Статья — Технология УДЕ как фактор активизации мыслительной деятельности студентов


Знания, и только знания
делают человека
свободным и великим.
Д. И. Писарев

Подготовка современных специалистов невозможна без понимания того, что время требует внедрения педагогических технологий, которые при более увеличивающемся объеме учебной информации дают возможность мастеру производственного обучения уйти от традиционной организации производственного обучения, изменив деятельность педагога и ученика.
Решению этой задачи способствует применение технологии УДЕ – укрупнение дидактических единиц академика Эрдниева, который ввел понятие «дидактическая единица» и она должна представлять «клеточку» учебного процесса и служить как бы генетической затравкой для последующего наращивания новых порций знаний.
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знаний и оперативного использования приобретают большое значение.
При технологии УДЕ учащиеся больше рассуждают, больше производят самостоятельных действий, учатся принимать решения, формируют личностные качества, при этом создаются условия для комфортной, индивидуальной и коллективной деятельности, формируется целостное представление о трудовой деятельности.
Я применяю технологию УДЕ в производственном обучении, учитывая единство учебно-воспитательных целей при планировании уроков производственного обучения.
При традиционной подаче учебного материала на производственном обучении по профессии «Мастер отделочных строительных работ» темы
идут в последовательности:
- «Технология малярных работ»
- «Требования, предъявляемые к поверхности под окрашивание»
- «Определение видов окраски и объема работ»
- «Инструменты и механизация в малярных работах»
- «Подмости, леса»
- «Основы цветоведения »
Раздел «Технология малярных работ», который включает темы: «Подготовка поверхностей под окраску», «Грунтовочные составы», «Шпаклевки, водные окраски и т.д.» подаю крупными блоками, объединяя эти темы, что дает возможность того, что учащийся за меньшее время может овладеть большим объемом знаний – это одна из главных задач современной педагогики.
Например, содержание учебного материала «Технологический процесс окраски клеевыми, силиконовыми, казеиновыми составами» преподносится крупным блоком, изучаемый в течение шести часов производственного обучения. Этот процесс для всех поверхностей состоит из основных операций, изучение которых производится одновременно: очистка и сглаживание поверхности, разрезка и заделка трещин, нанесение грунтовочных составов, сплошное и частичное шпатлевание, окраска поверхности. Эти операции являются сквозными и очень важны для понимания и усвоения всех последующих операций. Материал блока изучается с постепенным усложнением.
В процессе изучения темы крупным блоком учащиеся приобретают очень важные умения по подготовке шпатлевания и окраски поверхностей, поэтому процесс обучения этим навыкам проходит фронтально.
Технология УДЕ вбирает взаимосвязанные конкретные подходы к обучению:
- совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций.
- обеспечение единства процессов, трудовых приемов.
УДЕ особенно актуален при обучении детей с ограниченными возможностями. Многое человек усваивает, наблюдая и подражая, поэтому подача знаний блоками и неоднократный показ профессиональных приемов на уроках производственного обучения у учащихся в группе НСО (коррекционная группа) приносит положительные результаты.
Например, профессиональные навыки по теме: «Оштукатуривание фасадов» - проходит в несколько этапов.
этап - Подготовительный – очистка фасада от загрязнений, насечка поверхностей, выборка швов, срубка неровностей, провешивание поверхностей правилом.
этап - Промывка и увлажнение поверхностей, нанесение подготовительного слоя грунта.
этап - Вытягивание карнизов и тяг, отделка выступающих частей зданий.
этап - Нанесение раствора на ровные поверхности стен.
этап - Обработка поверхностей под фактуру, исправление дефектов.
При применении элементов методов УДЕ в обучении учащихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» свидетельствует об экономной системе обучения, обретает социальное звучание: каждый сэкономленный час является реальным богатством учащегося и мастера производственного обучения.
Пример трудовых операций, который показывает мастер производственного обучения – это вариант «Практика – теория - практика».
Технология УДЕ позволяет сэкономить учебное время, увеличивает количество усвоенной информации, повышается профессиональный уровень специалистов, развиваются личностные качества.
И в заключение – стремление человека к прекрасному, заложенное природой, всегда обостряется в моменты творческой работы.

15