Публикация Формирование исследовательской культурыучащихся в условиях профильного обучения.


Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях профильного обучения.
Заместитель директора по учебно – методической работе,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ 90» ЗАТО Северск
Глушенкова Анжелика Валерьевна.
В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения, обусловленные его стремлением соответствовать принципам демократизации, гуманизации, глобальным тенденциям, происходящим в мировом образовательном пространстве. В процессе этих изменений происходит трансформация ценностей, целей, содержания, методов образования, процесс обучения приобретает более новаторский, творческий характер, нацеленный на развитие социально успешной, конкурентоспособной личности в условиях современной экономики.
С 2008г. МОУ «СОШ № 90» работает над созданием адаптивной модели социально – педагогического комплекса (СПК), основная идея которого это - создание единого компетентностно – ориентированного образовательного пространства школы для внедрения современных технологий социально – педагогической, спортивно - оздоровительной, коррекционно – развивающей деятельности на основе ресурсного взаимодействия школы с другими ОУ, центрами дополнительного образования, правоохранительными, медицинскими и прочими учреждениями с целью повышения качества образования, усиления ее возможностей для реализации интересов, жизненных планов учеников не только в специально организованной образовательной среде, но и в реальной жизни.
В условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем усиливается доля профориентационного компонента и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования и общекультурного уровня старшеклассников.
В процессе организации исследовательской деятельностиМетодический совет МОУ «СОШ № 90»определил три организационно - методических блока, значимых при создании системы исследовательской деятельностив условиях компетентностно - ориентированного пространства многопрофильной модели школы (Таблица 1):
Формирование исследовательской культуры педагогов и учащихся.
Создание структурных подразделений для организации исследовательской деятельности учащихся.
«Исследовательский дебют»
Вашему вниманию представленократкое содержание организации учебно – исследовательской деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения (Таблица 1).
Таблица 1
Краткое содержание организационно - методических блоков организации исследовательской деятельности учащихся МБОУ «СОШ № 90»
Блок
Направления
деятельности Примерное содержание работы
Формирование исследовательской культуры педагогов и учащихся.
Повышение педагогического мастерства учителя
- Повышение квалификации на базе РЦРО, ТОИПКРО, ТГПУ по вопросам организации исследовательской.
- Обучающий семинар, тематические методические часы.
-Мастер – классы педагогов – исследователей.
-Работа по темам образования.
Мотивирование учащихся
-Посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений;
-Встречи с интересными людьми (учеными – исследователями, студентами СКБ и т.д.)
-Посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ.
-Создание банка мотивированных к проектно – исследовательской деятельности учащихся.
Формировании исследовательских умений и навыков учащихся-исследователей -Проведение спецкурса по основам проектирования и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в рамках спецкурса
-Проведение мини - исследований в рамках предметной области.
-Проведение обучающих проектно – исследовательских игр
(«Шаги к исследованию»)
-Использование ресурсов городской сети по предпрофильной подготовке и профильному обучению.
Мониторинг исследовательской компетентности - Определение контингента учащихся.
-Проведение диагностики уровня сформированности исследовательской культуры педагога и учащихся.
-разработка методических рекомендаций для принятия управленческих решений.
Создание структурных подразделений для организации исследовательской работы Создание структурных подразделений для организации исследовательской работы -Создание нестандартных форм организации исследовательской деятельности учащихся
(исследовательские мастерские, лаборатории, площадки проб и практик, поисково – исследовательские экипажи и т.д.)
Например:
- Организация школьного научного общества учащихся (орган самоуправления);
- предметные лаборатории «Жизнь зеленого друга», литературная гостиная, «Юный исследователь», «Юный лингвист», «Моделирование и конструирование» и т.д.);
- поисково - исследовательские экипажи школьного музея(«Сыны Отечества», «Следопыты», «Школяры»);
- площадка профессиональных проб «Формула моего успеха»;краеведческие экспедиции и т.д.
- обучающие семинары в рамках подготовки к участию втрадиционномшкольном научно-практическомфестивале «Инициатива»:«Искусство публичного выступления»
Планирование работы -Создание индивидуального учебного плана исследовательской работы ученика и учителя.
- Организация внеурочной деятельности учащихся ( ПДО)
«Исследовательский дебют»
Выбор форм защиты исследовательской работы
-Подготовка доклада, творческой работы, исследовательской работы, проекта.
- Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей.
Публичное представление, защита результатов учебно-исследовательских проектов Представление результатов работы в рамках образовательных событий предметной декады,на школьном фестивале «Инициатива», Исследовательском турнире.
Участие в образовательных исследовательских конкурсах, конференциях, в очных и заочных конкурсах исследовательских и проектных работ и т.д.
Социальное партнерство Поиск социальных партнеров для реализации значимых образовательных и социальных проектов.
Обозначим основные принципы проектно - исследовательской деятельности:
-доступность;
-мотивированность-естественность;
-осмысленность;
-наглядность;
-культуросообразность;
-непрерывность
-самодеятельность.
Остановимся на характеристики некоторых из них.
Принцип естественности заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, должна быть интересной, реальной и выполнимой, когда ученик может почувствовать себя первооткрывателем.
Не менее важным принципом реализации индивидуальных проектно-исследовательских программ школьника является принцип осмысленности выполняемой учеником исследовательской работы. Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслительной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обобщение. Именно процесс осмысливания исследования дает ученику осознанность выполняемых им действий и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию. Именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора, формирования поля личностных ценностей школьника.
Принцип наглядности - это достаточно широкое понятие и выходит за рамки созерцательной стороны восприятия предметов, явлений и позволяет ученику экспериментировать с предметами, узнать свойства веществ и явлений не только с помощью органов осязания, но и с помощью других анализаторов.
Принцип культуросообразности — это воспитание в ученике культуры научной организации труда, научного исследования. Творческий подход придает исследованию неповторимый и оригинальный характер.
Саморефлексия дает ученику возможность осознатьсобственное отношения к окружающей действительности, определиться с выбором профессиональной деятельность и своим местом в жизни.
Центральное место в организации проектно – исследовательской деятельности старшеклассников в МОУ «СОШ № 90» занимает изучение курса «Основы проектирования и организации исследовательской деятельности учащихся», целью которого является формирование и развитие исследовательских умений, исследовательской компетенции учащихся посредством овладения ими технологией учебно – исследовательского проекта.
