МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Предмет: Современный русский язык и методика обучения русскому языку, каллиграфия Тема: Выявление идейного содержания произведения. Работа 
   План  учебного  занятия 
Преподаватель:  Абилев Мурат Каримович
 Предмет:   Современный русский язык и методика обучения русскому языку,   
                            каллиграфия.             
 Специальность, группа:   0105000 « Начальное образование» , 3 шб
 Тема занятия:  Выявление идейного содержания произведения. Работа над планом.  Дата   29.09.2016
Тип занятия,  форма проведения: урок сообщения новых знаний, умений и навыков;                 
                         урок комплексного применения знаний.
Технология:  Педагогическая мастерская
Ценности: Внутренний покой.
Качества: Вера в себя, оптимизм
 Целевые ориентации:     
  Личностные:      
·      Познакомить и предоставить студентам психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в  педагогической деятельности, понимать других людей.
  Метапредметные:
·        Проделать со студентами путь от культуры полезности к культуре достоинства.                            ( человек самоценен).
·        Сформировать учебно-познавательные, коммуникативные, социальные компетенции  студентов на основе ознакомления и изучения материала.
Предметные:
·        Научить студентов мыслить раскованно, творчески путём анализа предоставленных тем, формировать навыки самостоятельного анализа  произведения.
·        Сформировать абстрактно-логический тип мышления.
Технология:  Педагогическая мастерская
Ценности: Внутренний покой                                                                                               Методы: 
             -информационный; 
            - практический;
            -частично-поисковый
Оснащение занятия:  , компьютер, презентация в программе «PowerPoint» презентация по теме                                                                                                                                                  Межпредметные связи:  Русская литература, детская литература
Литература:
Основная: В.А.Кустарев. Методика русского языка, М.,1982г.Методика русского языка
 Дополнительная : 
   
                                Ход и хронометраж занятия                               
№ Этапы урока Содержание этапа Время
1 Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности  аудитории, план проведения занятия.   2 мин.
2 Контроль знаний (подчеркнуть)
                                                                                  
 Критерии оценки знаний Дискуссия, опросная цепочка,
фронтальный опрос, письменный опрос по вариантам, ситуационные задачи,  деловая игра.
   10 мин
3 Метод изложения нового
 материала (подчеркнуть)
Перечень освещаемых вопросов Устный,  с конспектированием, с содокладчиками, аудиолекция,  видеолекция, самостоятельное изучение темы по заданным вопросам, реферативный.                          1. Значение работы над идейным содержанием.
2.Характер вопросов в беседах.          3.Обобщающая беседа.  
4. Значение работы над планом          13 мин
4 Самостоятельная работа 
учащихся Выполнение письменных творческих работ, составление алгоритма по теме. 
   25 мин.
5 Закрепление материала Демонстрация практических навыков и умений. Составление фрагмента урока по заданной теме.
   25 мин.
6 Подведение итогов занятия Выставление оценок с комментариями.
  3 мин
7 Домашнее задание
Лекционный материал, В.А.Кустарев. Методика русского языка, М.,1982г. ; стр.109, П.8,  конспект , задание № 3.   
  2 мин
                            
                                                                      Роспись преподавателя _________Р. Маканова
Ход занятия :
I. Организационный  момент 
    Психологический настрой.
           Нарисуйте круг. Обозначьте центр. Представьте, что центр – это вы, а вокруг находятся очень важные вещи. Они отделены от внешнего мира чертой. Впишите в круг предметы, ценности составляющие ваш собственный мир. Что бы вы хотели рассказать о себе окружающим вас людям?  
       - Давайте  подарим  друг другу улыбку,
               И дружно возьмемся  за работу!
              А я удачи желаю вам всем!
II. Проверка домашнего задания.
Дискуссия
 1). Успех урока  чтения определяется прежде всего тем, насколько правильно и четко учитель  определил его цели…  Какие цели? (понять образный мир произведения и его идейную направленность, предположить эмоциональную реакцию детей при чтении произведения)
 2).Этапы урока чтения можно называть соответственно содержанию основного  занятия…В чем заключается успех урока? (экскурсии, вступительная беседа, просмотр видеоролика, наглядность и т.д.) 
3). Беседы  в 1-4-х классах имеют аналитико- синтетическую направленность. В чем они заключается? Способствуют развитию логического мышления, формированию собственного отношения к прочитанному, наблюдению над особенностью его  языка и композиции)
4). Определите цель и форму подготовительной работы перед чтением художественного произведения. (возбудить интерес к тому или иному вопросу, небольшая беседа, музыка но ...) Почему перед чтением художественного произведения не следует излагать его содержание?
 Опросная цепочка
1) В чем  особенность первичного  восприятия произведения?
2) Каковы результаты  работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза
     Выводы
 III. Изучение нового материала
1. Сообщение темы урока.
Учитель:
Сегодня у нас урок- мастерская из цикла «Методика чтения» по теме «Выявление идейного содержания произведения»      
3.Работа над новым материалом
3.1 Индуктор
Преподаватель:
Каждому из вас я раздала листочки, на которых вам необходимо сформулировать понятие « Идея» (в течение 2 минут). Формулировка может быть абсолютно произвольной. 
ИДЕ́Я
Женский род
1.Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения.
"Передовые идеи"
2.Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н.
Что же это такое - идея литературного произведения?Идея - это основная мысль произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения. Именно в этом отображении художественными средствами и кроется отличие идеи художественного произведения от научной идеи.
3.2. Первичная социализация
Преподаватель:
Обсудите сформулированное вами понятие с членами вашей группы и выберите одно, которое, на ваш взгляд, наиболее точно отражает содержание понятия или сформулируйте новое и запишите ключевое слово для составления кластера на листок.
(На доске написано слово «идея», от которого расходятся стрелочки.)
3.3 Социализация.
Работа в  группах. Работа с текстом, составление алгоритма.
1 группа «Значение работы над идейным содержанием».
2 группа  «Характер вопросов в беседах»
3 группа  «Обобщающая беседа»
4 группа « Составление плана»
4. Афиширование.
Обсуждение полученных результатов в групповой работе результатов. Вопросы оппонентам
5. Разрыв. Творческая работа 
5.1.Составление фрагмента  плана –конспекта урока литературного чтения. Каждая группа получает  задание.
1 группа - Литературное чтение, 3 класс, Ж. Карменов  «Помощник»                                                                        
2 группа  - Литературное чтение ,3 класс «Первый поход Алпамыса» (отрывок из казахского эпоса «Алпамыс батыр»)                                                                                                      
3 группа  - Литературное чтение 2, класс, О. Высотская. «Осеннее утро».                                                                                   
4 группа - Литературное чтение, 2 класс                                                                          Н.Носов « На горке»
5.2. Творческий отчет групп. Защита проектов.
5.Рефлексия
6. Рефлексия
Мини – эссе.
1 группа - от имени предмета « Я - Современный русский язык и методика обучения русскому языку,  каллиграфия»
2 группа - от темы «Я - идейное содержание произведения»
3 группа -  от плана «Я - план»
4 группа - от профессии « Я - учитель»
Дополнительное задание 
Продолжите мысль «Знаете ли вы, что…»