Комбинированные уроки (проектная деятельность и обучение в сотрудничестве) английского языка в 10-11 классах по УМК «Enjoy English» Биболетовой М.З.

КОМБИНИРОВАННЫЕ УРОКИ (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ) АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ ПО УМК БИБОЛЕТОВОЙ М.З. «ENJOY ENGLISH»
Плиева В. З. (МБОУ СОШ №1 станицы Брюховецкой Краснодарского края)

УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» для 10-11 классов предлагает большой ряд актуальных форм учебной деятельности. Одна из них - мини-проекты (mini-projects) по изученным темам, позволяющие, на мой взгляд, четко и объемно в смысле максимального захвата пройденного материала повторить, обобщить и закрепить изученную тему.
Я хотела бы рассказать о поэтапной работе над двумя мини-проектами. Первый из них - «Ролевая игра «В семье друзей» («In a host family»). Мини-проект предложен авторами УМК в 10 классе по завершении изучения раздела «Культурный шок» («Culture shock») темы «The world of opportunities» и позволяет суммировать результаты работы в виде ненавязчивых советов для учащихся, погружающихся в другую культуру.
Суть ролевой игры в том, что школьница из России (exchange student) в течение года будет проживать в американской семье, состоящей из главы семьи, хозяйки дома, старшего сына 14 лет и младшей дочери 5 лет. Российской школьнице 14 лет, и она захочет удивить своих хозяев, предложив им приготовленный своими руками кулинарный шедевр - русские блины! То, что она их в России сама никогда не пекла и только видела, как это делала мама, не будет иметь значения
В подготовке и реализации мини-проекта был задействован весь 10 класс (11 человек). Работали в группах, в парах, обменивались информацией. Могу с уверенностью сказать, что имели место элементы и обучения в сотрудничестве, и непосредственно проектной деятельности.
В стратегиях обучения («Learning strategies»), помещенных в конце учебника, мы обратились за помощью к памятке «Как подготовить ролевую игру» («How to do a role play», стр. 169). В памятке помещен отлаженный алгоритм работы над ролевой игрой, очень удобный для пользования.
Класс разделился следующим образом: 5 участников (хозяин принимающей семьи, хозяйка, старший сын, младшая сестра и их гость, школьник по обмену) и группа поддержки. Этапов работы было три:
- подготовка;
- непосредственно ролевая игра;
- этап рефлексии.
Первый этап - подготовительная работа - состоял из следующих шагов.
1. Каждый участник имел карточку (role card), с которой он должен был внимательнейшим образом ознакомиться и убедиться, что именно от него требуется. Безусловно, давалось время на «вхождение в роль».
2. Необходимо было придумать коллекцию идей для своей роли; кроме того, иметь аргументы в их пользу и обязательно сделать необходимые записи.
3. Обдумать языковые средства для озвучивания своей роли. Для этого рекомендовалось еще раз пролистать и повторить пройденную тему, обращая особое внимание на глоссарий, грамматические моменты; в случае затруднений обратиться за помощью к учителю и группе поддержки.
4. Провести репетицию, обращая внимание на возможность более лучшего выражения каких-то моментов.
5. Продумать, как лучше приблизить свою роль к реальности, не забывая о декорациях и необходимом инвентаре для своей роли.
6. Максимально включить свое воображение! Совсем непросто сыграть кого-то намного старше или младше себя по возрасту, тем более представителя другой страны и культуры! Но ведь это и делает ролевую игру интересной, а порой и захватывающей.
7. Отдохнуть перед ролью, а еще лучше пошутить с друзьями из группы поддержки.
Итак, подготовительная работа завершена. Все продумано до мелочей. Высказаны все идеи - осталось только реализовать их!
Приступаем к самой ролевой игре - этапу второму. Очень важно распределить имеющееся время так, чтобы у каждого участника была возможность выступить с ролью. Что касается роли учителя, он, безусловно, максимально погружен в действо. Я делала, к примеру, заметки о языковых ошибках участников во время игры, но высказала свое мнение и прокомментировала ролевую игру только после её завершения.
Ролевая игра позади. Но еще не весь мини-проект реализован. Следующий, третий этап – совершенствование умений рефлексии. Опираясь на только что полученный опыт участия в ролевой игре, учащиеся группами отвечают на вопросы упр. 106 о том,
- как они себя чувствовали в своей роли в другой стране,
- что было самым шокирующим в их ощущениях,
- что они изменили бы при повторной возможности сыграть эту же роль.





Второй мини-проект, над которым мы работали с учащимися 11 класса, назывался «A poster “Foreign languages in my life”». Это было в начале учебного года в рамках изучения первой темы «What do young people face in society today?». Наш мини-проект был обобщением и закреплением раздела «World languages: local or global?». В нашу общую задачу входило совершенствование умений спонтанного говорения, а также подготовки индивидуальных постеров и их презентаций.
Работа велась в группах по 3-4 человека. Группы сотрудничали, обмениваясь идеями и собранным материалом. Подготовка началась за 2-3 урока. Учащиеся должны были следовать пунктам задания, обращая особое внимание на необходимость прочитать все задание перед началом его выполнения. Вот алгоритм работы, помогающий школьникам выстроить свои мысли и идеи в четкий ряд.
Почему изучение английского языка важно для тебя? Напиши перечень возможных идей.
Перечитай список и выбери из него те варианты ответов, которые кажутся тебе наиболее важными.
Подумай о том, как эти факторы могут либо повлиять на твою жизнь, либо существенно изменить её.
Разработай план презентации. Не забудь о ключевых моментах и аргументах «ЗА».
Сделай постер, выбрав свой собственный дизайн. Он должен служить тебе визуальной поддержкой при презентации.
Распределение времени и очередности презентаций.
Во время обсуждения я напоминала ребятам о необходимости делать заметки, на которых они потом будут основываться при подготовке презентаций и постеров, как визуально-иллюстративной поддержки. Результаты работы учащихся были оценены выставлением оценок в журнал, что является для них нормальным и достаточно стимулирующим критерием.
Свое мнение и комментарии я высказала после завершения работы над мини-проектом, учитывая тот момент, что возможности и воображение у людей бывают разными. Даже при наличии памяток и алгоритмов ребятам необходимо максимально использовать все навыки и умения, включать воображение и фантазию, креативное мышление, эмоции, актерское мастерство. Считаю, что кульминацией подготовки и реализации мини-проектов были веселье, смех и неподдельная радость, как обязательные элементы, сопровождающие ролевую игру! Это возможность для каждого участника проекта учиться искусству самореализации, так необходимому в жизни.

15