Использование АМО и метода обучения в сотрудничестве в контроле знаний
Использование активных методов обучения и метода обучения в сотрудничестве
при проведении промежуточного контроля на занятиях по иностранному языку
Полупанова Е.А.,
преподаватель лингвистических дисциплин
Николаевского-на- Амуре педагогического колледжа КМНС –
филиала КГБОУ СПО ХПК
Контроль – это обязательный и неотъемлемый компонент процесса обучения, очень важный инструмент деятельности педагога. Говоря о дисциплине «Иностранный язык» следует заметить, что объектами контроля здесь являются не только знания, навыки и умения, но и тематика, а также общеучебные умения. Поэтому цели контроля на уроках иностранного языка могут быть различные, например, выявление уровня овладения учащимися языковыми навыками или различными видами речевой деятельности. При этом контроль должен носить обучающий характер: углублять знания, развивать языковые навыки и совершенствовать речевые умения, создавать благоприятные условия для улучшения практического владения языком, воспитывать учащихся средствами иностранного языка. Выбор наиболее эффективных форм контроля и его организация – важнейшая задача педагога. Как, когда, кого, по каким вопросам, с помощью каких средств надо спросить и оценить – всё это должно быть продумано при подготовке к занятию. Система контроля педагога должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы обучающиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладения знаниями, навыками и умениями постоянно контролируются.
Как известно, есть три основных вида контроля: текущий, промежуточный (или периодический) и итоговый. Текущий и итоговый виды контроля наиболее простые, с моей точки зрения, в организации и проведении. Так, с помощью текущего контроля мы проводим систематическую проверку усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, что является оценкой результатов обучения на уроке. Поскольку он связан с другими элементами занятия и обладает такими свойствами как оперативность, гибкость, то имеет разнообразные методы, формы и средства. Итоговый контроль проводится при переводе на другую ступень обучения, с целью установления уровня владения обучающимися коммуникативной компетенцией на иностранном языке. Он проводится, как правило, в форме экзамена или дифференцированного зачета. Подобрать эффективную форму для проведения промежуточного контроля, который проводится по результатам усвоения отдельной темы или раздела курса, который включает в себя различный языковой и речевой материал, достаточно сложно. Если сделать одну большую контрольную работу, то она может быть перегружена заданиями и для многих студентов трудна просто из-за объёма. Если разбить на несколько небольших проверочных работ, то потребуется достаточно много времени для их проведения. Разрабатывая форму организации промежуточного контроля, я решила использовать при его проведении метод обучения в сотрудничестве и активные методы обучения.
Основная идея метода обучения в сотрудничестве – это «создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Работая в небольших группах и выполняя общее задание, участники группы оказываются в ситуации, когда они отвечают не только за результат своей части работы, но и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение более слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными» (В.М. Филатов, «Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе», Ростов-на-Дону, 2004, с.409).
К активным методам обучения (далее АМО) относят методы, обеспечивающие активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на:
- практической направленности,
- игровом действе и творческом характере обучения,
- интерактивности,
- разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге,
- использовании знаний и опыта обучающихся,
- групповой форме организации их работы,
- вовлечении в процесс всех органов чувств,
- деятельностном подходе к обучению,
- движении и рефлексии. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Для проведения промежуточного контроля по теме “About Myself” я выбрала один из вариантов метода обучения в сотрудничестве, а именно student team learning (STL, обучение в команде). Студенты были объединены в небольшие группы по 3 человека, различающихся по уровню обученности. Группы выполняли 8 различных заданий. Студенты отвечали по очереди, и вся группа несла ответственность за каждого участника, так как оценка, выставляемая в баллах, автоматически выставлялась каждому участнику группы. Группа могла проконсультировать своего отвечающего перед выполнением задания, прослушать его, исправить ошибки и недочеты, дать рекомендации. Из активных методов обучения я использовала: «Закончите фразу», «Дополните диалог», «Белые пятна».
