результатов вы планируете достичь в обучении? Как вы будете преодолевать языковой барьер? (для учителей - языковедов) Какие ресурсы и оборудование планируете использовать?
Основная цель: умение определять и классифицировать виды бессоюзных сложных предложений, использовать их в своей речи
Тема урока:
БСП. Виды БСП.
Цели:
-выявить, что учащиеся знают о БСП посредством «мозгового штурма»;
-ознакомить с видами бессоюзных сложных предложений через работу с текстом на ИД;
-создать условия для благоприятного психологического климата в классе;
-способствовать развитию критического мышления посредством постановки открытых вопросов и творческих заданий;
-способствовать развитию умения аргументировано излагать свои мысли, отстаивать свое мнение через организацию работы в группах и парах.
Психологический тренинг «Какой я? Какой мой товарищ?».
Деление на группы по принципу СС, ПП, ССП, СПП.
«Мозговой штурм» с целью выявления, что учащиеся знают о СП и БСП. Обобщение изученного.
Изучение нового материала.
Индивидуальная работа с текстами. Стратегия «инсерт».
Побуждение и вызов интереса к теме урока. Презентация «БСП».
Работа в группах по методике «Джигсо».
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Написание эссе «Что нового узнали? Что понравилось?» с составлением БСП.
Обмен впечатлениями. -тренинг;
-мозговой штурм;
-инсерт;
-толстые и тонкие вопросы;
-дифференциро-
ванные задания для уч-ся АВС;
-беседа;
-работа в группах;
взаимообучение;
взаимопроверка;
-игровой метод;
-формативно;
-критериальное оценивание; взаимооценивание в группе (учащиеся внимательно слушают друг друга и высказывают свое мнение по поводу услышанного, оценивают по собственным критериям).
-взаимопроверка;
-самооценивание;
-чтение эссе по желанию.
(заслушивание эссе )
-обмен впечатлениями.
-будут знать виды бессоюзных сложных предложений;
-будут уметь определять виды БСП;
-умеют составлять БСП и использовать в своей речи;
-умеют работать в группах;
-умеют излагать свои мысли, свою точку зрения;
-умеют делать вывод, обобщать сказанное;
-умеют применять творческие способности. -снять психологическое напряжение (страх выступать перед аудиторией, тревогу как справлюсь с работой, как меня оценят ) через тренинг;
-поощрять любое собственное мнение;
-принимать все ответы;
-воспитывать толерантность;
-выбрать лидеров в группах с развитой устной речью.
ПК;
Тексты на ИД;
Стикеры;
Маркеры;
Ватманы;
Музыка;
Поощрения;
2. Тема: БСП со значением перечисления.
Цель:
-дать понятие о БСП со значением перечисления;
-сформировать умение определять БСП со значением перечисления;
-научить сравнивать признаки БСП и ССП;
-научить преобразовывать ССП в БСП;
-создать условия для благоприятного психологического климата в классе;
-способствовать развитию критического мышления;
-способствовать развитию умения аргументировано излагать свои мысли, отстаивать свое мнение через организацию работы в группах и парах.
Психологический тренинг «Подари свое настроение».
Деление на группы по принципу собери пословицу.
Тестирование.
Работа в парах. (разработка критериев оценивания диктанта).
Графический диктант «определи грамматические основы в БСП». Взаимопроверка.
Изучение нового материала. Побуждение и вызов интереса к теме урока. Составление кластера «БСП со значением перечисления».
Презентация «соотносительные и синонимичные СП».
Письменная работа: преобразуйте ССП в БСП.
Составить сравнительную таблицу «что общего и чем отличаются БСП и ССП».
Стратегия КМ «Перепутанные логические цепочки: синтаксический разбор СП».
Стратегия КМ «Корзина идей».
Выполнение дифференцированных письменных заданий.
