Комплексная программа по охране и укреплению здоровья детей и подростков в школе


Комплексная программа по охране и укреплению здоровья детей и подростков в школе
Введение.
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие “здоровье” рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма. Очевидно, что здоровье в нашем понимании этого слова лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Однако в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступно лишь немногим
Последние статистические данные свидетельствует о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 – 5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических и обрели социальное значение.
В традиционном обучении, при котором организация и управление познавательной деятельностью определяются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения, педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь “объект”, “винтик ”.
Исходя из требований ФГОС, традиционная технология должна уступить место гуманистическим технологиям, в центре всей школьной образовательной системы стоит ребёнок, являющийся субъектом своей познавательной деятельности и развития. В основе деятельности современной школы лежат принципы личностно–ориентированного обучения, которые рассматривают ребёнка не просто как субъект своей познавательной деятельности и развития, а субъект приоритетный. Отсюда – направленный интерес к сохранению здоровья ребёнка (физического и психического) через реализацию внутренних резервов системы образования.
Программа включает управленческие мероприятия по направлениям:
Информационно-аналитическое;
Мотивационно-целевое;
Планово-прогностическое;
Организационно-исполнительное;
Контрольно-диагностическое;
Регулятивно-коррекционное.
Управление по сохранению развития и здоровья в образовательном процессе предусматривает:
осмысление направлений деятельности всеми субъектами образовательного процесса;
поэтапный анализ реализации направлений деятельности;
создание организационных условий для реализации мероприятий;
определение спонсорских источников финансирования программы
Необходимым условием обеспечения стабильности работы является систематическая четко слаженная деятельность коллектива по всем четырем направлениям: грамотный, теоретически обоснованный, практически проверенный инновационный подход к работе на основе сотрудничества и партнерства школы, семьи, общественности.
Главные результаты:
Сохранение и развитие здоровья учащихся
Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз.
Социальная адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья; детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Уменьшение количества учащихся употребляющих табак и алкоголь;
Повышение заинтересованности работников школы в укреплении здоровья учащихся.
Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни и рациональной двигательной активности.
Кадровое обеспечение: директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по АХР, заместитель директора по ВР, социальный педагог, врач, медицинская сестра, руководители кружков, учителя физической культуры, воспитатель группы продлённого дня.
Анализ состояния образовательной системы школы позволяет выделить основные противоречия, на разрешение которых направлена программа по сохранению здоровья детей:
между имеющимися нормативно-правовыми основаниями и материально-технической базой;
между изменениями, происходящими в целевых и нормативных основаниях общего образования, регламентирующими сохранение и развитие здоровья, и традиционными технологиями образовательного процесса;
между изменениями, происходящими в целевых и нормативных основаниях общего образования, регламентирующими сохранение и развитие здоровья, и недостаточным уровнем понимания ценности здоровья участниками образовательного процесса.
ЦЕЛЬЮ данной программы является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья (физического, психического и социального) учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью, можно определить следующиеЗАДАЧИ:
Совершенствование нормативно-правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся.
Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта и туризма.
Разработка и внедрение в школьную жизнь системы “выращивания” учащихся, показывающих высокие спортивные результаты.
Воспитание у школьников патриотического отношения к школе, к Москве, к России.
Совершенствование медицинского обслуживания в школе, поиск новых форм работы с родителями с целью вовлечения в процесс решения поставленных задач.
Создание комплекса управленческих условий, включающих:
Организационно-содержательный
Информационно-аналитический
Мотивационно-целевой
Планово-прогностический
Организационно-исполнительский, контрольно-диагностический
Регулятивно-коррекционный
Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению развития и здоровья учащихся.
Данный проект программы рассчитан на реализацию в течение пяти лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию. Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости поставленных перед ним задач.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЯ.
1. Совершенствование нормативно-правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся
  Наименование содержания Сроки Ответственные
1 Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе. по полугодиям ст.медсестра, завучи
2 Издание и анализ локальных нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся. конец четверти директор, секретарь
3 Утверждение режима питания, средней стоимости питания. сентябрь-октябрь директор, зав.производст.
2. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.
  Наименование содержания Сроки Ответственные
1 Оборудование спортзала. в течен. года директор, зам. по АХР, учителя физ-культуры2 Оборудование спортплощадки во дворе школы. в течен. года директор, зам. по АХР, учителя физ-культуры3 Оборудование кабинетов школы. в течен. года директор, зам. по АХР
4 Обеспечение учебно-методической литературой. в течен. года директор, библиотекарь, учителя, воспитатели ГПД
5 Приобретение ТСО. в течен. года директор, зам по АХР
6 Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей.   директор, медсестра
3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта и туризма.
