Методическая разработка Реализация норм ГТО 4 ступени. Ошибки при приёме и выполнении заданий»
Высоковская основная общеобразовательная школа – филиал
МБОУ «Подвязьевская средняя школа» Рязанского района Рязанской области
Методическая разработка
«Реализация норм ГТО 4 ступени.
Ошибки при приёме и выполнении заданий».
Выполнил:учитель физкультуры
Высоковской оошЩурина Т.А.
Высокое 2016 г.
План.
Актуальность проекта.
Теоретическое обоснование проекта.
Цель и задачи проекта.
Механизмы реализации проекта.
Результаты проекта.
Перспективы развития проекта.
Особенности возраста учащихся, отнесённых к 4 ступени комплекса ГТО.
Обязательные испытания (тесты).
Испытания ( тесты ) на выбор.
10.Условия получения значка ГТО.
11. Правила выполнения упражнений.
12. Приложение.
Нормы ГТО для школьников 13-15 лет
(4 ступень)
Актуальность проекта
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всегда называли и называют задачу воспитания здорового человека, стремящегося быть успешным в жизни, способного защитить себя и своих близких в любой жизненной ситуации. В последнее время этот вопрос всё чаще встает на повестке дня, особенно это касается молодого поколения.
В связи с этим, Министерство спорта России подписало приказ №575 от 08июля 2014г. о государственных требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня на наш взгляд является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен статьи основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи.
Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного проекта, отметим, что все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решит пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, а наша задача помочь им в этом, т.к. их достижения будут иметь не просто личностный, а социальный смысл.
Теоретическая обоснованность проекта
Поскольку комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, который устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включающие виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков, значит каждый из нас будет иметь какое-то отношение к этому комплексу.Данный комплекс предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение установленных нормативов населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше), а также участниками физкультурно-спортивных мероприятий.
Основной проблемой внедрения Комплекса ГТО можно назвать саму необходимость внедрения данного комплекса. Сегодня все чаще можно услышать вопрос: зачем нам сдавать ГТО? Ответ на этот вопрос для каждого человека может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. А кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте. Опрос показал, что таких среди нас больше, в частности в нашей образовательной организации, но есть и те, которые негативно относятся к сдаче норм ГТО. Как же вести себя с такой категорией людей? Как заинтересовать этих людей, увлечь спортом? Как реализовать это на практике? Все это и натолкнуло нас на мысль о создании проекта по реализации комплекса ГТО. В данном проекте мы рассмотрим реализацию комплекса ГТО 4 ступени. Особенности возраста и ошибки при приёме и выполнении тестов комплекса.
Цель и задачи проекта
Таким образом, учитывая государственный заказ и оздоровительную направленность, нами при разработке данного проекта была поставлена цель:
- повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
- организация выполнения норм ГТО 4 ступени;
- выявление и устранение ошибок при приёме и выполнении заданий комплекса ГТО 4 ступени;
- увеличение числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан;
-формирование у учащихся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;
- повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
- модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского и школьного спорта.
Механизмы реализации проекта
Новый комплекс ГТО имеет существенные отличия от своего предшественника – ГТО -1985. Внесено более 300 изменений, включая введение бронзового знака отличия.
Комплекс ГТО состоит из двух частей:
Нормативно-тестирующая, предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности населения;
Спортивная, направленная на привлечение граждан к занятиям физической культурой и спортом в целью выполнения разрядных нормативов и получения массовых спортивных разрядов.
Испытания комплекса ГТО направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, координации и гибкости, а также уровня овладения прикладными умениями и навыками.
Виды испытаний учитывают возрастные особенности занимающихся от 6 до 70 лет и старше по 11 ступеням (возрастным группам).
Процесс тестирования предусматривает предварительную подготовку, допуск врача и соревнования по выполнению нормативов.
По итогам проведения испытаний граждане могут получать золотые, серебряные и бронзовые знаки отличия.