Заполнение таблицы «ЗУХ». -тренинг;
-работа в группах;
-работа в парах;
-составление кластера;
-графический диктант;

Взаимопроверка;
-сравнительная таблица «БСП и ССП».
-стратегии КМ;
-разноуровневые задания для учеников А,В,С. -формативно;
-критериальное оценивание;
взаимооценивание в группе (учащиеся внимательно слушают друг друга и высказывают свое мнение по поводу услышанного, оценивают по собственным критериям).
-взаимопроверка;
-самооценивание;
-будут уметь определять БСП со значением перечисления;
-будут уметь сравнивать признаки БСП и ССП;
-будут уметь преобразовывать ССП в БСП;
-умеют определять границы простых предложений в бессоюзном сложном предложении;
-умеют использовать бессоюзное сложное предложение со значением перечисления в устной речи;
-умеют расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении со значением перечисления;
-поощрять активность, желание работать;
-использовать конструктор, который содержит ключевые слова, слова-подсказки, начало предложений;
-принимать все ответы;
-в группах назначить кураторов и подопечных при выполнении работы в парах;
-воспитывать дружелюбие;
-воспитывать взаимоподдержку между учащимися; Учебник русского языка;
ПК;
презентация
на ИД;
постеры;
-таблицы;
Стикеры;
Маркеры;
Музыка;
Поощрения;
3. Тема: БСП со значением пояснения, изъяснения и причины.
Цель:
-дать понятие о БСП со значением пояснения, изъяснения, причины;
-сформировать умение определять БСП со значением пояснения, изъяснения, причины;
-научить сравнивать признаки БСП и ССП, СПП;
-научить преобразовывать СПП и ССП в БСП;
-способствовать развитию критического мышления посредством постановки открытых вопросов и творческих заданий;
Психологический тренинг «Какие качества я ценю в себе? Что мешает мне?».
Деление на группы по принципу «выбери кофету».
Изучение нового материала.
«Мозговой штурм»
«Что вы знаете о БСП?»
Побуждение и вызов интереса к теме урока. Презентация «БСП со значением пояснения, изъяснения, причины».
Работа в группах по методике «Снежный ком».
Распределение ролей с учетом интересов и развитых способностей учеников.
Формулирование «тонких» и «толстых» вопросов.
-тренинг;
-работа в группах;
-развитие управления и лидерства в обучении;
-разноуровневые задания для учеников А,В,С. -формативно;
-критериальное оценивание; взаимооценивание в группе (учащиеся внимательно слушают друг друга и высказывают свое мнение по поводу услышанного, оценивают по собственным критериям).
-взаимопроверка;
-самооценивание;
-чтение эссе по желанию.
(заслушивание эссе )
-обмен впечатлениями.
-будут уметь определять БСП со значением пояснения, изъяснения, причины;
-будут уметь сравнивать признаки БСП и СПП, ССП;
-будут уметь преобразовывать СПП и ССП в БСП;
-умеют определять границы простых предложений в бессоюзном сложном предложении;
-умеют использовать бессоюзное сложное предложение со значением перечисления в устной речи;
-умеют расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении со значением перечисления; -поощрять активность, желание работать;
-использовать конструктор, который содержит ключевые слова, слова-подсказки, начало предложений;
-принимать все ответы;
-в группах назначить кураторов и подопечных при выполнении работы в парах;
-воспитывать дружелюбие;
-воспитывать взаимоподдержку между учащимися; Учебник русского языка;
ИД;
презентация
на ИД;
постеры;
-таблицы;
Стикеры;
Маркеры;
Музыка;
Поощрения;
4. Тема: БСП со значением времени, условия, следствия.
Цель:
-дать понятие о БСП со значением времени, условия, следствия;
-сформировать умение определять БСП со значением времени, условия, следствия;
-научить сравнивать признаки БСП и ССП, СПП;
-научить преобразовывать СПП и ССП в БСП со значением времени, условия, следствия;

-способствовать развитию критического мышления посредством постановки открытых вопросов и творческих заданий;
-способствовать развитию умения аргументировано излагать свои мысли, отстаивать свое мнение через организацию работы в группах и парах.
