Планирование по МХК по примерной программе 11 кл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кордовская средняя общеобразовательная школа №14
Согласовано
Утверждаю.
заместителем директора
по учебно-воспитательной работе
Директор
МБОУ Кордовская СОШ № 14
__________ О.А. Ошарова
__________И.В.Кугушева
« » августа 201 г.
Приказ № от « » августа 201 г.
Рабочая программа
учебного предмета Мировая Художественная культура
для 11 класса среднего общего образования
на 2016-2017 учебный год
Разработчик программы
учитель немецкого языка Заморская М.Н.
Педстаж 24 года,
первая квалификационная категория.
Кордово 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по мировой художественной культуре и программ для общеобразовательных учреждений Мировая художественная культура 5-11 класс сост. Г.И. Данилова М.: Дрофа, 2011 г.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура», а также современные процессы обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, опирается на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
В содержании стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.
Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
В планировании представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», «Художественная культура Нового времени» позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.
Задачи:
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана 2004 года. Рассчитана на 35 часов в год ( 1 час в неделю).
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельная оценка достигнутых результатов.
По предмету:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях.
Содержание учебного курса МХК 11 класс
Художественная культура Нового времени ( 15 час).
Стили и направления в искусстве
Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху - гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) – национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере
произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.
Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере
(«Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской
(художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный
анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).
Художественная культура конца XIX -- XX вв. (15 час)
Основные направления в живописи
конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна.Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера.
Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация,мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка,_ Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе.
Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение
Примерная программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 10-11 классы
Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учрежд.5-11 классы сост. Г. И. Данилова М. : Дрофа 2011г.
учебник Рапацкой Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях Ч.1: (учебник) /Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007
Кубеев М. Н. Сто великих храмов мира М.: Вече, 2011.- 256 с.: илл. ( иллюстрированная коллекция)
Государственная Третьяковская галерея. Живопись, скульптура, графика. Жанры, материалы, техники. Альбом М.: Советский художник. 1977г.- 104 с.
Энциклопедия живописи : М .: АСТ, 2007.- 800с. Илл.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса ( базовый уровень) М.: «Академия» 2013г
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. М.: Дрофа 2013г.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М. дополнительные материалы: иллюстрации и музыкальные фрагменты
Шедевры русской классики ЗАО «Издательский дом Ридерс Дайджест» 2010 « Фирма Мелодия»
Классика навсегда ЗАО «Издательский дом Ридерс Дайджест» 2009г.
Великие музеи мира Лувр: Древний мир и Античность. Лувр: Новое время. Галерея Уфицци.
Эрмитаж. Музей истории искусств в Вене. Интерактивные путешествия.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
13PAGE 15
15