Результативность проекта
В коридоре школы оформлен стенд «Нормативы сдачи ГТО». Каждый ребенок, а также любой желающий, который захочет сдать нормативы, может ознакомиться с ними.
После каждой сдачи нормативов результаты будут заноситься принимающими в протоколы, и оформляться ответственными в сводную ведомость. Результаты по желанию участников могут быть опубликованы на сайте школы в разделе «Спортивная жизнь» и «Будни школы».
Имея большой и положительный опыт работы с учащимися по достижению спортивных результатов, надеемся, что результативность нашего проекта также будет на должном уровне, т.к. задачи проекта реально выполнимы.
Перспективы развития проекта
В заключении хочется сказать, что нам предстоит многолетняя, трудоемкая работа по внедрению в Высоковской оош, комплекса ГТО (это и дополнительное материально-техническое обеспечение и подготовка кадров).
Внедрение ГТО – это социально-значимый проект в России. С помощью внедрения ГТО нам удастся увеличить количество занимающихся физической культурой и спортом, повысить уровень физической подготовленности граждан, модернизировать систему физического воспитания и развития массового и школьного спорта, создать современную материально-техническую базу, а главное наши дети будут успешными в дальнейшей жизни.
Особенности возраста учащихся, принимающих участие в выполнении норм ГТО 4 ступени.
IV ступень охватывает возраст 13-15 лет, когда полностью оканчиваются 2 фазы полового созревания (пре пубертация и пубертация), мальчики и девочки становятся юношами и девушками. Интенсивность упражнений в этой ступени учитывает два противоположных фактора: уменьшаются затраты энергии на процессы роста, но половое созревание возбуждает психическую неустойчивость. Поэтому интенсивность упражнений, продолжительность рекомендованного двигательного режима, по сравнению с детскими этапами, наращивается, но исключается давление на психику в период тренировки и сдачи тестов. Сохраняются игровые и увлекательные виды упражнений (метание мяча, туристский поход). Количество необходимых для получения бронзового, серебряного и золотого знаков тестов возрастает соответственно до 6-и, 7-и и 8-и штук из 11-и обязательных и по выбору.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
№ Упражнение МАЛЬЧИКИзолотойзначок МАЛЬЧИКИсеребряныйзначок МАЛЬЧИКИбронзовыйзначок ДЕВОЧКИзолотойзначок ДЕВОЧКИсеребряныйзначок ДЕВОЧКИбронзовыйзначок
1 Бег на 60 метров (секунд) 8,7 9,7 10,0 9,6 10,6 10,9
2.1 Бег на 2 километра (мин:сек) 9:00 9:30 9:55 11:00 11:40 12:10
2.2 или бег на 3 километра (мин:сек) без учётавремени без учётавремени без учётавремени - - -
3.1 Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 10 6 4 - - -
3.2 или подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (кол-во раз) - - - 18 11 9
3.3 или отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) - - - 15 9 7
4 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу достать полладонями достать полпальцами достать полпальцами достать полпальцами достать полпальцами достать полпальцами
ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) НА ВЫБОР
№ Упражнение МАЛЬЧИКИзолотойзначок МАЛЬЧИКИсеребряныйзначок МАЛЬЧИКИбронзовыйзначок ДЕВОЧКИзолотойзначок ДЕВОЧКИсеребряныйзначок ДЕВОЧКИбронзовыйзначок
5.1 Прыжок в длинус разбега (см) 390 350 330 330 290 280
5.2 или прыжок в длинус места (см) 200 185 175 175 155 150
6 Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 1 мин) 47 36 30 40 30 25
7 Метание мяча весом 150г (метров) 40 35 30 26 21 18
8.1 Бег на лыжах 3км (мин:сек) 16:30 17:45 18:45 19:30 21:30 22:30
8.2 или бег на лыжах 5км 26:00 27:15 28:00 - - -
8.3 или кросс на 3км по пересечённой местности (для бесснежных районов страны) без учётавремени без учётавремени без учётавремени без учётавремени без учётавремени без учётавремени
9 Плавание 50м (мин:сек) 0:43 без учётавремени без учётавремени 1:05 без учётавремени без учётавремени
10.1 Стрельба из пневматической винтовки, дистанция 10м (очки) 25 20 15 25 20 15
10.2 или стрельба из электронного оружия, дистанция 10м (очки) 30 25 18 30 25 18
11 Туристический поход с проверкой туристских навыков дистанция10 км дистанция10 км дистанция10 км дистанция10 км дистанция10 км дистанция10 км
12 Самозащита без оружия (очки) 26-30 21-25 15-20 26-30 21-25 15-20
УСЛОВИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАЧКА ГТО