Психологический тренинг «Передай чашу счастья соседу».
Деление на группы по принципу «выбери конфету».
Изучение нового материала.
Побуждение и вызов интереса к теме урока. Презентация «БСП со значением времени, условия, следствия».
Закрепление изученного.
Стратегия КМ «Черный ящик». Поиск и обсуждение в группе ответов на проблемные вопросы.
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Обобщение изученного.
Стратегия КМ «6 шляп».
Рефлексия.
«Две звезды одно пожелание».
-тренинг;
-работа в группах;
-работа в парах;
-составление кластера;
-графический диктант;

Взаимопроверка;
-сравнительная таблица «БСП и ССП».
-стратегии КМ;
-разноуровневые задания для учеников А,В,С. -формативно;
-критериальное оценивание; взаимооценивание в группе (учащиеся внимательно слушают друг друга и высказывают свое мнение по поводу услышанного, оценивают по собственным критериям).
-взаимопроверка;
-самооценивание;
-чтение эссе по желанию.
(заслушивание эссе )
-обмен впечатлениями.
 -будут уметь определять БСП со значением времени, условия, следствия;
-будут уметь сравнивать признаки БСП и СПП, ССП;
-будут уметь преобразовывать СПП и ССП в БСП;
-умеют определять границы простых предложений в бессоюзном сложном предложении;
-умеют использовать БСП со значением времени, условия, следствия в устной речи;
-умеют расставлять знаки препинания в БСП. -поощрять активность, желание работать;
-использовать конструктор, который содержит ключевые слова, слова-подсказки, начало предложений;
-принимать все ответы;
-в группах назначить кураторов и подопечных при выполнении работы в парах;
-воспитывать дружелюбие;
-воспитывать взаимоподдержку между учащимися; Учебник русского языка;
ИД;
презентация
на ИД;
постеры;
-таблицы;
Стикеры;
Маркеры;
Музыка;
Поощрения;



Краткосрочное планирование уроков по русскому языку в 9 классе. Раздел «Синтаксис сложного предложения».
14.04.14 г. Предмет русский язык Класс 9
Тема занятия: Бессоюзное сложное предложение.
Виды БСП.
Ссылки: Календарно - тематическое планирование  в 9 классе, среднесрочное планирование, учебник русского языка 9 класс, Э.Д.Сулейменова, З.К.Сабитова, «Атамұра», Алматы, 2013г.
Цели: -выявить, что учащиеся знают о БСП посредством «мозгового штурма»;
-ознакомить с видами бессоюзных сложных предложений через работу с текстом;
-создать условия для благоприятного психологического климата в классе;
-способствовать развитию критического мышления посредством постановки открытых вопросов и творческих заданий;
-способствовать развитию умения аргументировано излагать свои мысли, отстаивать свое мнение через организацию работы в группах и парах.
Результаты обучения:  -будут знать виды бессоюзных сложных предложений;
-будут уметь определять виды БСП;
-умеют составлять БСП и использовать в своей речи;
-умеют работать в группах;
-умеют излагать свои мысли, свою точку зрения;
-умеют делать вывод, обобщать сказанное;
-умеют применять творческие способности.
Ключевые идеи: Оптимальный выбор стратегий 7 модулей на уроке и разные формы работы способствуют  усвоению и глубокому осмыслению теоретического материала урока  и применение его на практике; развитию у учащихся критического мышления, интереса к предмету.
Время Стратегии Ресурсы Содержание урока
Деятельность учителя:
что я буду делать?
Деятельность учащихся
3 минуты Мотивация учащихся на обучение, ДО, ВО     Тренинг
«Какой я? Какой мой сосед?»
Учащимся предлагается дать одно определение, которое наиболее точно характеризует его самого, а затем соседа справа.