Для наглядности привожу таблицу, в которой указаны объекты контроля, задания для его проведения и описана деятельность студентов по его выполнению.
Объекты контроля
Задания
Деятельность студентов
1. Речевые образцы «Приветствие. Неожиданная встреча. Прощание».
«Закончите фразу»
Студенты заканчивают фразы речевых образцов, начало которых произносит преподаватель. Каждая команда делает это по очереди, очередь студентов в команде также переходит от одного к другому.
2. Умение использовать данные речевые образцы в диалогической речи.
«Дополните диалог»
Каждая команда получает напечатанный на карточке диалог с репликами только одного собеседника. Вся команда работает вместе, студенты должны записать реплики второго собеседника, используя речевые образцы, и представить диалог.
3. Умение рассказывать о себе, используя новый лексический материал.
Расскажите о себе
Команды получают несколько минут, чтобы послушать своего отвечающего студента, чья очередь подошла, исправить, если есть необходимость, ошибки в ответе, что-то подсказать, изменить, подготовить его к ответу.
4. Знание видовременных форм Present Simple, Past Simple, Future Simple, Present Continuous.
«Белые пятна»
Доска поделена на 4 части. В каждой из частей написано название видовременной формы и оставлено свободное место («белые пятна») для того, чтобы поместить туда материал о том, в каких случаях употребляется данная видовременная форма, какие наречия и указатели времени в ней используются, как образуются утвердительные, вопросительные и отрицательные структуры. Команда может проконсультировать своего отвечающего или «погонять» его по материалу несколько минут. Затем отвечающие студенты вытягивают карточки с названием видовременной формы глагола, и выбирает необходимый материал из всей массы карточек, расположенных на столе, и помещает на доску.
5. Умение задавать все виды вопросов в Present Simple и Present Continuous.
Задать все виды вопросов к предложениям.
Команды знают, что вопросы надо задать к предложениям в Present Simple и Present Continuous. В течение нескольких минут команда может напомнить своем отвечающему студенту, чья очередь подошла, как задаются вопросы в этих видовременных формах. Затем студенты, по одному из каждой команды, выходят к доске, вытягивают карточку с предложением и задают разные виды вопросов (общий, альтернативный, специальный, разделительные, к подлежащему).
6. Знание неправильных глаголов.
Назвать вторую и третью форму неправильного глагола и перевести его на русский язык.
Каждая команда по очереди, а в ней каждый студент по очереди, называет вторую и третью форму неправильного глагола и переводит его на русский язык.
7. Умение употреблять предлоги времени.
Поставить предлоги.
Каждая команда получает карточки со словами и словосочетаниями и, работая все вместе, проставляют предлоги времени.
8. Знание детских стишков и лимериков.
Рассказать стихотворение.
Каждая команда по очереди рассказывают стихотворение, причем повторяться нельзя.
Проанализировав занятие, я сделала для себя вывод, что данная форма промежуточного контроля довольно успешна:
есть экономия времени (за одну учебную пару я смогла проконтролировать весь учебный материал раздела);
форма проведения занятия интересна для студентов (все работали заинтересовано, атмосфера занятия была дружественная);
высокая активность (благодаря небольшой численности групп видна работа каждого студента; все работали активно, в хорошем темпе, помогали друг другу, шел активный обмен знаниями);
накопление оценок (можно выставлять оценку за каждое задание, можно выводить оценку за знание лексического, грамматического материала, владения речевыми видами деятельности, или вывести одну общую оценку, как за контрольную работу);
идет процесс воспитания ответственности не только за свои знания, но и за знания членов своей команды, что является очень важным для студентов педагогического колледжа.
Планирую продолжить начатую работу, разработать занятия промежуточного контроля по следующим темам в такой же форме, причем сохранять состав команд в неизменном виде до конца года, и заранее предупреждать студентов о том, какие задания будут, чтобы они могли поработать вместе и подготовиться к занятиям.
15