Выделим задачи технологии учебно-исследовательских проектов:
Помочь учащимся овладеть основами методологии проектной исследовательской деятельности.
Обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования.
Сформировать мотивацию активного участия в проектно-исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.
Обозначим умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации учебного проекта:
Умение формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.
Умение составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы.
Умение выделять предмет и объект учебного исследования.
Умение определять цель и задачи учебного исследования.
Умение формулировать гипотезу учебного исследования.
Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список литературы по проблеме.
Умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования.
Умение оформлять теоретические и экспериментальные материалы исследования.
Умение владеть специальной терминологией, определенной тематикой спецкурса.
Хотелось бы подчеркнуть, что в основе организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в нашей школе лежит практико-ориентированный подход.
Наибольший интерес старших школьников вызывает методическая опытно - исследовательская игра «Шаги к исследованию» (МОИИ).
МОИИ – это форма организации коллективной мыследеятельности и социализации обучающихся в групповой форме, при которой ученик погружен в реальную или правдиво смоделированную проблемную ситуацию, и принимает самостоятельные решения.
Целью игры «Шаги к исследованию» является разработка командами проектных заданий на выполнение исследовательской работы в рамках урочной и внеурочной деятельности школьников. Каждая команда должна разработать и представить проектное задание на реализацию исследования в избранной ими предметной области. В ходе игры на практических примерах отрабатывались понятия целей и задач, гипотезы исследований, планирования хода работ и т. д.
Во время игры отрабатываются следующие методические позиции:
-организация командной работы по проектированию исследования в смешанной детско-взрослой команде, отработка командного взаимодействия;
-реализация основных элементов исследовательского цикла в самостоятельно избранной командами предметной области и учебной форме;
-отработка понятийного аппарата проектно-исследовательской работы;
- отработка навыков публичной презентации проектного задания.
Входе игры каждый школьник получает право выбора собственной исследовательской деятельности, что дает ему возможность понять необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей деятельности, осмыслить и увидеть достигнутый результат, практическую значимость своей работы, выстроить планы нового исследования. Такая учебная активность приобретает не толь непрерывный и мотивированный характер, но позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами на основе сотрудничества, сформировать собственные ценностные ориентиры.
Вашему вниманию представлены результаты анкетирования старшеклассников, принимавших активное участие в работе школьного научно – практического фестиваля «Инициатива». Результаты анкеты показывают не только на уровень сформированности исследовательской культуры, но и являются образовательным заказом старшеклассников к школе на формирование проектно – исследовательских компетентностей (Таблица 2).
Таблица 2
АНКЕТА
"Исследовательская культура учащихся 10-11-х классов"
Оценка: владеете - 3, частично владеете - 2, не владеете - 1, затрудняюсь ответить - 0
Компоненты исследовательской культуры Самооценка учащегося (%)0 1 2 3 хочу
Мыслительные умения и навыки:
1. анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно- познавательной работе; 8 50 50 80
2. умение самостоятельно устанавливать в ответе межпредметные связи; 67 25 63
3. выделять главное для выявления системы понятий и свертывания информации с помощью правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов; 43 48 57
4. составление сложных планов, тезисов, конспектов; 58 42 70
5. составление моделей сравнения; 8 84 8 32
6. делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам; 84 16 62
7. обобщать данные, полученные в процессе сравнения; 84 16 67
8. понимать предложенную проблему; 84 16 47
9.оценивать проблемную ситуацию; 8 78 16 34
10.формулировать проблему, аналогичную данной; 16 58 26 58
11. на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу; 8 84 8 30
12.осуществлять доказательство сформулированной гипотезы; 8 25 68 28
13.строить план решения задачи; 8 8 83 38
14.комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывая возможные альтернативы; 8 50 42 20
15. сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых; 16 58 26 30
16.переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем внутрипредметного и межпредметного характера в домашнюю и другую внеклассную работу познавательного характера 75 25 18
II.Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:
17. самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники, доступную учебную тему; 2 33 42 54
18. выполнять задания творческого характера с преобладанием творческих элементов; 8 67 25 36
19. устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний; 8 76 16 58
20. использование приемов анализа и синтеза, применение их к материалу межпредметного характера; 16 76 8 56
21. умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа; 8 67 25 56
22. владение приемами доказательства; 16 68 16 32
23. умение определять структуру текста 8 42 42 38
24. использование различных форм фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики); 8 16 60 16 28
25. писать рецензии на книгу, фильм, спектакль 8 8 68 16 58
III.Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи:
26. анализировать смысл и характер вопросов; 8 76 16 40
27. развивать мысль в логике поставленного вопроса; 58 42 72
28. аргументировать свою позицию; 75 25 30
29. умение строить доказательство и опровержение; 16 56 8 22
30. применение приемов индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии; 8 44 8 42
31. логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса; 8 16 60 16 32
32. применять средства наглядности (ТСО, записи, чертежи, зарисовки) во время ответа; 33 59 8 56
33. рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно); 67 33 46
34. критически воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования; 25 75 50
35. делать сообщения, доклады на основе различных источников знания (включая циклы теле- и радиопередач); 84 16 68
36. готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов; 25 59 16 46
37. писать сочинения разных видов; тексты доклады, рефераты, рецензии, аннотации к книгам, фильмам, теле- и радиопередачам; 8 42 50 30
38. делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом; 8 8 50 34 46
39. вести записи за докладчиком, учителем, лектором; 8 16 76 32
40. пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма);72 8 62
41. редактировать свой и чужой текст; 25 55 30
42. составлять заявление, расписку, автобиографию 12 66 28 40
Таким образом, исследовательская деятельность предполагает системную работу школы, педагога с каждой группой учащихся. В первую очередь, это творческие задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках выбранных тем интересующей предметной области.
Систему рабаты школы по организации исследовательской деятельности учащихся можно представить в виде следующей схемы (Схема 1).
Схема 1
Система работы с учащимися в организации учебно-исследовательской деятельности
Интеграция ресурсов общего и дополнительного образования на основе
социального партнерства