Например, я – добрая, сосед – честный. Психологический настрой
2 мин Деление на группы.
Работа в группах. Новые подходы в обучении.
Деление происходит следующим образом:
На столе разложены листы-ленточки, ровно столько, сколько детей в классе. Они лежат обратной стороной.
Дети выбирают по одному. Затем читают записи на обратной стороне.
Записи следующие:
«СС» - словосочетание,
«ПП» - простое предложение,
«ССП» - сложноподчиненное предложение,
«СПП» - сложноподчиненное предложение. Выбирают листы-ленточки, читают и делятся на группы согласно записям.
5 мин
5мин
2 мин
5мин
10 мин
5 мин
Задание 1
ИКТ
ОдОЗадание 2
КМ, ДОЗадание 3
КМ
ОДО
Задание 4
КМ
Стратегия «инсерт».
Задание 5
ИКТ
Задание 6
Метод «Джигсо»
Толстые и тонкие вопросы
Написание эссе
1.Синтаксическая минутка.
На ИД даны сложные предложения. Сделать синтаксический разбор.
1.Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.
(Миклухо-Маклай).
2.Человек честен, когда его действия клонятся к общей пользе. (И.Гете).
3.Если вы хотите достичь наивысшей точки, начните с самой низкой. (Сирус).
Актуализация знаний
2.Стратегия «Мозговой штурм»
«Что вы знаете о СП и БСП?»
3.Проблемная ситуация.
«Как вы думаете, какое предложение можно назвать БСП?».
4.Изучение нового материала.
Индивидуальная работа с текстами. Стратегия «инсерт».
5.Побуждение и вызов интереса к теме урока. Презентация «БСП».
Физминутка. (Қызыл орiк)
6. Первичное усвоение нового материала.
Работа в группах по методике «Джигсо». Распределение ролей в группе. Председатель, спикер, секретарь, хранитель времени.
7.Первичное закрепление
Работа с учебником – стр.180, упр.400
8. «Тонкие» и «толстые» вопросы.
9. Рефлексия. Написание эссе
«Что нового узнали? Что понравилось?» с составлением БСП.
Обмен впечатлениями.
10. Домашнее задание. Инструктаж. Прочитать в учебнике параграф БСП, виды БСП. Выполнить письменно упражнение 402, стр.180-182.
1.Каждая группа должна сделать синтаксический разбор своего СП.
Учащиеся должны подчеркнуть члены предложения, надписать какими частями речи они выражены. Дать характеристику предложения по плану. Определить вид СП.
Работая в парах, оценивают друг друга.
2.Дети должны вспомнить и рассказать все, что знают о сложных предложениях.
3.Нужно ответить на вопрос «Как вы думаете, какое предложение можно назвать БСП?».
4.Прочитать текст о БСП, сделать пометки, применяя условные значки: «v» - знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - вызывает вопрос, хочу узнать.
Затем в группе обсуждают, делятся мнениями по поводу содержания текста.
5.Просмотр презентации БСП.
6.В группах изучить самостоятельно и индивидуально новый материал, затем пересказать его в своей группе, обсудить, оценить друг друга, перейти в другую группу и там пересказать материал, пользуясь схемой, записями.
7.Выполнить упражнение 400.
8.Ответить на вопросы.
9.Написать эссе «Что нового узнали? Что понравилось?» с составлением БСП.
Обмениваются впечатлениями.
Обсуждение, работа в группах
10.Записывают ДЗ.
16.04.14 г. Предмет русский язык Класс 9
Тема занятия: Бессоюзное сложное предложение.
БСП со значением перечисления.
Ссылки: Календарно - тематическое планирование  в 9 классе, среднесрочное планирование, учебник русского языка 9 класс, Э.Д.Сулейменова, З.К.Сабитова, «Атамұра», Алматы, 2013г.