Условие МАЛЬЧИКИзолотойзначок МАЛЬЧИКИсеребряныйзначок МАЛЬЧИКИбронзовыйзначок ДЕВОЧКИзолотойзначок ДЕВОЧКИсеребряныйзначок ДЕВОЧКИбронзовыйзначок
Количество испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия ВФСК "ГТО" 8 7 6 8 7 6
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ:
1 Бег на короткие дистанции
Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта, бег на 60 и 100 м — с низкого или высокого старта. Участники стартуют по 2 — 4 человека.
2 Бег на длинные дистанции
Бег на выносливость проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега — 20 человек.
3.1 Подтягивание из виса на высокой перекладине
Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.
Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 секунд исходное положение, продолжает выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.
Ошибки:1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;3) отсутствие фиксации на 0,5 секунд исходного положения;4) разновременное сгибание рук.
3.2 Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине выполняется из исходного положения: вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см.
Высота грифа перекладины для участников I - III ступеней - 90 см. Высота грифа перекладины для участников IV - IX ступеней - 110 см.
Для того чтобы занять исходное положение, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от грифа, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает исходное положение. Из исходного положения участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 секунд исходное положение, продолжает выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи.
Ошибки:1) подтягивания с рывками или с прогибанием туловища;2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;3) отсутствие фиксации на 0,5 секунд исходного положения;4) разновременное сгибание рук.
3.3 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (отжимания)
Тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, может проводится с применением «контактной платформы», либо без нее. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.
Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в исходное положение и, зафиксировав его на 0,5 секунд, продолжить выполнение тестирования.
Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук.
Ошибки:1) касание пола коленями, бедрами, тазом;2) нарушение прямой линии «плечи - туловище – ноги»;3) отсутствие фиксации на 0,5 секунд исходного положения;4) поочередное разгибание рук;5) отсутствие касания грудью пола (платформы);6) разведение локтей относительно туловища более чем на 45 градусов.
4 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения: стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 - 15 см.
При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и фиксирует результат в течение 2 секунд.
При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 секунд. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-» , ниже - знаком «+».
Ошибки:1) сгибание ног в коленях;2) фиксация результата пальцами одной руки;3) отсутствие фиксации результата в течение 2 секунд.
5.1 Прыжок в длину с разбега
Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
5.2 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения.
Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.
Измерение производится по перпендикулярной прямой от линии измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
Ошибки:1) заступ за линию измерения или касание ее;2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;3) отталкивание ногами разновременно.
6 Поднимание туловища из положения лёжа на спине
Поднимание туловища из положения лежа выполняется из исходного положения: лежа на спине на гимнастическом мате, руки за головой, пальцы сцеплены в «замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.
Участник выполняет максимальное количество подниманий за 1 минуту, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение.
Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища. Для выполнения тестирования создаются пары, один из партнеров выполняет упражнение, другой удерживает его ноги за ступни и голени. Затем участники меняются местами.
Ошибки:1) отсутствие касания локтями бедер (коленей);2) отсутствие касания лопатками мата;3) пальцы разомкнуты "из замка";4) смещение таза.
