Изучение темы «Способы изменения внутренней энергии» в режиме технологии проблемного обучения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №94
городского округа Тольятти









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


на тему: Изучение темы «Способы изменения внутренней
энергии» в режиме технологии проблемного обучения.













Выполнила:
Мудревская Диана Игоревна,
учитель физики МОУ СОШ № 94 г.о.Тольятти

2015 год


Содержание.

Введение.
Основная часть:
2.1. Сущность проблемного обучения.
2.2. Изучение темы: «Способы изменения внутренней энергии в режиме технологии проблемного обучения».
3. Заключение.
4.Литература.
















1.Введение. За последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Одним из важных направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического взаимодействия;
организация учебного процесса;
ученик, учитель;
результат деятельности.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Педагогическое мастерство учителя и состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
2.1. Сущность проблемного обучения. Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления (Махмутов М.И., 1975; аннотация). Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации таких целей:
сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения). Технология проблемного обучения позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса.

Изучение темы: «Способы изменения внутренней энергии» в режиме технологии проблемного обучения.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Выбор мною данной технологи объясняется тем, что меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции.
Цель урока: обобщить полученные ранее знания, сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Технологическая карта урока по теме: «Способы изменения внутренней энергии».

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков.
Настроить детей на урок и получение новых знаний:
Мы изучили с вами понятие внутренней энергии.
Давайте еще раз вспомним
I. Что такое внутренняя энергия?
II. Как зависит внутренняя энергия от температуры тела?
III.Как изменяется скорость движения частиц вещества с ростом температуры?
Слушают и отвечают на вопросы.
Познавательные
Общие учебные
-Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Логические

-Установление причинно-следственных связей
-Построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные
- Умение полно и точно выражать свои мысли

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии(проблематизация):
Цель:
-создание проблемной ситуации;
-зафиксировать противоречие, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний для решения примеров

Проблема: Перед нами цилиндр из латуни, можно изменить его внутреннюю энергию?
Противоречие: Опыт 1. В штативе закреплен цилиндр из латуни. Учитель наждачной бумагой в течение 3минут обрабатывает поверхность цилиндра. Предлагает учащаемся на ощупь оценить изменение температуры тела. Опыт 2. Учитель завернул цилиндр в наждачную бумагу и через 3минуты предлагает учащаемся на ощупь оценить изменение температуры тела. Опыт 3 Учитель завернул цилиндр в наждачную бумагу, предварительно нагрев ее утюгом, и через 3минуты предлагает учащаемся на ощупь оценить изменение температуры тела..Почему при контакте одних и тех же тел, конечная температура цилиндра различная?
Выдвигают теоретические гипотезы о способах, изменения температуры тела (мозговой штурм).
Познавательные
Общие учебные
- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
-постановка и формулирование проблемы
Логические
- Анализ объектов
- Синтез
-Установление причинно-следственных связей
Регулятивные
- Прогнозирование
- Коррекция

3. Выявление места и причины затруднения:
Цель:
Построить план действий и зафиксировать его в речи.
Учитель формулирует противоречия и, выбрав наиболее подходящее решение данной проблемы, составляет план действий.
Организация работы в парах.
План действий:
Путевой лист (Исследовательская работа):
I. Определение конечной температуры тела
1. Опишите приборы и материалы, которые находятся на лотках.
2. Возьмите ластик и опустите его в стакан калориметра с горячей водой.
3. После 3-5 минут измерьте температуру жидкости в калориметре.
4. Чему стала равна температура ластика?
5. Сделайте вывод об изменения внутренней энергии тела по результатам эксперимента.
II. Изменение температуры тела в результате совершения работы.
1. Опишите приборы и материалы, которые находятся на лотках.
2. Совершите 10-15 движений ластиком по поверхности деревянной линейки.
3. Определите на ощупь, что произошло с температурой ластика.
4. Сделайте вывод по результатам эксперимента об изменении внутренней энергии тела.
III. Изменение температуры тела, находящегося на некотором расстоянии от нагретого тела.
1. Опишите приборы и материалы, которые находятся на лотках.
2. Зажгите свечу.
3. Почему загорелась спичечная головка?
4. Изменилась при этом внутренняя энергия спички?
5. Расположите металлическое тело на расстоянии 5-7 см от пламени свечи.
6. Определите на ощупь, изменилась ли температура тела.
7. Сделайте вывод по результатам эксперимента.