Цели: -дать понятие о БСП со значением перечисления;
-сформировать умение определять БСП со значением перечисления;
-научить сравнивать признаки БСП и ССП;
-научить преобразовывать ССП в БСП;
-создать условия для благоприятного психологического климата в классе;
-способствовать развитию критического мышления посредством постановки открытых вопросов и творческих заданий;
-способствовать развитию умения аргументировано излагать свои мысли, отстаивать свое мнение через организацию работы в группах и парах.
Результаты обучения: -будут уметь определять БСП со значением перечисления;
-будут уметь сравнивать признаки БСП и ССП;
-будут уметь преобразовывать ССП в БСП;
-умеют определять границы простых предложений в бессоюзном сложном предложении;
-умеют использовать бессоюзное сложное предложение со значением перечисления в устной речи;
-умеют расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении со значением перечисления;
-умеют составлять БСП и использовать в своей речи;
-умеют работать в группах;
-умеют излагать свои мысли, свою точку зрения;
-умеют делать вывод, обобщать сказанное;
-умеют применять творческие способности.
Ключевые идеи: Оптимальный выбор стратегий 7 модулей на уроке и разные формы работы способствуют  усвоению и глубокому осмыслению теоретического материала урока  и применение его на практике; развитию у учащихся критического мышления, интереса к предмету.
Время Стратегии Ресурсы Содержание урока
Деятельность учителя:
что я буду делать?
Деятельность учащихся
3 минуты Мотивация учащихся на обучение, ДО, ВО     Тренинг
«Подари свое настроение».
Учащиеся должны на листочке изобразить свое настроение. Затем передать листочек соседу по парте. Сосед же должен дорисовать рисунок, стараясь передать свое настроение через детали. И так дети передают листочки до тех пор пока лист не вернется к хозяину.
Психологический настрой.

Учащиеся на листочке изображают свое настроение. Затем передают листочек соседу по парте. Сосед дорисовывает рисунок, стараясь передать свое настроение через детали.
2 мин Деление на группы.
Работа в группах. Новые подходы в обучении.
«Собери пословицу».
Деление происходит следующим образом:
На столе разложены листы, ровно столько, сколько детей в классе. Они лежат обратной стороной.
Дети выбирают по одному. Затем читают записи на обратной стороне и собирают пословицу по «кусочкам».
Выбирают листы-ленточки, читают и делятся на группы согласно содержанию пословиц.
5 мин
5мин
3 мин
5мин
10 мин
5 мин
Задание 1
ИКТ
ОдОЗадание 2
Тест
Задание 3
ОДО
Задание 4
ИКТ
Задание 5
КМ, ГР составл. Кластера.
Задание 6
ИКТ
Толстые и тонкие вопросы
Задание 8
Таблица
Задание 9 КМ
Задание 10 КМ
Задание 11 «ЗУХ»
1.Синтаксическая минутка.
На ИД даны БСП. Сделать синтаксический разбор.
1.Вокруг испуганно стрекотали сороки, громко каркая, переговаривались вороны, слышалось непонятное пение незнакомой птицы.
2.Счастливый человек несет людям свет и тепло, счастливый человек помогает несчастливым, счастливый человек сам становится духовно богаче.
3.Хотите достичь наивысшей точки, начните с самой низкой. (Сирус).
2.Тестирование.
Тест на знание определений СП, ССП, СПП, БСП; на умение определять смысловые отношения между ПП в составе СП.
3.Работа в парах. Разработка критериев оценивания диктанта.
4.Графический диктант. Записать БСП в виде схем. Упр.405.
1.Чуть брезжило; звезды погасли одна за другой; побледневший месяц двинулся навстречу легким воздушным облакам. 2.Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. 3.Крупные сверкающие капли сыпались быстро, с каким-то сухим шумом, точно алмазы; солнце играло сквозь их мелькающую сетку.
Взаимопроверка.
5.Изучение нового материала. Побуждение и вызов интереса к теме урока. Составление кластера «БСП со значением перечисления». Защита кластера.
