Проектная работа. Номинация технология (лепка из глины). Тема: Северный олень


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Советский районный центр развития творчества
детей и юношества «Созвездие»





Проектная работа

номинация «Технология»
Тема: «Северный олень»


· Автор:
Денисова Анастасия
МБОУ ДОД РЦРТД и Ю «Созвездие»
Воспитанница кружка «Лепка и гончарное искусство»

Руководитель
Федорова Татьяна Геннадьевна
Педагог дополнительного образования
СРЦРТДиЮ «Созвездие»


г. Советский 2015г.
Паспорт проекта
Название проекта
Панно «Северный олень».

Автор
Денисова Анастасия (4 класс, 10 лет)

Руководитель
Педагог дополнительного образования Федорова Татьяна Геннадьевна

Тип проекта
Технологический

Цель
Вылепить из глины панно «Северный олень» в технике горельеф.

Задачи
- Посетить библиотеки города, узнать об образе жизни - Просмотреть информацию в интернете - Провести интервью: « Олень – как источник жизни северных народов». – Вылепить из глины панно «Северный олень». - Обобщить, соотношение результатов проекта с поставленной целью. (Формирование и описание результатов). - Познакомить с результатами проекта одноклассников с проблемой по защите северного оленя.


Ожидаемый результат
Используя глину, краски и другие подручные материалы, я выполню своими руками панно «Северный олень», которое можно использовать как учебный материал в школах, в детских садах при изучении жизни животных в северных лесах.. Конечный результат моего проекта – это подарить мое творчество малышам в детский сад «Радуга». Надеюсь, это послужит им как методический материал при изучении животных.


Срок реализации проекта
Краткосрочная. Этапы: Организационный этап – сбор и обработка литературного материала по проекту
Практический этап – технологическое изготовление изделия из глины, обжиг, роспись готового изделия. Обобщающий этап – соотношение результатов проекта с поставленной целью, формирование и описание результатов.


Место реализации
МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие», ул.50 лет Пионерии, дом 4.

География участника
Воспитанница кружка «Лепка и гончарное искусство», кабинет №100, на базе шк.№2.

Предполагаемый результат
Учебное наглядное пособие для малышей детского сада «Радуга» панно «Северный олень».

Введение.
Актуальность.
Я очень люблю природу моего края, малую Родину Югра, а также животных, обитающих, в наших лесах. В наших лесах живет много разных животных. Меня интересует жизнь северных оленей, их красивое телосложение и рога. Все это я видела в местных музеях, выставках, по телевидению, в различных журналах. Я  решила узнать больше об образе жизни северного оленя.
Провела анкетирование обучающихся и родителей в своем классе (4 кл.) и в младших, 2 классах. Задала несколько вопросов «Знаете ли вы северного оленя, и сколько лет живет олень? «Чем питаются?» Всего опрошено 40 ребят. Обработав результаты, получил следующие данные: 7 человек из опрошенных знают о животном достаточно, ребята видели оленя на праздниках,(катались на оленях в парке) 4 видели в стойбище , 21 отвечали, что видели животным в книгах и по телевизору, 8 респондентов ответили « Мне не интересно» .
Поэтому у меня возникла идея изучить и описать жизнь северных оленей в своей проектной работе. На занятиях по лепке из глины я решила слепить панно и представить в виде небольшой композиции панно «Северный олень». Свое исследование хочу представить перед одноклассниками, дать уроки мастер - класса для желающих и подарить свое изделие в детский сад «Радуга».









Цель проекта: Вылепить из глины панно «Северный олень» в технике горельеф.

Задачи:
- Посетить библиотеки города, узнать об образе жизни оленей. - Просмотреть информацию в интернете . - Провести интервью: « Олень – как источник жизни северных народов». – Вылепить из глины панно «Северный олень». - Обобщить, соотношение результатов проекта с поставленной целью. (Формирование и описание результатов). - Познакомить с результатами проекта одноклассников с проблемой по защите северного оленя.



План действий:
- изучить литературу о северных оленях - посетить городской музей, школьную и городскую библиотеку;
- изучить материалы в интернете.


Предполагаемый результат.
Используя глину, краски и другие подручные материалы, я создам своими руками композицию панно «Северный олень». Эту композицию можно использовать как учебный материал в школе, в детских садах при изучении жизни животных наших лесов, А также изделие, сделанное своими руками намного ценнее, развивает моторику рук и творческие способности ребенка.



Историческая справка.
Вот он – северный олень, белый, словно снег. Пусть сугробы до колен, лёгок его бег.
Друг мой – северный олень, белый, словно снег. Он в сугробах до колен,  не убавит бег.