Работа в группах
и обсуждение плана действий по индивидуальным путевым листам(проверка гипотезы)
Логические
- Анализ объектов
-Установление причинно-следственных связей
-Построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные
- Постановка вопросов
-умение слушать собеседника
-Разрешение конфликтов
-Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий)
- Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
- Целеполагание
- Прогнозирование


4. Реализация построенного проекта:
Цель: организовать «открытия», полученные из экспериментов.
Выслушивает ответы учащихся о результатах экспериментов, которые фиксируются на доске.


Высказывают свою точку зрения о способах превращения внутренней энергии.
Температура тела изменялась (увеличивалась) при контакте с более нагретым телом. Молекулы движутся быстрее, следовательно внутренняя энергия изменилась (увеличилась ).
Температура тела изменилась при совершении механической работы над телом. Механическая энергия тела переходит во внутреннюю энергию частиц. Это привело к изменению скорости движения молекул(увеличилась), следовательно внутренняя энергия изменилась (увеличилась ).
Коммуникативные
- Постановка вопросов
- Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий)
- Умение полно и точно выражать свои мысли


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
Цель:
Зафиксировать во внешней речи сущность нового явления.
Организация работы по учебнику по закреплению нового физического явления.
Делаем общий вывод: как можно изменить внутреннюю энергию цилиндра.
Находят в учебнике подтверждение выводам, полученным в экспериментах. Знакомятся с компактным определением явления. Работа по учебнику ФИЗИКА-8 класс, стр.7
Познавательные
Общие учебные
-Поиск и выделение информации
Регулятивные
- Контроль
- Коррекция
Личностные
- Смыслообразование

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Цель:
1) тренировать способность систематизировать знания;
2)проверить умения работать по выявлению признаков изучаемого явления.
Вводит понятие теплообмена, теплопередачи, а также знакомит с новой физической величиной – количество теплоты. Организует работу в тетрадях по описанию процесса теплообмена ( в виде схемы ) с использованием новой величины – количество теплоты.
Самостоятельно описывают явления, наблюдаемые в экспериментах(по схеме учителя); устанавливают и проговаривают причинно – следственные связи; обозначают главные признаки изменения внутренней энергии тела.
Познавательные
Общие учебные
- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач
Логические
- Анализ объектов
- Синтез
-Установление причинно-следственных связей
- Построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные
- Постановка вопросов
- Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий)
- Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
- Целеполагание
- Прогнозирование
- Контроль
- Коррекция
- Оценка


7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать способность описывать наблюдаемые явления с опорой на новые знания.
Учитель предлагает объяснить опыт с использованием новых знаний, полученных учащимися на уроке:
На демонстрационном столе собрана установка: спица с наклеенными на нее при помощи пластилина кнопками.
Вопрос: почему опадают все кнопки, когда накаляем конец спицы?
Отработка умений находить признаки процесса теплообмена.
Познавательные
Общие учебные
- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Логические
-Установление причинно-следственных связей
- Построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные
- Постановка вопросов
- Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
- Прогнозирование
Личностные
- смыслообразование


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
Вопрос: Какими способами можно изменить внутреннюю энергию кистей наших рук, придя домой в зимнее время?

Ответы учащихся.

Регулятивные
-оценка



Заключение.
Изучение материала в режиме проблемной технологии требует изменение структуры традиционного урока, поскольку меняется деятельность ученика - ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, что обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности, способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.
Однако проблемное обучение требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения, в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений (например, решение количественных задач). Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является перспективным. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). А эти способности являются одними из базовых для современного специалиста.









4.Литература.
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.
2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М., 1983.
4. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе: метод. пособие для студентов-заочников.5.
5. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург: УрГПУ, 2005.
6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика,1975.
8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
9. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. М., 1986.

15