Физминутка. (Макарена)
6.Презентация «соотносительные и синонимичные СП».
7.Письменная работа: преобразуйте ССП в БСП. Упражнение 408.
8.Составить сравнительную таблицу «что общего и чем отличаются БСП и ССП».
9.Стратегия КМ «Корзина идей».
Выполнение дифференцированных письменных заданий.
10.Рефлексия.
Заполнение таблицы «ЗУХ».
1.Каждая группа должна сделать синтаксический разбор своего БСП.
Учащиеся должны подчеркнуть члены предложения, надписать слова какими частями речи они выражены. Дать характеристику предложения по плану. Определить вид СП.
Работая в парах, оценивают друг друга.
2.Тестирование.
3.Работа в парах. Нужно разработать критерии для оценивания графического диктанта.
4. Выполняют графический диктант. Записывают БСП в виде схем. Затем в парах проводят взаимооценивание.
5.Составление кластера «БСП со значением перечисления». Защита кластера.
6.Просмотр презентации.
7.Выполнить письменно упражнение 408.
8.Составление таблицы «ССП и БСП».
9.Учащиеся на отдельных листах делают полный синтаксический разбор СП и кладут его в корзину.
10. Заполняют таблицу «ЗУХ».
21.04.14 г. Предмет русский язык Класс 9
Тема занятия: Бессоюзное сложное предложение.
БСП со значением пояснения, изъяснения и причины.
Ссылки: Календарно - тематическое планирование  в 9 классе, среднесрочное планирование, учебник русского языка 9 класс, Э.Д.Сулейменова, З.К.Сабитова, «Атамұра», Алматы, 2013г.
Цели: -дать понятие о БСП со значением пояснения, изъяснения, причины;
-сформировать умение определять БСП со значением пояснения, изъяснения, причины;
-научить сравнивать признаки БСП и ССП, СПП;
-научить преобразовывать СПП и ССП в БСП;
-создать условия для благоприятного психологического климата в классе;
-способствовать развитию критического мышления;
-способствовать развитию умения аргументировано излагать свои мысли.
Результаты обучения:  -будут уметь определять БСП со значением пояснения, изъяснения, причины;
-будут уметь сравнивать признаки БСП и СПП, ССП;
-будут уметь преобразовывать СПП и ССП в БСП;
-умеют определять границы простых предложений в бессоюзном сложном предложении;
-умеют использовать бессоюзное сложное предложение со значением перечисления в устной речи;
-умеют расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении со значением перечисления;
Ключевые идеи: Оптимальный выбор стратегий 7 модулей на уроке и разные формы работы способствуют  усвоению и глубокому осмыслению теоретического материала урока  и применение его на практике; развитию у учащихся критического мышления, интереса к предмету.
Время Стратегии Ресурсы Содержание урока
Деятельность учителя:
что я буду делать?
Деятельность учащихся
3 минуты Мотивация учащихся на обучение, ДО, ВО     Тренинг
«Какие качества я ценю в себе? Что мешает мне?».
Учащимся предлагается назвать одно качество, которое он ценит в себе, а затем назвать качество, которое ему мешает.
Например, я ценю в себе доброту, а медлительность мне мешает. Психологический настрой.
Учащиеся называют одно качество, которое он ценит в себе, а затем называет качество, которое ему мешает.
2 мин Деление на группы.
Работа в группах. Новые подходы в обучении.
Деление на группы по принципу «выбери конфету».
Деление происходит следующим образом:
На столе разложены конфеты, ровно столько, сколько детей в классе. Дети выбирают по одной конфете и цвету фантика делятся на группы.
Выбирают конфеты и делятся на группы согласно цвету фантиков.
5 мин
5мин
2 мин
5мин
10 мин
5 мин
Задание 1
ИКТ
ОдОЗадание 2
КМ, ДОЗадание 3
ИКТ
Задание 4
КМ
ОдОЗадание 5
Работа в парах
Задание 6
КМ
Толстые и тонкие вопросы
1.Синтаксическая минутка.