  Наименование содержания Сроки Ответственные
1 Туристические слеты.     Учителя физической культуры, классные руководители
2 Учеба туристического актива. в течен. года   Учителя физической культуры, классные руководители
3 Общешкольные дни здоровья.  Один раз в четверть   Воспитатели ГПД, учителя физической культуры, классные руководители
4 Категорийные походы в каникулы. в каникулы   Воспитатели ГПД, учителя физической культуры, классные руководители
5 Спортивные турниры по различным видам спорта. в течен. года   Воспитатели ГПД, учителя физической культуры, классные руководители
6 Спортивные праздники. в течен. года  Воспитатели ГПД, учителя физической культуры, классные руководители
7 Беседы, лекции. в течен. года  Воспитатель ГПД, классные руководители, учителя
8 Создание группы ЛФК для школьников. август-сентябрь  Классные руководители,мед.сестра9 Создание и подготовка сборных команд школы по различным видам спорта для участия в школьных, районных и городских соревнованиях. в течен. года  Учителя физической кулльтуры4. Разработка и внедрение в школьную жизнь системы “выращивания” учащихся, показывающих высокие спортивные результаты.
  Наименование содержания Сроки Ответственные
1 Организация индивидуального питания. сентябрь кл.руководители, зав.производством2 Оптимизация уровня образовательной нагрузки. август-сентябрь завучи
3 Разработка авторских программ по взращиванию профессиональных спортсменов. август-сентябрь Завучи, учителя физической культуры
5. Совершенствование медицинского обслуживания в школе.
  Наименование содержания Сроки Ответственные
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА    
1 Проверка санитарного состояния школы и выявление травмоопасных мест перед началом каждого учебного периода. в течен. года  Классные руководители, мед.работники поликлиники
2 Сверка медицинских документов учащихся. август-сентябрь  Классные руководители, мед.работники поликлиники
3 Оформление обязательной документации. август-сентябрь  Классные руководители, мед.работник школы
4 Составление графика диспансеризации учащихся. сентябрь  Классные руководители, мед.работники поликлиники
  ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА    
1 Диспансеризация учащихся с 1-ого по 11-ый классы. октябрь  
2 Рекомендации учителям и классным руководителям по результатам диспансеризации. октябрь  
3 Необходимое дополнительное обследование учащихся. октябрь  
4 Профилактика спортивного травматизма. в течен. года  
5 Контроль уроков физкультуры и спортивных соревнований. в течен. года  
6 Контроль состояния учебных мастерских. в течен. года  
7 Контроль и сопровождение учебных экскурсий. в течен. года  
8 Контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса. в течен. года  
  ПРОТИВОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА    
1 Анализ иммунозащиты учащихся и планирование профилактических прививок на год. октябрь  
2 Проведение профилактических прививок согласно российскому календарю. октябрь, ноябрь  
3 В случае возникновения инфекционного заболевания в школе проведение пртивоэпидемиологических мероприятий:
- ежедневный контроль за контактными детьми с учетом инкубационного периода заболеваний;
- дополнительные инструктажи сотрудников школы по санитарной обработке помещений и столовой;
- ведение учетной документации. в период инфекционного заболевания  
4 Постоянный контроль за школьной столовой:
- контроль за состоянием здоровья работников столовой;
- контроль ассортимента продуктов, сроков их реализации, технологий обработки продуктов;
- ведение бракеражного журнала;
- контроль за санитарным состоянием кухни и обеденного зала. ежедневно  
5 Контроль за санитарным состоянием школы. в течен. года  
  ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА:
- ежедневный прием учащихся и сотрудников школы;
- оказание неотложной помощи;
- назначение лечения в случае заболевания и наблюдение в течение всего периода болезни. в течен. года  
  САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА в течен. года  Классные руководители, мед.работники поликлиники, воспитатели ГПД
  ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ в течен. года  Классные руководители, мед.работники поликлиники, воспитатели ГПД
6. Создание комплекса управленческих условий.
  Наименование содержания Сроки Ответственный
1 Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки). ежедневно учителя предметники, учителя начальной школы
2 Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке). ежедневно учителя предметники, учителя начальной школы
3 Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся. начало четверти завучи
4 Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха. начало четверти завучи
5 Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья. один раз в полугодие директор, завучи, медсестра
6 Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра. один раз в год медсестра
7 Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся. два раза в год завучи
8 Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья. два раза в год директор, учителя предметники, учителя начальной школы, воспитатели ГПД
9 Проведение методических совещаний на тему “Учет индивидуальных особенностей детей”. один раз в год Председатели МО
10 Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса. один раз в год Учителя-предметники, воспитатели ГПД
11 Проведение Дня открытых дверей. два раза в год директор, завучи,учителя-предметники, классные руководители, воспитатели ГПД
12 Формирование программ мониторинга, направленных на изучение реализации принципов диалогизации, проблематизации, индивидуализации, персонификации. в течен. года завучи
7. Формирование информационно-экспертных условий.
  Наименование содержания Сроки Ответственные
1 Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья. в течен. года директор, завучи
2 С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся:
- организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей;
- анализ способов и форм доведения информации до родителей;
- анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий;
- коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического здоровья. в течен. года директор, завучи