Изучив материалы по данной теме, я с грустью обнаружила, что дикий северный олень в ХМАО-ЮГРА находиться под угрозой исчезновения!
Негативная деятельность человека:
 - предприятий нефтегазового комплекса;
- лесной промышленности - вырубкой лесов;
-  сокращением наиболее ценных местообитаний в районах, отела и летних пастбищ;
- прохождение определенных территорий лесными пожарами и браконьерства.
Если в 1997 году  она составляла 10 тыс. голов, в 1999 – 6,1 тыс. голов, то в 2011 общая численность дикого северного оленя (по косвенным сведениям) составляет 1 745 тыс. голов. И есть основания полагать, что на данный момент ресурсы дикого северного оленя в округе не превышают 1 000 особей.
Мне больно думать о том, что этот символ Солнца, счастья, богатства и изобилия, может исчезнуть из жизни. Кто за это в ответе?

Дикие северные олени - родоначальники домашних оленей. Бок обок человек расселялся с оленем на Севере. Он многим обязан ему.
Без них не могут обойтись ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени возят на санях по непроходимой тайге, бескрайней тундре людей и грузы, являясь незаменимым и надежным транспортным средством передвижения в условиях северного бездорожья.
Олень ханту жизненно необходим. Ему обязаны своим существованием практически все северные народы нашей планеты. Утилизация оленьих туш, как и рыбы, у них практически безотходна. Необработанные шкуры оленя - это подстилки на спальные места и нарты, а обрабатывая шкуру, шьют из нее одежду и утварь, обувь и сумки, рукавицы.
Основная задача оленеводов - защита животных от многочисленных хищников и своевременная смена пастбищных участков.
Северный олень – наиболее стадное животное из семейства оленей. Это полезное свойство вида, использует человек в деле развития домашнего и промыслового оленеводства. Оленеводство  отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей.
Домашние северные олени  живут до 28 лет. Продолжительность жизни диких оленей значительно меньше - чуть больше 10 лет. 
Северные олени - осторожные, чуткие животные. У них прекрасный нюх и хорошее зрение.
Зимой основной корм лишайники (главным образом ягель или олений мох), ветки, почки деревьев и кустарников; летом листья и побеги травянистых и кустарниковых растений, ягоды, грибы.
Северный олень превосходно держится на воде, плавает лучше всех других оленей и преодолевает во время миграций широкие водные преграды.
Одна из веток может весить до 7 кг. Сразу после сбрасывания это великолепие начинает расти снова. В течение 140 дней на голове оленя снова отрастают рога,
Панты (неокостеневшие рога) оленей имеют большую ценность, благодаря своим лечебным свойствам. Оленей, которых разводят для этих целей, содержат в специальных загонах.
У оленей в дикой природе существуют враги. Самый опасный из них, кроме человека волк. Защищаются олени с помощью копыт, а самцы ещё и рогами.

Выводы.
Природа – матушка мудра.  Жизнь северного оленя  насыщена и интересна, полностью приспособлена под Север. Северный олень – это настоящий сын Севера.   Его мех – не пропускает холод и влагу. Его питание – это пища полная витаминов и минералов, необходимых для здоровой жизни. Олень – как источник жизни у северных народов.
Необходимо принимать жесткие меры по охране дикого северного оленя. Такие как:
 - не разрешать ни при каких условиях охоту на дикого северного оленя;
 - создание новых и  поддержка  уже существующих природных заповедников, парков и заказников;
- внесение дикого северного оленя в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного ок
·  Югры.

Наша задача – спасти дикого северного оленя!


Механизм реализации
Реализация проекта состоит из трех этапов.
Организационный этап – сбор и обработка литературного материала по проекту.

(Практический этап – технологическое изготовление изделия из глины, обжиг, роспись готового изделия, сборка композиции.

Обобщающий этап – соотношение результатов проекта с поставленной целью,
формирование и описание результатов.


Шаги практического этапа
Механизм изготовления мини композиции панно «Северный олень»

1 шаг

Составление эскиза, общего вида композиции - панно.

2 шаг

Заготовка глины, лепка голову оленя в технике горельефа.

3 шаг

Сушка, обжиг в печи, роспись. Сборка композиции - панно в единое целое.







Материалы и оборудования:
Для составления эскиза нам понадобится карандаш, альбомный лист,
Для лепки: - глина средней жирности; - стеки (стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой); - банка с водой (для смачивания пальцев); - шликер (жидкая, сметанообразная глина для склеивания отдельных деталей); - клеенка на стол (диск или доска для сушки сырых изделий).
Для оформления готового изделия понадобятся: - кусок старой ткани с листиками - клей « Солид» универсальный; – гуашевые краски и кисточки; - лак бесцветный; -медная проволока;

Механизм изготовления композиции «Северный олень»
(Практическая работа)
1шаг. Посещение библиотеки, работа с литературой, просмотр материала в интернете, составление эскиз будущей композиции. – панно.
2 шаг. Заготовка и лепка из глины головы оленя в технике горельеф. (Пока изделие сушится и проходит обжиг, изучаю дополнительную литературу); Обжиг в банной печи (проводит мой руководитель). Роспись и оформление готового изделия.
3шаг. Обобщение соотношение результатов проекта с поставленной целью, и описание полученных результатов.