На ИД даны сложные предложения. Сделать синтаксический разбор.
1.Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. 2.Хвалить самого себя – это говорить невежливо другим: я лучше вас.
Актуализация знаний
2.Стратегия «Мозговой штурм»
«Что вы знаете о БСП?»
Изучение нового материала.
3.Побуждение и вызов интереса к теме урока. Презентация «БСП со значением пояснения, изъяснения, причины».
4.Работа в группах по методике «Снежный ком». Учащиеся в группах изучают материал новой темы каждый индивидуально свою часть текста, обсуждают, пересказывают изученное, затем состав групп меняется и вновь дети пересказывают каждый свою часть текста уже в другой группе.
5.Письменная работа. Выполнить упражнение 417, стр.188.
6. Стратегия КМ «Перепутанные логические цепочки: синтаксический разбор СП». (приложение).
Физминутка. (Қызыл орiк)
7. «Тонкие» и «толстые» вопросы.
1.Перечислите возможные знаки препинания в БСП. 2.Сравните БСП и СПП. 3.Составьте обобщающую таблицу с указанием общих и отличительных признаков БСП и ССП, СПП.
8.Закрепление
Работа с учебником - упр.420
9. Домашнее задание. Инструктаж. Прочитать в учебнике параграф БСП, виды БСП. Выполнить письменно упражнение 422, стр.190.
1.Каждая группа должна сделать синтаксический разбор своего СП.
Учащиеся должны подчеркнуть члены предложения, надписать какими частями речи они выражены. Дать характеристику предложения по плану. Определить вид СП.
Работая в парах, оценивают друг друга.
2.Дети должны вспомнить и рассказать все, что знают о БСП.
3.Просмотр презентации на ИД;
4.Нужно в группах изучить материал новой темы, обсудить, пересказать изученное, затем состав групп меняется и вновь дети пересказывают каждый свою часть текста.
5.Письменная работа. Упр. 417.
6. На листах даны перепутанные пункты из плана разбора СП. Нужно восстановить логическую цепочку.
7.Дети отвечают на «тонкие» и «толстые» вопросы.
8.Выполняют упражнение 420.
9.Запись домашнего задания.
23.04.14 г. Предмет русский язык Класс 9
Тема занятия: Бессоюзное сложное предложение.
БСП со значением времени, условия, следствия
Ссылки: Календарно - тематическое планирование  в 9 классе, среднесрочное планирование, учебник русского языка 9 класс, Алматы «Алматыкiтап» 2010
Цели: -дать понятие о БСП со значением времени, условия, следствия;
-сформировать умение определять БСП со значением времени, условия, следствия;
-научить сравнивать признаки БСП и ССП, СПП;
-научить преобразовывать СПП и ССП в БСП со значением времени, условия, следствия;
-создать условия для благоприятного психологического климата в классе;
-способствовать развитию критического мышления;
-способствовать развитию умения аргументировано излагать свои мысли.
Результаты обучения:  -будут уметь определять БСП со значением времени, условия, следствия;
-будут уметь сравнивать признаки БСП и СПП, ССП;
-будут уметь преобразовывать СПП и ССП в БСП;
-умеют определять границы простых предложений в бессоюзном сложном предложении;
-умеют использовать бессоюзное сложное предложение со значением перечисления в устной речи;
-умеют расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении со значением перечисления;
Ключевые идеи: Оптимальный выбор стратегий 7 модулей на уроке и разные формы работы способствуют  усвоению и глубокому осмыслению теоретического материала урока  и применение его на практике; развитию у учащихся критического мышления, интереса к предмету.
Время Стратегии Ресурсы Содержание урока
Деятельность учителя:
что я буду делать?