7 Метание мяча и спортивного снаряда
Для тестирования используются мяч весом 50-57 гр. и спортивный снаряд весом 500 гр. и 700 гр.
Метание мяча и спортивного снаряда проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников.
Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо». Другие способы метания запрещены.
Участнику предоставляется право выполнить три броска. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления снаряда.
Участники II - IV ступеней выполняют метание мяча весом 50-57 гр., участники V - VII ступеней выполняют метание спортивного снаряда весом 700 и 500 г.
Ошибки:1) Заступ за линию метания;2) Снаряд не попал в «коридор»;3) Попытка выполнена без разрешения судьи.
9 Плавание
Испытание может проводиться как в бассейне, так и в специально оборудованных местах на водоемах.
Стартуйте, в зависимости от предпочтений, с тумбочки, бортика или из воды.
Способ плавания - произвольный и не влияет на результаты оценки.
Завершив дистанцию, коснитесь бортика любой частью тела.
В данном испытании запрещено идти по дну, использовать подручные средства для сохранения плавучести.
При плавании на 50 метров выполните поворот любым удобным способом, но обязательно коснитесь бортика бассейна руками или ногами.
10 Стрельба
Пулевая стрельба производится из пневматической винтовки или электронного оружия.
Выстрелов -3 пробных и 5 зачетных. Время стрельбы – 10 минут. Время на подготовку – 3 минуты.
Сядьте за стол или встаньте около стойки. Выберите наиболее удобную позу. Поверните тело чуть правее линии прицеливания. Возьмите винтовку правой рукой за шейку ложи. Большой палец руки должен обхватить шейку ложи слева, а остальные четыре пальца – справа. Кистью левой руки возьмите цевье ложи снизу. Большой палец обхватывает левый бок цевья, а остальные – правый. Винтовка должна лежать на ладони. Не на пальцах!
Обопритесь локтями на стол или на стойку. Левый локоть и плечо выдвиньте вперед как можно дальше. Левый локоть должен находиться точно под винтовкой. Правый локоть расположите сбоку, ближе к себе. Винтовку вставьте затылком в выемку правого плеча. Голову опустите на гребень приклада. Положение тела – спокойное и устойчивое.
После принятия положения, закройте глаза на несколько секунд. Откройте и проверьте совмещение точек выводки винтовки и прицеливания.
Наложите указательный палец на спусковой крючок. Прицельтесь и плавно нажмите на спусковой крючок.
Ошибки
Результат не будет засчитан, если выстрел произведен без команды судьи.
Приложение
Как лучше самостоятельно готовиться к сдаче норм комплекса ГТО?
Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО происходит на уроках по физкультуре, в спортивных секциях и школах.
Подготовку к сдаче норм ГТО можно проводить и на самостоятельных тренировках.
Для того чтобы самостоятельно тренироваться, необходимо помнить следующие правила.
Одежда для спортивных занятий должна соответствовать сезону и уровню двигательной активности во время занятий. Она должна быть удобной и практичной.
Особое внимание следует уделять спортивной обуви, перчаткам и головному убору (в зимнее время).
Спортивная обувь должна быть удобной, лёгкой, соответствовать размеру ноги или быть на 1 размер больше (для толстого носка в зимний период).
Во время занятий в холодное время года (зима, поздняя осень, ранняя весна) нельзя допускать промокания ног, резкого переохлаждения организма, особенно после интенсивной физической нагрузки. Пробежав зимой дистанцию на скорость, необходимо как можно быстрее попасть в тёплое помещение и сменить одежду.
Если есть возможность, то можно заниматься подготовкой к сдаче норм комплекса ГТО в выходные дни вместе с родителями.
Они могут показать или подсказать что-то весьма полезное. В том числе посоветовать, как правильно выполнять то или иное упражнение.
Отличная идея пригласить на тренировки своих друзей. Вместе заниматься спортом веселее, тем более что настоящая дружба крепнет в общих делах.