1этап г практической работы. Нарисовала эскиз будущей композиции – панно «Северный олень». (Размер рисунка произвольный), примерно формат А-4.
2этап. Подготовка глины к работе. Беру кусок глины (предварительно замоченный в небольшом количестве воды), разминаю (готовлю) ее к работе в течение 10-15 минут, убираю разные камушки, которые могут дать трещину изделиям при сушке.
Раскатываю глиняный пласт с помощью скалки. Вылеплю на пласте голову оленя я в технике горельефа - это когда изделие, любая форма имеет сильно выступающее, полу объёмное изображение. (например лепные украшения потолков в старинных домах). Сушится панно при комнатной температуре в течение 2-3х дней. Обжигает панно в банной печи при температуре 500 -800
· - мой руководитель.
3этап. Панно – горельеф после обжига обычно грунтуют белой грунтовочной краской. Цвета при окраске головы оленя не яркие (коричневый, серый, местами черный цвет) Можно красить гуашевыми или акриловыми красками, а можно просто покрывать лаком после обжига, выделяя, растушевывая темной краской лишь некоторые детали на изделиях. Я покрасила голову оленя гуашевыми красками: охрой белой и черной краской. (После покрывает лаком изделие из глины мой руководитель). После покраски изготовила рога лося из медной проволоки в толщину примерно 5 мм.
Когда все этапы пройдены, я собираю панно - композицию. Сначала, прикрепляю рога на универсальный клей, потом на расстоянии приклеиваю много листиков разного размера, (которые были натянуты на проволоки) изображая густую листву деревьев.





Экономические расчеты - глина 1кг. – бесплатно; - гуашь 0,25 гр. – 10 руб. ; - лак о 25гр. - 20 руб.; - кусок старой ткани с листиками - 0 руб.; - тонкая медная проволока примерно 10 – 20 метров – 0 руб. ; - расход электроэнергии 60 мин. 10 руб.; - время изготовления 3 занятия по 2 часа в дневное время – 0 руб.; - обжиг в банной печи - 0 руб.; - клей примерно 5 руб.
Общий расход составил: от 40 – до 50 руб.
Экологическое обоснование. При изготовлении моего проекта не происходило загрязнения окружающей среды. Работа с глиной дает лечебный эффект, развивает мелкую моторику, усиливает тактильные ощущения. Панно - композиция «Северный олень» безопасна для детей, так как не содержит опасных, мелких деталей.
Экологические законы гласят:
Все связано со всем.
За все нужно платить.
Все надо куда-то девать.
Природа знает лучше!
Риски и их преодоление. При изготовлении скульптурных работ могли быть риски – это:
1. Различные трещины на глиняных изделиях, так как проводилось экспериментирование новым видом добавки в глиняную массу - древесной опилки. Преодолела тем, что очень тщательно переминала глиняную массу и правильным решением соотношений в добавке (один к 0,5).
2. Могли быть различные сколы при обжиге в муфельной печи.. Но и этот риск преодолен путем качественной просушки скульптурных работ при комнатной температуре. А потом постепенным нагреванием в печи.
3.При демонстрации панно - композиции: риск-работа может, не понравится (опрос воспитанников). При отрицательном результате - пересмотреть, исправить и дополнить.
Заключение.
В ходе исследовательской работы, я очень многое узнала.  Научилась сравнивать, анализировать, делать важные для себя выводы.
Эта работа помогла мне понять, что все мы люди и я в их числе часть природы – мы неразделимы! Надо только любить все живое и правильно, осторожно относиться к природе
В результате исследования северный олень – это прекрасное животное стало моим близким другом!

Я узнала, почти все народы нашего мира всегда относились к оленю с уважением, любовью и преклонением. Наше поколение также должно уважать северного оленя и заботиться о нем. Олень – это символ Солнца, света и чистоты.

Думаю, что моя проектная работа поможет хоть немного узнать ребятам школьного и дошкольного возраста о жизни северных оленей не обижать животных, не загрязнять среду их обитания.

Я считаю, что выполнила что задумала. Композиция - панно «Северный олень », получилась. Панно выглядит красочно, привлекает внимание детей и взрослых. Я узнала много интересного о животном мире , охраняемых законом. Собрала много материала и могу смело выступить перед одноклассниками на классном часе.



Презентация прилагается.












Список литературы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www.ecosystema.ru/08nature/mamm/082.htm

Южаков А.А., Мухачев А.Д. Этническое оленеводство Западной Сибири: ненецкий тип. Новосибирск. 2001. –112 с.
Южаков А.А., Мухачев А.Д. Социальное значение северного оленеводства // Аграрная наука.  2002.  вып.10. – С. 7-8.
. Южаков А.А. К вопросу о социальном значении и дальнейшем развитии оленеводства.// Народы северо-западной Сибири: Сб. науч. тр.  Томск: Изд-во Том. ун-та, 20002 . Вып.10. – С. 23-30.
. Шелепов В.Г, Южаков А.А. Современное состояние и пути сохранения оленеводства на севере Сибири // Сиб. вестник с.- х. науки. –2003.  №3 (149). –С. 159-162.

Эскиз панно











Заголовок 115