Деятельность учащихся
3 минуты Мотивация учащихся на обучение, ДО, ВО    
 Тренинг
«Передай чашу счастья соседу».
Учащимся предлагается представить себе, что они в руках над собой держат чашу, которая наполнена только хорошими пожеланиями, затем эту чашу предлагается передать соседу и так далее.
Психологический настрой
2 мин Деление на группы.
Работа в группах. Новые подходы в обучении.
Деление происходит следующим образом:
На столе разложены листы-пазлы, ровно столько, сколько детей в классе. Они лежат обратной стороной.
Дети выбирают по одному. Затем собирают пазлы в одно целое.
Рисунок №1 «Осенний пейзаж».
Рисунок №2 «Натюрморт».
Рисунок №3 «Детский рисунок».
Выбирают листы-пазлы, и делятся на группы согласно рисункам.
5 мин
5 мин.
5мин
2 мин
5мин
10 мин
5 мин
Задание 1
ИКТ
ОдОЗадание 2
КМ, ДО
Задание 3
ИКТ
Задание 4
КМ
Задание 5
ИКТ
Задание 6
КМ, ОдОТолстые и тонкие вопросы
Задание 7 ОдО, ОО
1.Синтаксическая минутка.
На ИД даны БСП. Сделать синтаксический разбор.
1.Не спеши языком – торопись делом. 2.Есть терпение, будет и умение. 3.Поспешишь – людей насмешишь.
2.Повторение изученного.
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Каждая группа задает участникам другой группы 5 тонких и 3 толстых вопроса.
На ИД даны начальные слова вопросов: «назовите…», «расскажите…», «объясните…», «классифицируйте…», «сравните…», «составьте…», «оцените…». Изучение нового материала.
3.Побуждение и вызов интереса к теме урока. Презентация «БСП со значением времени, условия, следствия».
4.Стратегия КМ «Черный ящик». Каждой группе предлагается выбрать по одному вопросу из черного ящика. В группе следует обсудить ответ на вопрос и представить его классу.
Вопросы: Соответствуют ли схемы П? Составьте схемы БСП. Исправьте ошибки в схемах.
5.Закрепление изученного.
Выполнение письменного задания. Упражнение 425-426. выписать БСП со значением времени, условия, следствия расставить знаки препинания и составить схемы предложений.
Обобщение изученного.
6.Стратегия КМ «6 шляп». Класс делится на 6 групп (по два-три человека). Каждая группа получает свою шляпу «красную», «белую», «черную», «желтую», «зеленую», «синюю». Согласно цвету шляпы группы получают задание: выразить чувства, перечислить факты, указать на возможные риски, убедить, почему это нужно, предложить свой вариант, проявить креатив, сделать анализ.
7.Рефлексия. «Две звезды, одно пожелание».
Домашнее задание. Инструктаж. Прочитать в учебнике параграф БСП, виды БСП. Выполнить письменно упражнение. Подготовиться к итоговому тестированию. 1.Каждая группа должна сделать синтаксический разбор своего СП.
Учащиеся должны подчеркнуть члены предложения, надписать какими частями речи они выражены. Дать характеристику предложения по плану. Определить вид СП.
Работая в парах, оценивают друг друга.
2.Дети должны задать участникам другой группы 5 тонких и 3 толстых вопроса.
3..Просмотр презентации БСП.
4.Лидер группы выбирает один вопрос из черного ящика. Все вместе в группе обсуждают вопрос, каждый предлагает свой ответ, выбирают оптимальный и защищают его перед классом.
5.Выполняют письменное задание. Упражнения 415-416, выписать БСП со значением времени, условия, следствия расставить знаки препинания и составить схемы предложений.
6. Согласно цвету шляпы: выразить чувства, перечислить факты, указать на возможные риски, убедить, почему это нужно, предложить свой вариант, проявить креатив, сделать анализ.
7.Дети на стикерах пишут два слова, отражающие чувства и одно пожелание.
8.Запись домашнего задания.