«Активные методы обучения на разных этапах урока»


Доклад на тему:
«Деятельность учителя на уроке в условиях ФГОС»
«Активные методы обучения на разных этапах урока»
ФГОС (если просто) – это ветер перемен? Если «да», то каких? Что делать? Откуда начать? Как спланировать свой маршрут, чтобы получить нужный результат, заказанный государством?
ФГОС (если серьёзно) – это обновление образования. Естественно, оно предполагает изменения в деятельности учителя.
Что такое обновление? Это капитальный ремонт или косметический?
Обновление – это дополнение, предостерегающее или устраняющее неполадки, повышающие безопасность.
ФГОС – это обновление педагогической деятельности. Прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести необходимый багаж теоретических знаний.
Самоподготовка учителя состоит в следующем:
в изучении ФГОС
в овладении новым планированием уроков, направленных на получение метапредметных и личностных результатов
в умении конструировать урок с использованием новых технологий.
Результат ФГОС – это выпускник 21 века с полным набором УУД. Нужно научить ученика учиться на всю жизнь, воспитать желание, непрерывное желание учиться. Это основное условие успешности современного человека.
Итак, знаниевая составляющая – это неотъемлемая часть готовности учителя к введению ФГОС. Функциональная грамотность – это способность максимально быстро ориентироваться в скоростном информационном потоке.
Потребуется время, потребуются силы, знания чтобы учителю это всё преодолеть.
Вечным остаётся место работы учителя – урок и его назначение.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, его кругозора и эрудиции.
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?
Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности?
не развиты представления о смысловой стороне слова;
не сформированы умения отбора слов и точность их употребления;
не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
не развита монологическая речь.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, т.е. активные методы обучения.
Цель сегодняшнего выступления, показать, как мы применяем активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах.
Пример АМ начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями и т.д.( слайд 3)
Этим упражнением мы убили двух зайцев: получили положительный настрой на работу и разбились на группы.
- Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Цели применения АМО.
(Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).
Обновленные методы обучения
«Обучение через задавание вопросов», или «процесс направляемых открытий»;
метод диагностических вопросов (метод Сократа) – ответы на которые позволяют увидеть и скорректировать оставшееся непонятным;
задания на объяснение – учащийся должен объяснить что-то однокласснику или учителю;
создание учащимися «карт памяти», опорных и других конспектов, в которых необходимо вычленить главные мысли и установить взаимосвязи между ними.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, а теперь от него ждут активных действий, мыслей и идей.
Один из таких методов, «Составление КЛАСТЕРА», может быть использован на разных этапах урока. Слайд 4).
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми знаниями.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, например ИМЯ Существительное, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Метод «Написание синквейна»
На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких
выражениях подать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна. Например, составим синквейн слова «дорога».
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Синквейн можно использовать при словарной работе
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою.
Илья Муромец.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!
С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса детей.
Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют: а) формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
б) получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
в) повышению активности и самостоятельности учащихся;
г) овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
д) осознанию учеником ценностей совместного труда;
е) повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Самооценка
Технология «Портфолио».
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.
Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развитие у школьников умения контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям.
Что же такое оценка? Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».
Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».
Оценка и отметка не равны, хотя по своей сути служат одному и тому же делу - ученик должен чувствовать себя успешной личностью
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. Самооценку формируют постепенно, от класса к классу. Возможность для самооценивания мы предоставляем детям, начиная с первых недель обучения. В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. (Выдели самую красивую букву.)
Во 2 классе учащиеся способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.
Очень продуктивно работает на уроке русского языка комментированное письмо с указанием орфограмм.
Для развития самоконтроля и самооценки в 3-4 классе часто задаваемые вопросы:
- Что ты узнал на уроке?
-Чему научился? За что себя можешь похвалить?
-Над чем еще надо поработать?
-Какие задания тебе понравились?
- Какие задания оказались трудными?
-Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?
Ученики охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда сами, иногда с моей помощью..  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Рефлексия.
- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии. Не бойтесь применять инновационные методы.
Учить детей сегодня трудно.
И раньше было не легко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век 21-й – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит.
Какими дети быть должны:Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви.
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций. Новизны!
Источники.
http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»
http://www.zexy-999.ru/item/items8611145.html Развитие профессионально—личностный качеств будущий психологов в процессе обучения в высших образовательный учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации
http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»
http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов
http://www.proshkolu.ru/user/Lucie-lucie/file/117239/ Людмила Константиновна Рыбальченко фоны для презентаций.
http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.
http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения
http//www.gamer.ru картинка «Илья Муромец»
http//www/astromargo.ru/node/567 картинка «Дорога».
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66