Урочная деятельность
Внеурочная деятельность


групповая
Исследовательские методы
индивидуальная
массовая


ШНОУ
Исследовательские игры, конкурсы
Проекты
Исследовательская работа по ИУП


Предметные декады
Творческие задания
Проекты
Проекты


Конференции, семинары, фестивали, конкурсы, деловые игры, турниры
Площадки проб и практик,
мастерские

Творческие работы




Школьный научно – практический фестиваль «Инициатива»
(работа тематических секций, выставок творческих работ, мастер – классов, проектных групп)


Реализация социально значимых проектов.
Социальное партнерство
в создания адаптивной модели
школы как социально – педагогического комплекса


Экспертиза качества образования (государственная, общественная)

Именно системный подход к организации исследовательской деятельности учащихся способствует повышению качественной подготовки выпускников школы, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, что в свою очередь является одним из ответов на вопрос о путях решения задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Список литературы:
1.Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// Народное образование. – 1999. - №10. – С.152-158.
2. Леонтович, А.В.Концептуальные основы моделирования организации исследовательской // Интернет [Электронный ресурс] / А.В. Леонтович- Режим доступа: http://www arusy.ucoz.ru/publ…konceptualnye…modelirovanija.
3. Малахова И.А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск, 2002.
4. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
5. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. СПб., 2005.
6. Яновицкая Е, Адамский М. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении. СПб., 2005.